?

Log in

No account? Create an account
pic#официальная

Вы играли в «доктора»?

Продолжаю обещанный ликбез по сексологии и сексопатологии.
Я надеюсь, что большинство моих читателей ознакомились со всеми постами о Душевном Здоровье (tags «Душевное здоровье – это что?»). Мы же здесь не просто о сексе, мы о том, как это может быть у душевно здоровой Личности.

Реплика в сторону: Во многих письмах звучит вопрос: а что, так много нездоровых?
Много. Намного больше, чем мы думаем. Намного больше, чем хотелось бы. Здесь тоже необходим ликбез. Если мой журнал не сдохнет (а он подыхает потихоньку), может и займусь когда-нибудь темой психического Нездоровья…

***
Для начала попробую ответить на вопрос, прозвучавший в разных письмах:
«Существует ли понятие «сексуальное здоровье» и что к нему относится? Только возможность проводить половой акт и способность к размножению? Или что-то еще?»

Конечно, существует! И это самое сексуальное здоровье впрямую связано с психическим здоровьем. Если переходить на научный язык: «основывается на концепции психического здоровья».
Сексуальное здоровье это целый комплекс соматических (то есть, телесных), эмоциональных, интеллектуальных и социальных аспектов человека.
Как ни странно, но «возможность проводить половой акт» и способность к репродукции еще не является критерием сексуального здоровья. Это же инстинкты! Душевно больной человек прекрасно может делать и то, и другое.
Например, такое известное всем психическое заболевание, как алкоголизм – все, наверное, слышали, или видели, или знают лично алкоголические семьи. Большинство из них имеют потомство, иногда многочисленное. Видите, не мешает! Да и за время своей работы в психиатрической больнице я не раз сталкивалась с многодетными семьями. У обоих супругов вторая группа инвалидности по шизофрении, а каждый год рожают по ребеночку! (Дети, правда, наследовали душевное заболевание родителей, но это родителей не останавливало и не волновало… )

***
Мы уже говорили о том, что очень долгое время любые сексуальные реакции и эротические переживания рассматривались как производные от репродуктивной функции. А удовольствие от секса - это было вроде как стимул и поощрение к продолжению рода.
Но когда сексуальную сферу стали прицельно и глубоко изучать, одним из открытий было, что у человека сексуальность выполняет множество разных, автономных функций. Это чрезвычайное многообразие и пластичность человеческой сексуальности явно не сводилось к законам биологии и выходило далеко за рамки деторождения.

Выяснилось, что сексуальная сфера «заведует» еще и… коммуникабельностью. Мало того, отвечает за «создание глубоких, тесных межчеловеческих отношений» (Не правда ли, какая романтичная фраза - из специальной сексологической литературы?!)
В противовес ей еще одно письмо: «Не знаю, зачем специальные знания обычному человеку. Дети рождаются, значит, секс есть»
Да ведь дети могут рождаться и без «глубоких, тесных межчеловеческих» отношений родителей друг к другу. И дети эту беду – жить вместе без отношения друг к другу – понесут дальше…

***
Как мы с вами понимаем, сексуальная сфера не пробуждается в одночасье. Она развивается в течение жизни человека, затрагивая период раннего и позднего детства.
Сегодня мы начинаем знакомиться с этапами развития этой столь важной сферы.

Итак, парапубертатный период - с 1 года до 7 лет. «Пара» означает «около». (Отсюда, кстати, слово парапсихология – «около психология»).
В этот период девочки и мальчики учатся играть вместе. Именно в совместных играх с другими детьми (а не с компьютером!!!) отрабатываются разные коммуникативные модели, в том числе и семейные.
Если незаметно проследить игру детей, можно увидеть много интересного. Кто-то из детей пробует разные роли, кто-то всегда играет одно и то же. Один умело вступает в контакт с другими детьми, но с единственной целью - получить желаемую игрушку, а вот цели играть вместе у ребенка не наблюдается (ох, это большая беда...) Другой ищет ссоры и провоцирует их по любому поводу (а он иначе общаться просто не умеет), третий счастлив, если удалось объединить всех, и получилась большая совместная ИГРА.

Реплика в сторону: несчастное поколение детей, выросших или растущих на компьютерных играх! Недавно, в одном ресторанчике наблюдала типичную, для наших дней, сцену. За соседними столиками отмечали день рождения ребенка. Было много детей от 6 до 8 лет. Родители со своими друзьями сидели отдельно, а детей должен был развлекать очень приятный «клоун», который пытался организовать общие игры. Столики ресторана стояли между деревьев в саду, там можно было и шуметь, и бегать, и прыгать, и даже в прятки играть. Работал этот клоун абсолютно грамотно, но дети так и не завелись. Лица их становились все скучнее… пока родители не разрешили им пользоваться гаджетами. Тут же все уткнулись каждый в свой экран.
Из книги «Сексопатология»: «Неумение общаться со сверстниками в парапубертатном периоде в дальнейшем может привести к искажению сексуального поведения»…
«Нарушение ранних этапов психосексуального развития приводят к грубым деформациям, затрагивающим ядро личности»…

***
Абсолютно естественно, что детское любопытство (помимо прочего) направлено и на изучение строения тела вообще и половых органов в частности. Все знают, что дети рассматривают половые органы и демонстрируют их друг другу. Есть даже такая специальная игра - в «доктора»...
Реплика в сторону: Ах, как же грамотны должны быть родители и общество в целом! Наказание и осуждение за сексуальные игры может на всю жизнь поселить в человеке убеждение, что все, связанное с этим – грязно, гадко и подлежит наказанию. А если это отношение перенесется на собственное супружество?

Еще одна реплика в сторону: позволю себе привести пример, как благими намерениями усеивается дорога в известном всем направлении.
В одном городе, во вполне благополучной семье жила-была маленькая девочка. Она была старшей в семье, а еще у нее были братик и сестричка, и все они были погодками. Вечером, пока мама готовила ужин, папа мыл детей – это входило в его обязанности. Ах, нет, никаких страшных сексопатологических историй от меня не ждите, папа был совершенно нормальный, а никакой не извращенец. Девочка подрастала, и с определенного возраста стала стесняться того, что она голая стоит под душем перед папой. А папа этого не замечал и не понимал – ему надо было побыстрее детей помыть.
Девочка росла и все больше стеснялась. И когда она пыталась сказать, что хочет мыться сама, ей родители отвечали: «Не дури! Ты голову, как следует, сроду не промоешь». Дело в том, что у нее была длинная, густая коса, одной с такими волосами, ей было действительно, не справиться… Может, подстричь стоило? А в голову не пришло.
В общем, девочка выросла, стала красивой девушкой, и жить бы да радоваться, но тут ее и догнали сексологические проблемы. Свободная, веселая в кругу друзей - она становилась патологически застенчивой с мужчинами, которые ухаживали за ней, особенно, когда дело доходило до интимной близости. Попала она ко мне на группу, когда ей было под 30 - при всей ее красоте, уме и образовании личная жизнь у нее совсем не складывалась.
Как папа ее мыл и как страшно она стеснялась, она помнила, но никак не ассоциировала эту давнюю историю со своими проблемами. Нам понадобился целый год, чтобы расхлебать этот простой, вовсе не криминальный случай. (Впрочем, у психоаналитика это заняло бы намноооого больше времени…)

***
Продолжаем дальше. В парапубертатном периоде у детей постепенно накапливается информация о существовании полов, о половой роли, об особенностях полового поведения, его внешних проявлениях.
Полученная информация усваивается и перерабатывается в соответствии с индивидуальными особенностями и нормами микросоциальной среды. Понятно, что у девочки, живущей в таджикском селе, представления о роли и поведении женщины будут иными, чем у ее ровесницы, живущей в Нью-Йорке.
А еще у ребенка формируется осознание принадлежности к полу. (Мальчики - они какие? А девочки - какие? А я - мальчик или девочка?)
Реплика в сторону: Для меня полная загадка, почему в некоторых странах Европы вдруг убрали в метриках графу «пол», решив, что к моменту получения паспорта (то есть к совершеннолетию) человек, наконец, определится, какого он хочет быть пола.
Вообще-то к 5 годам ребенок уже точно знает ответ на этот вопрос!
Да, есть такое, не самое частое отклонение – транссексуализм, то есть нарушение полового самосознания. Если говорить точнее, это осознание своей принадлежности к противоположному полу. Но это же отклонение, это определенный процент. Что за странная политкорректность, доведенная до абсурда?!
О сексуальных патологиях и отклонениях мы будем говорить позже и весьма подробно. Считаю, что эти знания совершенно необходимы в сегодняшнем мире, где по безграмотности всё, что не относиться к норме - или ногами бьют, или в абсолют возводят.

В следующий раз узнаем, что происходит с человеческой сексуальностью после 7 лет.

Продолжение следует.
------------------------------------------------------------------------------------------------------
Книгу «Секретики», (дипломант книжной премии Рунета 2013), можно купить:
1. в Озоне
2. в «Додо», где ее можно полистать, почитать… (Солянка 1/2 строение 1).
3. у нас на сайте: заказать книгу


А также!
Академические знания об устройстве психики человека, о семейных отношениях, о выращивании личности: заказать видеозаписи

EPB

Comments

"...И если "насколько критичны", это ж какой простор для имитации правильного поведения должен быть..."
От имитации нормальные живые люди шарахаются.

"...Но с другой стороны, поломка ли это или, грубо говоря, некая альтернативная норма?..."
Следуя подобной логике человек, родившийся без рук или без ног (бывают такие аномалии) тоже альтернативная норма. Ну, не норма!
>> От имитации нормальные живые люди шарахаются.
В бытовом общении они могут скорее шарахаться от отсутствия имитации стандартизованного поведения типа глазного контакта или правильной моторики. Или в случае сексуальности всё должно быть иначе (просто я в сексе с вредным влияниям аутичных черт сталкивался меньше, чем в обычном общении)?

>> Следуя подобной логике человек, родившийся без рук или без ног (бывают такие
>> аномалии) тоже альтернативная норма. Ну, не норма!
Я говорил не о раннем детском аутизме вообще, а о его версии с сохранным интеллектом и речью. И в этом случае прямая аналогия с физической инвалидностью не очевидна, ибо ощутимая доля проблем в этом случае вызывается не самим аутизмом, а культурными нормами и способами обучения, заточенными под 99% нейротипичного большинства (и далеко не все аутичные хотят исцеления).
Есть исследования, в которых показана положительная корреляция (но не причинно-следственная связь) между аутичными чертами и математическими способностями.
http://web.sls.hw.ac.uk/teaching/level1/A31RH3/baron%20cohen%20AQ.pdf
http://link.springer.com/article/10.1023%2FA%3A1005653411471
Вы совсем не понимаете о чем я пишу. Совсем!
Я вам когда-то давно писала, что ваши комментарии производят тяжелое, странное впечатление из-за "инопланетной" логики.

Аутизм в любых видах и формах - это РАССТРОЙСТВО психики, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга. Какая норма, если нужны специальные программы по адаптации и развитию этих людей? И без предоставленных этим людям особых условий, они попросту не выживут.
>> Какая норма, если нужны специальные программы по адаптации и развитию этих
>> людей?
Про то, что даже при синдроме Аспергера (СА) очень часто нужно специальное обучение для адекватной социализации, мне прекрасно известно, в том числе отчасти на своём личном опыте.
Но ведь обычных людей тоже интенсивно обучают и социализируют с младенчества (т.е. специальные программы по адаптации и развитию нужны всем), просто типовые способы не всегда подходят для обладателей СА.

>> И без предоставленных этим людям особых условий, они попросту не выживут.
В случае легких форм аутизма сильно особых условий, как правило, не требуется. Да и часть этих особых условий опять же ближе к культурным различиям, чем к чему-то болезненному, например:
а) уровень и характер шумов на рабочем месте
б) терпимость или нетерпимость к моторным стереотипиям
в) стиль невербальной коммуникации, "привередливость" или "терпимость" к мелочам вроде глазного контакта или мелодики речи, степень использования непрямого смысла в словах
Т.е. не всегда понятно, что тут объективно болезненное, а что - вкусы большинства.

>> из-за "инопланетной" логики.
Что же именно в них инопланетного?
"...обычных людей тоже интенсивно обучают и социализируют с младенчества (т.е. специальные программы по адаптации и развитию нужны всем)..."
Специальных программ по адаптации душевно здорового человека в обществе не существует. Они не нужны. У душевно здорового человека адаптация в человеческом обществе происходит естественным путем. В тэге "Душевное здоровье - это что?" много постов на эту тему.
Например: http://impressionante.livejournal.com/36834.html

Можно я не буду углубляться в нюансы инопланетной логики? У нас с вами уже не первый разговор на эту тему и мне, честно говоря, времени жалко. Могу подчеркнуть только инопланетную лексику: "стиль невербальной коммуникации"... "глазной контакт"... "мелодика речи"... "степень использования непрямого смысла в словах"... Понимаете, так люди между собой не говорят.
Боюсь, что не понимаете... и не понимаете, что не понимаете! Это вызывает раздражение, желание выйти из общения и никогда в него не вступать.
>> У душевно здорового человека
>> адаптация в человеческом обществе
>> происходит естественным путем.
Да, ибо существующая система образования и традиции воспитания "заточены" под статистическую норму. Поэтому это и не воспринимается как программа по социальной адаптации.

Впрочем, я вполне допускаю, что неаутичные люди объективно более гибки в социализации и если нейротипичного ребенка воспитывали бы в аутичном обществе, то особых проблем могло бы и не возникнуть (впрочем, такие случаи пока не описаны).

>> Могу подчеркнуть только
>> инопланетную лексику
Она не инопланетная и встречается в специализированной литературе. Возможно, Вам ее применение кажется неуклюжим, т.к. я называю тяжеловесной лексикой вещи, которые Вам как выраженному нейротипику (т.е. заведомо неаутичному человеку) очевидны.

P.S. Кстати, про инопланетность: иногда инопланетное впечатление производит речь нейротипика, когда она перегружена метафорами и интонациями (это не относится к Вам, я Вас понимаю). Так что многое в этом мире относительно.

Edited at 2014-05-26 11:03 (UTC)
>>> Кстати, про инопланетность: иногда инопланетное впечатление производит речь нейротипика, когда она перегружена метафорами и интонациями

А также невербальной составляющей коммуникации (как то - мимика, жестикуляция, тон),
>> А также невербальной составляющей
>> коммуникации (как то - мимика,
>> жестикуляция, тон),
Да, несомненно) Но при письменном общении всего этого не видно.
>> Специальных программ по адаптации душевно здорового человека в обществе не существует. Они не нужны.

Они есть и они необходимы.
Просто они не называются специальными.
Ярлык "специальный" лепится только на те услуги, которые нужны меньшинству клиентов. Поскольку нейотипики составляют огромное большинство, то программы социализации нейротипиков считаются чем-то обычным, само собой разумеющимся.

А что программа социализации необходима нейротипику - ясно из примера мауглизма.
Если ребенок растет без контакта с людьми - человека из него не вырастет. Вырастет животное с человеческим телом.
>> странное впечатление из-за "инопланетной" логики.

Так и есть. Синдром Аспергера - это инопланетный тип разума.

>> Аутизм в любых видах и формах - это РАССТРОЙСТВО психики,

Гениальные люди, которых Вы видите на моей аватарке, как считается, были аутистами.
Теория относительности и теория эволюции - расстройство? Или музыка Моцарта - расстройство?

>> Какая норма, если нужны специальные программы по адаптации и развитию этих людей?

Иногда достаточно мудрых прогрессивных родителей (как мне, например).
Специальные программы адаптации - это для исправления вреда, нанесенного традиционной системой воспитания, враждебной ко всему необычному.
>> Специальные программы адаптации - это для исправления вреда, нанесенного
>> традиционной системой воспитания, враждебной ко всему необычному.
Всё же во многих случаях СА/ВФА помимо отсутствия вредных действий нужны ещё некие дополнительные с точки зрения нейротипиков. Например, обучение социальным навыкам будет требовать иного подхода, меньше опирающегося на интуитивное подражание и больше - память и логику.
Необязательно "специальные программы".
Может, достаточно было бы спросить сверстников, что к чему.
Но сверстники - ветхие люди, они будут только запутывать, в надежде что-то выгадать от твоего невежества.
>> Но сверстники - ветхие люди, они будут только запутывать, в надежде
>> что-то выгадать от твоего невежества.
Вполне возможно. Вообще в детстве социализация идёт во многом с использованием инстинктивных программ, которые, естественно, не рассчитаны на СА/ВФА.
>> Следуя подобной логике человек, родившийся без рук или без ног (бывают такие аномалии) тоже альтернативная норма.

Как Вы сделали такой вывод?
Сегодня он играет джаз, а завтра родину продаст?
Почему Вам так хочется считать синдром Аспергера инвалидностью, сравнимой с отсутствием рук и ног?
Вы пришли в чужой ЖЖ (на чужую территорию) и начали бурно обсуждать нечто, не имеющее никакого отношения к теме поста. Какой-то чудовищный эгоцентризм! Боюсь, именно от него обычные люди и шарахаются.
Простите, но мне это все неинтересно, вынуждена вас забанить.