?

Log in

No account? Create an account
pic#официальная

Талант – благо? Или наказанье?

Интересный бум последние полгода на телевидении – по разным программам в самое смотрибельное время показывают детей, не просто детей, а одаренных какими-нибудь талантами: «Синяя птица», «Голос», «Удивительные люди», «Супердети», «Лучше всех».
Мы же с вами понимаем, что ничего не бывает просто так. Возможно, в этом есть откровенное послание миру: у нашей страны не только великое прошлое (кто б сомневался?), но и грандиозное будущее – при таком-то количестве вундеркиндов!
У меня свой интерес к этим программам – я профессионально занимаюсь развитием творческих возможностей, знаю не только то, где таятся истоки одаренности, но и какие подводные камни подстерегают таланты на пути к становлению.
*
Реплика в сторону: это не просто пост в ЖЖ, это серьезная статья-исследование. И одаренность здесь – только предлог поговорить о призвании, о погасших звездах, об опасности невежества в воспитании детей, о полноценности и жизнестойкости, о том, что такое адаптация, и почему это самое ценное, что могут дать родители свои детям. Это будет история с продолжением…
***
Что можно увидеть в коротком телевизионном выступлении? Многое. Например, как ребенок ведет себя с взрослыми: смотрит ли в глаза, насколько развита речь, в общении – погружен в себя, или напряжен, или расторможен, или свободен…
А еще я прицельно смотрю, какой процент одаренных детей в группе риска – это когда параллельно таланту есть еще и предрасположенность к душевным расстройствам.
***
Есть два популярных мифа.
Миф № 1 – все люди от рождения обладают талантами. Не зря самые частые заявки взрослых людей ко мне на группу: «раскрыть свои способности (потенциал, ресурсы)… «вытащить жемчужину из раковины»… Предполагается, что все это имеется в наличии, надо только вытащить.
А если не имеется?
***
Одаренность от слова Дар.
Дар – это значит даром? То есть просто так, бесплатно, ни за что?
Кому и почему достается, мы до сих пор не знаем.
На кого Бог пошлет?
Или – на кого попало…
Что же всех так задевает, трогает, волнует, привлекает в этой самой одаренности?
Помнится, когда-то проводились достаточно простые, но очень показательные опросы: что бы вы заказали волшебной палочке из перечисленного: красоту, богатство, славу, власть, талант? Выбрать надо было что-то одно. И объяснить, почему.
По результатам опросов выяснилось, что талант считается наиболее твердой валютой. Потому что, как объяснял народ: красота со временем увядает, богатство можно потерять по независящим от тебя причинам, не говоря уж о славе и власти. Зато данный Богом (или природой) талант, как считается, остается с человеком до конца жизни.
А зачем человеку талант?
Чтобы состояться как Личность!
Помню, как я в подростковом возрасте терзала маменьку главными тогда для меня вопросами:
– В жизни есть смысл?
– Конечно!
– В чем?
– Найти свое дело.
– Как понять, что дело твое?
– Это то, что тебе очень интересно. И чем дальше, тем больше.
– А что такое интересно?
– Это когда ты тратишься, а тебе не жалко, а радостно. Когда заснуть не можешь, а тебе от этого хорошо…
***
Ах, сколько времени и сил мы все тратим, чтобы найти свое призвание! И, конечно, это здорово облегчает жизнь, когда человек обладает каким-то явным талантом и знает, в каком направлении двигаться, чтобы состояться.
При этом, если смотреть правде в глаза, людей, так и не нашедших себя, так и не понявших, чем они хотели бы и могли заниматься, вокруг пруд пруди. А вот «исполнивших свое предназначение», по большому счету, – единицы.
Почему? Не всем дано?
***
Вопросы, откуда берется эта самая одаренность (а заодно и способности, талант, гениальность), давно волнуют человечество.
Было много разных теорий. Например, что гениальность человека определяется величиной мозга и его весом. Оказалось, дело не в величине и не в весе, а в скорости химических процессов в мозгу. По словам Бехтеревой, у гения «удивительно гибкая, быстрая химия», то есть связи между миллионами клеток идеальны. При этом мгновенно просматриваются все ячейки памяти, выхватывая нужное. Миг – и отдельные фрагменты задачи соединяются в единую картину. Даже если биохимия работает чуть быстрее, чем у обычного человека, мы уже говорим большое, серьезное слово «талант».
Можно ли искусственным образом ускорить биохимические процессы мозга? Можно. Мы этим занимаемся у нас на группах АСТ. Только мы не раскрываем способности, мы их развиваем. Часто с нуля. Получается. Иногда. Почему не всегда? Да потому что большинство хочет быстро и легко, а в реальности это долго и сложно. К тому же, это требует мужества, честности, мотивации, воли… И когда не хватает хотя бы одного ингредиента, человек с дистанции сходит.
Много лет наблюдая, как у людей появляется шанс и как они сами от него отказываются, приходишь к выводу, что в этом есть некая закономерность. Становится понятным, почему зная, где таятся истоки творческого воображения, мы (человечество) ни на шаг не приблизились к тому, чтобы печь гениев и творцов, как блины.
В связи с этим у меня возникло предположение: что если Дар – это только аванс? А сможет ли человек реализовать его, зависит от множества условий и обстоятельств.
***
Но вернемся к шоу. И к детям.
Были таланты бесспорные. Были относительные. Были сомнительные.
Обратила внимание, что в «Синей птице» отбор участников намного качественнее во всех смыслах. И тех, кто в группе риска, немного.
Больше всего мне понравились дети с двигательной одаренностью: танцоры, спортсмены, цирковые. Было видно, сколько радости доставляет им каждое движение их ловкого, тренированного тела. Кстати, хорошая координация – один из симптомов душевного здоровья!
Были дети, вызывающие у меня не только восторг, но и уверенность, – как бы судьба ни повернулась, с ними все будет хорошо.
И были дети, вызывающие у меня обоснованные тревоги – бедной мимикой, отстраненностью или, наоборот, неестественной возбудимостью. Для меня было очевидно, что они в группе риска.
***
Вот в шоу «Лучше всех» крошечный мальчик-шахматист растеряно мечется по огромной сцене, он зовет маму, его личико кривится от слез. Что случилось? Ничего страшного. Он всего лишь проиграл чемпиону мира. Будь он постарше, сам факт игры с чемпионом мог стать для него замечательным событием, но он маленький, значения титулов не понимает, а проигрыш понимает. Не застрянет ли в его памяти занозой, отравляющей душу, это ощущение растерянности на сцене Жизни?
Зачем его притащили в это шоу, понятно – на него обратили внимание большие шахматные мэтры, для его будущей карьеры это хорошо. А для его психики?
Отчего-то на память пришла повесть Набокова «Защита Лужина», где блестяще описан гений-шахматист, для которого его дар – это и смысл, и крест, и единственное убежище от совсем непонятного для него мира людей.
***
Миф № 2 – все таланты, тем более гении, априори безумны.
На эту тему позволю себе опубликовать здесь переписку со знакомым художником.
Уважаемая Е.П.!
У меня к Вам как специалисту вопрос этического порядка.
Психическое заболевание Врубеля, Ван Гога, Дюрера - факт общеизвестный. Писатели, музыканты, философы, математики, физики - все, составившие ядро современной науки, культуры и искусства, страдали в той или иной форме психическими недугами. И вряд ли они были бы замечены миром, если бы им чудесным образом удалось выздороветь в начале своего жизненного пути. Но разобщённые с миром, страдая и мучаясь своими недугами, они очеловечивали лицо современной цивилизации.
Всегда ли должно исправлять психический недуг, если речь идёт о творческой личности?
*
Уважаемый N.N.!
С чего вы взяли, что «все, составившие ядро современной науки, культуры и искусства, страдали в той или иной форме психическими недугами»???
Вот уж не все!!!
Психически больных среди гениев – тот же процент, что и среди обычных людей. Просто гении на виду, и каждый случай сумасшествия становится достоянием общественности.
Уверяю вас, одаренность вовсе не является следствием психического заболевания! Болезнь существует сама по себе и параллельно таланту.
Можно быть безумным и бесталанным.
Можно быть талантливым и абсолютно здоровым.
И если они пересекаются - болезнь и Дар - тогда кто кого поборет.
Некоторые гении (Ван Гог, Врубель, например), пробивались сквозь болезнь и состоялись не благодаря болезни, а ВОПРЕКИ ей. А некоторых, поэта Рэмбо например, болезнь «смела» под корень, и творчество кончилось.
Потому что психическое заболевание часто убивает все интересы, насылает вечную усталость, снижает волю.
Нет, психический недуг (как вы его называете) – не помощник в творчестве. Он часто губит Дар и всегда разрушает жизнь.
*
Реплика в сторону: в психиатрической больнице, где я проработала 10 лет, мы как-то устроили для пациентов шахматный турнир. И вдруг пациент, который обычно лежал, отвернувшись к стене, встал с кровати, в несколько ходов обыграл местного чемпиона, а потом… вновь лег и отвернулся от мира. На уговоры продолжить турнир отвечал одним словом: «неохота». Лезу в его больничную карту – выясняется, что в детстве занимался шахматами. В подростковом возрасте заболел, и все стало «неохота». Так уже 20 лет и живет.
Какая разница, какими скрытыми или явными талантами обладает человек, если это болезненное «неохота» рушит все?
***
Можно ли «подстелить соломки»? Возможна ли профилактика душевных расстройств? Возможна. Только кто ж этим будет заниматься? Людям нравится, когда их ребенок «лучше всех» – иметь в своей семье гения – круто, престижно, почетно! Это свидетельство, что наш род отмечен где-то там, в небесной канцелярии. Раньше о талантах так и говорили: «Бог в темечко поцеловал».
Какая такая профилактика? Зачем? Признать, что у нашего «лучше всех» могут быть проблемы? Да еще с психикой?? Но эта тема во всех странах, в течение веков, вплоть до сегодняшнего времени, табуированная. Вот уж о чем стараются не говорить, не упоминать ни при каких обстоятельствах. И не думать в этом направлении… ни в коем случае!

Инстинкт самосохранения подчас столь силен, что душит все, что может задеть, взволновать, огорчить, расстроить. И тогда программа защиты своего потомства выключается. А на место взрослой ответственности прибегает детская уверенность, что всё обязательно будет хорошо. И никаких сомнений, что талант, дарованный свыше, может куда-то деться.
А вот может.

Продолжение через несколько дней
======================================
Анонс!
18 марта, в субботу
будет проходить семинар
Как противостоять манипуляциям?
В современном мире манипуляции пронизывают все сферы нашей жизни, от международной политики до отношений в семье. Неужели добиться желаемого можно только при помощи манипуляций? А может быть, это нормально и других отношений между людьми не бывает? Попробуем разобраться!
- Зачем люди это делают? Истинные причины и цели манипуляций.
- Кто манипулирует сознательно, а кто бессознательно?
- Манипуляции в поведении и речи, мимике, интонациях, жестах…
- Как распознать манипуляции у себя и у других?
- На чем стоят секты и психологические тренинги?
- Партизанские войны в семье. Игра длиною в жизнь: «кто кого переманипулирует».
- Манипуляции в большой политике.
- Манипуляции на службе. Отношения с начальством, сослуживцами, подчиненными.
- Манипуляции в СМИ. На примерах телевизионной рекламы попробуем разобрать скрытые в рекламе послания. Что на самом деле нам продают?
- Что манипуляции дают и что отбирают?
- Умение манипулировать – счастье или беда?
- Что такое быть достоверным и возможно ли обойтись без манипуляций?

Семинар будет проходить 18 марта, в субботу, с 15.30 до 19.30
по адресу: улица Остоженка, дом 14/2, (метро Кропоткинская)
Зарегистрироваться: https://evgeniya-belyakova.timepad.ru/event/438384/
Количество мест ограничено!

Если возникнут вопросы - звоните:
+7 916 812-66-57 Ольга
+7 917 581-59-17 Екатерина

Comments

Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
Очень хорошо и трезво написано.

Про талант сформулирую так: талант сам по себе ничего в жизни не даст, потому что ничего на свете само по себе не существует.
Как минимум трезвый анализ и постановка целей в жизни и в карьере без ума, логики и постоянной обратной связи невозможны.
Видимо талант людей очаровывает и они перестают критически мыслить, особенно если талант у тебя или у твоих детей.
Дальше будет еще трезвее... и страшнее!
Я как отец попробовал представить своего ребёнка на таком конкурсе. Способного играть с чемпионом мира, но растерянного в жизни. Да нафиг этот "талант", если он по человечески калечен!
Я думаю, что при здоровой психике реализация таланта - это углубление его как человека, это его развитие, это мощный реактивный двигатель возносящие ребёнка(да и вообще человека) к Личности. Это путь к Счастью.
А при нарушенной психике? Можно ли там говорить о Счастье?
Ох, как отзывается мне эта тема…

Меня с детства считали если не талантливой, то одаренной. Еще бы, мне было интересно учиться, я хорошо осваивала все новое, да и отличная память помогала – а пятерки были как бы подтверждением моей исключительности. Жаль только, что восхищение взрослых надо было оправдывать, чтобы не заслужить разочарованных вздохов «скатилась», «был талантливый ребенок, а теперь…» Честно говоря, со временем это превратилось в невротическую гонку за медалями, мне уже все это было тяжело, не в радость, неудачи даже в совершенно неинтересных мне областях здорово били по самооценке, но остановиться я не могла… Понадобились годы работы над собой, чтобы понять, что отношение людей ко мне зависит не от оценок и успехов…

Страшно представить, что чувствуют дети, у которых есть талант… От них ведь ждут ВСЕГДА идеального результата, они должны быть всегда «лучше всех»… Страх не оправдать ожидания здорово мешает жить, могу сказать на собственном опыте.
Малинка, отчасти похожая история и у меня сложилась. В детстве все легко давалось, а неадекватная оценка моих достижений и провалов, точнее отношение к получаемым в школе оценкам, только привело к неадекватной самооценке, и инфантильной самоуверенности!
Спасибо Вам за открытие новой интересной темы, актульной для любого родителя!
Для себя могу сформулировать только самые общие положения, обеспечивающие становление здоровой психики ребенка: хорошая атмосфера в семье, достаточная физическая и интеллектуальная нагрузка, здоровый сон и отсутствие явных сильных стрессовых ситуаций.
Все правильно! Только вот под хорошей атмосферой в семье каждый понимает нечто свое. Грядущий семинар по манипуляциям организован по многочисленным просьбам моих читателей. Большинство пишут, что росли в семьях сплошь положительных - никто не пил, никого не бил, выходные и праздники проводили вместе... Но вот выросли, а жизнь не складывается! Многие сваливают на то, что с людьми по человечески (без манипуляций) общаться не умеют - в семье, при внешне "хорошей атмосфере" этому не научили.
Талант, дар, способности - это ресурс! И я считаю, что в том или ином виде присутствует у каждого человека, особенно ребенка, условно, он ближе к божественному авансу чем взрослый. Но дар ничего не гарантирует, и как говорится: "гений это вcего 1% таланта и 99 % труда". И вот тут становится интересно. Родитель, как проводник ребенка в мире, относится к этому труду по разному. Кто-то начинает заниматься жесткой дрессурой, кто-то более мягкой, а кто-то и вовсе отстраняется. Отношение и понимание родителем такого понятие, как труд редко бывает адекватно...
Но ведь таким образом родитель лишает ребенка возможности понять свой талант (свою способность), лишает возможности идти к нему осмысленно и по чуть-чуть, чтобы он гармонично разворачивался в жизни. Здорово, когда у ребенка сильная (здоровая) психика и он может все это разрулить самостоятельно взрослея и анализируя, что способности это далеко не все.
Но встречаясь со своими одноклассниками из физ-мат школы, которые подавали надежды гениальности, расстраиваюсь... Люди не научились трудится самостоятельно, и вся жизнь сводится к простоватой работе ради тарелки супа и высокопарным разговором о своей детской гениальности
Мне всегда казалось, что уж после физмат школы люди смогут заработать не только на тарелку супа... ЧуднО!
Очень хороший вопрос Вы подняли в статье (один из вопросов). Это всегда так трудно определить со своим ребенком, где остановиться. Ведь если есть какие-то таланты, или даже интересы, то нужно развивать, не упустить, пока маленький. Но в то же самое время, нельзя переборщить, чтоб не случилось перегорания. И надо дать ему еще и время на "подумать", покой и умиротворение, а не гнать"белку в колесе".
К счастью, мода на "раннее развитие" уже проходит. Однако все равно сталкиваешься постоянно с вопросами от всех, кому не лень: "а в кружки и развивашки что не водишь? А потом поздно будет!"
Отчего-то никто нигде не говорит и не пишет о главном навыке, который надо развивать абсолютно всем детям (и взрослым) - это умение понимать других людей, слушать их, слышать, чувствовать, сочувствовать и т.д.

(Анонимно)

Господи... это надо распечатывать и складывать в "бабушкину тетрадь", то что хранится и передается! Спасибо Вам за эту работу. Очень интересно и важно. У меня трое и утроенная энергия уходит на мысли - как им помочь, чтобы без меня и на всю дорогу хватило, и дальше тоже, без перегибов и неадеквата.
В финале статьи обещаю конкретные рекомендации - куда и как двигаться.

(Анонимно)

Здравствуйте, Евгения. Спасибо большое за статью. Я работаю педагогом по вокалу в городе Гатчина, обязательно распечатаю на стенд. Думаю,затмение родительской любви (хотя тоже есть над чем подумать, то ли это любовь, толи Попытка реализовать свои мечты через ребёнка) часто мешает и родители, также педагоги о многих последствиях не думают!!! Как остановить гонку за место "лучше всех" и превратить в удовольствие и реализацию таланта?!! С нетерпением буду ждать продолжения...
Если хотите, я для стенда могу прислать вам статью полностью - правда, она целых 12 страниц...
Мне кажется, талант - это еще и ответственность. К талантливому ребенку с самого раннего возраста предъявляются повышенные требования, от него ждут успехов, побед, он должен постоянно оправдывать чьи-то ожидания. По плечу ли ему такой груз? В радость ли ему то, чему приходится отдавать большую часть своей жизни? При этом он не перестает быть маленьким мальчиком или девочкой, которому еще только предстоит стать Личностью, пройти все те же горести и радости детства, юности, что и его "обыкновенным" сверстникам. А родитель? Получится ли у него увидеть человека в своем одаренном отпрыске, а не функцию, достояние семьи или способ реализовать свои собственные амбиции?
Выходит что Дар, талант - это средство, не цель. Средство для чего? Наверное средство для укрепления и создания ниточек с окружающим миром, для познания мира, для становления. Но когда дар, талант родители ребенка превращают в цель, и может даже уже и не всматриваются в своего ребенка, он для них - носитель дара, они его определили для себя так, то тогда дар выступает как цель, и связи с окружающим миром перестают строиться, психика ломается.
Еще мне очень понравилось что Вы отметили, как детки танцоры испытывают радость во время выступления. Получается реализация своего таланта у них связана с радостью, и это здорово и важно.
"...реализация своего таланта у них связана с радостью..."
Это самое главное!

(Анонимно)

Есть талант-хорошо поклеить обои, есть талант-продать товар, есть талант-хорошолечить людей...Не обязательно то, что показывают по телеку)Прославиться-не цель должна быть,, а найти себя в этом мире)
Интересная тема.
В опросе я бы красоту выбрала. Это тоже своего рода одаренность.
А я бы ум выбрала (хотя его в списке не было)

(Анонимно)

Я помню, лет 7 назад я очень много и плотно дружил с ребятами из Московской Консерватории. В нашей компании были совершенно фантастические пианисты, скрипачи, трубачи. Меня поражала их тонкая организация, чувственность, ум. Я помню, как случайно попав на отчетный концерт классической музыки был поражен их сольными номерами. Как они преобразовывали, ткали пространство вокруг, как поднимали на ладонях музыки и уносили в совершенно неизведанные мне миры. Я ничего не понимал в классической музыке, но я как будто прикоснулся, прожил с ними эти мгновения. Я помню как вышел, побежал к ним обниматься, немного стыдясь наворачивающихся на глаза слез… Я был совершенно уверен, что они то себе место под солнцем отвоюют. Примерно пол года назад мы случайно пересеклись на дне рождения в той же компании. Со мной разговаривали совершенно другие люди. Глаза потухли, о музыке они отзывались с явным пренебрежением. Наиболее «успешные» устроились на работу менеджерами среднего звена, кто-то преподавал в детском саду или музыкальной школе, в лучшем случае, подрабатывая на случайных "халтурах». Я не знаю, произошло что-то с их даром или нет, но никто (ни одного человека!) не пошел дальше, не давал сольных концертов, не играл в госоркестре…
Истории у всех разные, но объединят их одно - одного дара и хорошего образования оказалось недостаточно, чтобы реализоваться в том, что они считали своим призванием. И для меня это еще раз был маячок на тему того, что за свой талант нужно уметь бороться, грызть землю и обстоятельства, искать любые возможности для его реализации. Но вот этот навык у них, по каким-то причинам, отсутствовал. И получается, что Дар оказался невостребованным, запрятанным в чулан до лучших времен, которые, наверное, уже никогда не наступят...
Наверное, можно можно взывать к вселенской несправедливости, винить обстоятельства и жизнь, но это уже никак не изменит сложившейся ситуации.
Может быть, если на самом старте, был бы страх, что это все может уйти безвозвратно, их жизнь сложилась иначе. Но тогда (7 лет назад) была совершенна детская вера в обязательное счастливое будущее, которое придет само по себе, надо просто его немного подождать...

Антон
Узнаваемо. Типично. Страшно.

(Анонимно)

Я по своей работе, чаще всего сталкиваюсь с тем, что талантливые люди, вообще-то, не совсем нужны. Ведь талант это и способность рождать новые, свежие идеи, которые, к сожалению, не всегда очевидны окружающим людям. Нужно ещё как-то суметь убедить массу людей, что эти идеи достойны их внимания. А если идея не простая в восприятии, то это беда. Она будет отброшена, потому что, очень сложна для понимания или её высмеют. Хорошо, если уже за спиной есть достижения, то к тебе ещё будут прислушиваться.

Вторая проблема, почему не очень то нужны талантливые люди, это дурацкая уверенность, что где-то есть стандартное решение. Надо только покопаться в интернете и его найти. В большинстве стандартных случаев этот подход работает. Но чаще всего, сложную ситуацию пытаются искусственно обкорнать и впихнуть уже в какое-то готовое решение.

Ещё, поражает меня уверенность людей, что если есть деньги, то можно решить любую проблему. Вот заплатим писателю много денег, он обязательно создаст шедевр. А если не создал, то значит мало заплатили.

Потом, наше общество стремительно разворачивается к традиционному мышлению, когда есть одна правильная точка зрения. И все остальные взгляды, идеи старательно затаптываются. То как, талант может развернуться и вырасти в таком окружении? Много ли детей по дороге к взрослости не растеряют его? А можно ли сделать скачок в развитии страны без талантливых людей? Конечно же нет. Вы пишите, талант нужен, чтоб человек состоялся как Личность, значит Личности не особо то нужны стране.

Re:

Конечно, Личности никакому государству не нужны! А вы сомневаетесь?

(Анонимно)

Еще по мотивам передачи "Лучше всех" был выпуск про жизнь этих самых детишек и их родителей. И как же радовалось сердце родителям, которые вместе с ребеночком ищут, что именно откликнется ему, поддерживают и помогают преодолеть трудности, радуются вместе малейшему шагу вперед. И скорбно видеть детей-мучеников и их счастливых родителей, осуществляющих в детях свою мечту (Я сама хотела стать балериной, не вышло. Теперь все отдам, чтобы дочь состоялась как балерина). А как самой дочери от этого никого не волнует!

P.S. у меня есть одна знакомая девочка 10 лет. Родители не очень обеспеченные и ставят девочку перед выбором: урок вокала или игрушка (или Макдак, сладости и т.д.). Девочка выбирает урок. Маленькая девочка отказывается от конфеты ради любимого дела!!
ЮлиЧ

о балеринах

В мультфильме "Балерина", который сейчас идёт в кинотеатрах, как раз показана такая семья с инфернальной мамой, которая жизнь готова положить на то, чтобы вывести дочку в примы. Карикатурно, но как пример - очень хорошо.
Спасибо за статью, Е.П.!
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>