Еще интересное наблюдение: громадное количество комментариев, в которых люди пеняют мне, что плохие профессионалы могут быть в любой профессиональной среде, например, среди сантехников т.д., и зачем психологов выделять в отдельную категорию? Странно, неужели, правда не понимают, не видят разницы между унитазом и душой человека???
***
Реплика в сторону для новеньких – это продолжение темы о ДУШЕВНОМ ЗДОРОВЬЕ. Пожалуйста, прежде чем комментировать, прошу, умоляю (!!!) - прочитайте начало:
tag: Душевное здоровье - это что?
***
Несколько лет назад попадает ко мне в группу дама, уверенная, что в людях она разбирается «на раз» и абсолютно точно знает: что такое хорошо, а что такое плохо. Любимыми ее темами были: благородство и подлость, порядочность и безответственность и т.д. Мало того, в своем кругу она много лет играла роль Оракула и Сивиллы – советовала знакомым и родственникам как жить, куда жить. Роль оракула - круто! А ежели к ней привыкнуть...
Начинаем мы заниматься, и тут на наших упражнениях она обнаруживает, что ни с чем не справляется - настроение музыки не слышит совсем (там, где у Чайковского смертная тоска - у нее в ассоциациях луг с цветами и бабочками из мультфильма «Бэмби»). Стихи (а это поначалу совсем нехитрые упражнения) без всякого намека на чувства, состоящие из одних штампов. Позы в театральных упражнениях не просто не выразительны, а одинаковые - что восхищение, что отвращение.
В общем, упражнения показывают, что эмоций внутри мало и они совсем бедные, мышление рваное, ничто ни с чем не связывается. И что человек, играющий роль оракула, на самом деле других людей не видит, не слышит, не понимает, не чувствует. И сам про это не знает. Даже не догадывается! А признаться себе, что я не то, что не лучше остальных разбираюсь в человеческих душах и проблемах, а намного хуже… Каково это?
Несоответствие представлений о себе и действительности у многих вызывает шок. И человек или находит в себе мужество с этим работать! Или не находит…
В глубинах подсознания дамы началась паника. Разговоры об ответственности человека за себя и свою судьбу сменили вдруг грубые передергивания фактов. Она перестала понимать, что у нас не занятия искусствами, а психотерапия. Возмущенно заявляла, что она не собирается писать стихи, играть на сцене и не приемлет творчество из-под палки. Ей все пытались объяснить, что творчество − это у Пушкина и Микеланджело, а у нас всего лишь набор упражнений. Но она как не слышала.
***
Сюда приходят искать себя, свои новые возможности, потому что со «старыми» уже «наварили каши». Искать? Нет, развивать, выращивать! Здесь вместе открывают законы жизни. Здесь раскрываются друг перед другом более чем в семье или с друзьями. Здесь можно говорить честно все, что чувствуешь и думаешь. И если мы на одной волне, одних представлений, одной крови - то никто не обидится, и никто не обидит. Цель у всех одна - научиться слышать и видеть. Чувствовать. Думать. Менять себя и свою судьбу.
На каком-то этапе группа становится единым организмом. Далеко не каждая семья может похвастаться подобными отношениями. И надо отдать должное, большинство относится к этому с трепетом!
Бывает такое, что человек в силу обстоятельств вынужден из группы уйти. От этого никто не застрахован. А можно ли уйти красиво? Я имею в виду не только из группы, но и из семьи, из любого коллектива, где есть или были твои единомышленники.
Убеждена, можно практически из любой ситуации выйти по человечески. Встречала на своем веку.
С другой стороны, мы же знаем, что истинная подоплека человека проявляются не в благоденствии, а в сложных, неоднозначных ситуациях.
Та дама, о которой здесь идет речь, ушла из группы более чем странно: просто исчезла, причем перестала отвечать на письма и звонки. Как топором обрубила. Все заволновались, может, случилось что? А через день случайно встретили ее в театре – она громко поучала столпившихся вокруг нее молодых людей, очевидно, друзей сына. Она отвела глаза и сделала вид, что никого не заметила.
У всех осталось ощущение плевка в лицо - с ней все очень много возились, ее поддерживали, вдохновляли... А я после этого месяц приводила группу в себя.
Реплика в сторону: хотела, чтобы меня поняли правильно – я здесь не о том, почему человек уходит (из группы, из семьи, из коллектива), а о форме ухода. В данном случае форма была - хамская! Так люди не уходят, так бегут животные. И, наверное, главный вопрос на сегодняшний день: чего стоят размышления о добре и зле, если их не относят к себе?
Самое интересное, что эта дама своей самой сильной положительной чертой считала ответственность. Она неоднократно с неподдельной гордостью говорила об этом. Что понимала под этим, не знаю. Но разве так бывает – быть ответственным в одном месте и безответственным в другом? Все равно, что в одном месте быть белым, в другом негром, в третьем китайцем. Загримироваться можно, слыть - можно, быть - нельзя.
***
Если говорить о материальной стороне, то конечно, это для ведущего группу психотерапевта невыгодно. Но есть ведь не только материальная сторона… Есть такая замечательная штука, как результат твоей работы. А в конце нашего курса этот результат потрясает! Паганини утверждал: «Твой Бог говорит с тобой игрой твоего инструмента». Я знаю, что он имел в виду...
***
Обновления могут дать новые возможности! Только перед этим надо разобраться со старыми – что на этом складе есть в наличии, а чего нет… И, в отличие от компьютера, человеку от этих разборок бывает больно. Если же я хочу только комплименты слышать, то куда мне меняться, если я итак хорош донельзя?
У одного участника нашей полемики тогда вырвалась фраза: «А может, это из разряда - о мертвых можно говорить или хорошо, или ничего?»
И нам всем стало страшно.
Продолжение следует