?

Log in

No account? Create an account
pic#официальная

О патриотизме, депрессии и Кама сутре

Это случилось осенью, после моего поста «Игры со смертью. О чем все упорно молчат?»
Позвонила мне молодая учительница (здесь я буду называть ее Леной, хотя зовут ее иначе). Она как-то серьезно отреагировала на мои слова о том, что душевные расстройства часто начинаются именно в подростковом возрасте. Полезла в Интернет, нашла тому подтверждения. И возникла у нее идея, что учителям старших классов надо бы хоть немного понимать, о чем речь. Не то чтобы прямо разбираться в душевных заболеваниях, но хотя бы азы знать. И знать, что с этим делать. В общем, предложила она мне провести для учителей семинар о подростковой депрессии.
Мы с ней встретились. Милая молодая женщина, горящая своим делом, искренне переживающая за ребят, вверенных ей. В их школе в прошлом году произошли аж два самоубийства с интервалом в несколько месяцев.
У нее была еще одна идея: что хорошо бы нам с ней по старшим классам пройтись, поговорить с ребятами о том, о чем с ними никто нигде не говорит: о желании умереть и о том, откуда оно берется… Смело, не правда ли?
Очень Лена мне понравилась: теплая, открытая, живая, энергичная, светлая какая-то… Обговорили мы с ней все детали, но смотрю, она мнется, понимаю, что речь сейчас пойдет об оплате. Она начинает, что школа, конечно, оплатит мой труд, но это все так сложно с оформлением, с бумагами… Я прерываю ее и предлагаю провести семинар бесплатно, чтоб у администрации не было повода привязываться к деньгам. Ведь святое дело вместе делаем!
И пошла она к директору школы с предложением: вот, нашла специалиста, который умеет сложные вещи объяснять простым языком… психическое здоровье нации… семинар… 40 минут… бесплатно…
Говорит, директор посмотрела на нее с такой смесью изумления, возмущения и отвращения, будто она предложила провести для учителей семинар по Кама сутре. Директор заявила, что Департамент образования никаких таких директив про семинары не давал. Что функция школы – давать знания, а не следить за психическим здоровьем учеников. Что учителя не придут, что у них и так дел хватает, а это все лишние знания…
Но Лена не сдалась. Пошла по школе, нашла нескольких человек, которые отнюдь не посчитали эти знания лишними.
Звонит мне и спрашивает, не соглашусь ли я провести этот семинар на малую аудиторию, то есть для 5 человек. Хотели в школе, но администрация категорически запретила, поэтому решили собраться в квартире одного из учителей.
***
К моей подпольной просветительской деятельности я отнеслась с юмором. А что мне оставалось?
В общем, приехали за мной на машине, отвезли в «тайное убежище». Там меня ждали учителя, которым надо было больше, чем предусматривал Департамент образования. Мы занимались два с половиной часа, могу сказать, что давно у меня не было такой живой, благодарной и заинтересованной аудитории!
В перерыве мы с горьким смехом вспоминали книги о революционном подполье – засекреченные явки, пароли, тайные чтения Карла Маркса…
Под конец спрашиваю: вам не кажется все это абсурдом, что повышение профессионального уровня происходит вопреки, а не благодаря чиновникам от образования? Нет, – отвечают, – мы привыкли.
***
Этот семинар оставил у меня ощущение глотка свежей воды. Значит, в моей стране кому-то что-то еще надо?
Мы как будто взлетели над хаосом и беспомощностью большой политики, над фейковыми страстями, над директивами чиновников.
***
В давнем своем очерке «Где взять патриотизм??», который я считаю одним из лучших в своей публицистике, я писала:
«Меняются времена и правители. Меняются ценности, ориентиры, направления, правила игры – то в России все глубоко и истово верующие, то воинствующие атеисты… «Стучать» на ближнего своего то является позором, то нормой и даже обязанностью… Наша цель была коммунизм, а стала капитализм, который десятилетиями ругали на все корки… Только одно остается неизменным – меньше всего в моей стране ценятся люди».
Могу добавить – люди реальных поступков. Ведь такие люди как Лена совершенно неизвестны стране, потому что не пишут о них СМИ и не показывают их по телевизору. И в Интернете они не светятся – они Делом заняты, поэтому некогда им каждый свой жест и шаг вывешивать на всеобщее обозрение, чтобы лайки собирать.

Знаете, какая мысль возникла у меня после всей этой истории?
Если что и спасет Россию, то вовсе не грозное супер оружие.
Россия жива, пока есть такие люди, как Лена…

Но отчего же я даже ее настоящего имени не могу здесь назвать???
*************************************************************
По многочисленным просьбам
14 апреля, в субботу, с 13.00 до 17.00
я буду проводить единственный семинар в этом году
Странствия по «лабиринтам» мышления
По адресу: Садовническая ул, 5 (метро Новокузнецкая, Третьяковская )

Подробнее о семинаре здесь

Comments

Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
Спасибо за рассказ про Лену и ее коллег. Такие люди есть и мы их встречаем каждый день. Неравнодушных, ищущих, делающих. И их надо ценить. Хотя бы за то, что они дают пример. Пример полета над обыденностью, директивами, фейковыми страстями и прочей мишурой, которая у нас (и при социализме и при коммунизме) называется социальным статусом, положением в обществе и т.п.
Не согласна, что мы их встречаем каждый день!
Не так уж их много, кто от разговоров переходит к конкретным действиям.
Как же горько слышать, что из большого коллектива школы только 5 человек не побоялись и захотели чего-то большего. Захотели быть более внимательными к тем, кого учат. Что это, боязнь лишней ответственности: а вдруг потом спросят, мол что же вы, товарищ учитель, аж целый семинар прослушали, как же не распознали, не увидели беду....
Я никогда не забуду, как у нас в школе директор водила по классам мальчика и девочку. Она была выпускница, а он младше на 3 года. Их "застукали" целующимися в классе после уроков. Как же их "размазывали" перед всеми учащимися. С того дня для большей части школы они стали изгоями... У девочки потом был тяжелый нервный срыв и она очень долго восстанавливалась.
Это было 30 лет назад, тогда слово любовь, да еще и в школе, была под огромным запретом.
Но кто бы мог подумать, что в современном мире, усеянном "психологией", возможно такое равнодушие к подросткам. Ведь это самый ранимый возраст.

Евгения Петровна, спасибо Вам, что вы откликнулись Лене. И спасибо Лене, что не сломалась, продолжила идти к намеченной цели и за влюбленность в свое дело!

Edited at 2018-04-02 09:33 (UTC)
По-моему, 5 человек это наоборот много!
Почему так мало меняется школа? Вроде бы то место, где много самых молодых, но...

Вспоминаю школу, которую я заканчивал в 1978 году. Выскажу мое оценочное мнение: в школе было два педагога, которые не считали учеников массовой продукцией. Вонрук, настоящий офицер, танкист, подполковник и молоденькая учительница русского языка и литературы, невысокая, миниатюрная симпатичная татарочка.

И все.
:-(
Читая Ваш пост, Евгения Петровна, поймала себя на удивлении, что на одну школу нашлось аж 5 человек, которым надо! Грустно, что уже привычным кажется тот расклад, в котором вопросы, связанные с психическим здоровьем никого не волнуют, или, что хуже, пугают и вызывают брезгливую отгороженность. Рассказанный Вами случай, для меня еще пример того, как можно вести себя когда твое мнение, подкрепленное здравым смыслом, перечит системе. Не обязательно вступать в борьбу, идти на конфликт и прочее, можно проложить альтернативный маршрут и тратить силы не на борьбу с ветряными мельницами а на реализацию своей идеи в рамках собственных возможностей. Очень своевременный пост, спасибо!
Только вот прологая альтернативный маршрут надо еще помнить, что за это могут наказать...

(Анонимно)

Неравнодушие и заинтересованность таких людей как Лена вызывает уважение. С другой стороны отношение руководства к процессу образования, а именно его сужение до функции передачи знаний сугубо по предметам, вызывает недоумение. Ведь в законе об образовании написано, что в функции школы входит "учебно-воспитательная функция, включающая в себя обучение и воспитание обучающихся (воспитанников); обеспечение охраны их жизни и здоровья;" Здоровья как физического, так и психического. Видим нарушение закона! Заметил, что с распадом СССР перестало употребляться слово Просвещение. По смыслу более широкое и нравственное чем просто обучение.

Иван
Только вот при СССР за Просвещение могли так по башке настучать...
У меня есть знакомый философ, который преподавал еще при советской власти. Когда он попытался дать своим студентам читать Розанова и Бердяева (для расширения кругозора) ему пришлось уйти из Университета и вообще поменять профессию.
И помню, как из нашей школы исчез замечательный преподаватель литературы - после того, как мы на факультативе мы едва коснулись "Мастера и Маргариты"...
Как же бесит, что знания, которые выветрятся из голов учеников через пару лет после окончания школы, "взрослым" кажутся более важными, чем душевное состояние детей. Ведь многие подростки (да чего уж там, и взрослые) не понимают, когда начинает происходить что-то не то, закапываются все глубже и глубже, отстраняясь от людей, а родители просто считают, что это пройдёт - "возраст такой".

(Анонимно)

Несмотря на привычную плачевность общей ситуации (в плане нежелания школ и высших инстанций освящать такие важные вопросы), в самом деле, этот пост согревает и вызывает радостное недоумение!!! Хочется сказать огромное спасибо Лене за то, что пошла против системы, за то, что ей НАДО больше, чем отработать и получить зарплату!!! Евгения Петровна, спасибо, что поделились, что рассказали! У меня внутри аж взбудоражилось все, сила какая-то восстала, улыбаться хочется! А еще стало очень интересно познакомиться с Леной, узнать ,что это за человек, какая она... И лично сказать Спасибо!
Дина.
Не первый раз слышу подобный пример то ли ограниченности, то ли равнодушия со стороны директора школы. И каждый раз в мыслях мелькает удивление - как человек с подобными чертами мог занять должность руководителя? Его выбрали? Продвинули? Он сам проложил себе путь? Создаётся впечатление, что подобные люди выгодны на данных постах - ограниченные, жёсткие, ревнивые властолюбцы...
К тому же понятие "директор" предполагает ответственного человека, стратега, сфокусированного на развитии вверенного ему объекта. А по факту получается, что директор выполняет скорее роль цербера, нежели князя. Какая-то извращенность понятий.
Но ведь этого много! Куда ни глянь!!!
Меня передернуло от фразы "лишние знания". Разумеется, в системе, где подросток ценится только по шкале отметок, которые он может получить, знания о его душе ну правда лишние, даже мешающие. А ну как все начнут заботиться о чем-то помимо хороших оценок, это что же получится? Живой народ, чувствующий. Нашему государству это не выгодно, таким невозможно ничего втюхать и навешать лапши на уши.
Никакому государству это невыгодно...

(Анонимно)

Ваш рассказ вызывает восхищение Лениным поступком, ее настойчивостью и упорством и горечь оттого, что такие люди остаются незамеченными не только в этой конкретной школе, а повсеместно. Думаю, что когда человек нацелен на дело, для него главное смысл. Это дает силы и энергию. Формализм, показуха этот смысл полностью нивелирует и появятся усталость и равнодушие, а может быть и раздражение к тем, кому не все равно, кому что-то надо.
Татьяна
Знаете, а у меня от поста такие нежные и светлые чувства! Чувства о том, что такие люди, как Лена существуют! И где-то в разных уголках города, страны, планеты, мы потихонечку творим, обращаем внимание, не проходим мимо, пытаемся научится, понять, помочь, разочаровываемся, плачем, падаем, и снова встаем и снова ищем. А еще эта история (ваш пост) напомнил мне кусочек из фильма "Нелюбовь", а точнее одну из веток: там где волонтеры, бесплатно, 24 часа на разрыв искали мальчика. Это альтернатива всем департаментам, бюрократическим объектам, холеным чиновникам и тд... Это способ чуть-чуть поменять мир. И каждый раз, когда слышу, читаю, вижу таких людей или их деятельность - я восхищаюсь, я вдохновляюсь, это дает мне сил идти по тому пути, который я выбрала, пути "неравнодушия".
Спасибо вам Евгения Петровна за эту историю, для меня она прекрасна!
Но почему я даже имени ее настоящего не могу назвать вслух?
Никто на этот вопрос не ответил...
Удовольствие находится рядом с такими людьми как Лена! Горящими, деятельными, верящими, что могут изменить к лучшему хотя бы маленький кусочек мира вокруг себя... Ее ведь и ученики наверняка обожают, и через 10 лет будут с теплотой вспоминать! Неравнодушие - вот чего нам очень-очень не хватает.

(Анонимно)

Поразительно, что на тему подростковой депрессии и ее последствиях не среагировала администрация именно в той школе, где уже произошло 2 суицида. Уж где-где, а там она должна была быть особо востребована.

«Люди реальных поступков». Это так здраво, ставить перед собой цель не изменить всю систему образования в стране, а в конкретной школе помочь конкретным школьникам. А в основе поступка Лены лежит отзывчивость, без которой человек становится лишь функционер. А в результате равнодушия и отстранённости происходят трагедии, хотя никто не хотел зла.

Рита
Как же хочется, чтобы система не переломала Лену! Чтобы она оставалась такой же небезразличной и светлой, несмотря на все препоны директоров, оберегающих учителей от "лишний знаний"...
Это позор, конечно, для всей системы образования, что подобные просветительские вещи, жизненно необходимые сейчас, приходится делать подпольно и на альтруистических началах.

Лена, если вы это читаете, спасибо Вам огромное!!!
из-за этих учителей часто дети и хотят жизнь закончить так-то.
из-за каких конкретно учителей?
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>