?

Log in

No account? Create an account
pic#официальная

А давайте пить чай! Ой, куда же вы все???

Честно говоря, не поняла, зачем в двух десятках писем в личку прозвучала просьба раскрыть «тайны кухни», то есть подробно рассказать о наших занятиях риторикой. Ну, рассказала, и…? Ни размышлений, ни комментариев. Надеялась, что хоть кто-нибудь примерит наши упражнения на себя и поделиться открытиями (а там есть, что примерять!) Нифига, полное молчание.
А у меня ведь страшное количество френдов! Каждый день народ пачками дружиться приходит, уже платный аккаунт давно отказался добавлять, говорит, перебор. И заходов в журнал по счетчику - ужас как много! Значит, то, что я пишу интересно? Так хоть бы слово - что тронуло, что задело...
Уже неоднократно писала об этом: когда я понимаю, что мой пост на данную тему вызвал живую реакцию, я следующий пост могу сделать богаче, вкуснее. Или холоднее и беднее.

Хотя у меня есть одно предположение - возможно, нам пора закрывать тему «что есть Душевное Здоровье». Возможно, от нее устали. Возможно, от нее (от темы) и от меня ждали большей простоты…
В общем, сегодня отвечу на пару давних вопросов (не люблю долгов!) и буду думать, как по быстрому завершить тему Душевного Здоровья.
***
Одного человека очень заинтересовало, как это не «съев пуд соли» с человеком, и вообще не видя его, можно что-то о нем сказать (очень его возбудило, что я набираю группу на двухлетний психотерапевтический курс - по телефону). А второй мой корреспондент очень хочет узнать об интонациях (и опять просьба рассказать об упражнениях!)

***
Реплика в сторону для новеньких – это продолжение темы о ДУШЕВНОМ ЗДОРОВЬЕ. Пожалуйста, прежде чем комментировать, прошу, умоляю (!!!) - прочитайте начало:
tag: Душевное здоровье - это что?

--------------------------------------------------------------------
Итак, что можно услышать по телефону?
Во-первых, как строиться фраза. Во-вторых, какую лексику человек использует (лексика указывает на характер склада мыслей). В третьих, интонации. Выдают человека с головой!
Я в разговоре не только слушаю, что человек говорит, но и как он говорит. Задаю вроде простые вопросы – о работе… о друзьях… о детстве… о юности… есть ли хобби… что любит делать, а что не любит… что его радует, а что огорчает… что хотел бы от жизни… что хотел бы получить от занятий на группе… и т.д. (Кстати, никогда никаких интимных вопросов!) А слушаю я прицельно, как «играют» интонации, где они оживляются, где затухают, взлетают вверх, падают вниз, и т.д. Или нигде ничего - что про любимого кота, что про нелюбимую работу, что про горе, что про радость - интонации при этом одинаково монотонные.

Любопытно, что здесь темп и ритм речи играет второстепенную роль. У одного речь может быть вялая, а другой говорит быстро, захлебываясь словами, при этом интонации у обоих - безликие.
Но самое интересное, что при таких интонациях и мысли будут им под стать – размытые, туманные, невнятные…

Бывает иначе? Конечно! Вот позвонил человек… сначала говорит сковано, напряженно – (это нормально, звонит все-таки в незнакомее место), но через 5-10 минут голос крепнет и в зависимости от моих вопросов, становится то печальным, то задумчивым, то озабоченным, то восхищенным… Все это отнюдь не театрально, я бы сказала даже, негромко, но - богааато! Кстати, с такими интонациями и мысли всегда будут ясными. (Вот вам и связь между эмоциями и логикой!)

Мы вновь уткнулись в тему Душевного Здоровья. Потому что один из симптомов (знаков, признаков, примет) здоровой психики - это разнообразие и богатство речевых интонаций!
Самое интересное, что сыграть (сымитировать) интонации невозможно. Если нету в ощущениях человека этих эмоций, как бы он не пытался их изобразить, фальшь будет видна, вернее, слышна.
***
Реплика в сторону: Исследования ученых, занимающихся нейролингвистической психологией (НЛП) показывают, что человек реагирует не только на смысл слов, но и на характер его звучания, на тембр и окраску голоса, высоту и напряженность звука, темп и ритм речи. И слушатель воспринимает не только то, что ему говорят «в лоб», но и значительный объем информации, как бы зашифрованный в тексте.

Говоря о совершенно нейтральных вещах – о погоде, о политике, о бытовухе я одними интонациями показываю человеку свое отношение к нему. Я могу признаться в любви, а могу и оскорбить.
Одни и те же слова, одна и та же, вполне безобидная фраза, например: «Чаю хочешь?» могут звучать тепло или отстраненно, доверительно или настороженно. Можно человека так спросить: «Чаю хочешь?», что он не только откажется, но немедленно постарается исчезнуть из вашего поля зрения. (Ну, конечно, мы потом удивляемся, с чего это он? Даже обижаемся - я ж его не оскорблял, вообще ничего такого не говорил!)
***
А вот подобраться через театральные упражнения к развитию эмоций - реально.
У нас в программе курса есть театр. Зачем и для чего можно почитать здесь: http://a-s-t.ru/treasury/theater/main
Среди других упражнений есть упражнения на интонации.
Заключаются они в том, что мы убираем слова, а вместо них произносим слоги: то-та, то-та. Это парные этюды, выливающиеся в небольшую сценку. Задания простые: пожаловаться – пожалеть, оскорбить – обидеться, подарить подарок – обрадоваться, или наоборот, сказать вежливо-холодное спасибо, интонациями показав, что подарок не нравится и сам даритель неприятен.

Реплика в сторону: В это упражнение можно поиграть с кем-нибудь из знакомых. Попробуйте предложить чаю (кофе, пойти гулять – любая нейтральная фраза):
нежно
угрожающе
тепло
холодно
злобно
озабоченно
с любовью
с ненавистью
с восторгом
с отчаянием
устало-безнадежно и т.д., на что хватит вашей фантазии.
Фраза может строиться и более развернуто, например: «не попить ли нам чайку…»
В одиночку, конечно, тоже можно попробовать, но насколько мы себя слышим, и насколько мы с собой честны?
***
Когда мы на занятиях делаем это упражнение, о, сколько открытий чудных нас подстерегает! Например, человек, считающий себя мягким и дружелюбным, обнаруживает, что лучше всего у него получаются высокомерные или издевательские интонации, а чтоб доверительно и тепло - ну никак! И пытается, и пробует по разному, по всякому, а группа ему кричит: «Холодно! Брезгливо-высокомерно!»
Осознавать это ох, как неприятно! У меня бывало, что и из группы уходили, столкнувшись, нос к носу с собственной эмоциональной бедностью (это же не на одном театре проявляется, а на всех упражнениях из всех щелей лезет). Рушатся представления о себе, как о человеке душевно и духовно богатом, с этим не все могут смириться…

Слава богу, чаще бывает по-другому - когда человеку важнее быть, вернее, стать, чем казаться. Тогда, если он последовательно и упорно работает в заданном направлении, эмоции начинают развиваться, и появляется выразительность – в лице, в пластике, и, конечно, в голосе!
***
Когда сделаем новый сайт, обязательно вывесим там видеозапись упражнения, где двое участников одной из наших групп играют сцену из «Короля Лира». Вместо русских слов - абракадабра (набор не связанных между собой иностранных слов). Одну и ту же сцену играют несколько раз, меняя подоплеку отношений. Интересно, что абракадабра вовсе не вызывает смеха, про нее просто забываешь. Потому что интонации столь красноречивы, что смотришь, как завороженный, не дыша и до слез!

Продолжение следует

Comments

Очень мне печально, что вы приняли такое решение - о закрытии темы Душевного Здоровья
Ваш журнал - один из немногих по-настоящему информативных и, в то же время,очень интеллигентных. Всегда читаю Вас с удовольствием
Совсем не умею писать в пустоту, то есть для абстрактного человечества!
В самом начале моего журнала была поднята тема о психопатологическом диатезе... умерла, как сверчок за печкой, по причине глухого МОЛЧАНИЯ.
С темой душевного здоровья сейчас происходит то же самое. В ответ на молчание хочется... молчать.
Когда-то давным-давно, сто лет назад была на очень маленьком вашем мастер-классе, и отлично помню,что делали мы там это упражнение с то-та-то-та. Ситуация была, кажется,толи про песочницу,толи еще что-то подобное..И это точно было то,что запомнилось лучше всего!
Потом неоднократно с друзьями в компаниях пробовали играть. Ведь действительно неважно, ЧТО ты говоришь, важно КАК. Можно любые слова произносить, а смысл "читается" по интонациям, так же как "настрой" песни -по мелодии.
А еще удивительно бывает, когда тебе кажется,что ты эмоционально разговариваешь, с полутонами всякими, а собеседник потом говорит,что ты "мычишь" на одной ноте и бубнишь , как пономарь...
Наверное,на этом базируется феномен "понимания иностранной речи"-когда двое или более людей,говорящих на разных языках, все равно понимают друг друга и находят способ объясниться))Говорят,что понимают без слов,только то не без слов, а по интонациям)


А про отсутствие комментариев...
Может, и впрямь устал народ... Может, осень не располагает к беседам.. Я даже по своей работе вижу-даже те постоянные клиенты, которые обычно говорливы-не остановить, сейчас приходят хмурые и молчаливые, изредка улыбаются и не заводят разговоров.
Я сама, как товарищ депрессивный, прихожу домой с работы, закрываю дверь в свою комнату,утыкаюсь в книгу, и только бы со мной никто не заговорил. Толи сил нет на разговоры,толи сказать нечего.Межсезонье, видимо.
Мне интересен ваш журнал.
Я рада. Но и вы, читатели моего журнала, должны быть мне интересны! Иначе получается игра в одни ворота, а это нечестная игра.
А я прошлый пост про риторику пропустила -(( Как - сама не понимаю. Вроде френдленту читаю регулярно.

(Анонимно)

обратная связь

Несмотря на то, что ваши посты появляются не чаще одного раза в неделю, я заглядываю на вашу страничку иногда по несколько раз в день. Так важно для меня все, что вы пишите. Обязательно перечитываю все комментарии. Даже книгу заказала через ОЗон, а у меня зарплата 12 тыс рублей и двое детей. Вы нужны очень. Появилось новое понимание жизни, терпимость к близким. Отдельное спасибо за Цирк дю Солей. Я плакала, невозможно так убого существовать, когда в мире столько красоты.

Re: обратная связь

Если я нужна и мои мысли вызывают у вас СВОИ мысли - комментируйте, рассказывайте о своих размышлениях и открытиях!
Тогда и я пойму, для кого пишу и зачем...
Слышала даже выражение "ненормативная интонация".
"...Слышала даже выражение "ненормативная интонация"..."
Не понимаю, что сие есть!
Мне кажется, что живые реакции нужны ВСЕМ. Даже самым великим и уверенным в себе актерам (музыкантам, художникам, ученым, поварам, краснодеревщикам, и т.д. - до бесконечности)
Представляете, вот актер гениально сыграл Гамлета - а публика молча встала и ушла...
Или пример попроще - позвали вы к себе гостей, испекли необыкновенной вкусноты торт, а гости его молча сожрали, отвалились от стола и разошлись домой...

Писала уже неоднократно, что категорически не могу, не умею писать сама для себя!
Всегда жду откликов - что понятно, что непонятно, что тронуло, что задело... От реакций рождается следующий пост. Или не рождается.

а можно про двойственные впечатления написать?

а группа ему кричит: «Холодно! Брезгливо-высокомерно!»
Сначала описанное упражнение напомнило рассказ Н. П. Бехтеревой о подобных упражнениях в своем (ее) детстве: "Любого "актера" можно было ... похвалить или, посмотрев "сверху вниз", подправить ("Уж я бы на твоем месте!..")" (Н.П. Бехтерева "Магия мозга и лабиринты жизни").
В то же время, вы часто жалуетесь, что реакция/критика бывает совершенно мимо, "не туда", жалуетесь на шаблонное, нарушенное восприятие, на искаженную интерпретацию чужих эмоций. Так где гарантия, что группа кричит правильно, реагирует адекватно? Ведь, насколько я могла понять, что для истерика "холодно", - для шизоида "пожар-пожар, кошмар-кошмар".

Edited at 2013-10-20 04:41 (UTC)

Re: а можно про двойственные впечатления написать?

Когда эти упражнения начинаются (далеко не с первого занятия) группа уже очень хорошо "слышит" и реагирует абсолютно адекватно. Мало того, сам человек тоже слышит, что у него получается, что нет, группа просто подтверждает его "подозрения", что тепло и ласково у него не звучит, а высокомерно - прекрасно получается.
А вы попробуйте сами это упражнение с кем-нибудь из знакомых - сами убедитесь, что все слышно и понятно!

Не поняла, каким образом вы связали интонации и тип личности??? К характеру относится ПОВЕДЕНИЕ человека, а интонации голоса (кроме громкости) проходят по другой статье. У каждого человека они свои, авторские, ему присущие, но для любого типа личности (если мы говорим о Душевном здоровье)будут характерны БОГАТЫЕ интонации.
Муж приучил меня к его собственному "птичьему" языку, на котором и я теперь тоже могу с ним говорить. Это такая абракадабра из слогов, но с выражением, ритмом и интонациями. Очень удобно выражать и боль, и радость. И , главное, - нам обоим ВСЁ понятно! А эффект от такого языка ну просто терапевтический. Пару минут поговорим так - и словно напрямую пообщались, смыслом вне слов. И облегчение чувствуешь, и полное взаимопонимание.

По-моему, по в чем-то похожему принципу известные "стихи из цифр" построены.

Веселое стихотворение:
2 15 42
42 15
37 08 5
20 20 20!

Грустное стихотворение:
511 16
5 20 337
712 19
2000047.

Вот чего бы мне хотелось (и от чего страшно), так это чтоб кто-то чужой послушал мои интонации. Страшно будет узнать, что я не такая, какой себе кажусь...

Edited at 2013-10-20 20:02 (UTC)
Обратитесь к друзьям, приятелям, знакомым, к полузнакомым, к совсем не знакомым - придумайте предлог какой-нибудь убедительный, и вперед!
Здравствуйте, Евгения!

Я вот в Вашем блоге скорее новичок - зашла как-то случайно, показалось интересным, подписалась... Заглядываю не всегда "по горячим следам", но с интересом. Пару раз хотя и возникали мысли, уместные для комментария, меня останавливал Ваш призыв: "Пожалуйста, прежде чем комментировать, прошу, умоляю (!!!) - прочитайте начало"... И, если честно, обилие иллюстраций к ссылкам на книги и диски тоже немного "отпугивает" от попытки начать общение...

Понимаю, что у Вас очень богатый опыт, и что многое из этого описано и рассказано. И что для Вас каждая новая запись - это какой-то фрагмент мировоззрения, системы... И поэтому Вам важно, чтобы каждый фрагмент был понять именно как часть целого. Но за обилием ссылок на всю систему немного теряется самоценность текста конкретной записи. По крайней мере, у меня сложилось такое субъективное впечатление.

Наверное, Вы сами знаете, каких комментариев Вы ждете, о чем Вам хотелось бы их видеть, какие и чьи мнения были бы Вам важны и интересны... Но из текстов записей это не всегда можно понять...

А сами тексты интересны и полезны как повод задуматься о вещах, которые порой теряются в суете :)
Я жду размышлений по поводу прочитанного - что задело, что тронуло, какие мысли вызвало. А просьба прочитать начало обусловлена тем, что часто задают вопросы на тему, о которой мы уже говорили, причем подробно.
Действительно, очень хочется, чтобы читатели моего журнала, по просьбе коих я и начала писать о критериях Душевного Здоровья, видели эту самую душу как цельную и очень сложную систему. Потому что нынешняя Вульгарная Популярная Психология, упрощающая внутрипсихические процессы человека до уровня примитивного механизма, типа кофемолки с одной кнопкой, все больше набирает обороты. Это пугает.

Не совсем поняла, почему "обилие иллюстраций к ссылкам на книги и диски" отпугивает от попытки начать общение? Отпугивает то почему??? Я очень рада, что семинары были записаны! Нас, владеющих академическими знаниями и умеющих преподавать их простым языком без терминов, осталось крайне мало. Вымрем, как мамонты, и эти знания будут похоронены с нами.
Впрочем, книги и фильмы скоро закончатся и не будет никаких иллюстраций...

(Анонимно)

если семья не отпустит - не будет никакого душевного здоровья, будет удушение
Меня пугает, что мои рассуждения покажутся вам банальными, обыденными и глупыми. Или тоже хуже-пустым резонерством- недопустимость подобного карается в журнале баном.
Рискнула это написать, потому что думаю- у многих схожая причина для молчания. Но, пожалуйста, пишите. Вы же видите по посещаемости, какое огромное у вас количество читателей.
В пустоту писать категорически не могу...

Психологи ...

Пользователь spiny_se сослался на вашу запись в записи «Психологи ...» в контексте: [...] 36. А давайте пить чай! Ой, куда же вы все? http://impressionante.livejournal.com/47951.html [...]