Евгения Белякова (impressionante) wrote,
Евгения Белякова
impressionante

Categories:

Давайте не будем тратиться...

Продолжаем про психопатологический диатез. Разговорилась на днях со старой знакомой о Цирке дю Солей. Жена богатого человека, красивая, ухоженная, хорошо одевается, а на лице постоянное выражение холодной скуки. Назвала артистов цирка «бедными», подкрепив это заявление тем, что «так тратиться - это ужас». Я попыталась что-то возразить – говорила о том, что люди могут испытывать громадное наслаждение от движения своего гибкого, натренированного тела: это знают спортсмены, артисты балета... И ей ли это не знать? (мы с ней в юности занимались теннисом). Но дама меня совсем не поняла. Слова «счастье» и «движение» для нее были по разные стороны баррикад.

В процессе разговора выяснилось, что ее вообще раздражает все «слишком» яркое. А самый больший напряг вызывают люди - те, кто глубоко и сильно чувствует. Внутри себя она абсолютно уверена, что так чувствовать невозможно. Немедленно привела мне в пример, как ехала на машине и слушала по «Эхо Москвы» передачу с журналистом Сванидзе. Я радостно подхватила, что считаю его тонким, умным, с живым темпераментом, но она мои дифирамбы жестко пресекла: «все это игра на публику». Понятно, собственная чахлая эмоциональность возведена в абсолют. но все это время в голове у меня стучала мысль – живая иллюстрация к моей «Даме с собачкой». Вот эту фразу запомнить… и вот эту мысль…
Делюсь уловом:

«Занимаются творчеством, которое не приносит денег, только сумасшедшие. И между нами говоря, творческие люди все немного «того», талант, это же не норма, иначе все бы обладали талантами. Поэтому все таланты, тем более, гении, априори, безумны...»

«Думать вредно. А переживать о чем-либо еще вреднее, нервные клетки не восстанавливаются. И если кто-то хочет большего, чем выгодно устроиться, значит, он чокнутый псих, из тех, кому больше всех надо».

А я помню, когда нам с ней было по 12 лет. Она была сильной теннисисткой, играла лихо, бурно переживала победы и поражения…А теперь, на все живое, у нее реакции, как у черта на ладан. Печально и страшно.

Ну, а теперь, продолжение «Дамы с собачкой»


Часть Y

Но самое большое количество информации давали наши упражнения.
Вот тут я должна сделать лирическое отступление и объяснить, куда Аня на самом деле попала.
В психотерапии много разных направлений, но цель одна: найти и включить ресурсы человека, которыми он не пользуется. Каждый вид психотерапии делает это своими способами. Мы работаем с эмоциями. Мы их чиним. Будоражим. Реставрируем. Укрепляем. Обновляем как компьютер. Настраиваем как рояль. Выращиваем как цветы. Дозреваем, как недоношенного ребенка в кувезе. Мы их пробуждаем от летаргического сна, а бывает, и выводим из комы.

В своей работе мы используем разные виды искусств. Их у нас в программе целых 7 и хоть что-то должно стать трамплином. Или ключом, открывающим замок. При этом мы не учим писать стихи, играть на сцене или рисовать картины. Это только упражнения, придуманные и подобранные специально для реанимации чувств. Это длительная работа, требующая колоссального напряжения душевных сил. Месяц наших занятий равен нескольким годам эмоционального опыта - не до чувствованного, неиспытанного, не пережитого.

Когда Анины мечты о чудесном месте, где ее готовы выслушать и поддержать обломались, Аня обиделась на меня и на психотерапию в первый раз.
Но, придя в себя и оглядевшись, Аня немедленно стала путать наши занятия со студией творческого развития. Она решила, что теперь, наконец, сможет раскрыть какие-нибудь свои способности и тогда ее индивидуальность проявится во всем своем блеске.

Аня пребывала в типичном и весьма распространенном заблуждении, что достаточно создать идеальные условия для раскрытия способностей, как они полезут из всех щелей. Вроде как потревоженные тараканы из помойки.
Это заблуждение, быстро и неумолимо стало рассыпаться у всех на глазах.

С первых же занятий выяснилось, что у Ани отсутствует чувство цвета. Нет, у нее не было никаких патологий со зрением. Дальтоником она не была, улицу переходила на правильный свет и даже весьма удачно могла подобрать шарфик к кофточке. Но Аня воспринимала цвет чисто умозрительно. То есть умом и зрением, но не чувством. Упражнения по живописи выдали Аню с головой. Все ее работы отличались удивительной цветовой бедностью. Для меня это был грозный знак.

Со стихами было еще хуже. У нас не поэзия, а всего лишь стихосложение, но и оно предполагает поиск своих слов – самых точных, самых емких, для передачи настроения.
Аня, в описании своих переживаний, обходилась общими фразами и банальными образами. В ее стихах солнце было «жаркое и яркое», волна «голубая и прохладная», а запахи летнего дня ограничивались скошенной травою. Выше скошенной травы ей прыгнуть не удавалось.

Поначалу я надеялась, что мы пробьемся хотя бы на пластике - я знала, что Аня, когда-то занималась фигурным катанием. И действительно, двигалась Аня хорошо, но в ее движениях была механистичность автомата, а глаза оставались мертвыми, даже на самых красивых упражнениях.
Сколько лет я показываю ритуальные поклоны, и всегда мое тело поет. Сверкающее изящество французского поклона, томная грация испанского… И вокруг - подтягиваются животы, выпрямляются спины, освещаются лица. В движениях начинают звучать, незнакомые до сего дня, ноты достоинства. Аня же покорно шевелила ногами и руками в правильную сторону, и затравленно смотрела на меня, бездумно копируя движения.

Но самый большой ужас ждал Аню впереди, когда у нас начался театр. Она совершенно растерялась, когда поняла, что это будет импровизация. С помертвевшим лицом она слушала мой панегирик импровизации: «волшебная и радостная игра… поиск неожиданного, ожидание случайностей …».
Когда дело дошло до упражнений, Аня стала требовать точных инструкций: куда вставать, как поднимать руку. Сама, без указаний, она боялась сделать шаг по сцене - застывала, как шпорцевая лягушка.
Волшебная и радостная игра вызывала у Ани парализующую ее тревогу.
--------------------------------------------------------------------------------------

Продолжение следует...
Tags: Книга, Нездоровая душа - это как?
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments