?

Log in

No account? Create an account
pic#официальная

Вы играли в «доктора»?

Продолжаю обещанный ликбез по сексологии и сексопатологии.
Я надеюсь, что большинство моих читателей ознакомились со всеми постами о Душевном Здоровье (tags «Душевное здоровье – это что?»). Мы же здесь не просто о сексе, мы о том, как это может быть у душевно здоровой Личности.

Реплика в сторону: Во многих письмах звучит вопрос: а что, так много нездоровых?
Много. Намного больше, чем мы думаем. Намного больше, чем хотелось бы. Здесь тоже необходим ликбез. Если мой журнал не сдохнет (а он подыхает потихоньку), может и займусь когда-нибудь темой психического Нездоровья…

***
Для начала попробую ответить на вопрос, прозвучавший в разных письмах:
«Существует ли понятие «сексуальное здоровье» и что к нему относится? Только возможность проводить половой акт и способность к размножению? Или что-то еще?»

Конечно, существует! И это самое сексуальное здоровье впрямую связано с психическим здоровьем. Если переходить на научный язык: «основывается на концепции психического здоровья».
Сексуальное здоровье это целый комплекс соматических (то есть, телесных), эмоциональных, интеллектуальных и социальных аспектов человека.
Как ни странно, но «возможность проводить половой акт» и способность к репродукции еще не является критерием сексуального здоровья. Это же инстинкты! Душевно больной человек прекрасно может делать и то, и другое.
Например, такое известное всем психическое заболевание, как алкоголизм – все, наверное, слышали, или видели, или знают лично алкоголические семьи. Большинство из них имеют потомство, иногда многочисленное. Видите, не мешает! Да и за время своей работы в психиатрической больнице я не раз сталкивалась с многодетными семьями. У обоих супругов вторая группа инвалидности по шизофрении, а каждый год рожают по ребеночку! (Дети, правда, наследовали душевное заболевание родителей, но это родителей не останавливало и не волновало… )

***
Мы уже говорили о том, что очень долгое время любые сексуальные реакции и эротические переживания рассматривались как производные от репродуктивной функции. А удовольствие от секса - это было вроде как стимул и поощрение к продолжению рода.
Но когда сексуальную сферу стали прицельно и глубоко изучать, одним из открытий было, что у человека сексуальность выполняет множество разных, автономных функций. Это чрезвычайное многообразие и пластичность человеческой сексуальности явно не сводилось к законам биологии и выходило далеко за рамки деторождения.

Выяснилось, что сексуальная сфера «заведует» еще и… коммуникабельностью. Мало того, отвечает за «создание глубоких, тесных межчеловеческих отношений» (Не правда ли, какая романтичная фраза - из специальной сексологической литературы?!)
В противовес ей еще одно письмо: «Не знаю, зачем специальные знания обычному человеку. Дети рождаются, значит, секс есть»
Да ведь дети могут рождаться и без «глубоких, тесных межчеловеческих» отношений родителей друг к другу. И дети эту беду – жить вместе без отношения друг к другу – понесут дальше…

***
Как мы с вами понимаем, сексуальная сфера не пробуждается в одночасье. Она развивается в течение жизни человека, затрагивая период раннего и позднего детства.
Сегодня мы начинаем знакомиться с этапами развития этой столь важной сферы.

Итак, парапубертатный период - с 1 года до 7 лет. «Пара» означает «около». (Отсюда, кстати, слово парапсихология – «около психология»).
В этот период девочки и мальчики учатся играть вместе. Именно в совместных играх с другими детьми (а не с компьютером!!!) отрабатываются разные коммуникативные модели, в том числе и семейные.
Если незаметно проследить игру детей, можно увидеть много интересного. Кто-то из детей пробует разные роли, кто-то всегда играет одно и то же. Один умело вступает в контакт с другими детьми, но с единственной целью - получить желаемую игрушку, а вот цели играть вместе у ребенка не наблюдается (ох, это большая беда...) Другой ищет ссоры и провоцирует их по любому поводу (а он иначе общаться просто не умеет), третий счастлив, если удалось объединить всех, и получилась большая совместная ИГРА.

Реплика в сторону: несчастное поколение детей, выросших или растущих на компьютерных играх! Недавно, в одном ресторанчике наблюдала типичную, для наших дней, сцену. За соседними столиками отмечали день рождения ребенка. Было много детей от 6 до 8 лет. Родители со своими друзьями сидели отдельно, а детей должен был развлекать очень приятный «клоун», который пытался организовать общие игры. Столики ресторана стояли между деревьев в саду, там можно было и шуметь, и бегать, и прыгать, и даже в прятки играть. Работал этот клоун абсолютно грамотно, но дети так и не завелись. Лица их становились все скучнее… пока родители не разрешили им пользоваться гаджетами. Тут же все уткнулись каждый в свой экран.
Из книги «Сексопатология»: «Неумение общаться со сверстниками в парапубертатном периоде в дальнейшем может привести к искажению сексуального поведения»…
«Нарушение ранних этапов психосексуального развития приводят к грубым деформациям, затрагивающим ядро личности»…

***
Абсолютно естественно, что детское любопытство (помимо прочего) направлено и на изучение строения тела вообще и половых органов в частности. Все знают, что дети рассматривают половые органы и демонстрируют их друг другу. Есть даже такая специальная игра - в «доктора»...
Реплика в сторону: Ах, как же грамотны должны быть родители и общество в целом! Наказание и осуждение за сексуальные игры может на всю жизнь поселить в человеке убеждение, что все, связанное с этим – грязно, гадко и подлежит наказанию. А если это отношение перенесется на собственное супружество?

Еще одна реплика в сторону: позволю себе привести пример, как благими намерениями усеивается дорога в известном всем направлении.
В одном городе, во вполне благополучной семье жила-была маленькая девочка. Она была старшей в семье, а еще у нее были братик и сестричка, и все они были погодками. Вечером, пока мама готовила ужин, папа мыл детей – это входило в его обязанности. Ах, нет, никаких страшных сексопатологических историй от меня не ждите, папа был совершенно нормальный, а никакой не извращенец. Девочка подрастала, и с определенного возраста стала стесняться того, что она голая стоит под душем перед папой. А папа этого не замечал и не понимал – ему надо было побыстрее детей помыть.
Девочка росла и все больше стеснялась. И когда она пыталась сказать, что хочет мыться сама, ей родители отвечали: «Не дури! Ты голову, как следует, сроду не промоешь». Дело в том, что у нее была длинная, густая коса, одной с такими волосами, ей было действительно, не справиться… Может, подстричь стоило? А в голову не пришло.
В общем, девочка выросла, стала красивой девушкой, и жить бы да радоваться, но тут ее и догнали сексологические проблемы. Свободная, веселая в кругу друзей - она становилась патологически застенчивой с мужчинами, которые ухаживали за ней, особенно, когда дело доходило до интимной близости. Попала она ко мне на группу, когда ей было под 30 - при всей ее красоте, уме и образовании личная жизнь у нее совсем не складывалась.
Как папа ее мыл и как страшно она стеснялась, она помнила, но никак не ассоциировала эту давнюю историю со своими проблемами. Нам понадобился целый год, чтобы расхлебать этот простой, вовсе не криминальный случай. (Впрочем, у психоаналитика это заняло бы намноооого больше времени…)

***
Продолжаем дальше. В парапубертатном периоде у детей постепенно накапливается информация о существовании полов, о половой роли, об особенностях полового поведения, его внешних проявлениях.
Полученная информация усваивается и перерабатывается в соответствии с индивидуальными особенностями и нормами микросоциальной среды. Понятно, что у девочки, живущей в таджикском селе, представления о роли и поведении женщины будут иными, чем у ее ровесницы, живущей в Нью-Йорке.
А еще у ребенка формируется осознание принадлежности к полу. (Мальчики - они какие? А девочки - какие? А я - мальчик или девочка?)
Реплика в сторону: Для меня полная загадка, почему в некоторых странах Европы вдруг убрали в метриках графу «пол», решив, что к моменту получения паспорта (то есть к совершеннолетию) человек, наконец, определится, какого он хочет быть пола.
Вообще-то к 5 годам ребенок уже точно знает ответ на этот вопрос!
Да, есть такое, не самое частое отклонение – транссексуализм, то есть нарушение полового самосознания. Если говорить точнее, это осознание своей принадлежности к противоположному полу. Но это же отклонение, это определенный процент. Что за странная политкорректность, доведенная до абсурда?!
О сексуальных патологиях и отклонениях мы будем говорить позже и весьма подробно. Считаю, что эти знания совершенно необходимы в сегодняшнем мире, где по безграмотности всё, что не относиться к норме - или ногами бьют, или в абсолют возводят.

В следующий раз узнаем, что происходит с человеческой сексуальностью после 7 лет.

Продолжение следует.
------------------------------------------------------------------------------------------------------
Книгу «Секретики», (дипломант книжной премии Рунета 2013), можно купить:
1. в Озоне
2. в «Додо», где ее можно полистать, почитать… (Солянка 1/2 строение 1).
3. у нас на сайте: заказать книгу


А также!
Академические знания об устройстве психики человека, о семейных отношениях, о выращивании личности: заказать видеозаписи

EPB

Comments

Играли лет наверное в 7-8 нас 3 мальчика и одна девочка, причем инициатором всегда была девочка. Сейчас она замужем 2 детей.
У меня такой вопрос: жена категорически отказывается подмывать дочку 2г 7мес, приходится мне. До какого возраста я могу это делать и не повлияет ли это на её развитие? И ещё ходит по дому с голой грудью, говорит мне жарко? Это на ребенка может повлиять?
На самом деле лучше бы жена подмывала дочку... А то, что она ходит полуголая по квартире на ребенка никак сказаться не может.