Евгения Белякова (impressionante) wrote,
Евгения Белякова
impressionante

Category:

Закон жизни: если что-то прибыло, то где-то что-то убыло...

Продолжение. Начало:
Талант - благо? Или наказанье?
http://impressionante.livejournal.com/71290.html
Шабаш вокруг Божъего дара http://impressionante.livejournal.com/71469.html
***
Практически во всей литературе об одаренности звучит грозное предупреждение, что дети-вундеркинды часто плохо адаптируются в окружающем их обществе. Я это знаю не понаслышке. Еще во времена перестройки меня приглашали работать в школу для одаренных детей. Тогда в Москве появилось много школ с экспериментальными или, как их называли, альтернативными формами обучения. Директор той школы сам был когда-то вундеркиндом и на собственном опыте прочувствовал издержки воспитания талантливых детей, почему и озаботился их коррекцией.
Его детство и юность были типичными для вундеркинда. Склонность к математике проявил очень рано, и все родственники постоянно твердили, что он будущий гений и его ждет блестящее будущее. Но он взрослел, и ему хотелось уже не только знаний, но и дружбы, и любви, а откуда они берутся, он не знал.  А в возрасте 14 лет он влюбился в «простую смертную» девочку из соседнего подъезда. Она ничего не понимала в математике, но зато была веселушкой-хохотушкой, к тому же очень хорошенькой. Он совершенно не представлял себе, как подойти к ней, о чем разговаривать. Он очень страдал. Забросил учебу, думал о смерти.
Он не умер. Поступил куда и собирался - в МГУ, но все обратили внимание, что в университете его яркие способности как бы нивелировались. Например, скорость решения задач у него была фантастическая (там, где другим требовалось два часа, он справлялся за 15 минут), а стала нормальной.
Родственники были этим очень недовольны. И много лет, о нет, не попрекали его вслух, но всеми способами показывали это. Он мучился чувством вины, мысли о смерти регулярно посещали его. Из его рассказа я поняла, что они с родителями так и не простили друг друга… В общем, долгая печальная история.
В конце концов, в его жизни все как-то сложилось. Но какой ценой?
***
Мы с этим директором, по его словам, должны были стать Хранителями Дара – развивать и приумножать его. И не только.  Мы оба понимали, что  существует закон природы: «если где-то что-то прибыло, то где-то что-то убыло». Следуя простой человеческой логике, надо искать, прежде всего, что «убыло». Что может затормозить – нет, не только развитие таланта, но и становление личности. Не это ли главное?
Я тогда прицельно общалась с каждым ребенком. Из 27 детей и подростков только о трех я могла с уверенностью сказать, что как бы их профессиональная судьба ни сложилась, они не пропадут, состоятся не в этой профессии, так в другой – в них светилось замечательно-здоровое жизнелюбие! С остальными был большой знак вопроса. В основном у вундеркиндов можно было наблюдать  дисгармонию развития – это когда в своем предмете ребенок всем фору даст, а в главной области – человеческом общении – совсем некомпетентен.
***
Умение приспосабливаться к условиям окружающего мира - сложным неоднозначным, быстро меняющимся - называется адаптацией.
Жизнь непредсказуема и не дает гарантий никому. Иногда надо начинать сначала и с нуля. А для этого надо обладать жизнестойкостью, гибкой и  мобильной психикой, умением переключаться (чтобы не выгорать), живым любопытством не только к своему делу, но и к людям, к жизни. 
Именно в подростковом возрасте начинают развиваться высшие эмоции: сопереживание, милосердие, благодарность, уважение, любовь. Это время, когда на первый план выходит потребность в общении с другими людьми. Подросток должен научиться понимать людей, чтобы в дальнейшем уметь дружить, любить.
Одаренность здесь выступает в роли особого искушения – казалось бы, уже есть Дело жизни и ее Смысл. Что еще надо?  Смотря что мы хотим получить в результате.
***
Интеллект без души, «голые» способности без человеческих чувств низводят личность до социальной функции. Часто  в облике маугли – в данном контексте это когда блистательный талант сочетается с душевной холодностью и черствостью. Маугли никого не любят и никем не дорожат. Они плохо ориентируются в окружающем мире, необщительны, ранимы, беспомощны, эгоцентричны. В общении с ними возникает ощущение неловкости и чужеродности.
Тотальное одиночество Перельмана – это не его выбор, это его крест. Высокая цена за гениальность? Но я могу сходу предоставить большой список признанных гениев, чья жизнь была по всем меркам полноценной, они умели и дружить, и любить. Боюсь, судьба Перельмана – это расплата за невежество окружения. Его странности были видны с детства невооруженным глазом, но никто не озаботился  его социальной адаптацией. Для окружающих был важен его Дар. А как юному гению живется на белом свете и что с ним будет дальше, никого не волновало. Как не волновало и то, что наличие Божьего Дара никак не компенсирует человеческую неполноценность.
***
Слово «полноценность» обозначает «полно ценностей». Это предполагает, что у человека может быть не один главный интерес в жизни, не одна точка приложения своих сил и способностей, а много  разных. Можно любить своё Дело, близких по духу людей, а еще иметь увлечения (кататься на лыжах, разводить цветы, ходить в театр). Можно любить какое-то место на земле – город, деревню, местечко. И тогда в минуту жизни сложную или светлую, один поедет расслабляться (или черпать силы) в глухую сибирскую деревню, другой – в Париж, третий – в горы с палаткой. Главное, чтобы такое место – милое сердцу, дающее силы – существовало на земле. Иначе будет как в «Защите Лужина» – главный герой, шахматный гений, ездит по миру, давая сеансы одновременной игры вслепую. Меняются страны и города, гостиницы, залы, где он играет. Для него они все одинаковые. Он ничего не замечает вокруг себя, не видит, не помнит…
*
Считаю, что мы с этим директором придумали замечательную программу для вундеркиндов. В нее входило многое – от развития эмоциональной сферы до развития координации. Вплоть до того, что мы запланировали учить одаренных деток справляться с бытом: готовить, ходить в магазин, убирать свое жилище, распределять время, силы и деньги. Зачем отвлекать гения на такие мелочи? Затем, что чем самостоятельнее человек, тем более он уверен в себе, тем ему комфортнее в окружающем мире.
На мое предложение пригласить детского психиатра, который бы время от времени смотрел детей, директор не упал в обморок, а разумно предположил, что вовремя выявить патологию – это значит не дать ей развиться.
В общем, у нас было много планов…
К сожалению, сотрудничества с этой школой у нас так и не случилось. Мы встречались и строили планы весной, а в августе он неожиданно умер. И его преемник посчитал, что одаренность ни в какой в коррекции не нуждается.
Продолжение через несколько дней
*****************************************************

Анонс!
18 марта, в субботу
будет проходить семинар
Как противостоять манипуляциям?
В современном мире манипуляции пронизывают все сферы нашей жизни, от международной политики до отношений в семье. Неужели добиться желаемого можно только при помощи манипуляций? А может быть, это нормально и других отношений между людьми не бывает? Попробуем разобраться!
- Зачем люди это делают? Истинные причины и цели манипуляций. 
- Кто манипулирует сознательно, а кто бессознательно?
- Манипуляции в поведении и речи, мимике, интонациях, жестах…
- Как распознать манипуляции у себя и у других?
- На чем стоят секты и психологические тренинги?
- Партизанские войны в семье. Игра длиною в жизнь: «кто кого переманипулирует». 
- Манипуляции в большой политике.
- Манипуляции на службе. Отношения с начальством, сослуживцами, подчиненными.
- Манипуляции в СМИ. На примерах телевизионной рекламы попробуем разобрать скрытые в рекламе послания. Что на самом деле нам продают?
- Что манипуляции дают и что отбирают?
- Умение манипулировать – счастье  или беда?
- Что такое быть достоверным и возможно ли обойтись без манипуляций?
Семинар будет проходить 18 марта, в субботу, с 16.00 до 19.30
по адресу: улица Остоженка, дом 14/2,  (метро Кропоткинская)
Зарегистрироваться: https://evgeniya-belyakova.timepad.ru/event/438384/
Количество мест ограничено!
Если возникнут вопросы - звоните:
+7 916 812-66-57 Ольга
+7 917 581-59-17 Екатерина
Tags: Душевное здоровье - это что?
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments