?

Log in

No account? Create an account
pic#официальная

Сложно и долго… но интересно!

Писать в ЖЖ буду реже – занята новым сайтом. Хотим подготовить абсолютно ВСЕ материалы, чтобы потом ничего не доделывать.
На новый сайт хотела бы выложить почти всю нашу громадную антологию, вплоть до пьес, сочиненных на наших занятиях, балетов, спектаклей, и т.д. С объяснением заданий, естественно. Ведь антология наша уникальна! Она дает представление о том, сколько же ресурсов заложено в обычном, среднестатистическом человеке. Совершенно сшибает с ног, когда понимаешь, что эти стихи и эту пьесу, и ту картину, и тот балет - создал (придумал, сочинил, исполнил, нарисовал, поставил) один и тот же человек. Не имеющий до наших занятий, никакого отношения ни к каким искусствам…
Самое интересное, что искусство для нас отнюдь не цель, а всего лишь средство. И все стихи, пьесы, живопись и т.д., это побочный результат методики, всего лишь упражнения, с помощью которых мы учимся думать – масштабно, и чувствовать - глубоко. А главная наша цель – вырастить (по научному: сформировать) Личность.
На самом деле только так Личность и формируется – сложно, тяжело, долго… но страсть как интересно! Наша антология тому свидетельство. Хотелось бы, конечно, ее представить на сайте, если вдруг завтра ненароком помру, антология хоть останется человечеству. Как напоминание, что это - ВОЗМОЖНО.
***
Столкнулись с проблемой поиска грамотного и образованного веб-дизайнера. Уже долгое время ищу, и все никак…
Образованный веб дизайнер, с моей точки зрения, это человек с базовым художественным образованием и, желательно, с высоким уровнем культуры. А то, я начинаю объяснять очередному веб дизайнеру, что хотела бы необычный сайт, нечто изысканное… поющая линия… стиль Одри Бердслея… Альфонс Муха… а мне в ответ: «Чегооо? А это хто?»
Может быть, кто-нибудь из читателей моего журнала порекомендует специалиста, отвечающего моим требованиям? Была бы благодарна.

*****************************************
Продолжаем о риторике. Вернее, о мышлении Человека – каким оно может и должно быть, если он и вправду sapiens.
В одном из писем меня спросили, не боюсь ли я раскрывать «тайны кухни», вдруг кто-нибудь возьмет и украдет мои разработки. Честное слово, не боюсь. Когда я вижу, как фигурист на чемпионате мира делает ослепительной красоты прыжок, я могу в замедленной съемке все это просмотреть и даже разложить на элементы – как оттолкнулся, где руки, куда ноги… Только ведь понимать на уровне разума, как он это делает, не значит повторить. Это ж уметь надо! А между пониманием и умением – дорога длинная.
***
Реплика в сторону для новеньких – это продолжение темы о ДУШЕВНОМ ЗДОРОВЬЕ. Пожалуйста, прежде чем комментировать, прошу, умоляю (!!!) - прочитайте начало:
tag: Душевное здоровье - это что?

*********************
Итак, я обещала рассказать, о темах, в нашем курсе риторики.
Ну, понятное дело, начинаем мы занятия риторикой со знакомства… с чем? Конечно, с законами композиции!
Реплика в сторону: Оказывается, в риторике, как и в живописи, и в музыке, есть свои законы построения речи. Никаких вам: открыл рот и давай нести все, что в голову приходит. Это не риторика, это треп.
Познакомились… и получили домашнее задание на неделю. Звучит оно так:
Подготовить и произнести 2 короткие (не более 3-х минут каждая) речи:
Мое любимое занятие
Мое нелюбимое занятие

Условие:
а) говорить имеет смысл только о том, что вам действительно близко, что вас волнует, тревожит, трогает. Все знают, сколь мало интересно слушать речь, произнесенную «понарошку», о безразличном для оратора предмете.
б) излагать события следует от первого лица и в настоящем времени - этот чисто драматургический прием создает впечатление, что события разворачиваются прямо на глазах, «здесь и теперь»
в) использовать высокий и низкий стиль. Скажем, речь первая пишется высоким стилем, вторая, соответственно, низким. Не помешают и некоторые преувеличения в оценках: не бойтесь «сгустить краски» и «сделать из мухи слона»
***
На следующем занятии мы проходим, каким должно быть вступление в публичной речи (ярким! неожиданным!), чтобы сразу зацепить внимание публики.
Дома к следующему уроку сочиняется речь на тему: «Потрясшее меня событие». Это могут быть события последних лет или воспоминания юности или детства; мирового значения или глубоко личные, и т.д.
Реплика в сторону: примеры этих речей есть в книге «Секретики»

А на занятии, где мы знакомимся с тем, что такое грамотный финал речи, мы будем готовить речь на тему: «Вернуться я мечтаю вновь»... Это может быть какой-то период жизни или особенный день, запомнившийся вечер (разговор, встреча), душевное потрясение от встречи с искусством (природой, человеком, подлостью или благородством) и т.п.
Сочиняя эту речь, мы пробуем разобраться, что же заставляет нас возвращаться туда памятью.
Реплика в сторону: примеры этих речей есть в книге «Секретики»

По прошествии нескольких занятий мы узнаем, что красноречие оперирует не только аргументами и фактами. Убедить слушателей, значит, "увлечь за собой сердца" - по словам Аристотеля. Это возможно лишь при умелом воздействии на эмоции слушателей. Поэтому несколько занятий посвящено эмоциональной составляющей риторики: Мимике и жестам… Темпу и ритму речи… Интонациям …
Реплика в сторону: примеры, иллюстрирующие занятие, посвященное интонациям, есть в книге «Секретики», называется: «Сказка о страхе».

Только после этого мы начинаем осваивать разные способы логического построения: Аналогия и Контраст… от Следствия к Причине… от Причины к Следствию… Индукция… Дедукция…
Например, на занятии, где мы постигаем, что такое логическое построение от Следствия к Причине, задание звучит так: сочинить речь с условным названием «Суп из синей птицы». Надо вспомнить об одном из упущенных шансов: прошедшей мимо неоцененной любви... нереализованном призвании... людях или событиях, которые могли повернуть вашу жизнь в иное русло, чему вы не придали тогда значения... и т.д. Вспомнить мало, главное, проанализировать – почему…?

А когда мы учимся строить речь от Причины к Следствию, надо сочинить речь с условным названием: «Дом, который построит…кто?» Там надо представить себя в виде строящегося здания. И вообразить, что мы всего лишь строители и замысел «архитектора», знающего предназначение этого дома и разработавшего его проект, нам еще предстоит понять…
Реплика в сторону: примеры этих речей есть в книге «Секретики»

Ну, а в конце курса мы знакомимся с основными видами красноре¬чия: политическим, судебным, академическим и их особенностями, по¬скольку каждый вид красноречия обладает не только своими законами, но и языком! Стилем! Аргументацией!
Реплика в сторону: в книге «Секретики» есть замечательные иллюстрации и к этому разделу нашей риторики. Одна лекция о воспитании детей чего стоит…
***
Что человек приобретает в результате данных упражнений? Речь развивается, а с ней и мышление. Не только гибкость (мы говорили о живом, гибком мышлении, как об одном из признаков Душевного Здоровья), но и масштаб!
А тогда и жизнь изменить можно - в придуманном и продуманном направлении. Иногда здорово получается!
***
Ну, и напоследок… Вот так выглядит один из наших уроков риторики.

УРОК № 5
APPASSIONATO... MELANCOLIQUE...

ТЕМП И РИТМ
Аристотель говорил: "Стиль полон чувства, если он представляется языком человека гневающегося, раз дело идет об оскорблении, и языком человека негодующего и сдерживающегося, когда дело касается вещей безбожных и позорных, если о вещах похвальных говорится с восхищением, а о вещах, возбуждающих сострадание - скромно..."
При этом смысл несет не только слово, но и характер его звучания, тембр и окраска голоса, высота и напряженность звука, а также темп речи и даже ее ритм.
Плоха речь вялая, чересчур медленная, словно лишенная воли - но не лучше и речь "пулеметная", когда оратор говорит не переводя дыхания, грубо нарушая логические и психологические паузы.
Ритмическая речь обладает свойством особой убедительности. Чередование мерных и лишенных мерности отрезков речи лежит в основе силы внушения, и это прекрасно известно и ораторам, и мастерам художественной прозы.
Одна речь требует бурных проявлений эмоций, сила и пафос другой будут в строгом, суровом ритме.
Страстная, темпераментная, искрометная речь характеризуется быстрым темпом; замедленный темп речи может выражать задумчивость, сдержанность, холодность, бесстрастие оратора.
Темп и ритм (как мимика и жесты), зависят от темы речи, ее цели, состава аудитории и... искусства оратора. Врожденный темперамент играет здесь меньшую роль и подчиняется мастерству.

Задание:
Написать, выучить и произнести 3 короткие речи о себе:
ХВАЛЕБНУЮ
САТИРИЧЕСКУЮ
ОБЪЕКТИВНУЮ

Условие:
Речи произносятся в различном темпе.
а) В хвалебной речи превознесите себя до небес, самозабвенно восторгаясь тем, что с вашей точки зрения действительно достойно восхищения - от черт характера до внешности. (Подобное задание уже было у нас по стихосложению, тогда мы писали себе оду). Эту речь следует произносить темпераментно, даже страстно.
б) А вот сатирическую речь вполне допустимо произнести в меланхолическом темпе, замедленный ритм и серьезные интонации которой, контрастируя с содержанием, подчеркнут ее иронический характер.
в) В описании своего объективного портрета постарайтесь быть аргументированным и доказательным. Эта речь произносится спокойно, строго.
г) Рассказ о себе можно вести как в первом лице, так и в третьем.
д) Из риторических фигур использовать Амплификацию.
е) Для каждой из речей найти "свои" жесты.

Выполненные задания к данному уроку можно найти у нас на сайте: http://www.a-s-t.ru/rhetoric.htm

P.S. Правда жаль, что у меня нет возможности позаниматься с нашими депутатами, и развить у них речь и мышление? Глядишь, дошли бы до Homo sapiens… Пока я там sapiens не вижу, исключительно Homo erectus - (означает Человек прямоходящий. Вот и все его отличие от зайчиков и дельфинов)

Продолжение следует

Comments

Напишите мне в личку ваш адрес на который можно прислать вам обещанную чудную книжку. Если читать ее с утра - голос звучит весь день необыкновенно!