Евгения Белякова (impressionante) wrote,
Евгения Белякова
impressionante

Category:

Человек вне речи… Человек?

«Я пользуюсь языком, чтобы говорить, но когда я пробую произнести речь, слова выскакивают из меня, как им вздумается,
а когда ударяются об атмосферу, иногда получается смысл, а иногда нет».
О. Генри


И вновь пошли письма с вопросами «что делать?» и просьбами поделиться нашими упражнениями. Поймите, мне не жаль! Мне-то как раз выгоднее всего было бы издать «учебник по саморазвитию» - я бы миллионером за раз стала! Только не так все просто. Человек, пробуя новые для него упражнения, может не понимать, он в нужном направлении двигается или в противоположном. Должен быть критерий со стороны, иначе такого можно наразвивать.
Я попробую здесь описать некоторые упражнения, вернее, их теоретическую подоплеку, но, право же, не знаю, насколько это поможет развивать речь и мышление в «домашних условиях».

***
Продолжаем тему Единомыслия и как его достичь.

Реплика в сторону для новеньких – это продолжение темы о ДУШЕВНОМ ЗДОРОВЬЕ. Пожалуйста, прежде чем комментировать, прошу, умоляю (!!!) - прочитайте начало:
tag: Душевное здоровье - это что?

***
Талейран сказал: «язык дан человеку для того, чтобы скрывать свои мысли». Талейран был давно и в этом он оказался не прав. По сути, происходит обратное: язык разоблачает действительные мысли, как бы тщательно они не скрывались. Мало того,
речь человека отражает его мироощущение, которое включает в себя особенности его мышления, эмоций и логики. Язык запечатлевает стиль мышления!
Существует давно установленная наукой связь между правилами грамматики и правилами логики, которые организуют и упорядочивают речемыслительную деятельность человека (прошу прощения за терминологию, я ею редко балуюсь). Можно даже сказать, что существует своего рода закон: как говорим, так и мыслим. Как мыслим, так и поступаем. Достаточно услышать, что и как говорит (или пишет) человек, и мы многое можем узнать о нем.
У нас, например, набор на группы АртСинтезТерапии осуществляется по телефону, и мне, как профессионалу этого достаточно. Что можно услышать по телефону?
Во-первых, как строиться фраза (Простецки. Путано. Витиевато - вычурно. Многословно. Столь малословно, что слово клещами не вытянешь… и т.д.)
Во-вторых, какую лексику человек использует. Лексика указывает на характер склада мыслей.

Реплика в сторону: Во всех развитых национальных языках существуют разновидности стиля. Есть высокий слог, и есть низкий (жаргон, сленг), есть «канцелярит», есть блатной язык, а еще есть междометия… Честно говоря, когда человек на все подряд реагирует сленговыми словами, типа: «класс», «зашибись», «отстой» - становится жутковато. О чем-то уместно сказать «зашибись», но есть вещи, которые требуют иной лексики, например, «изумительно», «ошеломляюще»… А если этих слов нет в обиходе? Фигово. Хреново. Печально.

***
Много лет назад, когда методика АртСинтезТерапия только начиналась, я отметила, что в самом начале нашего курса большинство людей при описании своих чувств используют исключительно шаблонные фразы и банальные образы. Это был грозный признак, что и мышление работает по простому лекалу, и шаг вправо, шаг влево… невозможен! Вот тогда-то и были придуманы упражнения в стихосложении.
Я ни в коем случае не ставила себе целью научить всех писать стихи, это значило бы плодить графоманов. «Превратить в поэта» не может никакая методика или школа. В то же время отсутствие поэтической культуры обедняет речь, делает ее убогой и расхлябанной (напоминаю - а заодно и мышление).

На первых порах мы пытаемся пробудить чувственное восприятие языка. Дело в том, что поэтическая фраза - это особый подбор слов и даже звуков, рождающих образы. То есть сложение стихов, даже любительских, учит строить фразу выразительно и лаконично, а для этого искать слова, пробуя их на «вкус», на «вес».
Открою страшную тайну - поэтическая фраза диктуется не «свыше», она строится собственными усилиями. А это требует не столько вдохновения, сколько навыка. Вот мы этот навык и приобретаем на занятиях. Таким образом, происходит обогащение языка.
И проходит порядочно времени, прежде чем появляется стрем­ление к поиску своих слов - самых точных, самых емких для отражения своих переживаний, мыслей, чувств... Только тогда значения слов, эмоциональная окраска образов при­обретают особый, индивидуальный характер.

Реплика в сторону: Кстати, об учебнике по саморазвитию – на первых порах у нас на занятиях большинство не слышит, где живые строчки в чужом стихе, а где шаблонные. На шаблонные народ прямо-таки оживляется, радуется, «Во - говорят, - хороший стих!»

А параллельно стихосложению у нас идет такой предмет, как драматургия – это мы сами пьесы пишем. Зачем, можно посмотреть здесь: драматургия
А вот здесь - что получается: мелодрамы
И только в самом конце курса начинается риторика. Мы приходим к ней подготовленные и во всеоружии. После стихосложения и драматургии мы владеем различными стилями речи, чувствуем ритмический строй фразы, умеем искать особые сочетания слов, рождающие сочные метафоры и красочные сравнения. Театр и пластика подарили нам свободу на сцене и яркие, выразительные жесты. В общем, все наши упражнения в других искусствах помогают овладеть Царицей искусств - так древние греки называли риторику.
Риторика - это уже гибкость мышления, его масштаб.

О риторике речь впереди, зато пока я писала этот пост, пришло интересно письмо, где меня просят придумать упражнение, «рассчитанное на людей, не занимающихся АСТ, то есть на массовую аудиторию», упражнение, от которого «хуже не будет, а лучше стать может». Придумать – это, пожалуйста, это я с удовольствием.
Итак, все, кто озабочен свом мышлением – начните с развития письменной речи!
Как? Да просто! Сейчас все лазают по сайтам, форумам, живым журналам. Там мелькают разные чужие мысли – умные, глупые, безумные, всякие. Пока вы играете роль наблюдателя за миром, то есть молча читаете, внутренне соглашаясь или не соглашаясь, ничего с вами не происходит. Ничего существенного – вы не умнеете, не глупеете, вы остаетесь «при своих». А если попробовать на интересные мысли реагировать? Реагировать, то есть самому писать. Комментарии. И, что самое сложное - не первое попавшееся, что в голову пришло, не левой ногой, вываливая на людей обломки мыслей и обрывки идей, (называется – поток сознания), а с черновиком, тщательно подбирая слова и держа про себя цель – чего сказать-то хочу?
Не знаю, как где, а в моем журнале очень ценятся комментарии-размышления. Это когда на ту же тему - свои мысли, а если они к тому же хорошим русским языком высказаны – я за подобные комментарии всегда искренне благодарю.

Реплика в сторону: Когда я училась в школе, мне страшно повезло - у нас был замечательный преподаватель русского и литературы. Он, например, давал нам такое задание – за неделю написать 40 сочинений про осень. Сочинение могло быть в один абзац, главное, чтобы там было передано настроение. А еще он очень любил оригинальные метафоры! За штампы, типа «дни стали короче, а ночи длиннее» он немедленно ставил двойку, зато ошибки – орфографические и пунктуационные не учитывал.
В результате, все кто у него учился, великолепно писали! Начиная от ребят, у которых были явные склонности к математике, и не наблюдалось никаких способностей к гуманитарным предметам, и заканчивая злостными двоечниками.
Только сейчас я понимаю, что не писать сочинения мы учились, а думать.

***
Речь и мышление развивать долго и сложно. А бывает, что они так и не развиваются. И каким тогда может быть взаимопонимание с людьми, или тем паче Единомыслие, если я сам себя не понимаю? А не понимаю, потому что сформулировать, что хочу - не умею, мысли в слова не облекаются.
Ну, что ж, животные вообще обходятся без речи, одними звуками – рычанием, мычанием, воем, хрюканьем... И ничего, нормально живут! Это утешает. Или нет?

Продолжение следует
Tags: Душевное здоровье - это что?
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 37 comments