?

Log in

No account? Create an account
pic#официальная

Понять тайные движения собственной души

Во-первых, издатель моей книги взял у меня интервью. Оно получилось жестким и наглым (я не виновата!) Его можно прочитать здесь: https://www.facebook.com/iautograph/
Во-вторых, и в главных - подробная программа Летней Школы: Психология искусства в театре и кино
О чем фильмы Феллини? Что скрывается за сюжетом «Гамлета»? А за ужасами в кинокартинах Хичкока? Какая мысль зашифрована в "Меланхолии" Ларса Фон Триера? Что таится «между строк» пьес Чехова и фильмов Звягинцева? 
***
ЛЕТНЯЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА
будет проходить, с 9 по 12 июня и посвящена она будет психологии искусства, а точнее, театру и кино.
***
Все искусство – это зашифрованный опыт мироощущения и миропонимания. Разного рода искусства, каждое по-своему, развивают в человеке видение скрытого, глубинного смысла явлений жизни.
Программа
1.      Зачем и о чем все фильмы и спектакли?
В пьесах моделируется поведение человека в "поворотных" ситуациях. Потому что все пьесы показывают человека в самые напряженные, самые мучительные моменты его жизни. И не столь уж важно, почему герой оказался в сложном положении: случайность ли это, воля судьбы, ошибка, заблуждение или прямая вина. Как герой ведет себя в сложившейся ситуации, как он меняется под воздействием обстоятельств, — вот что становится главной темой драматического действия.
И результатом, итогом пьесы и спектакля должны быть не рецепты «как жить», а важный жизненный и душевный опыт, который зритель должен пройти и пережить вместе с героями.
Образы пьесы, сливаясь с мыслями и чувствами зрителя, помогают ему понять тайные движения собственной души.
***
2.      Что такое символ (метафора, аллегория) в кино, театре, фотографии
Умеете ли вы читать и понимать символы? А если не умеете, то давайте учиться, а то «зашифрованный опыт миропонимания» пройдет мимо вас.

На семинаре мы познакомимся с законами драматургии и особенностями некоторых жанров:
3.      Мелодрама.
С давних времен и до наших дней мелодрама была и остается одним из самых популярных жанров. Для этого жанра характерны однозначные характеры персонажей (благородный герой / отпетый злодей), понятные публике мотивы их действий (любовь, деньги, власть, месть, честь...), а также бурно кипящие страсти и крутые повороты судьбы. По закону жанра зло в финале всегда наказано, а добро вознаграждено. Однако в начале, автор должен низвергнуть героев мелодрамы в пучину злоключений и несчастий, а потом заставить их эти несчастья преодолеть. Только тогда герой может быть награжден судьбой.
На семинаре попробуем разгадать, в чем истоки "всенародной" любви к мелодраме.

4.      Что такое мизансцена в театре, кино, фотографии
Человечество с давних пор проявляло склонность к эстетическому восприятию зримых картин. На этом строились все обряды, ритуалы, церемонии. Эти зримые картины, где каждый компонент  сценического пространства значим, называют мизансценами. Мизансцена – это положение действующих лиц на сцене  или в кадре. В мизансцене важно все: каждая деталь, жест, поза, поворот головы и т.д.
Точно выстроенная мизансцена может обогатить смысл и настроение сцены.

5.      Комедия.
Что мы знаем о комедии? В основном, что комедия – это смешно. Но обращал ли кто внимание, что пока зрители в зале хохочут, самим героям комедии, как правило, не до смеха? Большинство любителей посмеяться и не догадываются, что комедия говорит все о тех же кардинальных проблемах человеческого бытия. Крах личной жизни, карьеры, иллюзий, одиночество, предательство, поиски любви и счастья − комедия рассказывает о них особым комическим языком, заостряя и утрируя действительность до степени шаржа или карикатуры.
Комедия дает возможность и зрителям увидеть собственные цели и мечты с неожиданного ракурса, по новому осмыслить события своей жизни.

6.      Ракурсы и геометрия мизансцены
Законы композиции в живописи, театре, кино и фотографии равнозначны. Между тем, ракурсы и геометрию мизансцены последние 20 лет не «проходят» ни режиссеры, ни операторы (тем более, об этом ничего не знают фотографы). Эти сакральные знания почти утрачены нашим временем.
Узнаем, как с помощью знаний ракурсов и геометрии мизансцены режиссер (оператор, фотограф) получает возможность обнажить глубинные пласты человеческих взаимоотношений.
А мы научимся «читать» шифр позы, жеста, движения. Какие знаки передают нам окружающие? Какие знаки передаем окружающим мы? Древнее искусство театра нам в этом поможет.

7.      Трагедия – это мир высоких чувств и больших страстей.
В отличие от идеального, но несколько условного героя мелодрамы, трагический герой полон сомнений, противоречий, внутренних конфликтов. Он постоянно преодолевает себя, свой страх или свою инертность. Его характер формируется, углубляется, развивается и к концу трагедии герой меняется радикально. У зрителей возникает идея о возможности кардинального самоизменения, о том, что человек не рождается совершенным, он «делает» себя, он может стать таким.
В финале герой по закону жанра гибнет, но трагедия подводит нас к мысли, что есть нечто и страшнее смерти − это пустая, бессмысленно прожитая жизнь…
Идентифицируя себя с героем трагедии, зритель получает возможность ощутить себя (хотя бы на время) человеком больших страстей, высоких мыслей, красивых поступков, достойных целей.

8.      Театральный костюм
Это не просто одежда для исполнителя. «Подноготная» героя пьесы выражается внешними формами – его одеждой. Сочетания цвета (контрастные или пастельные, яркие или мрачные) в совокупности с формами покроя платья (жесткими или мягкими, тягучими или затейливо-причудливыми) дают возможность рассказать о характере героя.

9.      Драма.
Для персонажей драмы характерно глубокое внутреннее одиночество, непонимание друг друга, постоянное недовольство собой или своей жизнью или окружающим миром, а чаще всего – всем вместе.
Именно в драмах можно наблюдать, как за словами героев сквозят стремления, которые героям престижно выдвигать на первый план в виде главной цели. Но еще глубже живут в психике тех же людей другие, более сильные желания. С ними непрерывно идет внутренняя борьба, и все-таки именно эти подспудные, скрытые от самих себя помыслы руководят поступками и действиями героев.
Этот жанр помогает выработать умение понимать скрытый смысл поступков и слов (своих и чужих).
******
Если вы способны воспринимать произведение искусства не отстраненно, а близко к сердцу, то у вас есть реальный шанс стать глубже, тоньше, лучше понимать людей, лучше понимать себя... А еще вы сможете получать громадное наслаждение от великих кинокартин и пьес – потому что научитесь разгадывать идеи автора и режиссера, понимать их язык!

На семинаре будет много иллюстраций: от работ великих мастеров фотографии до уникальных, авторских эскизов театральных костюмов.
Во второй половине дня просмотр кино с обсуждением.
***************
Летняя Психологическая Школа будет проходить в санатории Валуево (10 км от МКАД http://www.valuevo.ru/)
Мы планируем заниматься три часа утром с 10 до 13 и два часа вечером с 15 до 17. (Всего 20 часов). 
Стоимость участия в семинаре для одного человека за 4 дня составляет 12 000 рублей.
Супружеским парам скидка: стоимость участия для двоих составляет 20 000 руб.

Проживание и питание в санатории оплачиваются отдельно.
Двухместное размещение в стандартном номере +питание (с человека) 3000 рублей в сутки.
Одноместное размещение +питание 4500 рублей в сутки.
*
Всех желающих попасть в нашу Летнюю Школу,  просим  в ближайшее время зарегистрироваться: http://a-s-t.ru/about/activities/artp-pchyho/
Заявки на участие принимаются до 20 апреля
После регистрации вам будет выслана детальная информация по Летней Школе.
Количество мест ограничено – всего 24!!!
Так как на  Летнюю Школу едут участники групп АСТ, 18 мест уже зарезервированы.
То-есть осталось всего 6 местНе опоздайте!

По всем вопросам можно звонить:
+7 916 812-66-57 Ольга
+7 917 581-59-17 Екатерина

Comments

Прочитала интервью. Ни жесткости, ни наглости, а просто прямая и честная Евгения Петровна-такая, какую я знаю и бесконечно уважаю.

А книгу люблю. Вся в "почеркушках" карандашных, с рисунками на полях, потрепанная и затасканная, с ответами на многие вопросы. Даже сейчас, когда под сердцем - самое важное;)
Рита, поздравляю!!!
Спасибо большое!!!
Я так счастлива что иногда кается что сплю!))

Edited at 2017-04-11 17:41 (UTC)

(Анонимно)

Мне тоже Ваше интервью не показалось наглым. Скорее, энергичным.
А они разве присылают на согласование перед публикацией?
Сейчас редко присылают на согласование. В данном случае прислали...

(Анонимно)

Летняя школа

Евгения Петровна, Вы не могли бы выложить список фильмов, которые вы будете смотреть и обсуждать в Летней школе (Во второй половине дня просмотр кино с обсуждение)? Очень интересно, какие фильмы Вы выбрали.

Re: Летняя школа

Это пока секрет!
Если выложить список фильмов, их заранее посмотрят, поймут куда-нибудь не туда, заранее составят мнение... А мне надо чтобы были свежие впечатления!

(Анонимно)

Да, действительно, если заранее все посмотрят, то будет уже не то.
Мне очень понравились Ваши комментарии к фильмам на лекции по Типологии( кажется, это была весна прошлого года). После этой лекции было так интересно смотреть кино! Смотрела "Осенний марафон", "Очи черные" совсем по-другому. Хочется еще это пережить.

Чтоб это пережить надо ехать на Летнюю школу.
Я потом напишу список фильмов, но толку-то?
На Летней школе мы будем их подробно разбирать, искать зашифрованые послания. А если шифра не знаешь - что поймешь?

(Анонимно)

Совсем необязательно ехать в школу, чтобы смотреть и переживать фильмы глубже, яснее, "более эмоционально чисто и верно". Понимание приходит с опытом и возрастом, с накоплением собственных душевных переживаний, с расширением "эмоциональной палитры". Разве можно этому научить???? Можно объяснить, что чувствуешь сам и почему, поделиться своим опытом, но НАУЧИТЬ!!!?????? Вряд ли....это из области самопознания, самообразования и т.п. Чужой опыт в этом деле не бесполезен уж совсем, но и не панацея, нужен собственный опыт, собственные переживания, собственные удачи, победы, разочарования, потери....

А шифр.....есть у каждого ключ к шифру - это душа)))И нельзя извне подобрать ключ....
Полагаться только на собственный опыт - далеко не уедешь. Иначе зачем человечество копит знания и передает их другим поколениям?
Знаете, когда я провожу семинары по типологии, мне многие перед семинаром говорят, что в человеческих характерах замечательно разбираются. А когда мы начинаем типологию подробно изучать, выясняется, что это весьма самонадеянное заблуждение.
В драматургии есть свои законы - они хитрые, они сложные и выйти на них самостоятельно невозможно. Без знания этих законов многое в фильмах и кино проходит мимо. Целью нашего семинара и является постижение этих законов (а вовсе не научить чувствовать!)

спасибо-спасибо!