Евгения Белякова (impressionante) wrote,
Евгения Белякова
impressionante

Category:

На чем "горят синим пламенем" отношения людей?

В рамках темы: «Что есть здоровое Мышление» продолжаем разбираться, как достичь Единомыслия.
Мы уже поняли, как связаны между собой Единомыслие и умение говорить. Без одного не бывает другого. А, значит, на чем горят, синим пламенем отношения супругов, детей и родителей, и т.д.? Правильно, на неумении разговаривать друг с другом. Разговаривать, обговаривать, выяснять, уславливаться, столковываться, договариваться...
Реплика в сторону: слово «договариваться» немедленно ассоциируется со словом «компромисс». А вот и не это я имела в виду! Я не против компромиссов, когда деваться некуда, но знаю, насколько они опасны для души человека, особенно в большом количестве - накопятся… и как рванут! Мало не покажется.

Любой кризис в отношениях людей можно решить тремя способами. Первый (встречается часто): проблему стараются в упор не замечать и, соответственно, не решать, в надежде, что оно само рассосется. А так как оно не рассасывается, а наоборот, усугубляется… тем больше приходиться прикладывать усилий, чтобы продолжать ее микшировать, замазывать, припудривать…
Второй (встречается еще чаще): кто-то берет на себя функцию Спасателя всех и Решателя за всех, и… давай выводить своих близких из кризиса одному ему известными способами и тропами. Не факт, что результат всех устроит – люди разные, и представления о добре и Земле Обетованной могут быть прямо противоположными.
Вывод: в обоих случаях люди друг с другом разговаривать не умеют и бояться.

Вариант номер три (самый редкий), встречается исключительно у людей, понимающих: чтобы решить сложную и неоднозначную жизненную ситуацию, необходимо вместе проанализиро­вать ее, рассмотреть с разных позиций и с разных сторон - «справа» и «слева», сверху и снизу, в микроскоп и в телескоп. Помимо этого надо уметь обсудить ее друг с другом, понять, кто и что хочет сказать, да еще и договориться о необходимых действиях.
Реплика в сторону: вот когда без живого, гибкого мышления – кранты! А без умения разговаривать - туши свет…

Как же много должно уметь наше мышление! И как же сложно его обучить всему этому! Это я все к чему веду? В двух десятках писем попросили меня как можно подробнее написать о риторике: как занятия протекают, какие задания, в общем, раскрыть «тайны кухни». Мне не жаль, хотя о риторике, ее цели и смысле в рамках психотерапии я писала в своей книге, во второй ее части, которая называется, как и мой живой журнал: «Личностью не рождаются». Там немного и задания объясняются, и примеры из нашей антологии интересные.

***
Реплика в сторону для новеньких – это продолжение темы о ДУШЕВНОМ ЗДОРОВЬЕ. Пожалуйста, прежде чем комментировать, прошу, умоляю (!!!) - прочитайте начало:
tag: Душевное здоровье - это что?

************************************
Начнем с того, что использование занятий риторикой для психотерапевтического ле­чения в специальной литературе нигде не освещено. То есть я одна-единственная на белом свете, кто сумел придумать специальный курс, когда обучение красноречию замечательно работает на Душевное здоровье.
Каким образом? Ох, не просто...
Лечение и, одновременно, развитие души, заключается в том, что человек выходит с бессознательного уровня на сознательный. Потому что пока мы живем на уровне бессознательных побуждений, с нами в жизни все случается. Это не мы выбираем – кого любить, чем заниматься, какой образ жизни вести - за нас выбирает Подсознание. А у него ведь могут быть свои цели…
Реплика в сторону: останавливаться на этом здесь не буду, есть фильм, записанный на московских семинарах, называется: «Из чего состоит человек», там довольно подробно о сознательном и бессознательном.

***
Единомыслие предполагает не только «единые мысли», но и (очевидно!) похожие убеждения и ценности – то есть мировоззрение. Прежде чем искать в окружающем мире людей со схожим мировоззрением, хорошо бы для начала разобраться в своем. (Что, собственно, мы и делаем на наших занятиях).
Ведь если человек не умеет, не может сформулировать своими словами, на основании своего опыта, что является счастьем именно для него, он будет тупо копировать предложенные его семьей или обществом варианты. Счастье по лекалу. Жизнь по шаблону. Шаг вправо, шаг влево... На самом деле счастье – штучка эксклюзивная, представление о нем формируется годами и оно глубоко индивидуально. Как, шутя говорил один старый психотерапевт: «Извините, но счастье для педофила в одном, а для некрофила совсем в другом…».

***
Чтобы сформулировать свое, надо иметь развитую Наблюдательность, дабы видеть, как еще бывает, кроме как в моем окружении. И боюсь, что сформулировать что бы то ни было по быстрому и нахрапом - нереально. Это возможно только в результате долгих и мучительных раздумий. Напоминаю, в одном из ранее публиковавшихся постов я писала: «для Человека Думающего характерно постоянное, так называемое, «передумывание» мысли с разных сторон - древние греки даже специальное слово для этого состояния выделили: «метанойя».
Древние греки знали, (а современный мир забыл?) что самое ценное, когда человек путем собственных рассуждений до неких мыслей дошел, дозрел, дорос. Это и есть – выстраданные ценности. А если они не выстраданные, то ценности ли это?

***
Итак, у нас на занятиях риторикой человек залезает в кладовые своей памяти и начинает прицельно разбираться, что его - в его жизни - задевало, трогало, волновало. Что его способно потрясти. Что для него есть горе и что есть радость.
Ох, сколько нам открытий чудных готовят эти занятия! Во-первых, обостряется эмоциональная память! Во-вторых, мы обнаруживаем, вернее, натыкаемся на удивительную вещь – некоторые события, которые мы считали незначительными, оказывается, являлись важнейшими поворотными точками нашей жизни…

***
Конечно, на занятиях мы проходим всяческие законы, приемы, и правила ораторского мастерства, но вся прелесть в том, что для занятий риторикой теоретических знаний маловато будет! Полученные приемы и правила должны быть отработаны на практике.

Из моей книги «Секретики. Записки психотерапевта»
Риторика оказалась сложнее, чем ей представлялось. Речь надо было не только придумать и написать, но и выучить наизусть, и поставить как театральный этюд. Но ей так хотелось достичь земли обетованной, где живут умные, свободные люди-полубоги!
В течение недели, пока Аня готовила речь, она очень старалась. Но что у нее получилось на самом деле, она не знала. Можно было сколько угодно думать, что мысли, рожденные тобою, умны и хороши, пока не приходило время выходить с ними на сцену. Проговоренные вслух, они немедленно обретали истинную цену, вес и значимость.
Бывало, что ее усердно сотканные умопостроения оказывались сложной, умненькой, но поделкой. Тогда у Ани возникало ощущение, что слова осыпаются вокруг нее с сухим, печальным шелестом фальшивых купюр.
Но случалось, что еще при подготовке речи она выходила на мысль, которая сильно, до боли, задевала ее. И если она не пугалась и шла на боль, как на маяк, ей будто приоткрывалась дверь в тот мир, где слова наделены особой властью и силой, ибо несут в себе не информацию, но Мысль. Перед выступлением она волновалась не меньше, но это было волнение другого уровня: она знала, ей есть что сказать.
И наступал момент, когда слова, тело и мысли сплетались в одно. Сцена становилась концентратом времени, где каждое мгновение весомо и упруго складывалось в минуты жизни, полноценно и полновесно прожитой, прочувствованной до каждого слова, жеста, поворота головы. Напряжение внутри и вокруг нее нарастало. Аню «искрило», и мы, слушавшие ее, замирали, подхваченные потоком ее харизмы. Это было как в детстве, когда катишься с высокой горы, и дух захватывает, и не можешь вздохнуть от встречного ветра, и только потом, внизу, хохочешь, сидя в снегу.

***
Но самое интересное, это придуманные мною темы речей (ох, сколько я с ними мучилась). Придумывала я их исходя из того, что курс у нас психотерапевтический, поэтому все темы должны быть глубоко личностные. Я была права. Выяснилось, что люди потрясающе быстро усваивают риторические законы, приемы и правила, если тема речи их внутренне задевает!
Кстати, во всех учебниках по риторике, которых я прочитала и просмотрела (уйму!), темы были убийственные. «Что вдохновляет политика»… «Мысли в связи со столетним юбилеем нашей школы»… «Этикет – безобидная причуда»… «Разумный семейный бюджет»… И все в таком роде! Безлико, отстраненно. Стоят ли эти темы метанойи?

О темах речей курса АСТ - в следующий раз.
Tags: Душевное здоровье - это что?
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments