Что делать? Надо сказать взрослым! Но ведь попадет за то, что ушли без спросу... Скрыть от всех? А если начнется лесной пожар? Впервые в своей маленькой жизни они должны были думать над такими серьезными, взрослыми вопросами. Наконец они решаются: одна девочка бежит в лагерь за помощью, а двое остаются около источника возгорания.
Они придумали громко петь, чтобы это место было легче найти. Им было страшно – вдруг на их пение придет какой-нибудь злодей и погубит их? Но, превозмогая страх, они продолжали кричать во все горло песни, какие приходили в голову, и чувствовали себя пионерами-героями.
Их действительно нашли благодаря пению. Пришел начальник лагеря, оценил ситуацию, вызвал пожарных. Торфяной пожар тушили несколько дней.
А потом на линейке главный пожарный объявил начальнику лагеря благодарность и вручил грамоту. Девочки стояли пунцовые от счастья, не дыша и в ожидании… Чего? Наверное, каких-то заслуженно хороших слов в свой адрес – они гордились собой и своим поступком, ведь они сделали что-то настоящее, большое, для ВСЕХ!
Но произошло нечто невообразимое – про девочек даже не упомянули. О них просто забыли.
Вот на эту тему она и делала речь, финал которой звучит неожиданно для всех.
Много лет она вспоминает этот случай, но не с гордостью, а с досадой. Так и не произнесенные тогда слова одобрения оставили чувство глубокой, не прошедшей за эти годы обиды. И ей – стыдно за это! Она клеймит себя: «Тоже мне – психотравма! Разве человек не должен делать хорошие дела по зову сердца, не рассчитывая ни на какое вознаграждение? Неужели я столь мелочна? И почему меня все задевает, что нам так ничего и не сказали? Лучше бы отругали, а от этого НИЧЕГО почему-то так плохо… И я за это «плохо» себя презираю!»
Понимаю, что сейчас мне надо найти и сказать ей какие-то волшебные слова, которые бы сняли ее многолетнюю маяту. Такова работа психотерапевта. Не в первый раз меня выручает не столько профессиональный опыт, сколько знание великой литературы.
Помнишь, – говорю я, – чем заканчиваются «Братья Карамазовы»? (в то время у меня на группах были читающие люди).
– Ну, да, Алеша Карамазов с мальчиками на похоронах.
– А сколько было мальчиков, не помнишь?
– Это важно?
– У Достоевского важно. Их было «примерно 12».
– То есть, это намек, что Алеша Карамазов – как бы… Христос?
– Очевидно. А помнишь, что он говорит мальчикам на могиле?
– Нет.
– Он говорит им (я не дословно, только смысл передаю): Запомните этот день – сегодня вы были хорошие. Вам в жизни тысячи раз скажут: где, и когда, и почему вы были плохие. Но надо же знать, надо обязательно знать и помнить – когда ты был хороший! Когда ты был «добр, смел и честен» – точные слова Достоевского.
У нее становятся глаза маленькой, доверчивой, обиженной девочки. Я продолжаю:
– Лена, ты можешь не стыдиться, что ждала похвалы, это был настоящий Поступок! А что взрослые не заметили этого, никак не отметили – это неправильно. Нечестно! Некрасиво и несправедливо. А по-простому – хамство и свинство!
Секунду она стоит как в ступоре и вдруг начинает, нет, не плакать – рыдать в голос, по-детски отчаянно. И, как мне кажется, облегченно…
Фильм потряс меня. А невыдуманная, в общем-то, простая история дала фору всем остросюжетным детективам, которые я читала или смотрела за свою жизнь.
***
В конце 1960-х оспа поражала от 10 до15 миллионов людей, и только в Европе ежегодно умирало от оспы более полутора миллионов человек..
.
Надо отдать должное – система Советского здравоохранения включилась немедленно. Не будем идеализировать, в ней хватало минусов, но тогда она сработала гениально.
Боткинскую больницу закрыли на полный карантин – никто не мог ни войти в больницу, ни выйти из нее.
КГБ и МВД кинулись искать и отлавливать всех, кто был в контакте с художником. Начиная с пассажиров самолета, на котором он летел, их родственников и знакомых, с которыми они общались за это время, кончая… ох, подробности в фильме. Могу добавить только, что это были тысячи людей!
Было принято решение вакцинировать всё население Москвы. Для этого мобилизовали медиков самых разных специальностей. И за пять дней были вакцинированы 7 000 000 (семь!! миллионов!!!) человек!
Страшная эпидемия не случилась – город спасла потрясающая воображение, умная, четкая и слаженная работа медиков и силовых структур.
А как пламенно, как красиво, от чистого сердца советское правительство поблагодарило всех тех, кто, подвергаясь опасности, жертвуя своим здоровьем, без сна и отдыха участвовал в этой грандиозной работе.
«Никто не забыт и ничто не забыто» – мы ведь верим, что это правда?
Вы себе все это представили? Зря.
Эта история, и сейчас вызывающая у меня чувства законной гордости, так и не была обнародована. Ее затерли, замазали, «замолчали». Утаили! Укрыли. Схоронили... Верю, что не специально и не со зла. Но как-то так получилось, что вместо человеческого «спасибо» – гробовое молчание. Вместо карамазовского: запомним этот день − «мы были добрыми, смелыми и честными» – безмолвие. И забвение…
Реплика в сторону: скажу сразу – фильм о черной оспе не один, их несколько, и в ту ночь я пересмотрела все, что нашла.
Продолжение этой истории еще интереснее!
И происходит чудо – люди, вне зависимости от вероисповедания и политических убеждений, сплачиваются против общей беды. У нас с Америкой в это время идет холодная война, но и тут две соперничающие страны, забыв о распрях, объединяются и работают на великую идею.
Единственный, уникальный случай за всю историю человечества!!!
Запомним это время – «мы были добры, смелы и честны»
Страны мирового сообщества «скидываются», кто сколько может (речь идет о баснословных суммах). Организовывается международная команда высококлассных специалистов-медиков. И больше всего специалистов предоставляет СССР – они едут в самые страшные места распространения заболевания.
День за днем, месяц за месяцем, врачи обходили трущобы и нищие деревни. Чтобы добраться туда, они продирались сквозь джунгли, взбирались на горные остроги – им пришлось пройти тысячи километров, в основном пешком, иногда на лошадях. Они работали в местах, где даже ночью 50 градусов жары. А вокруг непривычная им и столь опасная флора и фауна – ядовитые растения, змеи… А еще местные болезни, которые так же одолевали врачей, как и простых смертных, − дизентерия, тропическая лихорадка. И «до кучи» – мелкие революции, крупные перевороты и междоусобные войны, которые свирепствуют в это время в странах третьего мира. Кстати, история умалчивает, все ли врачи вернулись домой.
Как я поняла из фильма, специалистов было всего несколько десятков. Горстка людей! Подвиг, растянувшийся на годы.
И сегодня ликвидация оспы считается одним из самых больших достижений двадцатого столетия. На западе оно приравнивается к прорыву человека в космос и открытию атома. А тогда, в 80-м, по всему миру шли чествования героев, о них писали и говорили, их награждали медалями и орденами. В России людям не сказали даже спасибо. Вообще ничего не сказали. Даже министерство здравоохранения никак, никого, ничем, нигде… Никогда.
Поглаживания показывают нам, что нас увидели, заметили, мы находимся в поле внимания других людей, и таким образом, наше существование признано. Берн считал, что поглаживания необходимы абсолютно всем, и человек чувствует себя обделенным, если не получает их.
Поэтому самый талантливый, самый уверенный в себе Артист, тем не менее, ждет реакции публики.
Поэтому даже распоследние пьяницы спрашивают друг друга: «Ты меня уважаешь?»
Тогда почему этот фильм идет в три часа ночи??? Почему об этом событии мирового значения не рассказывают в российских учебниках истории? Не ставят спектакли? Не пишут книги?
И чего стоят все разговоры о патриотическом воспитании, если по факту чеховское «Человека забыли» остается незыблемым кредо моей страны?
Меняются времена и правители. Меняются ценности, ориентиры, направления, правила игры – то в России все глубоко и истово верующие, то воинствующие атеисты… «Стучать» на ближнего своего то является позором, то нормой и даже обязанностью… Наша цель была коммунизм, а стала капитализм, который десятилетиями ругали на все корки…
Только одно остается неизменным – меньше всего в моей стране ценятся люди. Человек не воспринимается у нас как живое существо, со своими надеждами и мечтами, радостями и горестями. Это функция. Винтик в общей системе. Не будете же вы благодарить стиральную машинку за то, что она стирает? Это ее работа. Это ее функция.
И другого не будет. Этого можно не понимать, не признавать, но с этим придется смириться. Я смирилась. Поэтому не осуждаю, не критикую – родителей не выбирают. Тихо плачу в подушку…
Я плохо разбираюсь в возможностях современных технологий и прошу помощи у моих читателей:
Может быть, кто-нибудь под впечатлением от этого поста посмотрит фильмы о черной оспе…
Может быть, кто-нибудь, вдохновившись фильмами, сумеет найти какие-нибудь координаты участников этого подвига…
Может быть, кто-нибудь перешлет им этот пост…
И, может быть, мы этим простым действием внесем капельку здравого смысла в окружающий хаос.
Тогда мы будем иметь право сказать себе: «мы были добрыми, смелыми и честными». Сегодня мы были хорошими!
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →