?

Log in

No account? Create an account
pic#официальная

«Школьный стрелок». Кто следующий?

Ну, понятное дело, в личную почту пришла масса писем с просьбой прокомментировать поступок московского школьника, взявшего класс в заложники и убившего людей.
Поэтому я вынуждена прервать начатую тему о любви и сексе. Обещаю, мы к ней вернемся!
Для начала слегка пройдусь по разным комментариям в СМИ – в большинстве своем они свидетельствуют о, мягко говоря, некомпетентности. Можно сказать грубее: наши СМИ «ни ухом, ни рылом» в теме. Мне-то всегда казалось, что для того, чтобы сделать качественную статью (передачу, программу, фильм) журналист должен обладать хотя бы элементарными знаниями по теме. Иначе чудовищные глупости валятся на головы читателей (слушателей, зрителей), усугубляя общую дремучую безграмотность.
Обратил ли кто внимание, что за последние годы в разы увеличилось число странных, страшных убийств людьми с явными психическими отклонениями? И все случаи крайне несуразно комментировались средствами массовой информации.
Реплика в сторону: просто мечтаю провести семинар по повышению психологической грамотности журналистов на тему: «что есть душевное здоровье и что такое сумасшествие - мифы и действительность»


Когда-то давно журналист Караулов попросили меня прокомментировать всякие страшные истории об убийцах собственных родителей. Со свойственным ему пафосом и горестными придыханиями он простонал: «Они же были признаны экспертами психически совершенно здоровыми!» (Вот вам типичное журналистское передергивание - от безграмотности). Мне пришлось объяснять ему, что не были они признаны психически здоровыми, они были признаны вменяемыми. Это разные вещи!
Вменяемый – это отдающий отчет в своих действиях. Понимающий, что он делает. Потому что душевнобольной человек может и не понимать. Если, например, у человека бред, что перед ним инопланетяне… Или он может считать, что он совершает не убийство, а благо – освобождает душу человеческую от «панциря тела»…
Вот тогда говорят – невменяемый.
А еще есть состояние аффекта. С ним тоже путаница большая.
Если объяснять совсем простыми словами, то состояние аффекта не бывает на пустом месте – должны быть сильные, травмирующие переживания, на которые и следует реакция организма. Немедленная! То есть не вчера и не час назад, а только что, сейчас.
Аффект - это всегда короткая, неконтролируемая, возникающая помимо воли человека яркая вспышка, например, гнева. При этом сознание выключается (называется помрачение сознания).
Например, стали в казарме издеваться над солдатиком первогодком, и он не выдержал, схватил ружье и перестрелял обидчиков… А потом пришел в себя и ужаснулся. И не помнит ничего… Тогда говорят – он был в состоянии аффекта. Он был в тот момент невменяемым.

О каком таком нервном срыве все твердят??? Это вообще о чем? Нет такого заболевания в международной классификации болезней (МКБ). Нервный срыв - это «народное» название всего, что ни попадя. Характеризуется поведением, не укладывающимся в рамки обычного, то бишь пристойного.

Адвокат тоже «порадовал»: «мальчик не производит впечатление психически неуравновешенного». Он как ожидал, что мальчик будет страшно вращать глазами, дергаться и вопить? Оказывается, у юристов расхожие (то есть простонародные) представления о норме и патологии психики. Это как????

Поступило предложение, чтобы школьные психологи отслеживали подобных детишек и вовремя предупреждали… (Кого надо предупреждать и какие действия предпринимать, указано не было). Это смешно! У школьных психологов знаний таких нет. Не обучены!!! Если и могут отличить, то только совсем грубую патологию типа умственной отсталости.
Да разве только школьные психологи? Об особенностях российского психологического образования писала: Осторожно, психолог!

Опять начался шабаш вокруг оружия. Сколько бы ни запрещали «стволы», какие бы драконовские методы не вводили, но если человеку надо по каким-то соображениям (бредовым, например) убить, он убьет. Можно задушить руками, можно зарезать ножом, можно дать по голове тяжелым предметом: кирпичом, монтировкой, даже стулом можно голову размозжить… А можно сделать самодельную бомбу (вот уж не проблема!)… а можно облить школу бензином и поджечь… Вам мало?

***
Начнем с того, что парень, без всяких сомнений, душевно болен (обратите, внимание, я название болезни не пишу – нельзя. Не принято. Не этично!)
Все ищут предлог для убийства – да на кого он так обиделся, да кто его до этого довел… А ни на кого! И никто не доводил. Это называется – психоз.
Конечно, заболел он не вчера. Психическое заболевание не овладевает человеком неожиданно. Оно начинается исподволь и постепенно и, бывает, взрывается. Тогда мы говорим – «психоз». Или не взрывается, а переходит в хроническое, вяло текущее заболевание.

***
Симптомы душевного заболевания, которые видны невооруженным глазом:
Мальчик, (как и Дмитрий Виноградов, юрист, расстрелявший сотрудников офиса) не может ничего объяснить внятно. То есть все объяснения его поступка вне логики, противоречащие друг другу. «Боится смерти», но «хочет узнать, как она выглядит»… при этом надеется, что «убьют в перестрелке»…

Второе, что мы узнали о мальчике - повернут на учебе, вернее, на оценках… Но вот, писала же я об этом в одном из постов о Душевном Здоровье:
………………………………………………………………………..
В этот период старшие школьники часто начинают преуспевать в одних предметах и отставать в других. Типичная «картина маслом»: в младшей школе ребенок радовал родителей сплошными хорошими оценками, что весьма тешило их самолюбие. Но вот он переходит в старшую школу и начинает осознавать, что есть предмет (или предметы) которые ему нравятся намного больше остальных.
Этот, например, от математики «тащится» и готов посвящать ей все время, а вот гуманитарные предметы ему кажутся лишними. А другой «подсел» на историю, знает ее намного больше (глубже, шире) школьной программы, но совершенно забросил физику и математику…
Смею утверждать – это нормально!
Совершенно согласна с комментарием читательницы моего ЖЖ, написавшей: «…учиться по всем предметам отлично - это неестественно как-то. Либо - либо. Или филолог, или технарь, или естественные науки…»
Я тоже отношусь к отличникам с подозрением. Когда что-то любишь, разумеется, что посвящаешь ему больше времени в ущерб, иногда, всему остальному. Любить всё одинаково? Но не кажется ли вам, что «Любовь» и «одинаково» как-то плохо сочетаются в одном предложении?
У меня в группах бывало (и бывает) много бывших тотальных отличников – золотомедалистов и краснодипломников. И вот что я отметила в работе с ними: всегда - старательные, работоспособные, но как только дело доходит до творческого воображения - крайне слабо. А все, что касается собственных желаний, собственного мнения - совсем плохо…
Много лет назад с одной из них мы сформулировали, в чем фишка. Если все предметы идут «ровно хорошо», значит по большому счету они все… одинаково безразличны! В статусе отличника не до сравнения, не до выбора, не до любви – там марку держать надо…

……………………………………………………………………….............
Конечно, нельзя утверждать, что отличная учеба это признак душевного заболевания. Бывает по-разному!!! Но давайте пойдем дальше. Что говорят о характере мальчика? Одинокий, замкнутый в себе, друзей не было.
Если говорить о норме, то ведущая сфера в этом возрасте – именно общение с другими людьми. И об этом я писала:
………………………………………………………………………………..
Итак, отрочество и юность - время мятежных исканий, когда душа томиться, жаждет полета, открытий, событий! Когда из-за горизонта слышится глухой призыв, чудятся шорохи и загадочный шепот Неизведанного…
Это время, когда подрастающий человек учиться самостоятельно думать.
Это время, когда появляются не только «вторичные половые признаки» (см. в Интернете), но и признаки «очеловечивания» – сопереживание, ответственность…
Это время, когда подросток переходит от детского уровня «водиться» к взрослому - дружить.
И еще человек учиться любить...
Позже мы вернемся к разговору о любви, поскольку один из «симптомов» душевно-здоровой личности это развитая способность к любви. Сейчас же я только могу добавить, что именно любовь (влюбленность, страсть – назовите, как хотите) пылкая или сдержанная, откровенная или тайная, и, в конце концов, не важно - счастливая или несчастная, заставляет развиваться тонкие струны души.

……………………………………………………………………………………
…В юношеском возрасте человек начинает искать не просто общения, чтобы время скоротать, а людей интересных ему, тех, с кем можно говорить о сокровенном (еще одна абстракция).
Так что такое дружба, коль скоро мы говорим о душевном здоровье?
Можно объяснить это явление почти наукообразно - взаимообогащающий процесс, включающий в себя обмен энергией – мыслями, чувствами, ценностями… «Обмен энергией» (спец. термин психотерапевта) это когда от общения - разговора с собеседником, или от вечера в компании, или от совместной работы, или от совместного житья по одной крышей мы все за это время (за этот вечер, за этот час) немного улучшились: что-то поняли, почувствовали, поумнели… И, как следствие - настроение поднялось, энергии прибавилось.
Если же говорить эмоционально, то друг это тот, кого любишь, без кого скучаешь, встречи с кем ждешь.

***
С чего начинается поиск друзей…
А начинается он с того, что вы перестаете ждать, пока в вашу жизнь занесет интересных людей. Вы выискиваете их сами и кидаетесь их завоевывать.
Например, один покорил вас внутренним уютом и теплом. Другой восхитил аналитическим складом ума. Третий заворожил безбашенной авантюрностью…
В общем, вы обратили внимание на некоего человека, то есть выделили его из всех окружающих.
Робкое любопытство постепенно перерастает в Интерес…
Вы начинаете ему подавать знаки. Вы звоните по делу и под предлогом дела. Даете ему книги или фильмы, чтобы вместе обсудить их.
Вам хочется его слышать и видеть чаще, чем это предусмотрено ритмом ваших официальных встреч.
Именно ему вам хочется рассказать обо всем, что происходит в вашей жизни. Обсудить это, выйти на обобщения. Вы копите все интересное, что произошло с вами за день, чтобы вместе посмаковать.
У вас обостряется внимание к нему (а не к себе). Вы отмечаете, как и на что он реагирует, что его трогает или шокирует. В жестах, интонациях, оговорках вы читаете его обиды и страхи, претензии и амбиции.
Вы стараетесь поймать его настроение. Вам очень интересно, что он любит, что не любит, что его порадует, а что может огорчить. Вы учите его «язык». Предугадываете реакции. Вы стараетесь почувствовать то, что он чувствует, и вам это важно! Постепенно перед вами вырисовываются нюансы и оттенки его мироощущения
Интерес перерастает в Очарованность
И по мере того, как ваши отношения развиваются, то есть вы учитесь друг у друга − думать, чувствовать, видеть, понимать - между вами возникает «золотая ниточка».
Что это такое? Это когда ты поймал волну другого человека, и хоть на мгновение понял (не мозгами, а сердцем) его мироощущение. Эту волну интеллектом можно вычислить но невозможно понять. (В каком-то фантастическом фильме робот говорил: «Лю-ди бы-ва-ют раз-ны-е. За-чем?)
Главное, что происходит в эти моменты - настрой на волну (частоту) другого человека.

…………………………………………………………
Именно в эту пору мы оттачиваем мастерство общения, то есть учимся видеть, чувствовать, понимать другого человека.

***
Вина или беда родителей, что этого не видели, или не хотели видеть? На самом деле это типичная история! Если у ребенка проблемы с желудком, ему, уж будьте уверены, обеспечат специальную диету. Зато если проблемы с психикой – этого родственники всеми путями постараются не заметить. Болезненная тема. Табуированная тема в обществе.
Почему? Потому что слово «сумасшедший» испокон веков ругательное. А еще существует архетипический страх – признаться себе, что у нас в семье у кого-то проблемы с психикой, это, возможно, значит, что весь наш род гнилой…
Могу сказать с полной ответственностью, что душевные заболевания – самые замифологизированные! И если на улице останавливать людей и спрашивать, как выглядит в их представлении сумасшедший – о, вам наговорят… он страшно кривит лицо… воет… хрюкает… дергается… при этом считает себя Наполеоном… его сразу видно… и все сумасшедшие знают, что они сумасшедшие - они лежат в больницах и стоят на учете в псих диспансере…

***
Дорого же общество платит за невежество! Но Боже ж ты мой, ведь существуют накопленные в течение веков достоверные научные знания о психике (душе) человека, о ее норме и патологии. Допустимо ли в областях, требующих специальных знаний, опираться на домыслы и житейский опыт? Мировой опыт говорит, что допустимо. Америка со своей мягкой, «сглаженной» психиатрией, «политкорректностью», «гуманностью» и дружным деланием вида, что этого нет, не существует, наступает на одни и те же жуткие «грабли», которые раз от разу становятся все более жестокими, все более кровавыми…

***
С чего должна начинаться профилактика душевных расстройств и психических заболеваний? С ликвидации безграмотности! Необходимы передачи и программы, объясняющие, что такое норма и что такое патология психики. И это должна быть не разовая акция, а целая система. Нам в телевизоре рассказывают и как еду готовить, и как за волосами ухаживать, и как свое жилище можно переделать… А про главное – про душевное здоровье и нездоровье одни поверхностные байки, которые сводятся к тому, что все люди разные…
Я, конечно могу начать в своем ЖЖ цикл о душевных болезнях – что это, откуда берется, как выглядит… чем грозит. Только мой ЖЖ - это же капля в море!

Резюме? С моей точки зрения пока обществом табуирована тема душевных заболеваний мы с вами живем на пороховой бочке. О, любимая позиция страуса – я про это не знаю… мы про это не говорим… значит, этого нет!
Это есть. Кто следующий?

Comments

Согласна с Вами. Тема отклонений табуирована, неприлична даже. Наблюдала несколько случаев, как детей с психическими и умственными отклонниями родители отправляли в обычные школы. Детям там было плохо, учиться, в итоге, они не смогли. Родители были образованные, амбициозные, и бедные дети должны были соответствовать. Надо писать и говорить о норме и психических заболеваниях.
О, Прекрасная Евгения Петровна! Вы мне прямо бальзам на душу пролили! Всех кругом просто заклинило на этом аффекте. И объяснения про то,что если б парня папа за двойку порол, а он бы ему пулю в лоб пустил, а потом очнулся бы рядом с трупом и винтовкой без памяти-это был бы аффект, не работают вообще. Еще мне очень нравится теория о том, что ребенка "довели".
А вообще в описании событий в той же прессе проскальзывает масса симптомов, которые при объединении их в целое указывают на заболевание. Достаточно просто внимательно почитать.

"Симптомы душевного заболевания, которые видны невооруженным глазом:
Мальчик, (как и Дмитрий Виноградов, юрист, расстрелявший сотрудников офиса) не может ничего объяснить внятно. То есть все объяснения его поступка вне логики, противоречащие друг другу. «Боится смерти», но «хочет узнать, как она выглядит»… при этом надеется, что «убьют в перестрелке»…"
Сюда же можно добавить ощущение ирреальности происходящего - "не бойтесь, это сон, мы все спим", желание "стать бандитом", "мне открылся смысл жизни" и т.д.

Edited at 2014-02-09 22:36 (UTC)
Евгения Петровна, я давно читаю Вас. Сейчас мне понадобилась помощь. Мне нужен психотерапевт для моего сына 30-ти лет отроду. У него тревожное расстройство. Я на счет диагноза не настаиваю - это я так думаю.
Вы можете взять человечка для психотерапии? Или, может быть, порекомендовать кого?
Страшненько отдавать душу ребенка, хоть и взрослого, в руки расплодившихся специалистов в кавычках.
Вас я читаю, и Вам я верю.
Очень надеюсь, что Вы поможете.
Спасибо!
Рассказывайте! Хотя бы нам в ЖЖ. Капля камень точит.
Спасибо вам за ваши статьи. И рассказывайте, пожалуйста.
Может это и капля в море, но это очень важная капля.
Евгения Петровна, ваш комментарий к произошедшему случаю со школьником самый вразумительный из тех, что я видел на просторах Интернета. Я подозреваю, что пока это единственный адекватный комментарий.
да, вы абсолютно правы - в плане душевных болезней мы живем на пороховой бочке
в университете нам читали курс "логопедии", и к нам приходила преподаватель из вспомогательной школы, у нее были доп. пары
помню, она нам призналась: если бы вы знали, сколько своих пациентов я вижу на улицах города
парень или девушка, с диагнозом, и почти каждый с кем-нибудь встречается, влюбляется
и я не уверена, что родители этого человека, с диагнозом, обязательно расскажут об этом избраннице
потому что у моей подруги сын с шизофренией
и она очень хочет, чтобы он женился
пожалуйста, если вам не трудно, начните такой цикл у себя
капля камень точит(тем более, что мне, как журналисту, он будет очень-очень полезен)
О, расскажите, пожалуйста. Волнуюсь только за то, что люди, прочитав вас, не стали себе и другим диагнозы раздавать.
Даже если просто рассуждать, о каком аффекте может быть речь в СМИ, если человек осознанно взял из дома оружие, собираясь его применить для убийства? Он же не схватил случайно попавшийся под руку тяжелый предмет в пылу ссоры, например.
Евгения Петровна, я понимаю, что Ваш журнал - капля в море, но думаю, что если Вы будете освещать вопросы душевных заболеваний, эта информация будет многим полезной? А потом уже, возможно, станет доступной и для более широких слоев.
Я, конечно могу начать в своем ЖЖ цикл о душевных болезнях – что это, откуда берется, как выглядит… чем грозит. Только мой ЖЖ - это же капля в море!

Я думаю, что капля - это лучше чем ничего. Море конечно не перевесит, но что-то даст, кому-то поможет. Я уже давно Вас читаю и так много узнала из одного этого ЖЖ, что не узнала бы из десятков книг. Когда-то я думала - зачем Учитель, можно же книги читать и самому делать выводы. Теперь я точно знаю - книги это хорошо, но Учитель - это так много, так важно. Хорошо, что когда ученик готов, Учитель приходит.

(Анонимно)

Я не знаю,конечно,как начинаются психические заболевания и что может служить пусковым механизмом болезни,но то,как жил этот мальчик могло спровоцировать что угодно. Ну нельзя всю жизнь сводить к урокам,к занятиям. нельзя отбирать единственную игрушку.Наверняка не разрешали ни погулять сходить ни с друзьями пообщаться.И этот фетиш-золотая медаль-кроме как родителям никому и не нужен уже.Но давит-"давай,давай,ты должен,ты обязан!".Вот мальчишка и сломался.

(Анонимно)

Идентификация болезни

Неужели действительно можно просто установить здоров ли человек душевно?
Если есть явные признаки, было бы действительно здорово узнать, про них.

Для болезней телесных есть, явные признаки - боль, температура вне нормы, изменение свойств выделений тела (не знаю, как правильно называется, но я имею ввиду: сопли, мочу, кал, пот), физическая слабость. Такие вещи легко отследить окружающим не зависимо от их собственного физического или интеллектуального состояния (не может показаться, что у человека температура 40). Особенно боль, у человека болит рука, горло или живот - все, сразу ясно куда копать.
Если человек не общителен, не рассказывает родителям о своих друзьях, слишком увлечен чем-то - это может быть симптомом болезни, а может такой у него характер или настроение. Думаю, что в подростковом возрасте многие удаляются от своих родных и могут вести себя не всегда ровно и адекватно, это еще не признак болезни.
Хронические же проблемы сложно установить и при физических недомоганиях. Меня в детстве полгода таскали по врачам, пока не установили, что насморк и периодически подымающаяся температура результат аллергии.
Трудновато будет неуравновешенному подростку предполагать, что с ним что-то не так, ходить по врачам (разного уровня квалификации) в течении нескольких месяцев или года. Так и здоровому человеку можно психику нарушить, или нет?

Re: Идентификация болезни

У вас какая-то страшная путаница в голове! "Не общителен" и "не рассказывает родителям о своих друзьях" это разные вещи! Каких друзьях??? Не было у мальчика друзей - это сказали все его одноклассники.
Здоровому человеку психику нарушить нельзя!
А как определить, когда пора бежать к психиатру-психотерапевту, а когда просто трудно найти подходящую компанию?
Я сама училась в английской школе, была в некотором отрыве от реальности - у нас, в нашей сызранской английской школе, контингент был все-таки не совсем обычный. Город маленький, поэтому детей начальников не хватало, чтоб спецшколу заполнить, и нас отбирали по способностям. Плюс, как я сейчас понимаю, учителя тоже были не вполне обычными: нам разрешалось высказывать свое мнение, спорить. В итоге я очень плохо умею общаться с другой планетой. До отъезда в Израиль я умудрилась не выходить за пределы своего круга. А в своем кругу я могла говорить, о чем угодно. Мои друзья-коллеги были людьми читающими. Дочь ходила в еврейскую школу - там тоже был узкий круг.
В Израиле спецшкол в нашем понимании нет, только спецшколы для проблемных. У дочери проблемы с общением и чем дальше, тем больше. Сейчас ей 13, перешла в 7 класс, а 7-9 в Израиле - это уже другая школа. Т.е. полностью другая: другое здание, другое место, в средние классы собирают из нескольких началок, поэтому и дети отчасти другие, класс для отличников - мало, кто из тех, кто учился с ней в началке. Классная руководительница и советница (загадочная для меня должность в израильской школе - что-то вроде психолога, но не совсем психолог) давят на нее и на меня: Соня должна дружить с одноклассниками, если она не дружит - проверь, у нее синдром Аспергера или легкий аутизм. После бесед с ними к психиатру хочу я. У дочери сильно развит дух сопротивления: если мне говорят, что я должна дружить, я всем объясню, что мне друзья не нужны вообще.
Дружит с дочерью моей подруги, но та далеко, общаются по скайпу. У меня в ее возрасте тоже была только одна подруга и жили мы далеко друг от друга. Тогда скайпа не было, телефона у подруги тоже не было - виделись редко, когда встречались - не могли наговориться.
Семейный врач, когда я ей рассказала о ситуации, сказала, что психиатрии нет точно.
Как-то раз, когда говорили про друзей, дочь сказала: "А зачем тебе, чтоб у меня были друзья? Я ж с тобой могу обо всем поговорить могу, ты меня понимаешь, а одноклассники - нет. Они все сексисты зашоренные".
В общем, нам уже пора искать психиатра или можно подождать?
Заочно сказать, пора или не пора искать психиатра, невозможно и непрофессионально!

В Израиле офигенная, просто потрясающая хирургия!Но очень, очень слабая психиатрия.

(Анонимно)

Спасибо за пост

Евгения Петровна, спасибо за этот пост.
Вокруг этой истории вспыли просто тонны бредовых предложений - охрану усилить (при том что в школу зашёл свой же ученик), компьютерные "стрелялки" запретить (хотя они же только симптом, а не причина), психологов переаттестовать...
И никто ни разу не озвучил, что парень был явно болен, и не задался вопросом, как выявлять таких детей как можно раньше. Ведь, наверное, в 12-13-14 лет ещё был шанс помочь ему?
А цикл о душевных болезнях нужен обязательно!

Володя

Re: Спасибо за пост

"...Ведь, наверное, в 12-13-14 лет ещё был шанс помочь ему?..."
Шанс помочь был...
>это «народное» название всего, что ни попадя

причём - тупо "калькированное" с американского nervous breakdown.