?

Log in

No account? Create an account
pic#официальная

Вы играли в «доктора»?

Продолжаю обещанный ликбез по сексологии и сексопатологии.
Я надеюсь, что большинство моих читателей ознакомились со всеми постами о Душевном Здоровье (tags «Душевное здоровье – это что?»). Мы же здесь не просто о сексе, мы о том, как это может быть у душевно здоровой Личности.

Реплика в сторону: Во многих письмах звучит вопрос: а что, так много нездоровых?
Много. Намного больше, чем мы думаем. Намного больше, чем хотелось бы. Здесь тоже необходим ликбез. Если мой журнал не сдохнет (а он подыхает потихоньку), может и займусь когда-нибудь темой психического Нездоровья…

***
Для начала попробую ответить на вопрос, прозвучавший в разных письмах:
«Существует ли понятие «сексуальное здоровье» и что к нему относится? Только возможность проводить половой акт и способность к размножению? Или что-то еще?»

Конечно, существует! И это самое сексуальное здоровье впрямую связано с психическим здоровьем. Если переходить на научный язык: «основывается на концепции психического здоровья».
Сексуальное здоровье это целый комплекс соматических (то есть, телесных), эмоциональных, интеллектуальных и социальных аспектов человека.
Как ни странно, но «возможность проводить половой акт» и способность к репродукции еще не является критерием сексуального здоровья. Это же инстинкты! Душевно больной человек прекрасно может делать и то, и другое.
Например, такое известное всем психическое заболевание, как алкоголизм – все, наверное, слышали, или видели, или знают лично алкоголические семьи. Большинство из них имеют потомство, иногда многочисленное. Видите, не мешает! Да и за время своей работы в психиатрической больнице я не раз сталкивалась с многодетными семьями. У обоих супругов вторая группа инвалидности по шизофрении, а каждый год рожают по ребеночку! (Дети, правда, наследовали душевное заболевание родителей, но это родителей не останавливало и не волновало… )

***
Мы уже говорили о том, что очень долгое время любые сексуальные реакции и эротические переживания рассматривались как производные от репродуктивной функции. А удовольствие от секса - это было вроде как стимул и поощрение к продолжению рода.
Но когда сексуальную сферу стали прицельно и глубоко изучать, одним из открытий было, что у человека сексуальность выполняет множество разных, автономных функций. Это чрезвычайное многообразие и пластичность человеческой сексуальности явно не сводилось к законам биологии и выходило далеко за рамки деторождения.

Выяснилось, что сексуальная сфера «заведует» еще и… коммуникабельностью. Мало того, отвечает за «создание глубоких, тесных межчеловеческих отношений» (Не правда ли, какая романтичная фраза - из специальной сексологической литературы?!)
В противовес ей еще одно письмо: «Не знаю, зачем специальные знания обычному человеку. Дети рождаются, значит, секс есть»
Да ведь дети могут рождаться и без «глубоких, тесных межчеловеческих» отношений родителей друг к другу. И дети эту беду – жить вместе без отношения друг к другу – понесут дальше…

***
Как мы с вами понимаем, сексуальная сфера не пробуждается в одночасье. Она развивается в течение жизни человека, затрагивая период раннего и позднего детства.
Сегодня мы начинаем знакомиться с этапами развития этой столь важной сферы.

Итак, парапубертатный период - с 1 года до 7 лет. «Пара» означает «около». (Отсюда, кстати, слово парапсихология – «около психология»).
В этот период девочки и мальчики учатся играть вместе. Именно в совместных играх с другими детьми (а не с компьютером!!!) отрабатываются разные коммуникативные модели, в том числе и семейные.
Если незаметно проследить игру детей, можно увидеть много интересного. Кто-то из детей пробует разные роли, кто-то всегда играет одно и то же. Один умело вступает в контакт с другими детьми, но с единственной целью - получить желаемую игрушку, а вот цели играть вместе у ребенка не наблюдается (ох, это большая беда...) Другой ищет ссоры и провоцирует их по любому поводу (а он иначе общаться просто не умеет), третий счастлив, если удалось объединить всех, и получилась большая совместная ИГРА.

Реплика в сторону: несчастное поколение детей, выросших или растущих на компьютерных играх! Недавно, в одном ресторанчике наблюдала типичную, для наших дней, сцену. За соседними столиками отмечали день рождения ребенка. Было много детей от 6 до 8 лет. Родители со своими друзьями сидели отдельно, а детей должен был развлекать очень приятный «клоун», который пытался организовать общие игры. Столики ресторана стояли между деревьев в саду, там можно было и шуметь, и бегать, и прыгать, и даже в прятки играть. Работал этот клоун абсолютно грамотно, но дети так и не завелись. Лица их становились все скучнее… пока родители не разрешили им пользоваться гаджетами. Тут же все уткнулись каждый в свой экран.
Из книги «Сексопатология»: «Неумение общаться со сверстниками в парапубертатном периоде в дальнейшем может привести к искажению сексуального поведения»…
«Нарушение ранних этапов психосексуального развития приводят к грубым деформациям, затрагивающим ядро личности»…

***
Абсолютно естественно, что детское любопытство (помимо прочего) направлено и на изучение строения тела вообще и половых органов в частности. Все знают, что дети рассматривают половые органы и демонстрируют их друг другу. Есть даже такая специальная игра - в «доктора»...
Реплика в сторону: Ах, как же грамотны должны быть родители и общество в целом! Наказание и осуждение за сексуальные игры может на всю жизнь поселить в человеке убеждение, что все, связанное с этим – грязно, гадко и подлежит наказанию. А если это отношение перенесется на собственное супружество?

Еще одна реплика в сторону: позволю себе привести пример, как благими намерениями усеивается дорога в известном всем направлении.
В одном городе, во вполне благополучной семье жила-была маленькая девочка. Она была старшей в семье, а еще у нее были братик и сестричка, и все они были погодками. Вечером, пока мама готовила ужин, папа мыл детей – это входило в его обязанности. Ах, нет, никаких страшных сексопатологических историй от меня не ждите, папа был совершенно нормальный, а никакой не извращенец. Девочка подрастала, и с определенного возраста стала стесняться того, что она голая стоит под душем перед папой. А папа этого не замечал и не понимал – ему надо было побыстрее детей помыть.
Девочка росла и все больше стеснялась. И когда она пыталась сказать, что хочет мыться сама, ей родители отвечали: «Не дури! Ты голову, как следует, сроду не промоешь». Дело в том, что у нее была длинная, густая коса, одной с такими волосами, ей было действительно, не справиться… Может, подстричь стоило? А в голову не пришло.
В общем, девочка выросла, стала красивой девушкой, и жить бы да радоваться, но тут ее и догнали сексологические проблемы. Свободная, веселая в кругу друзей - она становилась патологически застенчивой с мужчинами, которые ухаживали за ней, особенно, когда дело доходило до интимной близости. Попала она ко мне на группу, когда ей было под 30 - при всей ее красоте, уме и образовании личная жизнь у нее совсем не складывалась.
Как папа ее мыл и как страшно она стеснялась, она помнила, но никак не ассоциировала эту давнюю историю со своими проблемами. Нам понадобился целый год, чтобы расхлебать этот простой, вовсе не криминальный случай. (Впрочем, у психоаналитика это заняло бы намноооого больше времени…)

***
Продолжаем дальше. В парапубертатном периоде у детей постепенно накапливается информация о существовании полов, о половой роли, об особенностях полового поведения, его внешних проявлениях.
Полученная информация усваивается и перерабатывается в соответствии с индивидуальными особенностями и нормами микросоциальной среды. Понятно, что у девочки, живущей в таджикском селе, представления о роли и поведении женщины будут иными, чем у ее ровесницы, живущей в Нью-Йорке.
А еще у ребенка формируется осознание принадлежности к полу. (Мальчики - они какие? А девочки - какие? А я - мальчик или девочка?)
Реплика в сторону: Для меня полная загадка, почему в некоторых странах Европы вдруг убрали в метриках графу «пол», решив, что к моменту получения паспорта (то есть к совершеннолетию) человек, наконец, определится, какого он хочет быть пола.
Вообще-то к 5 годам ребенок уже точно знает ответ на этот вопрос!
Да, есть такое, не самое частое отклонение – транссексуализм, то есть нарушение полового самосознания. Если говорить точнее, это осознание своей принадлежности к противоположному полу. Но это же отклонение, это определенный процент. Что за странная политкорректность, доведенная до абсурда?!
О сексуальных патологиях и отклонениях мы будем говорить позже и весьма подробно. Считаю, что эти знания совершенно необходимы в сегодняшнем мире, где по безграмотности всё, что не относиться к норме - или ногами бьют, или в абсолют возводят.

В следующий раз узнаем, что происходит с человеческой сексуальностью после 7 лет.

Продолжение следует.
------------------------------------------------------------------------------------------------------
Книгу «Секретики», (дипломант книжной премии Рунета 2013), можно купить:
1. в Озоне
2. в «Додо», где ее можно полистать, почитать… (Солянка 1/2 строение 1).
3. у нас на сайте: заказать книгу


А также!
Академические знания об устройстве психики человека, о семейных отношениях, о выращивании личности: заказать видеозаписи

EPB

Comments

Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
Если можно, я свою точку зрения выскажу. Пойду через метафору.
Представьте себе, что вы испекли потрясающе вкусный торт и пригласили на него друзей. А они молча сожрали торт, молча отвалились от стола и разошлись по домам. С моей точки зрения это хамство!
Вы пекли его вовсе не ради слов благодарности, вы пекли его потому, что вы это умеете и любите - печь вкусные торты, в которые вы вкладываете кусочек души. И друзей вы зовете, чтобы они РАЗДЕЛИЛИ с вами трапезу, разделили с вами вкус созданного вами торта. Слово "разделить" здесь ключевое.
В ранних постах о душевном здоровье я писала, что наиболее здоровая форма существования людей, когда они "обмениваются энергиями", то есть мыслями и чувствами.Если же одна сторона дает, а другая только хапает, тот, кто дает чувствует себя после такого общения уставшим, высосанным. Он такого общения будет избегать.

В просветительстве, которым я безуспешно последнее время занимаюсь, я делюсь с моими читателями своими знаниями.
Когда я веду семинары "вживую", я вижу лица и глаза и по ним понимаю, что то, что я говорю людям интересно, я вижу на каких моментах и какие мысли их задевают, волнуют. Я могу развернуть какую-то тему и дать ее глубже, с оттенками и нюансами. Или, наоборот, короче...
В ЖЖ я лиц своих читателей не вижу, поэтому мне очень важно знать и понимать, что их задело, что тронуло, какие размышления вызвала новая для них информация. И каждый следующий пост рождается из вопросов и комментариев к предыдущему посту.
Если пост не вызвал размышлений, значит эта тема данной аудитории не интересна.Возможно, аудитория не дозрела до нее, или я слишком мудрено ее дала...

"...говорить на важные темы не потому, что они интересны, а потому, что они верны..." может преподаватель в вузе, который отрабатывает свои часы. Как вы понимаете, я здесь часов не отрабатываю.

У меня все в порядке с внутренним стержнем (иначе я не смогла бы создать свою методику, да и добиваться того результата, которого мы добиваемся у нас на занятиях, не смогла бы). И у меня высокая самооценка во всем, что касается профессионализма - мне не нужно ее себе подтверждать. Я действительно много знаю и умею, но на мои знания должен быть спрос. Молчание говорит об отсутствии этого спроса или интереса. Писать в молчание - это как вещать в пустоту. Я не вижу в этом смысла, тем более, что я человек очень востребованный, у меня много других дел.

"...разные люди предпочитают либо самооценку, либо оценку себя со стороны..."
Так как мы говорим тут на тему психического здоровья, могу сказать, что и тот и другой вариант относятся к душевному НЕздоровью. Быть самому себе "мерой всех вещей" это симптом душевного заболевания. Также, как и опираться только на мнение окружающих, не имея своего...
спасибо большое за ваш труд
жду с нетерпением продолжения, потому что младшему как раз 10 лет, очень интересно еще раз прочитать, что же происходит с его сексуальностью
ваш взгляд и ваша подача материала доносят важные вещи просто и понятно
в нашем нездоровом психически мире голос таких людей, как вы, как глоток свежего воздуха
всегда с удовольствием вас читаю, и жду новых постов
Здравствуйте!
Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
Очень грустно, что сексуальность до сих пор сводят только к репродукции. Уж казалось бы - просвещенный 21 век, а ханжество никуда не делось. Вспоминается исторический парадокс: в викторианскую эпоху, когда секс считался занятием непристойным и допустимым только ради деторождения, а "воспитанным" людям (особенно женщинам) прямо предписывалось иметь к нему отвращение и стараться его избегать - в Лондоне было самое больше за всю историю количество проституток и борделей. Ханжи и лицемеры старательно делали вид, что этого не существует.
Очень точное наблюдение! Когда коснемся истории сексологии я об этом буду писать обязательно.
Играли лет наверное в 7-8 нас 3 мальчика и одна девочка, причем инициатором всегда была девочка. Сейчас она замужем 2 детей.
У меня такой вопрос: жена категорически отказывается подмывать дочку 2г 7мес, приходится мне. До какого возраста я могу это делать и не повлияет ли это на её развитие? И ещё ходит по дому с голой грудью, говорит мне жарко? Это на ребенка может повлиять?
На самом деле лучше бы жена подмывала дочку... А то, что она ходит полуголая по квартире на ребенка никак сказаться не может.
Очень интересны Ваши посты.
К сожалению вижу в себе очень много упоминаемых проблем, о которых совершенно не думаю, если кто-то прямо не ткнет носом. А зная о них, осознавая что-то, есть шанс меньше создать проблем своим подрастающим детям.
Спасибо Вам.
оооо... ну все, приехали. Точнее, начинаем движение.
Прочитала одно предложение - "Да ведь дети могут рождаться и без «глубоких, тесных межчеловеческих» отношений родителей друг к другу. И дети эту беду – жить вместе без отношения друг к другу – понесут дальше…"
и осознала что, кажется, да, я несу эту беду с собой, как какой-то импринт отношений в семье =(
Так что продолжайте, я думаю, чем дальше в лес, тем больше отклонений.

Как раз по этому и больше всего бъет воспитание, ИМХО. Хотя не это самое страшное.
Очень острая, больная тема. В моем случае отношение друг к другу есть, дорогое мне, и очень трепетное. Сексуальная сфера проблемна. Жаль не помню себя в этот детский период 1-7 лет, может быть оттуда растут мои проблемы.
Шла с работы думая, как в нынешнем мире не навредить своему ребенку. Вот даже в такой семье, где есть настоящие близкие отношения между родителями, где общение настоящие, и не носит формального характера мала вероятность развития здоровой психики у ребенка. Он ведь развивается не только внутри семьи но и в других микросоциумах. Насколько я себя помню в детстве мне было очень важно быть "своей" в компании детей, перенимать их увлечения, чтобы вместе дружить, и если "дружить" означает уткнуться в гаджет, то ребенок вероятно так и поступит.
Мне кажется, что понятия "дружить" и "гаджет" несовместимы...

Про детей и гаджеты

Больше всего из этой статьи заинтересовала и удивила часть про особенности общения детей в детстве.
Я всегда догадывалась, что дети, которые в детстве больше общаются с гаджетами, чем со сверстниками, наверняка будут иметь проблемы с общением во взрослом возрасте, но о том, что это настолько сильно может повлиять уже и на сексуальную сферу не думала.

А вообще все пытаюсь понять для себя как нащупать здоровую меру в увлечении гаджетами. Мир вокруг меняется, и все эти айпэды и прочеее занимают в нем все более и более важную часть, и к тому моменту как сегодняшние дети станут взрослыми, (своих у меня пока нет, но надеюсь что скором будущем будут) умение общаться с техникой вероятно будет одним из важнейших навыков,но вместе с тем, конечно очевидно что умение общаться с людьми ни в коем случае не должно страдать от этого. Отсюда и вопрос как воспитать человека так, что бы и планшет от него не прятать и научить общаться с людьми.

Re: Про детей и гаджеты

"...как воспитать человека так, что бы и планшет от него не прятать и научить общаться с людьми..."
Это очень большая проблема нашего века, на которую пока ни одно правительство в мире не обратило внимания. Отдельные люди, вроде меня, бьют тревогу во все колокола, но нас так мало!
Когда росли мои дети.я считала одной из своих важных задач -формирование круга общения детей. Начиная с песочницы.Это и разные кружки,спортивные секции,куда ходят увлеченные чем-то дети,заинтересованные в какой-то интересной деятельности.И выбор школы,пример родителей в конце концов. Смею надеяться,что мне это удалось. И у сына и у дочки много друзей в реальной жизни,есть любимые занятия,не связанные с электронными игрушками.Всей оргтехникой они прекрасно умеют пользоваться,но используют ее правильно-как помощника в работе,учебе, справочник,печатная машинка,домашний кинотеатр и библиотека. Но все это никогда им не заменяет живого общения.
Евгения Петровна, могли бы Вы описать какие признаки показывают, что у ребенка до 7 лет есть проблемы в психосексуальной сфере? Дети мало что рассказывают и ты не чувствуешь все ли в порядке.
И еще вопрос: какое родительское поведение есть наиболее грамотным ,как говорить в этом возрасте на сексуальную тему , надо ли выступать инициатором этих разговоров или лучше ждать когда ребенок спросит сам ?


Edited at 2014-05-23 12:17 (UTC)
в 1993-1995 гг работала воспитателем в детском саду Старшая группа-6-7 лет.И вот один мальчик на куклах изображает половой акт. Характерные движения,звуки и гордый взгляд в мою сторону-"заметила,какой я умный? Вот что я знаю!"Потом попытался изобразить то-же самое со своим приятелем,но тот был не в теме и ничего не вышло-приятель сбежал. Я не стала устраивать разборки-что ты делал да зачем,просто перевела его внимание на обычные дела-обед,тихий час и т.п. Откуда ноги росли-я знала,родители хвастались,что купили видеомагнитофон,наверное там он и подсмотрел. Вечером рассказала родителям об этом,они были очень удивлены,не ожидали.На следующий день пришли и рассказали,что дали сыну книжку о половых проблемах для детей,они тогда только-только появились у нас. Воспитатели старой школы были в ужасе.Но больше он как-то про это не вспоминал-если никто не реагирует-то никакого интереса и нет.

(Анонимно)

Спасибо Вам за широту освещения проблемы. В каждом Вашем посте виден системный подход, то, чего сейчас катастрофически не хватает. Сейчас читала один известный мужской форум - пропагандируется отказ от глубоких отношений мужчины и женщины, как ненужных, могущих сильно навредить мужчине. Идеал личности мужчины - нечто, вкладывающее силы и ресурсы только в собственные удовольствия. Пропаганда душевной болезни в полный рост. И никому из многих форумчан не придет в голову, что эмоциональная сфера связана с сексуальностью.
Спасибо, за то что увидели системный подход!
Как в одном старом фильме говорили: "Счастье, когда тебя понимают"...
>> несчастное поколение детей, выросших или растущих на компьютерных играх!
А не может быть такое, что "подобное тянется к подобному" (т.е. дети, которым от природы тяжело общение, уходят от него)? В моём детстве гаджетов не было, были ещё первые модели IBM PC с DOSом и Nortonом, но я к компьютеру тянулся, т.к. это было в разы проще общения со сверстниками. И первый драйвер написался на 7 лет раньше появления первой влюбленности.

>> Выяснилось, что сексуальная сфера «заведует» еще и… коммуникабельностью. Мало того, отвечает за
>> «создание глубоких, тесных межчеловеческих отношений»
Вообще любых глубоких межчеловеческих отношений (вроде родственных связей, дружбы и т.п.) или же только любовно-романтических? До Вашего поста мне связь между сексуальностью и общением виделась несколько иначе:
1) без развитого умения общаться добраться до секса не за деньги крайне проблематично, а тревога будет "забивать" многие другие переживания. А для самой физической близости вещи вроде развитого понимания своих и чужих эмоций и чтения невербалики уже не так критичны.
2) по моим собственным ощущениям за общение отвечает скорее интеллект, чем сексуальность, и эта сфера развивается в подростковом и раннем юношеском возрасте и созревает к 25-30 годам

Edited at 2014-05-24 06:56 (UTC)
"...дети, которым от природы тяжело общение..."
От природы так не бывает, так бывает от ранней поломки в психике (то есть душевное расстройство рано появилось).

"...А для самой физической близости вещи вроде развитого понимания своих и чужих эмоций и чтения невербалики уже не так критичны..."
Критичны. Не представляете даже насколько критичны!

"...по моим собственным ощущениям за общение отвечает скорее интеллект..."
Сие убеждение, уверена, привело вас к боооооооольшим проблемам с общением...

"...по моим собственным ощущениям за общение отвечает скорее интеллект..."
То, что я пишу здесь, это не "мои собственные ощущения", а академическая наука.

Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>