Евгения Белякова (impressionante) wrote,
Евгения Белякова
impressionante

Categories:

Шабаш вокруг божьего дара

Продолжение. Начало: http://impressionante.livejournal.com/71290.html
Исследования по одаренности никогда не были засекречены, тем более, сейчас они в открытом доступе. Просто ими не особо интересуются. Даже те, кого это касается непосредственно, – родственников, воспитателей, учителей вундеркиндов.  Иначе бы знали, что никакие способности  ребенка сами по себе еще не предопределяют его блестящее будущее.
Во всех работах замечательного советского  психолога Н.С. Лейтеса, который  около 40 лет занимался изучением одаренности детей, рефреном звучит мысль, что «признаки одаренности, проявляемые в детские годы, даже при самых благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть». Но поразила  меня в свое время вот эта цитата из его статьи (подчеркнуто мной): «среди тех детей, которых мне удалось подробно изучать, был лишь один бесспорный случай, когда бывший вундеркинд рано стал известным ученым, создал научную школу. В других случаях успехи были более или менее значительные, но совсем не того масштаба, которого можно было ожидать от выдающихся детей».
Почему об этом знать не хотят? По той же причине – может огорчить. И вообще, думать вредно! Исходя из этого, понятно, почему любящие родственники устраивают шабаш вокруг юного дарования, наваливая на него кучу ожиданий и надежд. При том, что этот шабаш губителен не только для таланта, но и для его обладателя.
***
Вот пятилетняя девочка, демонстрирующая замечательную память. Знает кучу стихов. Зрители кричат ей «Ахматова», или «Гумилев», или «Есенин», и девочка радостно выпаливает стих заказанного автора. Почему-то это напомнило  стародавние автоматы с пластинками в кафе – опускаешь монетку, нажимаешь кнопку и – вуаля – звучит выбранная тобой музыка.
На вопрос, кого из поэтов она любит больше всех, девочка,  не моргнув глазом, отвечает: Бродского.  Публика балдеет. Пожилая известная режиссерша в восторге – она всерьез думает, что выучить наизусть – значит понять смысл?
Читает девочка стихи вполне по-детски,  и, судя по интонациям, экзистенциальные размышления Бродского о жизни и смерти, страданиях и любви ей пока не по зубам, не по мозгам. Боюсь, что если девочку расспросить,  о чем стихи, она не сможет ничего вразумительного сказать.
Собственно,  ее репертуар отражает амбиции родителей, а любому ребенку, понятное дело, так хочется угодить окружающим его взрослым!

Реплика в сторону:  в перестроечные времена я была на концерте человека, обладающего феноменальной памятью. Он с любого места, предложенного публикой,  цитировал Библию, Коран и Тору – на соответствующем языке. По ходу представления его спросили, в какого бога верит он сам, и он честно признался, что ни в какого. И публика вдруг увяла. Всем было непонятно, зачем человек заучивает слова, для кого-то священные,  а для него – ничего не значащие…
Получается, его замечательный дар сгодился только для эстрадного номера?
***
Я понимаю правила игры – в конце концов, весь мир – театр, а все на свете – шоу. А главная  цель шоу – развлечь уважаемую публику.
Отчего-то мне кажется, что прообразами шоу являются старые цирковые балаганы, куда ходили смотреть разные диковины типа карлика с двумя головами, человека без рук, женщины с бородой и т.д. Мне кажется, для большинства зрителей вундеркинды где-то из этой же категории. Интересно ведь посмотреть на дитя, демонстрирующее чудеса ловкости, памяти, учености. Интерес подогревается еще и тем, что большинство-то догадывается – век вундеркинда короток, судьба непредсказуема…
Ну, да, процент «отсева из вундеркиндов» давно  известен – 90 %. То есть в сухом остатке лишь 10 % юных дарований, вырастая, становятся выдающимися профессионалами. А представьте себе, что за этими процентами «естественного отбора»  стоят живые люди. Вернее, маленькие дети… Каково это – подавать большие надежды, а потом не оправдать их?
Что дает талант, мы знаем, – профессию. Дело жизни. Смысл жизни.
А что отнимает?
*************
Вспоминаю горькую судьбу ныне забытой юной поэтессы  Ники  Турбиной.
С четырех лет начала писать стихи, потрясающие своей взрослостью, многогранностью, трагизмом и недетскими переживаниями. В 10 лет Ника Турбина уже была известной поэтессой, выступавшей на литературных вечерах,  издала 2 сборника стихов.
Это тем более удивительно, что по всем законам природы литературное творчество может проявляться, в основном, в пубертате, когда развивается абстрактное мышление.
Кульминацией было получение в 1986 году престижнейшей премии в области искусства – «Золотой лев». Ника стала второй русской поэтессой, удостоившейся этой награды. Первой была Анна Ахматова, и она получила эту премию, когда ей было за шестьдесят. Нике едва исполнилось двенадцать…
А в это время ее ровесники ходили в школу, играли в прятки и казаки-разбойники, учились дружить, любить, искать себя, завоевывать знания и людей. Они развивались и взрослели естественным путем, предопределенным природой.
Зато Ника ездила по миру с концертами: слава, аплодирующие залы, поклонники,  автографы на обложках собственных книжек, международные премии… Взросление, эта важная стадия психического развития, прошла мимо нее.
И наступил, как в народе его называют, переходный возраст, сложный период и тяжелое время. Начинается  перестройка всей психической сферы. Гормоны «гуляют», настроение часто и непредсказуемо меняется. При этом «колбасит» подростка во все стороны – то он умный и тонкий, то тупой и дикий, то полон самоотречения  и жертвенности,  то чудовищно эгоцентричен. Ника стала невыносимой, со всеми ссорилась.
К тому же, ажиотаж вокруг юной поэтессы спал. Одно дело – маленький ребенок, пишущий стихи (это так умилительно!), другое дело – подросток. Это не столь экзотично, к тому же, подростков, пишущих стихи, немало, да и  на литературном горизонте появились новые имена.
Говорят, что поэтический Дар оставил Нику. Говорят, она еще писала, но хуже, чем в детстве. И никто, никто не подсказал девочке, как дальше раскрывать и шлифовать свой дар!
И вот девочка-вундеркинд, объездившая полмира, но не умеющая жить в мире ровесников и взрослых, со всего маху угодила в обыденную прозаическую жизнь.
Она оказалась совершенно не приспособленной к этой жизни.
Она умела летать, но не умела падать и вставать. Она не успела открыть, понять и принять один из главных законов Жизни – не бывает раз и навсегда завоеванных позиций!
Все окружающие ее взрослые повели себя некрасиво – хуже некуда. Начиная с великого поэта Е. Евтушенко, который поначалу выступал вроде, как в роли «продюсера» Ники, а потом без объяснений исчез из ее жизни. Кончая родственниками, чьи амбициозные ожидания переломали ей хребет.
*
Ника так и не смогла получить ни образования, ни профессии. Ее психика была искалечена  ранней славой.  Она – избранная, «особенная девочка», собиравшая стадионы поклонников по всему миру, должна была начинать жить заново.
Ника поступала в разные институты, бросала их, вела странный, маргинальный образ жизни. Она погибла в 28 лет – выпала из окна. Ее тело долго лежало в морге невостребованным…
*
В фильме моего детства  «Гостья из будущего» детский хор пел, точно заклинал: «От чистого истока в прекрасное далёко, /В прекрасное далёко я начинаю путь. /Прекрасное далёко не будь ко мне жестоко…»
«Прекрасное далёко» Ники было уже истрачено. Вернее, растрачено. Эпитафией на ее могиле могли бы стать печальные слова, посвященные другой рано погасшей звезде: «В прошлом у нее было большое будущее».
***
Сколько их было – звезд, которые рано погасли, так и не разгоревшись по-настоящему? А вот этого никто не считал.  И скольким Дар сломал жизнь, такой статистики уж точно нет.
Расплата за талант? Или за некомпетентность, неграмотность  и невежество окружения?

Продолжение через несколько дней
***************************************************************************
Анонс!
18 марта, в субботу
будет проходить семинар
Как противостоять манипуляциям?
В современном мире манипуляции пронизывают все сферы нашей жизни, от международной политики до отношений в семье. Неужели добиться желаемого можно только при помощи манипуляций? А может быть, это нормально и других отношений между людьми не бывает? Попробуем разобраться!
- Зачем люди это делают? Истинные причины и цели манипуляций. 
- Кто манипулирует сознательно, а кто бессознательно?
- Манипуляции в поведении и речи, мимике, интонациях, жестах…
- Как распознать манипуляции у себя и у других?
- На чем стоят секты и психологические тренинги?
- Партизанские войны в семье. Игра длиною в жизнь: «кто кого переманипулирует». 
- Манипуляции в большой политике.
- Манипуляции на службе. Отношения с начальством, сослуживцами, подчиненными.
- Манипуляции в СМИ. На примерах телевизионной рекламы попробуем разобрать скрытые в рекламе послания. Что на самом деле нам продают?
- Что манипуляции дают и что отбирают?
- Умение манипулировать – счастье  или беда?
- Что такое быть достоверным и возможно ли обойтись без манипуляций?
Семинар будет проходить 18 марта, в субботу, с 15.30 до 19.30
по адресу: улица Остоженка, дом 14/2,  (метро Кропоткинская)
Зарегистрироваться: https://evgeniya-belyakova.timepad.ru/event/438384/
Количество мест ограничено!

Сейчас вы еще имеете возможность купить билет на семинар за 3000, но через 4 дня, после 10 февраля цена поднимется!
Вам охота переплачивать??
(видите, я тоже умею манипулировать...)

Если возникнут вопросы - звоните:
+7 916 812-66-57 Ольга
+7 917 581-59-17 Екатерина
Tags: Душевное здоровье - это что?
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 35 comments