Евгения Белякова (impressionante) wrote,
Евгения Белякова
impressionante

Categories:

Что это было?? Школа-Студия МХТ...

Благодарю всех, кто пишет мне на личную почту ЖЖ! Есть очень интересные послания. В нескольких письмах меня спрашивают, почему с нашего сайта убрали всякие упоминания о Школе-Студии МХАТ, где я одно время преподавала. Приятно, что за нашей жизнью «следят». Рассказываю эту печальную историю.
Некоторое время назад меня пригласили вести семинары по типологии личности на режиссерский курс NN. Я очень ценю его, как режиссера, и для меня приглашение работать с его курсом, была большая честь.
Я хорошо преподаю типологию. Во-первых, владею материалом, во-вторых, многолетний опыт, в третьих, я ее читаю живо и темпераментно, даже артистично (это чтоб не заснули). Кто хочет, может убедиться - в Академии Классической Фотографии, 2-3 раза в год проводятся мои семинары по типологии.
Кому я только не читала типологию за эти годы! Врачам (от педиатров до психиатров), художникам, бизнесменам, музыкантам, педагогам, юристам, экономистам, фотографам, философам... С моей точки зрения, типология нужна абсолютно всем, кто работает с людьми. Но особенно режиссерам - вот уж кто должен уметь видеть, чувствовать и понимать людей!
Шла на первое занятие с большим волнением, расчувствовалась, вспоминая свою учебу на режиссерском. Прихожу, вся в трепете. Группа 6 человек, 5 мальчиков одна девушка. Представляюсь. Вдруг девушка обращается ко мне: «Женщина, что я в шапке, вам не мешает?» Я от этого трамвайного обращения «женщина» слегка опешила. - Нет, говорю, хоть в телогрейке. Начинаю рассказывать, что существуют накопленные в течение веков достоверные знания: что такое характер, какие характеры бывают, и т.д. Достоверные – значит подтвержденные научными исследованиями. Поэтому данная классификация не вымысел, не догадка. Это результат серьезных изысканий, которые показали, что один тип личности отличается от другого, как разные страны. И в каждой «стране» свой менталитет: язык, культура, ценности, представления о счастье. - Я буду вашим проводником в мире людей,- говорю я со счастливой улыбкой, - мы будем учиться наблюдать за людьми, подмечать нюансы каждого характера. Девушка опять поднимает на меня глаза и говорит: «Это хорошо. Вот и узнаем, стоит ли учиться у NN». Я в ступор впала. У нас к Мастеру курса было больше уважения. Продолжаю работать. Стараюсь развернуть каждый характер как можно ярче, иллюстрирую примерами из Достоевского, Толстого, Мопассана. По сонным глазам и нелепым вопросам понимаю, что им неинтересно. Оживляются, только когда я начинаю «в лицах» показывать тот или иной тип.

img_wxcg7

В перерыве присматриваюсь к ребятам – о чем говорят, как говорят. Складывается двоякое впечатление. Вполне образованны для нашего времени, работоспособные, хваткие, амбициозные, очень целеустремленные. Но что-то меня настораживает. Нет живого любопытства. Нет горения. Нет поиска. На 3-м или 4-м занятии до меня доходит: им люди и вообще и в частности неинтересны. Но ведь все искусство о людях и для людей, для кого они собираются ставить спектакли или снимать кино?
Вопросы: что такое талант, кто способен к творчеству, а кто нет, тревожат многих. Самый точный анализ природы творчества, с моей точки зрения, принадлежит выдающемуся ученому ХХ века Гансу Селье, в его книге «От мечты к открытию». Он сформулировал, какими качествами должен обладать человек, занимающийся творчеством, неважно, в науке или в искусстве: богатой фантазией, живым воображением, оригинальностью мышления, умением рассматривать идею, проблему, задачу с разных сторон. А еще, влюбленностью в свое дело, постоянным, не гаснущим Интересом к предмету любви, особого рода наблюдательностью, порожденной этой любовью.
(Как иллюстрацию, приведу в пример недавний разговор со знакомым, он занимается разработкой спортивного пневматического оружия. «Я, говорит, - с сияющими глазами, - вчера телевизор включил, а там каких-то рыб показывают, думаю, почему бы такой текучей формы не сделать приклад у винтовки?»)
Ну, а если говорить о способностях к режиссуре, то ко всему вышеперечисленному можно  добавить неистовое любопытство к миру, громадный интерес к людям, умение пристально
вглядываться в знакомые явления жизни, видеть их многогранность и неоднозначность. Так совпало, что у нас в то время проходила презентация наших занятий. И так как двое ребят выказали интерес, я их пригласила позаниматься. Бесплатно, разумеется. Какого же было мое потрясение, когда выяснилось, что наши упражнения студенты МХАТ не тянут, и театр (!!!) в том числе.
Я не знаю, по какому принципу отбирали этих ребят, ведь там конкурс громадный. Но могу предположить, что на собеседовании их рассуждения показались NN умными. А что таиться за фасадом, он мог сразу и не увидеть. Талантливый человек часто и других награждает скрытыми талантами. Возможно, NN кажется, что из любого семечка можно вырастить орхидею. Надо только удобрять и окучивать его специальным способом. А там всего лишь  одуванчики, зато жизнеспособные такие! К сожалению, мне так и не удалось обсудить это с Мастером. Он действительно очень занят, а жаль.
Может, думаю, ректору письмо написать, предложить им наши упражнения в ассоциациях? В подарок. Они при отборе в творческий вуз очень бы всем жизнь облегчили. Эти упражнения наше ноу-хау, апробированы в течение 20 лет. Они показывают, насколько мозг способен рождать нестандартные решения и оригинальные идеи, развиты ли механизмы «думанья», что с воображением. Чем хороши эти упражнения – с ними невозможно изобразить умственную деятельность, к ним невозможно подготовиться заранее, выучить ответ, списать. Показывают все, как есть – ей-богу, не хуже детектора лжи.
Письмо я ректору не написала - сначала застеснялась, потом замоталась, в общем, так и не собралась. Зато в последний день моего пребывания в МХАТе сделала группе это самое упражнение на творческое воображение. Мама рОдная! Одни штампы.....
Что с этими ребятами будет дальше? Я думаю, они начнут и закончат свою карьеру в телевидении. Будут ставить какой-нибудь Камеди Клаб или «Счастливы вместе».


Эпилог
Неужели это только беда МХАТа? Ничего подобного. В Гиттисе у меня «свои» люди, отмечают то же самое: студентам не хватает
воображения, интереса, горения, влюбленности в профессию. А тут еще позвонила подруга юности, она концертирующий музыкант, конечно, преподает, и не где-нибудь, а в Академии музыки. И вдруг она мне говорит, что преподавательскую деятельность оставила. Спрашиваю, почему. Говорит, неинтересно ей с нынешними студентами работать. Музыкальные данные могут быть лучше или хуже, а больше ничего нет. Ни желаний, ни стремлений, ни интереса к чему-либо, ни бога, ни дьявола…. Ничего.
Мы с ней еще долго говорили, пытались разгадать, что происходит. Вроде научно-технический прогресс движется семимильными шагами, а мир людей упрощается, опрощается. И как стремительно и необратимо это происходит...

img002


Tags: Скандалы и склоки
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 65 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →