?

Log in

No account? Create an account
pic#официальная

«Школьный стрелок». Кто следующий?

Ну, понятное дело, в личную почту пришла масса писем с просьбой прокомментировать поступок московского школьника, взявшего класс в заложники и убившего людей.
Поэтому я вынуждена прервать начатую тему о любви и сексе. Обещаю, мы к ней вернемся!
Для начала слегка пройдусь по разным комментариям в СМИ – в большинстве своем они свидетельствуют о, мягко говоря, некомпетентности. Можно сказать грубее: наши СМИ «ни ухом, ни рылом» в теме. Мне-то всегда казалось, что для того, чтобы сделать качественную статью (передачу, программу, фильм) журналист должен обладать хотя бы элементарными знаниями по теме. Иначе чудовищные глупости валятся на головы читателей (слушателей, зрителей), усугубляя общую дремучую безграмотность.
Обратил ли кто внимание, что за последние годы в разы увеличилось число странных, страшных убийств людьми с явными психическими отклонениями? И все случаи крайне несуразно комментировались средствами массовой информации.
Реплика в сторону: просто мечтаю провести семинар по повышению психологической грамотности журналистов на тему: «что есть душевное здоровье и что такое сумасшествие - мифы и действительность»


Когда-то давно журналист Караулов попросили меня прокомментировать всякие страшные истории об убийцах собственных родителей. Со свойственным ему пафосом и горестными придыханиями он простонал: «Они же были признаны экспертами психически совершенно здоровыми!» (Вот вам типичное журналистское передергивание - от безграмотности). Мне пришлось объяснять ему, что не были они признаны психически здоровыми, они были признаны вменяемыми. Это разные вещи!
Вменяемый – это отдающий отчет в своих действиях. Понимающий, что он делает. Потому что душевнобольной человек может и не понимать. Если, например, у человека бред, что перед ним инопланетяне… Или он может считать, что он совершает не убийство, а благо – освобождает душу человеческую от «панциря тела»…
Вот тогда говорят – невменяемый.
А еще есть состояние аффекта. С ним тоже путаница большая.
Если объяснять совсем простыми словами, то состояние аффекта не бывает на пустом месте – должны быть сильные, травмирующие переживания, на которые и следует реакция организма. Немедленная! То есть не вчера и не час назад, а только что, сейчас.
Аффект - это всегда короткая, неконтролируемая, возникающая помимо воли человека яркая вспышка, например, гнева. При этом сознание выключается (называется помрачение сознания).
Например, стали в казарме издеваться над солдатиком первогодком, и он не выдержал, схватил ружье и перестрелял обидчиков… А потом пришел в себя и ужаснулся. И не помнит ничего… Тогда говорят – он был в состоянии аффекта. Он был в тот момент невменяемым.

О каком таком нервном срыве все твердят??? Это вообще о чем? Нет такого заболевания в международной классификации болезней (МКБ). Нервный срыв - это «народное» название всего, что ни попадя. Характеризуется поведением, не укладывающимся в рамки обычного, то бишь пристойного.

Адвокат тоже «порадовал»: «мальчик не производит впечатление психически неуравновешенного». Он как ожидал, что мальчик будет страшно вращать глазами, дергаться и вопить? Оказывается, у юристов расхожие (то есть простонародные) представления о норме и патологии психики. Это как????

Поступило предложение, чтобы школьные психологи отслеживали подобных детишек и вовремя предупреждали… (Кого надо предупреждать и какие действия предпринимать, указано не было). Это смешно! У школьных психологов знаний таких нет. Не обучены!!! Если и могут отличить, то только совсем грубую патологию типа умственной отсталости.
Да разве только школьные психологи? Об особенностях российского психологического образования писала: Осторожно, психолог!

Опять начался шабаш вокруг оружия. Сколько бы ни запрещали «стволы», какие бы драконовские методы не вводили, но если человеку надо по каким-то соображениям (бредовым, например) убить, он убьет. Можно задушить руками, можно зарезать ножом, можно дать по голове тяжелым предметом: кирпичом, монтировкой, даже стулом можно голову размозжить… А можно сделать самодельную бомбу (вот уж не проблема!)… а можно облить школу бензином и поджечь… Вам мало?

***
Начнем с того, что парень, без всяких сомнений, душевно болен (обратите, внимание, я название болезни не пишу – нельзя. Не принято. Не этично!)
Все ищут предлог для убийства – да на кого он так обиделся, да кто его до этого довел… А ни на кого! И никто не доводил. Это называется – психоз.
Конечно, заболел он не вчера. Психическое заболевание не овладевает человеком неожиданно. Оно начинается исподволь и постепенно и, бывает, взрывается. Тогда мы говорим – «психоз». Или не взрывается, а переходит в хроническое, вяло текущее заболевание.

***
Симптомы душевного заболевания, которые видны невооруженным глазом:
Мальчик, (как и Дмитрий Виноградов, юрист, расстрелявший сотрудников офиса) не может ничего объяснить внятно. То есть все объяснения его поступка вне логики, противоречащие друг другу. «Боится смерти», но «хочет узнать, как она выглядит»… при этом надеется, что «убьют в перестрелке»…

Второе, что мы узнали о мальчике - повернут на учебе, вернее, на оценках… Но вот, писала же я об этом в одном из постов о Душевном Здоровье:
………………………………………………………………………..
В этот период старшие школьники часто начинают преуспевать в одних предметах и отставать в других. Типичная «картина маслом»: в младшей школе ребенок радовал родителей сплошными хорошими оценками, что весьма тешило их самолюбие. Но вот он переходит в старшую школу и начинает осознавать, что есть предмет (или предметы) которые ему нравятся намного больше остальных.
Этот, например, от математики «тащится» и готов посвящать ей все время, а вот гуманитарные предметы ему кажутся лишними. А другой «подсел» на историю, знает ее намного больше (глубже, шире) школьной программы, но совершенно забросил физику и математику…
Смею утверждать – это нормально!
Совершенно согласна с комментарием читательницы моего ЖЖ, написавшей: «…учиться по всем предметам отлично - это неестественно как-то. Либо - либо. Или филолог, или технарь, или естественные науки…»
Я тоже отношусь к отличникам с подозрением. Когда что-то любишь, разумеется, что посвящаешь ему больше времени в ущерб, иногда, всему остальному. Любить всё одинаково? Но не кажется ли вам, что «Любовь» и «одинаково» как-то плохо сочетаются в одном предложении?
У меня в группах бывало (и бывает) много бывших тотальных отличников – золотомедалистов и краснодипломников. И вот что я отметила в работе с ними: всегда - старательные, работоспособные, но как только дело доходит до творческого воображения - крайне слабо. А все, что касается собственных желаний, собственного мнения - совсем плохо…
Много лет назад с одной из них мы сформулировали, в чем фишка. Если все предметы идут «ровно хорошо», значит по большому счету они все… одинаково безразличны! В статусе отличника не до сравнения, не до выбора, не до любви – там марку держать надо…

……………………………………………………………………….............
Конечно, нельзя утверждать, что отличная учеба это признак душевного заболевания. Бывает по-разному!!! Но давайте пойдем дальше. Что говорят о характере мальчика? Одинокий, замкнутый в себе, друзей не было.
Если говорить о норме, то ведущая сфера в этом возрасте – именно общение с другими людьми. И об этом я писала:
………………………………………………………………………………..
Итак, отрочество и юность - время мятежных исканий, когда душа томиться, жаждет полета, открытий, событий! Когда из-за горизонта слышится глухой призыв, чудятся шорохи и загадочный шепот Неизведанного…
Это время, когда подрастающий человек учиться самостоятельно думать.
Это время, когда появляются не только «вторичные половые признаки» (см. в Интернете), но и признаки «очеловечивания» – сопереживание, ответственность…
Это время, когда подросток переходит от детского уровня «водиться» к взрослому - дружить.
И еще человек учиться любить...
Позже мы вернемся к разговору о любви, поскольку один из «симптомов» душевно-здоровой личности это развитая способность к любви. Сейчас же я только могу добавить, что именно любовь (влюбленность, страсть – назовите, как хотите) пылкая или сдержанная, откровенная или тайная, и, в конце концов, не важно - счастливая или несчастная, заставляет развиваться тонкие струны души.

……………………………………………………………………………………
…В юношеском возрасте человек начинает искать не просто общения, чтобы время скоротать, а людей интересных ему, тех, с кем можно говорить о сокровенном (еще одна абстракция).
Так что такое дружба, коль скоро мы говорим о душевном здоровье?
Можно объяснить это явление почти наукообразно - взаимообогащающий процесс, включающий в себя обмен энергией – мыслями, чувствами, ценностями… «Обмен энергией» (спец. термин психотерапевта) это когда от общения - разговора с собеседником, или от вечера в компании, или от совместной работы, или от совместного житья по одной крышей мы все за это время (за этот вечер, за этот час) немного улучшились: что-то поняли, почувствовали, поумнели… И, как следствие - настроение поднялось, энергии прибавилось.
Если же говорить эмоционально, то друг это тот, кого любишь, без кого скучаешь, встречи с кем ждешь.

***
С чего начинается поиск друзей…
А начинается он с того, что вы перестаете ждать, пока в вашу жизнь занесет интересных людей. Вы выискиваете их сами и кидаетесь их завоевывать.
Например, один покорил вас внутренним уютом и теплом. Другой восхитил аналитическим складом ума. Третий заворожил безбашенной авантюрностью…
В общем, вы обратили внимание на некоего человека, то есть выделили его из всех окружающих.
Робкое любопытство постепенно перерастает в Интерес…
Вы начинаете ему подавать знаки. Вы звоните по делу и под предлогом дела. Даете ему книги или фильмы, чтобы вместе обсудить их.
Вам хочется его слышать и видеть чаще, чем это предусмотрено ритмом ваших официальных встреч.
Именно ему вам хочется рассказать обо всем, что происходит в вашей жизни. Обсудить это, выйти на обобщения. Вы копите все интересное, что произошло с вами за день, чтобы вместе посмаковать.
У вас обостряется внимание к нему (а не к себе). Вы отмечаете, как и на что он реагирует, что его трогает или шокирует. В жестах, интонациях, оговорках вы читаете его обиды и страхи, претензии и амбиции.
Вы стараетесь поймать его настроение. Вам очень интересно, что он любит, что не любит, что его порадует, а что может огорчить. Вы учите его «язык». Предугадываете реакции. Вы стараетесь почувствовать то, что он чувствует, и вам это важно! Постепенно перед вами вырисовываются нюансы и оттенки его мироощущения
Интерес перерастает в Очарованность
И по мере того, как ваши отношения развиваются, то есть вы учитесь друг у друга − думать, чувствовать, видеть, понимать - между вами возникает «золотая ниточка».
Что это такое? Это когда ты поймал волну другого человека, и хоть на мгновение понял (не мозгами, а сердцем) его мироощущение. Эту волну интеллектом можно вычислить но невозможно понять. (В каком-то фантастическом фильме робот говорил: «Лю-ди бы-ва-ют раз-ны-е. За-чем?)
Главное, что происходит в эти моменты - настрой на волну (частоту) другого человека.

…………………………………………………………
Именно в эту пору мы оттачиваем мастерство общения, то есть учимся видеть, чувствовать, понимать другого человека.

***
Вина или беда родителей, что этого не видели, или не хотели видеть? На самом деле это типичная история! Если у ребенка проблемы с желудком, ему, уж будьте уверены, обеспечат специальную диету. Зато если проблемы с психикой – этого родственники всеми путями постараются не заметить. Болезненная тема. Табуированная тема в обществе.
Почему? Потому что слово «сумасшедший» испокон веков ругательное. А еще существует архетипический страх – признаться себе, что у нас в семье у кого-то проблемы с психикой, это, возможно, значит, что весь наш род гнилой…
Могу сказать с полной ответственностью, что душевные заболевания – самые замифологизированные! И если на улице останавливать людей и спрашивать, как выглядит в их представлении сумасшедший – о, вам наговорят… он страшно кривит лицо… воет… хрюкает… дергается… при этом считает себя Наполеоном… его сразу видно… и все сумасшедшие знают, что они сумасшедшие - они лежат в больницах и стоят на учете в псих диспансере…

***
Дорого же общество платит за невежество! Но Боже ж ты мой, ведь существуют накопленные в течение веков достоверные научные знания о психике (душе) человека, о ее норме и патологии. Допустимо ли в областях, требующих специальных знаний, опираться на домыслы и житейский опыт? Мировой опыт говорит, что допустимо. Америка со своей мягкой, «сглаженной» психиатрией, «политкорректностью», «гуманностью» и дружным деланием вида, что этого нет, не существует, наступает на одни и те же жуткие «грабли», которые раз от разу становятся все более жестокими, все более кровавыми…

***
С чего должна начинаться профилактика душевных расстройств и психических заболеваний? С ликвидации безграмотности! Необходимы передачи и программы, объясняющие, что такое норма и что такое патология психики. И это должна быть не разовая акция, а целая система. Нам в телевизоре рассказывают и как еду готовить, и как за волосами ухаживать, и как свое жилище можно переделать… А про главное – про душевное здоровье и нездоровье одни поверхностные байки, которые сводятся к тому, что все люди разные…
Я, конечно могу начать в своем ЖЖ цикл о душевных болезнях – что это, откуда берется, как выглядит… чем грозит. Только мой ЖЖ - это же капля в море!

Резюме? С моей точки зрения пока обществом табуирована тема душевных заболеваний мы с вами живем на пороховой бочке. О, любимая позиция страуса – я про это не знаю… мы про это не говорим… значит, этого нет!
Это есть. Кто следующий?

Comments

>это «народное» название всего, что ни попадя

причём - тупо "калькированное" с американского nervous breakdown.