?

Log in

No account? Create an account
pic#официальная

Мир устроен просто

Одна из характерных черт Диатезного Мира – одиночество. Там живут как будто в скафандрах. Каждого облекает тугая, плотная материя, способная выдержать и космический холод, и атмосферное давление морских глубин. Сквозь стекло, не пропускающее ни звук, ни крик, ни стон там общаются, женятся, делают карьеру и детей, заводят кошек, рыбок и собак… И вроде живет человек правильно, все по проверенным рецептам: образование, работа, семья. Ходят вместе в театры и рестораны, ездят отдыхать к морю или в горы с палаткой, учат детей кататься на велосипеде… Но отчего это каждый день похож один на другой? И кто там внутри все плачет, молит, скребется?..

ДАМА С СОБАЧКОЙ. ПОЧТИ ПО ЧЕХОВУ.

ЧАСТЬ YI

Однажды на посиделках заговорили про высокую кухню Франции. В то время это понятие в России было абсолютно незнакомо. Кто-то из Аниной группы вернулся из Парижа и делился впечатлениями.
Как выяснилось, высокая кухня не имеет никакого отношения к утолению голода. И даже просто к «вкусно поесть». Высокая кухня это отдельное государство и особая песнь. Она совмещает в себе философию и психологию, серьезное дело и изысканное развлечение. Это когда в еде ищут нечто большее, чем предусмотрено матерью-природой - тонкие ощущения.

Секрет высокой кухни в том, что оценить ее может только человек подготовленный. В прямом смысле слова не голодный. Не только образованный, но и искушенный. Вкусовые рецепторы, органы обоняния и осязания у него должны быть развиты точно так же, как интеллект. А достоинство высокой кухни в том, что ею невозможно насытится. Каждый раз это что-то невероятное, поразительное. Причем продукты совсем не обязательно должны быть фантастически-космические. Например, лучшие гастрономические умы берут обычную свеклу и доводят ее до состояния полной неузнаваемости, превращая то в прозрачные кубики драгоценного желе, то оставляя в блюде еле заметный оттенок легкого свежего вкуса.

Неожиданно возникла параллель с нашими занятиями, ну, да, мы же не учим жить, мы развиваем вкус к жизни. Оказалось, вот как это называется. Все оживились, загорелись, говорили, перебивая друг друга. Пришли к выводу, что вкус жизни, трудноуловимая, крайне летучая субстанция.

Стали баловаться с путеводителем по Парижу. Открыли главу о высокой кухне и устроили что-то вроде гадания по книге: тыкали пальцем в первую попавшуюся строчку и зачитывали ее вслух. Мы здорово совпадали в главном − в трепетном отношении к сочинению, сотворению − у них ужина, у нас – судьбы. Даже метафоры были на удивление похожи.

эта пьеса написана специально для вас.

здесь каждая деталь имеет особое значение.

отсюда неспешность действия для накопления чувств, добротные паузы для раздумий.

Прислушаться к собственным ощущениям и наслаждаться секундами ваша привилегия и самая главная задача.

Разговор о высокой кухне жизни был прерван поздним временем, но не забыт. Он притаился, как огонь в торфянике, и время от времени вдруг вспыхивал неожиданно и в разных местах. В телефонных разговорах, во время теории и упражнений. Он набирал мощь и вовсю полыхал на посиделках.

Ане все это крайне не понравилось, Идея высокой кухни каким-то образом противоречила гуманистической идее равенства и доступности всего и всем.
В Анином представлении мир был устроен просто. Если будешь, как следует стараться, у тебя и будет все как следует: хорошее образование, качественная еда, и лечение, и развлечения. Следуя темной логике высокой кухни - все, кроме самого главного - вкуса жизни.

Получалось, есть вещи, которые не купишь, не достанешь по блату, не украдешь, не отберешь, не выпросишь. Даже не заработаешь – привычным способом. Означало ли это, что существуют некие избранные - те, кто это может испытать, и остальные, которые могут пользоваться всем на свете, или, на что денег хватит, кроме самого главного? С Аниной точки зрения это было неправильно. Несправедливо.

Comments

Чтобы ощутить этот "высокий вкус", на мой взгляд, нужно иметь хоть каплю ресурса - сверх ежедневно поглощаемого повседневными трудами и обязанностями самоотдачи.
Повседневные труды,и обязанности, и самоотдача - никак не исключают вкуса к жизни. Также как не гарантируют его у человека с массой свободного времени и средств.
Согласна со вторым высказыванием.
По опыту знаю, что изнутрительный до переутомления в течение продолжительного периода труд "выключает" способность различать вкус - в широком смысле, до потери различения оттенков чувств и желаний. Так же как шатающийся и падающий от усталости человек не сможет есть, а первым делом рухнет спать.
Есть такая книга Евгении Гинзбург, называется "Крутой маршрут". О 18 годах сталинских лагерей. Вкус жизни в каждой странице! Представляете, лесоповал, холодно, голодно, тот самый изнурительный труд, и вдруг она находит кустик морошки, и... начинает наизусть читать вычурного Северянина, что-то про золото винограда...

Вспомнила! "Как серебристый виноград, вспорхнула искорка мгновенья..."
Одна из моих любимых книг, как и вообще воспоминания людей той эпохи: Милютиной, Керсновской... Согласна, стихи - песнь свободы в той обстановке, где человек зажат внешне в тиски непреодолимых обстоятельств, но внутри - он свободен.
Я изначально, пожалуй, выразила мысль, некорректную для Вашего контекста. Вы ведь писали о том, что
"Секрет высокой кухни в том, что оценить ее может только человек подготовленный. В прямом смысле слова не голодный".
Т.е. не поставленный в ситуацию какой-либо крайности.
Если говорить о высокой кухне впрямую, имея в виду только еду, то действительно, "оценить ее может только человек подготовленный. В прямом смысле слова не голодный". Мы говорим о другом, о вкусе жизни - там другие законы. Если этот вкус есть, ему не помешают ни крайние обстоятельства, ни рутина, ни быт. Если он есть, если он развит... Собственно, вся "Дама с собачкой" об этом - как сложно его развить, взлелеять, всхолить, воспитать... И еще, что без него нет смысла жить!
Согласна полностью, если без последней фразы.
Или с последней фразой, если в смысле, что вкус придает ощущение осмысленности жизни.
Без вкуса это не Смысл, это долг...
Но и это не лишает жизнь ценности! А смысл может быть обнаружен и позже, даже там, где его казалось, не было.
И кстати да, спасибо за Вашу мысль - даже в крайности, крайних лишениях, человек свободен.
Иерархию потребностей в топку?
Может быть, с такими людьми как Гинзбург или, например, Модельяни (могу еще много кого назвать) работают другие законы, где базовые потребности в пище и норке не главное?
Законы теже, просто бывают исключения. И каждый раз приводя подобный пример, неплохо бы это подчеркивать, что речь идет именно об исключениях.

Кстати, и исключения не такие уж и абсолютные. Вспоминается Франкл, с одной стороны, он отнимал у себя время на сон, лишь бы побыть наедине с собой, с другой, крики избиваемого заключенного не трогали его.
По моим наблюдениям (я конечно, могу ошибаться...) ВСЕ люди, увлеченные своим Делом, озабочены не столько норкой и кормом, сколько реализацией своих творческих идей. И летит у них к чертям собачьим инстинкт самосохранения - ведь нет, чтобы поужинать и спать лечь (для здоровья это полезно), а вот все пишет, и думает, и придумывает...

Между нами говоря, не видела ни одного, по большому счету, состоявшегося человека, кто бы подчинялся базовым инстинктам. Все против идут - нервы тратят, силы, время, свое здоровье запускают страшно... Прямо таки прут против законов природы. И против примитивных толкований пирамиды Маслоу...
У нее ведь два названия: "Пирамида потребностей" и "Иерархия ценностей"
А может, они для разных пород Человека? Есть люди, для которых во главе угла исключительно их простые потребности - жрать, спать, пить, трахаться, размножаться, прятаться от проблем и неприятностей,беречь нервы и т.д.
И есть те, для кого их Высокие Ценности - ценнее всего остального. Кстати, кого в обществе называют "ПОЛНОЦЕННЫМ"??? Только того, у кого опять же есть ценности (боюсь не материального характера)...

По вашей мысли - в моем кругу сплошные исключения!