?

Log in

No account? Create an account
pic#официальная

Вы играли в «доктора»?

Продолжаю обещанный ликбез по сексологии и сексопатологии.
Я надеюсь, что большинство моих читателей ознакомились со всеми постами о Душевном Здоровье (tags «Душевное здоровье – это что?»). Мы же здесь не просто о сексе, мы о том, как это может быть у душевно здоровой Личности.

Реплика в сторону: Во многих письмах звучит вопрос: а что, так много нездоровых?
Много. Намного больше, чем мы думаем. Намного больше, чем хотелось бы. Здесь тоже необходим ликбез. Если мой журнал не сдохнет (а он подыхает потихоньку), может и займусь когда-нибудь темой психического Нездоровья…

***
Для начала попробую ответить на вопрос, прозвучавший в разных письмах:
«Существует ли понятие «сексуальное здоровье» и что к нему относится? Только возможность проводить половой акт и способность к размножению? Или что-то еще?»

Конечно, существует! И это самое сексуальное здоровье впрямую связано с психическим здоровьем. Если переходить на научный язык: «основывается на концепции психического здоровья».
Сексуальное здоровье это целый комплекс соматических (то есть, телесных), эмоциональных, интеллектуальных и социальных аспектов человека.
Как ни странно, но «возможность проводить половой акт» и способность к репродукции еще не является критерием сексуального здоровья. Это же инстинкты! Душевно больной человек прекрасно может делать и то, и другое.
Например, такое известное всем психическое заболевание, как алкоголизм – все, наверное, слышали, или видели, или знают лично алкоголические семьи. Большинство из них имеют потомство, иногда многочисленное. Видите, не мешает! Да и за время своей работы в психиатрической больнице я не раз сталкивалась с многодетными семьями. У обоих супругов вторая группа инвалидности по шизофрении, а каждый год рожают по ребеночку! (Дети, правда, наследовали душевное заболевание родителей, но это родителей не останавливало и не волновало… )

***
Мы уже говорили о том, что очень долгое время любые сексуальные реакции и эротические переживания рассматривались как производные от репродуктивной функции. А удовольствие от секса - это было вроде как стимул и поощрение к продолжению рода.
Но когда сексуальную сферу стали прицельно и глубоко изучать, одним из открытий было, что у человека сексуальность выполняет множество разных, автономных функций. Это чрезвычайное многообразие и пластичность человеческой сексуальности явно не сводилось к законам биологии и выходило далеко за рамки деторождения.

Выяснилось, что сексуальная сфера «заведует» еще и… коммуникабельностью. Мало того, отвечает за «создание глубоких, тесных межчеловеческих отношений» (Не правда ли, какая романтичная фраза - из специальной сексологической литературы?!)
В противовес ей еще одно письмо: «Не знаю, зачем специальные знания обычному человеку. Дети рождаются, значит, секс есть»
Да ведь дети могут рождаться и без «глубоких, тесных межчеловеческих» отношений родителей друг к другу. И дети эту беду – жить вместе без отношения друг к другу – понесут дальше…

***
Как мы с вами понимаем, сексуальная сфера не пробуждается в одночасье. Она развивается в течение жизни человека, затрагивая период раннего и позднего детства.
Сегодня мы начинаем знакомиться с этапами развития этой столь важной сферы.

Итак, парапубертатный период - с 1 года до 7 лет. «Пара» означает «около». (Отсюда, кстати, слово парапсихология – «около психология»).
В этот период девочки и мальчики учатся играть вместе. Именно в совместных играх с другими детьми (а не с компьютером!!!) отрабатываются разные коммуникативные модели, в том числе и семейные.
Если незаметно проследить игру детей, можно увидеть много интересного. Кто-то из детей пробует разные роли, кто-то всегда играет одно и то же. Один умело вступает в контакт с другими детьми, но с единственной целью - получить желаемую игрушку, а вот цели играть вместе у ребенка не наблюдается (ох, это большая беда...) Другой ищет ссоры и провоцирует их по любому поводу (а он иначе общаться просто не умеет), третий счастлив, если удалось объединить всех, и получилась большая совместная ИГРА.

Реплика в сторону: несчастное поколение детей, выросших или растущих на компьютерных играх! Недавно, в одном ресторанчике наблюдала типичную, для наших дней, сцену. За соседними столиками отмечали день рождения ребенка. Было много детей от 6 до 8 лет. Родители со своими друзьями сидели отдельно, а детей должен был развлекать очень приятный «клоун», который пытался организовать общие игры. Столики ресторана стояли между деревьев в саду, там можно было и шуметь, и бегать, и прыгать, и даже в прятки играть. Работал этот клоун абсолютно грамотно, но дети так и не завелись. Лица их становились все скучнее… пока родители не разрешили им пользоваться гаджетами. Тут же все уткнулись каждый в свой экран.
Из книги «Сексопатология»: «Неумение общаться со сверстниками в парапубертатном периоде в дальнейшем может привести к искажению сексуального поведения»…
«Нарушение ранних этапов психосексуального развития приводят к грубым деформациям, затрагивающим ядро личности»…

***
Абсолютно естественно, что детское любопытство (помимо прочего) направлено и на изучение строения тела вообще и половых органов в частности. Все знают, что дети рассматривают половые органы и демонстрируют их друг другу. Есть даже такая специальная игра - в «доктора»...
Реплика в сторону: Ах, как же грамотны должны быть родители и общество в целом! Наказание и осуждение за сексуальные игры может на всю жизнь поселить в человеке убеждение, что все, связанное с этим – грязно, гадко и подлежит наказанию. А если это отношение перенесется на собственное супружество?

Еще одна реплика в сторону: позволю себе привести пример, как благими намерениями усеивается дорога в известном всем направлении.
В одном городе, во вполне благополучной семье жила-была маленькая девочка. Она была старшей в семье, а еще у нее были братик и сестричка, и все они были погодками. Вечером, пока мама готовила ужин, папа мыл детей – это входило в его обязанности. Ах, нет, никаких страшных сексопатологических историй от меня не ждите, папа был совершенно нормальный, а никакой не извращенец. Девочка подрастала, и с определенного возраста стала стесняться того, что она голая стоит под душем перед папой. А папа этого не замечал и не понимал – ему надо было побыстрее детей помыть.
Девочка росла и все больше стеснялась. И когда она пыталась сказать, что хочет мыться сама, ей родители отвечали: «Не дури! Ты голову, как следует, сроду не промоешь». Дело в том, что у нее была длинная, густая коса, одной с такими волосами, ей было действительно, не справиться… Может, подстричь стоило? А в голову не пришло.
В общем, девочка выросла, стала красивой девушкой, и жить бы да радоваться, но тут ее и догнали сексологические проблемы. Свободная, веселая в кругу друзей - она становилась патологически застенчивой с мужчинами, которые ухаживали за ней, особенно, когда дело доходило до интимной близости. Попала она ко мне на группу, когда ей было под 30 - при всей ее красоте, уме и образовании личная жизнь у нее совсем не складывалась.
Как папа ее мыл и как страшно она стеснялась, она помнила, но никак не ассоциировала эту давнюю историю со своими проблемами. Нам понадобился целый год, чтобы расхлебать этот простой, вовсе не криминальный случай. (Впрочем, у психоаналитика это заняло бы намноооого больше времени…)

***
Продолжаем дальше. В парапубертатном периоде у детей постепенно накапливается информация о существовании полов, о половой роли, об особенностях полового поведения, его внешних проявлениях.
Полученная информация усваивается и перерабатывается в соответствии с индивидуальными особенностями и нормами микросоциальной среды. Понятно, что у девочки, живущей в таджикском селе, представления о роли и поведении женщины будут иными, чем у ее ровесницы, живущей в Нью-Йорке.
А еще у ребенка формируется осознание принадлежности к полу. (Мальчики - они какие? А девочки - какие? А я - мальчик или девочка?)
Реплика в сторону: Для меня полная загадка, почему в некоторых странах Европы вдруг убрали в метриках графу «пол», решив, что к моменту получения паспорта (то есть к совершеннолетию) человек, наконец, определится, какого он хочет быть пола.
Вообще-то к 5 годам ребенок уже точно знает ответ на этот вопрос!
Да, есть такое, не самое частое отклонение – транссексуализм, то есть нарушение полового самосознания. Если говорить точнее, это осознание своей принадлежности к противоположному полу. Но это же отклонение, это определенный процент. Что за странная политкорректность, доведенная до абсурда?!
О сексуальных патологиях и отклонениях мы будем говорить позже и весьма подробно. Считаю, что эти знания совершенно необходимы в сегодняшнем мире, где по безграмотности всё, что не относиться к норме - или ногами бьют, или в абсолют возводят.

В следующий раз узнаем, что происходит с человеческой сексуальностью после 7 лет.

Продолжение следует.
------------------------------------------------------------------------------------------------------
Книгу «Секретики», (дипломант книжной премии Рунета 2013), можно купить:
1. в Озоне
2. в «Додо», где ее можно полистать, почитать… (Солянка 1/2 строение 1).
3. у нас на сайте: заказать книгу


А также!
Академические знания об устройстве психики человека, о семейных отношениях, о выращивании личности: заказать видеозаписи

EPB

Comments

>>> Кстати, про инопланетность: иногда инопланетное впечатление производит речь нейротипика, когда она перегружена метафорами и интонациями

А также невербальной составляющей коммуникации (как то - мимика, жестикуляция, тон),
>> А также невербальной составляющей
>> коммуникации (как то - мимика,
>> жестикуляция, тон),
Да, несомненно) Но при письменном общении всего этого не видно.
В письменной (не устной) коммуникации использование междометий, эмотиконов также затрудняют интерпретацию текста. К примеру пост автора этого блога в более академичном, возможно, канцелярском стиле воспринимался бы с большей скоростью усвоения.
Так ведь нейроразнообразие же: аспи легче читают один слог, а нейротипики другой.
Существуют стилистические нормы для разных типов материалов. Их следует придерживаться, как, впрочем, и любых правил.
У людей с синдромом Аспергера сохранный интеллект, в рамках или выше нормы. Часть из них неплохо интерпретирует художественные тексты Но имитации эмоциональности, метафоричность и образность затрудняют восприятие информации по существу вопроса. Без этих элементов можно было бы обходиться в и повседневной жизни.
>> Без этих элементов можно
>> было бы обходиться в и
>> повседневной жизни.
Подозреваю, что это обеднило бы культуру нейротипиков. А вопросы по существу в быту мы задать всегда успеем.
"...если нейротипичного ребенка воспитывали бы в аутичном обществе, то особых проблем могло бы и не возникнуть..."
А если ребенок растет в стае обезьян или волков, из него получается маугли, который до конца жизни так и не может адаптироваться к человеческому обществу...
Это исключение, которое не годится даже качестве погрешности.
В человеческом обществе присутствуют группы с разными когнитивными особенностями. Успешность воспитания аутичных людей в нейротипичной среде зависит не от жесткого нормирования и унификации, а от толерантности, специалистов и программ.
"...Успешность воспитания аутичных людей в нейротипичной среде зависит не от жесткого нормирования и унификации, а от толерантности, специалистов и программ..."
Специалисты из, как вы называете, "нейротипиков", программы тоже создавали "нейротипики"... Обратите внимание, не вы для них программы делаете, а они - для вашей адаптации. Тогда откуда такое высокомерие?
Где Вы увидели высокомерие?

Например я, аспи, сам занимаюсь адаптацией себе подобных.
Таких, как я, мало, потому что аспи разрознены и в большинстве сами себя считают ущербными.
А нейротипиков просто больше числом. Потому большинство полезных вещей созданы нейротипиками.
>> который до конца жизни так и не
>> может адаптироваться к
>> человеческому обществу.
Что такая необычная (и неосуществимая в настоящее время, ибо нет районов компактного проживания высокофункциональных аутистов (aka "аспи") ) социализация может оставить неизгладимый след в психике ребёнка - согласен. Весь вопрос в том - станет ли он нормальным с точки зрения такого гипотетического общества или же нейротипизм будет считаться заболеванием из-за проблем с социализацией.

>> в стае обезьян или волков
Лично я не считаю, что "аспи" корректно сравнивать с бессловесными животными. Более того, подозреваю, что полная ликвидация аутизма в популяции может привести к нежелательным эффектам.
При чем тут "полная ликвидация аутизма"??? Никто никогда нигде не говорил и не говорит об этом!

Но обратите внимание на крайне неадекватное высокомерие аутистов! Вот вы двое пришли в чужой журнал (как вы называете - "нейротипика") и начинаете диктовать автору, как ему следует писать.
"...К примеру пост автора этого блога в более академичном, возможно, канцелярском стиле воспринимался бы с большей скоростью усвоения..."
То есть психопатология (а аутизм, в любых его видах, относиться все таки к психопатологии, а не к норме) диктует Норме правила поведения и жизни. Дикость!
>> и начинаете диктовать автору, как ему следует писать.
А мы разве диктовали? Просто спокойно излагаем своё видение проблемы. Возможно, некая прямолинейность и отсутствие некоторых нейротипичных "фишек" может восприниматься Вами как высокомерие (но это не со зла же). Лично у меня точно не было намерения кому-то чего-то диктовать.

>> как вы называете - "нейротипика"
Это слово не носит высокомерный или пренебрежительный характер, оно довольно нейтрально.

>> То есть психопатология (а аутизм, в любых его видах,
>> относиться все таки к психопатологии, а не к норме)
>> диктует Норме
Ну коли Норма может высказывать своё мнение о Не-норме, то почему Не-норма не может высказываться о Норме?

>> Дикость!
Скорее не дикость, а утопия, ибо правила общения задаются во многом нейротипиками из-за их численности (99% населения).
Возможно, Вы воспринимаете нашу манеру изложения неверно, потому что у нейротипичных людей существуют трудности с работой ТоМ в отношении аутичных людей. В работах специалистов (например Тони Эттвуд) указывается на затруднения и частые ошибочные интерпретации состояний и действий с обеих сторон (как нейротипичной, так и аутичной).
Человек, выросший среди обезьян, не добьется успеха, и обезьяна, выросшая среди людей, не добьется.
Мы с Вами считаем, что человек круче обезьяны, потому что общество людей создало великие достижения культуры и техники, а общество обезьян - нет.

Чтобы сказать, следует ли считать синдром Аспергера неполноценностью, надо было бы сравнивать страну нейротипиков и страну аспи. Но страны аспи не существует, поставить честный эксперимент покамест невозможно.

С одной стороны, можно сравнить аспи, растущего среди нейротипиков, с обезьяной, растущей среди людей. Весь культурный код человечества не поможет обезьяне стать человеком.
Но с другой стороны, можно сравнить его и с человеком, растущим среди обезьян. Не получив от себе подобных необходимого культурного багажа, он не может реализовать все свои задатки.