Евгения Белякова (impressionante) wrote,
Евгения Белякова
impressionante

Categories:

А давайте пить чай! Ой, куда же вы все???

Честно говоря, не поняла, зачем в двух десятках писем в личку прозвучала просьба раскрыть «тайны кухни», то есть подробно рассказать о наших занятиях риторикой. Ну, рассказала, и…? Ни размышлений, ни комментариев. Надеялась, что хоть кто-нибудь примерит наши упражнения на себя и поделиться открытиями (а там есть, что примерять!) Нифига, полное молчание.
А у меня ведь страшное количество френдов! Каждый день народ пачками дружиться приходит, уже платный аккаунт давно отказался добавлять, говорит, перебор. И заходов в журнал по счетчику - ужас как много! Значит, то, что я пишу интересно? Так хоть бы слово - что тронуло, что задело...
Уже неоднократно писала об этом: когда я понимаю, что мой пост на данную тему вызвал живую реакцию, я следующий пост могу сделать богаче, вкуснее. Или холоднее и беднее.

Хотя у меня есть одно предположение - возможно, нам пора закрывать тему «что есть Душевное Здоровье». Возможно, от нее устали. Возможно, от нее (от темы) и от меня ждали большей простоты…
В общем, сегодня отвечу на пару давних вопросов (не люблю долгов!) и буду думать, как по быстрому завершить тему Душевного Здоровья.
***
Одного человека очень заинтересовало, как это не «съев пуд соли» с человеком, и вообще не видя его, можно что-то о нем сказать (очень его возбудило, что я набираю группу на двухлетний психотерапевтический курс - по телефону). А второй мой корреспондент очень хочет узнать об интонациях (и опять просьба рассказать об упражнениях!)

***
Реплика в сторону для новеньких – это продолжение темы о ДУШЕВНОМ ЗДОРОВЬЕ. Пожалуйста, прежде чем комментировать, прошу, умоляю (!!!) - прочитайте начало:
tag: Душевное здоровье - это что?

--------------------------------------------------------------------
Итак, что можно услышать по телефону?
Во-первых, как строиться фраза. Во-вторых, какую лексику человек использует (лексика указывает на характер склада мыслей). В третьих, интонации. Выдают человека с головой!
Я в разговоре не только слушаю, что человек говорит, но и как он говорит. Задаю вроде простые вопросы – о работе… о друзьях… о детстве… о юности… есть ли хобби… что любит делать, а что не любит… что его радует, а что огорчает… что хотел бы от жизни… что хотел бы получить от занятий на группе… и т.д. (Кстати, никогда никаких интимных вопросов!) А слушаю я прицельно, как «играют» интонации, где они оживляются, где затухают, взлетают вверх, падают вниз, и т.д. Или нигде ничего - что про любимого кота, что про нелюбимую работу, что про горе, что про радость - интонации при этом одинаково монотонные.

Любопытно, что здесь темп и ритм речи играет второстепенную роль. У одного речь может быть вялая, а другой говорит быстро, захлебываясь словами, при этом интонации у обоих - безликие.
Но самое интересное, что при таких интонациях и мысли будут им под стать – размытые, туманные, невнятные…

Бывает иначе? Конечно! Вот позвонил человек… сначала говорит сковано, напряженно – (это нормально, звонит все-таки в незнакомее место), но через 5-10 минут голос крепнет и в зависимости от моих вопросов, становится то печальным, то задумчивым, то озабоченным, то восхищенным… Все это отнюдь не театрально, я бы сказала даже, негромко, но - богааато! Кстати, с такими интонациями и мысли всегда будут ясными. (Вот вам и связь между эмоциями и логикой!)

Мы вновь уткнулись в тему Душевного Здоровья. Потому что один из симптомов (знаков, признаков, примет) здоровой психики - это разнообразие и богатство речевых интонаций!
Самое интересное, что сыграть (сымитировать) интонации невозможно. Если нету в ощущениях человека этих эмоций, как бы он не пытался их изобразить, фальшь будет видна, вернее, слышна.
***
Реплика в сторону: Исследования ученых, занимающихся нейролингвистической психологией (НЛП) показывают, что человек реагирует не только на смысл слов, но и на характер его звучания, на тембр и окраску голоса, высоту и напряженность звука, темп и ритм речи. И слушатель воспринимает не только то, что ему говорят «в лоб», но и значительный объем информации, как бы зашифрованный в тексте.

Говоря о совершенно нейтральных вещах – о погоде, о политике, о бытовухе я одними интонациями показываю человеку свое отношение к нему. Я могу признаться в любви, а могу и оскорбить.
Одни и те же слова, одна и та же, вполне безобидная фраза, например: «Чаю хочешь?» могут звучать тепло или отстраненно, доверительно или настороженно. Можно человека так спросить: «Чаю хочешь?», что он не только откажется, но немедленно постарается исчезнуть из вашего поля зрения. (Ну, конечно, мы потом удивляемся, с чего это он? Даже обижаемся - я ж его не оскорблял, вообще ничего такого не говорил!)
***
А вот подобраться через театральные упражнения к развитию эмоций - реально.
У нас в программе курса есть театр. Зачем и для чего можно почитать здесь: http://a-s-t.ru/treasury/theater/main
Среди других упражнений есть упражнения на интонации.
Заключаются они в том, что мы убираем слова, а вместо них произносим слоги: то-та, то-та. Это парные этюды, выливающиеся в небольшую сценку. Задания простые: пожаловаться – пожалеть, оскорбить – обидеться, подарить подарок – обрадоваться, или наоборот, сказать вежливо-холодное спасибо, интонациями показав, что подарок не нравится и сам даритель неприятен.

Реплика в сторону: В это упражнение можно поиграть с кем-нибудь из знакомых. Попробуйте предложить чаю (кофе, пойти гулять – любая нейтральная фраза):
нежно
угрожающе
тепло
холодно
злобно
озабоченно
с любовью
с ненавистью
с восторгом
с отчаянием
устало-безнадежно и т.д., на что хватит вашей фантазии.
Фраза может строиться и более развернуто, например: «не попить ли нам чайку…»
В одиночку, конечно, тоже можно попробовать, но насколько мы себя слышим, и насколько мы с собой честны?
***
Когда мы на занятиях делаем это упражнение, о, сколько открытий чудных нас подстерегает! Например, человек, считающий себя мягким и дружелюбным, обнаруживает, что лучше всего у него получаются высокомерные или издевательские интонации, а чтоб доверительно и тепло - ну никак! И пытается, и пробует по разному, по всякому, а группа ему кричит: «Холодно! Брезгливо-высокомерно!»
Осознавать это ох, как неприятно! У меня бывало, что и из группы уходили, столкнувшись, нос к носу с собственной эмоциональной бедностью (это же не на одном театре проявляется, а на всех упражнениях из всех щелей лезет). Рушатся представления о себе, как о человеке душевно и духовно богатом, с этим не все могут смириться…

Слава богу, чаще бывает по-другому - когда человеку важнее быть, вернее, стать, чем казаться. Тогда, если он последовательно и упорно работает в заданном направлении, эмоции начинают развиваться, и появляется выразительность – в лице, в пластике, и, конечно, в голосе!
***
Когда сделаем новый сайт, обязательно вывесим там видеозапись упражнения, где двое участников одной из наших групп играют сцену из «Короля Лира». Вместо русских слов - абракадабра (набор не связанных между собой иностранных слов). Одну и ту же сцену играют несколько раз, меняя подоплеку отношений. Интересно, что абракадабра вовсе не вызывает смеха, про нее просто забываешь. Потому что интонации столь красноречивы, что смотришь, как завороженный, не дыша и до слез!

Продолжение следует

Tags: Душевное здоровье - это что?
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 31 comments