Евгения Белякова (impressionante) wrote,
Евгения Белякова
impressionante

Клякса и пузырь

В рамках темы Душевного здоровья продолжаю сплетничать о «коллегах по цеху» - психологах. А может, это касается не только психологов?

***
Этим летом звонила мне молоденькая психологиня, хотела попасть ко мне в группу. Как всегда, внимательно расспрашиваю ее, зачем ей занятия, что хотела бы получить от них. Что бросилось в глаза - язык бедный-бедный, сформулировать ничего не может, притом, что вовсе не застенчива, голос уверенный, и еще оговорки, что в ее жизни «все нормально и все есть». Спрашиваю, а что есть? Оказывается «все» - это высшее образование и она замужем.
В процессе разговора упоминаю Мопассана, и тут она говорит: «Это, кажется, художник?» Волосы у меня на голове встают дыбом.


Реплика в сторону для новеньких – это продолжение темы о ДУШЕВНОМ ЗДОРОВЬЕ.
tag: Душевное здоровье - это что?

***
Реплика в сторону: О, я знаю, что уровень невежества стремительно растет, а допустимый уровень дикости в нашей стране (и не только нашей) столь же стремительно падает. И когда в Интернете муссировался случай с победительницей конкурса красоты и женой известного футболиста, которая не знает, земля вращается вокруг солнца или наоборот, это было совсем не смешно… Но, в конце концов, она всего лишь чья-то жена и пострадают от этого только их дети.
Но здесь-то я разговариваю с дипломированным психологом!!! Это как? Это что??

Начинаю аккуратно расспрашивать, что читала в детстве, в надежде, что прозвучат сказки братьев Грим, Андерсена… Чуковский, наконец. Она с трудом вспоминает какую-то книжку «Клякса и пузырь», а больше ничего вспомнить не может. Честно признается, что читала мало. Но тут же с легкой гордостью говорит, что, зато всегда хорошо училась.

Спрашиваю: «А почему вы в психологи пошли?» Отвечает: «Я хотела помогать людям». Не падаю в обморок, только потому, что слышу эту формулировку от разных психологов в тысячный раз. На мой вопрос «В чем помогать?», несколько тушуется, потом находит новый ответ: «Я хотела понимать людей». Я объясняю, что «помогать» и «понимать» это явления разного порядка и у меня закрадывается подозрение, что она эту разницу не «сечет».
Далее спрашиваю, стала ли она более компетентна в человеческих отношениях после обучения на психфаке. В ответ слышу: «Чегооо?» - реакция, достойная бедной неграмотной цветочницы Элизы Дулиттл из пьесы Бернарда Шоу «Пигмалион». Упрощаю вопрос: «Стали ли вы лучше понимать людей?». Начинает путаться: «да»… «нет»… «наверное»… «не знаю»… Неужто никогда не задумывалась об этом?
Слегка провоцирую ее: «А вдруг, понимать людей учатся не на психфаке?» Доверчиво спрашивает меня: «А где?»
Говорю, что этим много веков занимается литература и искусство. Что все искусство о страстях человеческих – радостях и сомнениях, страданиях и поисках. А еще о сложных, неоднозначных взаимоотношениях людей… Зашифрованный опыт мироощущения и миропонимания… Собранный мировой опыт любви и ненависти, тревоги и тоски, печали и восторга… Слегка поддразниваю ее (чего она не понимает): «Понимаете, у человека приближенного к великой литературе реальный шанс стать глубже, тоньше, лучше понимать людей, лучше понимать себя…»
Слушает вроде внимательно, а затем в ответ звучит что-то невообразимое: «Ой, а я думала, искусство должно, наоборот, отвлекать от жизни»…

Продолжаем наш странный разговор. Пытаюсь простыми словами донести до нее, что психфак может дать небольшие, и весьма общие (обзорные) знания о человеке. Но обогащением души и развитием Личности ни один институт не занимается. Не в его компетенции. Как Личность человек развивается параллельно набору профессиональных знаний.
Привожу ей в пример своих Учителей, о которых писала в «Сказке о Живой и Мертвой воде», людей высочайшего уровня образования и культуры. И знали они не только медицину, но и литературу, классическую музыку, живопись, философию. Это позволяло им в работе с пациентом выводить его на более глубокий уровень восприятия жизни, видения мира.
Она слушает меня с немым удивлением. Ей никогда никто этого не говорил? Если бы она была из глухой сибирской тайги, из старообрядческого скита, отрезанного от мира, я бы еще это поняла. Здесь – не понимаю и не принимаю!
Пытаюсь зацепиться хоть за что-то, ищу уже во всех направлениях – музыка, театр, живопись…
Девственные мозги.
Уровень культуры – нулевой.
Уровень представлений о мире - доисторический.
Это человек с высшим психологическим образованием??? Откуда у нее красный диплом? Почему у нее вообще есть диплом? Почему ее вообще приняли в институт????

***
Реплика в сторону: Имеет человек право ничего не читать, не знать? Имеет. Только человек с подобным уровнем культуры не имеет право быть психологом. Есть много других профессий, где уровень культуры не играет столь большой роли.

***
Реплика в сторону: Предвижу комментарии о повсеместности данного явления. Неправда! Эта девушка возраста моей младшей дочери (23-24). Я видела компании дочери с подросткового возраста – они все тусовались у нас дома. В 10 лет они завидовали приключениям Тома Сойера и Геккельбери Финна и мечтали найти клад, а параллельно плакали над «Маленьким принцем» Экзюпери. В 12 взахлеб читали «Властелина колец» (фильма тогда не было), а еще Джека Лондона и О'Генри. В 15 все в ее окружении подсели на «Сто лет одиночества» Гарсиа Маркеса, рисовали генеалогическое древо семьи Буэндиа. Потом был «Парфюмер». За ним пришли Мопассан, Хемингуэй, Стейнбек. Тогда же - Достоевский (только не «Преступление и наказание», а «Белые ночи», но больше всего ее компания обсуждала «Игрока»).
Я никогда не следила за чтением дочери, ничего не рекомендовала, если она меня не просила. Да и не одна она была в своих исканиях – у нее была компания. Кстати, далеко не все из этой читающей компании были отпетыми гуманитариями – больше половины имели душевную склонность к техническим наукам и собирались поступать в технические вузы.
После школы ее компанию разбросало по разным вузам, у каждого появились новые знакомые, новые интересы. И так бы они и потеряли друг друга, изредка встречаясь в интернетных «одноклассниках»… Но тут неожиданно пришло увлечение драматургией. Началось именно с чтения пьес. Они их читали и параллельно бегали по театрам, на «входной билетик». Засиживались у нас до ночи, спорили о Шекспире, Оскаре Уайльде и Теннеси Уильямсе.

***
Еще одна реплика в сторону: Можно, конечно, невежество свалить на семью – в одной семье есть база для развития, в другой нет. Но и тут у меня есть козырь, который трудно побить – моя, уже давно покойная маменька, у которой никакой базы не было. Вернее, она была отрицательная: сначала глухая, нищая деревня, а потом детский дом «для детей врагов народа», на Дальнем Востоке.
После войны она приехала в Москву учиться. И у нее был страшный комплекс, что она «никто и звать ее никак». Ей от этого было стыдно. К моменту моего рождения (в 28 лет) она была столь замечательно образована, что те, кто не знали ее историю, принимали ее за потомственную дворянку и «настоящую московскую интеллигенцию».

Почему сейчас ничего не стыдно??

И отчего никто не попытался ответить на мой вопрос, заданный в конце прошлого поста: какая «тьма египетская» страшнее – эзотерическая или имеющая диплом государственного образца?

Продолжение следует
---------------------------------------------------------------

Реплика в сторону:
Книгу «Секретики», номинированную на книжную премию Рунета 2013, можно купить в Озоне (с накруткой), и можно по нормальной цене: заказать книгу


А также!
Сакральные (и академические) знания о человеке, семье, личности: заказать видеозаписи

EPB
Tags: Душевное здоровье - это что?, Осторожно - психолог!
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 62 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →