Евгения Белякова (impressionante) wrote,
Евгения Белякова
impressionante

Categories:

Стоит ли искать смысл там, где его нет?

Продолжение темы о ДУШЕВНОМ ЗДОРОВЬЕ
Пожалуйста, прежде чем комментировать, прошу, умоляю (!!!) - прочитайте начало
tag: Душевное здоровье - это что?

*****************************************************************************
Попросили написать продолжение о моей практической работе и с чем я в ней сталкиваюсь. Естественно, разговор пойдет в рамках нашей темы о Душевном Здоровье. А еще о том, что твориться у человека с системой  «мышление-эмоции», если эту систему не развивать специальным образом.

Последние годы почти перестала преподавать фотографам.  Неинтересно мне стало. Лет пять назад я стала замечать, что оснастка у фотографов стала богаче, а понимания сути фотографии все меньше.
Фотография это ведь искусство! А это значит, что фото (если оно не на паспорт и не с места происшествия типа убийства)  должно «быть говорящим»- то есть иметь и идею, и эмоциональный смысл. (В данном случае я говорю о профессионалах).
 Иногда после семинаров фотографический народ мне свои работы показывал. Я каждый раз предупреждала, что может не стоит, я ведь что думаю, то и скажу. Не – говорят, - мы ничего не боимся.
Бывали действительно интересные работы, честно говоря, редко и мало. В основном работы были какие-то … как бы это сказать… случайные… бессмысленные, из-за этого безликие. Я тогда отметила у фотографов интересные оговорки – «вот я тут наснимал, а вы уж найдите в этом какой-нибудь смысл».
Да какой же смысл можно найти, если его туда не закладывали? Как найти черную кошку в темной комнате, если ее там нет?

Раньше в Академии Классической Фотографии я семинаров вела много. Например, типология характера для фотографов давалась узконаправленно - мы проходили, как в портретной съемке подчеркнуть тот или иной характер цветом, деталями, позой.
Были еще семинары по метафоре в фотографии… Мы на нем развивали абстрактное мышление, отвечающее за «чтение» и понимание символов и метафор.
А еще я преподавала фотографам уникальный материал - по ракурсам и геометрии мизансцены. Это чисто режиссерские знания, нам их передавали их из рук в руки, литературы никакой не было ни тогда, ни сейчас, ну, а в наше время этого вообще уже нигде не проходят…
В конце каждого семинара мы смотрели специальную подборку фотографий разных великих мастеров и разбирали, что хотел сказать автор, используя  тот или иной ракурс.

Я очень люблю великого художника фотографии Анри Картье-Брессона. О, геометрия внутрикадрового пространства! О,  изысканные визуальные метафоры! О, утонченная поэзия художественной формы! В общем, у Картье-Брессона это всегда произведение искусства.
Для него самое интересное на свете были – люди. Люди это вам не цветочки, у каждого человека свой характер есть, и настроение меняется… Кстати, Картье-Брессон постановочных фотографий не делал, он любил «момент поймать» -  мгновение, отражающее душу человека, его характер, даже судьбу.

В общем, тогда же лет пять назад я увидела, что фотографы не улавливают эмоциональный смысл жанровых картин Картье-Брессона. То есть вообще ничего не понимают – про что он снимал, кого, зачем…

Помню, рассматриваем фотографию: на завалинке около простенького деревянного дома, на котором написано «rent»,  сидит пожилая толстая негритянка. Картье-Брессон ее так гениально снял, что ты сразу и про нее, и про ее жизнь очень многое понимаешь. 
Спрашиваю фотографов: что видим на фотографии? Ответ с большой паузой: негритянка. А что о ней сказать можем? Молчание. И встречный вопрос: «А что о ней сказать можно?»
Я начинаю: судя по одежде время 40 годов, глубинка какая-то. Кто знает, что происходило в Америке в это время? Молчат. Продолжаю: это время Великой Американской Депрессии, люди тогда бедно жили. На коленях у нее что? Молчат. Продолжаю: это журнал с комиксами, что, кстати, намекает нам на ее характер. А посмотрите, какая поза у нее расслабленная, абсолютно открытая,  и сама она какая вальяжная, улыбчивая…
А теперь представьте себе, что вы у этой негритянки комнату на несколько дней сняли. Наверное, это будет не богатое жилье, но уютное, с какими-нибудь собственноручно вязаными салфеточками. Думаю, что и готовит она, наверняка, замечательно – из ничего сделает конфетку. По всему видно, что общительная, вечером не иначе как пригласит вас на веранду лимонада попить, и уж конечно, будете вы до утра говорить с ней – немного о бизнесе и хозяйстве, а больше всего о любви…

Фотографы на меня смотрят с громадным удивлением, и спрашивают: «откуда вы это взяли?»  Я говорю: «Картье-Брессон нам все это рассказал, надо только увидеть». Дальше совсем интересные вопросы пошли:  «А про Американскую Депрессию откуда знаете? У вас история Америки - хобби, что ли?» Я говорю: «При чем тут хобби? Это же элементарные знания по истории. А как можно «читать» фотографию, если не понимаешь что за время, что за место, что за человек…» Ну, и дальше в том же духе.

В общем, когда наши семинары для фотографов стали напоминать первый класс средней  школы, где  для развития речи практикуются «рассказы по картинке», я из Академии Классической Фотографии ушла.
***
Ну, вот, подводим итоги. Мы немножко поговорили об уровне депутатов, журналистов, психологов, фотографовВедь это все люди, которым без развитых фибр души, в выбранной им профессии делать нечего. Оказывается, фигня все это - нормально работают, многие успешны. И никто (и они сами!) ничего не замечают…?!

Недавно услышала от умного человека: «в современном мире резко вырос допустимый уровень дикости». Как же мне понравилась эта фраза!

Продолжение следует

Tags: Душевное здоровье - это что?
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments