?

Log in

No account? Create an account
pic#официальная

Как понять подноготную?

Продолжение темы о ДУШЕВНОМ ЗДОРОВЬЕ
Пожалуйста, прежде чем комментировать, прошу, умоляю (!!!) - прочитайте начало
tag: Душевное здоровье - это что?

---------------------------------------------------------------------------------------

Ух, как много писем пришло на личную почту с просьбой рассказать, каким образом
наши упражнения показывают всю «подноготную» человека.
Ну, не всю подноготную, конечно, но особенности эмоциональной сферы (ее бедность или богатство), работу мышления (или отсутствие оной работы), а также их взаимосвязь между собой - показывают.

Я попробую… Только, чур, как пишут в рекламе: «не пытайтесь повторить трюк» - на занятиях я долго и подробно объясняю условия и правила, без понимания которых правильно выполнить эти упражнения невозможно. Здесь это заняло бы слишком много времени.

Реплика в сторону: К тому же я имею печальный опыт - год назад предложила попробовать сделать простое упражнение в стихосложении из нашей учебной программы:"Стоит попробовать!"
И вроде я предупреждала, что это задание нельзя выполнять импульсивно-спонтанно-интуитивно – не получиться!  Что те стихи, которые я дала как пример, делались не за 15 минут, а целую НЕДЕЛЮ... Что имеет смысл делать стих качественно, то есть  медленно и тщательно подбирать каждое слово…
В результате я столкнулась с тем, что на меня посыпались  кое-как сляпанные поделки. Чуть не к каждому стихотворением мне пришлось писать в комментариях: Небрежно и неряшливо… Хаос без образов, без метафор, без смысла... Поток сознания. Анализу не поддается…
Что можно понять по неряшливому хаосу? Что в голове неряшливый хаос. Ну, что ж, тоже информация для размышления.
***
Итак, речь сегодня о "подноготной" человека.

 Есть у нас в программе курса такой предмет – «ассоциации». Упражнений там много и они разные. Есть ассоциации на музыку, есть «простые» (на самом деле вовсе  не простые), есть так называемые «направленные» (высший пилотаж!). В общем, это большой выстроенный комплекс упражнений, использующий символы, аллегории, ме­тафоры, образы.
В свое время еще Юнг утверждал, что образ «есть концентрированное вы­ражение общего психического состояния». Сегодня мы это знаем точно.
Эти упражнения – наше ноу-хау, апробированы в течение 25 лет. Помимо качества эмоций и мышления они показывают и насколько развиты механизмы «думанья», как обстоит дело с воображением,  способен ли  мозг рождать нестандартные решения, тем более, оригинальные идеи.
Чем хороши эти упражнения – к ним нельзя заранее подготовиться, выучить «правильный» ответ, в общем, невозможно изобразить умственную деятельность. Показывают всё, как есть – ей-богу, не хуже детектора лжи. На первых порах они работают как диагностические, в дальнейшем - как развивающие.

Из книги «Секретики»:
А еще были упражнения в ассоциациях. Странные, ни на что не похожие. На заданную тему надо было придумать несколько связанных по смыслу картинок. Вроде как ты снимаешь короткий, в три-четыре кадра, фильм.
В этом «кино» ничего не могло быть просто так. Все, что попадало в кадр, будь то кипящая кастрюля или извержение вулкана, бриллиантовая диадема или высохшее болото, цветущая поляна или грязная посуда − любой предмет, любая деталь должны были иметь з н а ч е н и е.
На первых порах картинки у нее получались одинаково бодрые, но с мертвящим, пластмассовым привкусом. Точно манекены в витрине магазина: один в теннисном костюме, другой в вечернем туалете − они не играли и не веселились, они демонстрировали наряд, в котором это можно и нужно делать.
Еще полгода назад Аня сама могла бы разразиться целой лекцией о символах, например, в литературе. Но теперь она растерялась….
В то время для Ани представить себе означало подождать, пока мозг выплюнет какую-нибудь картинку…

И далее
Отчего-то ей от своих ассоциаций становилось неловко. Будто она списала контрольную у соседа по парте, а оказалось, что все неправильно. Списала чужую двойку. В математике, если задача не получалась, это было не стыдно и не страшно, надо было посидеть, подумать, разобраться, найти алгоритм... Но здесь речь шла не о цифрах, а о собственном представлении о жизни. Выходило, никакого собственного представления у нее нет. А еще получалось, эти хитрые упражнения показывали, в каком режиме работают мозги и работают ли вообще. Аня пришла в ужас.
***
На первом этапе занятий мы делаем совсем простенькое упражнение – ассоциации на музыку.
Музыка только классическая, это маленькие отрывки (от полутора до трех минут) с ярко выраженной эмоцией: радости, отчаяния, горя, любви.
По «условиям игры» мы должны на музыку придумать картинки, вроде как кино снимаем. Не увидеть первое попавшееся,  что выкинет мозг, а именно придумать, то есть из потока сознания тщательно отобрать те картины-образы, которые передадут нам, о чем музыка.
Музыка – это вроде как  чувства в чистом виде. С другой стороны музыканты знают, что любое классическое произведение строиться по своим, но абсолютно железным законам логики. То есть на этом упражнении «проявляется» не только состояние эмоций, но и мышления.

Реплика в сторону: Для того чтобы сделать это упражнение, не надо быть компетентным в музыке и даже обладать музыкальным слухом. Да хоть медведь на ухо наступил! Музыкальный слух – это умение воспроизвести (например, напеть) услышанную мелодию.  К восприятию музыки фибрами души не имеет никакого отношения. Видела многих людей за свою жизнь, которые напеть ни одну мелодию не могли, а музыку любили, знали, понимали.
И вот ведь беда последнего времени – народ начинает от умозрительности накручивать на музыку что-то совсем далекое, в уверенности, что музыка это некое поле для фантазий, и он имеет право видеть свое. Пожалуйста, свое, но все-таки в рамках, обозначенных композитором - у него была некая идея, он ее зашифровал в ноты, в аккорды, в мелодию…

Как пример могу привести рассказ о своем  мастер-классе во Всероссийское обществе молодых психологов. Писала об этом: "Never more!"
Ассоциации на музыку (первую часть увертюры из «Кармен») у психологов были маловразумительные, типа: «Я вижу дерево…» На вопрос: «Какое, где?» - человек мнется и говорит: «Не знаю, просто дерево». Но когда одна дама (представившаяся консультирующим психологом с 20-летним стажем)  на эту же музыку увидела поле боя с трупами, я не выдержала. Говорю: «Там же в музыке – явный праздник!» А мне в ответ: «Это вы так думаете, а я имею право думать иначе». Я говорю: «Простите, а как же композитор? Автор-творец? Может, попытаться понять ЕГО замысел? Он же определенное настроение передавал».
Как все удивились! И посыпались мифы об искусстве, которые сводились к тому, что произведение искусства каждый волен трактовать по своему - один так воспримет, другой иначе, потому что все на свете относительно и условно
О том, что в произведении искусства может быть заложен автором исконный смысл, и что хорошо бы его понять, ни у кого и в мыслях не было.
***
Психологи тогда (ни один!) так и не смогли отличить тоску от радости, похоронную скорбь от восторга…
Мне, честно говоря, стало страшно -  если они не могут отличить явное, яркое, преподанное им композитором  «на блюдечке» настроение –  как они с людьми работают,  с их настроением, состоянием, часто путанным и неоднозначным? Это ведь посложнее музыки будет.

Хотя, догадываюсь, как – если мы чего-то не понимаем и не имеем мужества, честности (или ума) себе признаться в этом, мы начинаем придумывать, высасывать из пальца, причем исключительно в удобном, вернее, доступном нам направлении. В общем, вгонять в свою схему. Или прокрустово ложе.
К сожалению, последние годы я консультирующих психологов другого уровня не встречала. Прямо-таки опасная для жизни (их клиентов!) профессия.

Продолжение следует.


Comments

Спасибо вам за глубокие размышления! Ради них, собственно, еще веду свой ЖЖ...

"...как может исцелиться человек, находясь в больном обществе..."
По моему опыту Человеком и Личность всегда становятся ВОПРЕКИ обстоятельствам, а не потому что повезло.

"...везде и всюду любой рабочий процесс держится на единицах, редких людях, которые хотят нормально делать свою работу...
Увы, в нашей стране это истина, уже не требующая доказательств.

Вы точно поняли мою мысль: человек рождается всего лишь с потенциалом, и будет ли он реализован, никому неизвестно. У большинства не реализуется, и возможно, они не очень страдают от этого. Реализуется у единиц. Иногда человеку надо попасть в волшебное место, где ему помогут реализоваться. Одним из таких мест я считаю наш курс. И действительно, могу назвать несколько десятков удивительно изменившихся судеб после нашего курса! Как будто загаженную, заваленную буреломом реку расчистили, и она стала полноводной, судоходной...
Когда я послала начало "Дамы с собачкой" Владимиру Леви, он радостно сказал: "ну, вот, будет красивая и достоверная реклама вашего уникального курса!" Он все переживает, что обо мне никто не знает.
Сначала "Дама с собачкой" заканчивалась первым финалом, и все плакали светлыми слезами... А потом мне в двери, в голову и в душу постучал второй финал. Не могла я его не написать, хотя это была уже антиреклама.
В этом году мне будет 59 лет. И чем дальше я живу, тем больше я понимаю, как мало я знаю о Мире, о его закономерностях, об истинных, скрытых от самого человека, его глубинных потребностях. Я до сих пор не знаю, почему испив из святого источника живых отношений, и даже оценив его вкус, люди, которым был дан Шанс, в конце концов выбирают болотную затхлую жижу. Но выбор - право каждого из нас.
Пыталась размышлять об этом во втором финале. Мне кажется, подошла к ответу достаточно близко. Помните:
"...Возможно, жизнь показалась ей слишком яркой, слишком громкой и переменчивой. Она требовала постоянного напряжения и удержания взятых высот. Она не прощала фальши.
Или Аня испугалась глобальных перемен, которые стали происходить в ее жизни? Я не знаю.
Или это был ее предел, и большего ей было не дано? Я не знаю…
Нам неведомо, по каким законам возникают и исчезают галактики.
Мы не знаем, почему создаются и рушатся империи.
И великая тайна, в каких глубинах человеческой души происходит главный выбор нашей жизни.
Аня его сделала и не заметила этого..."

А иногда мне кажется разгадкой и ключом описание спектакля (стр.259), где Бог создавал людей. "...Аню очень зацепила мысль про душу. Что он им душу дал, а они не взяли. Им не душа нужна была, а его поддержка. Чтобы их вели за руку и уговаривали не падать, и скакали вокруг них кузнечиком, козленком и кенгуренком..."
"...Жизнь разнообразна настолько, что допускает все варианты..."
Естественно!Я на своем веку видела не только отречение от подаренных тебе Шансов, но и ослепительной красоты обретение своей Судьбы... Как я писала в своей книге: "Не так часто у нас в практике это случается. И каждый раз это вызывает у меня, психотерапевта, бурю эмоций: благодарность, восхищение, уважение… До слез."
"...Возможно, жизнь показалась ей слишком яркой, слишком громкой и переменчивой. Она требовала постоянного напряжения и удержания взятых высот. Она не прощала фальши.
Или Аня испугалась глобальных перемен, которые стали происходить в ее жизни? Я не знаю..."

Только после третьего прочтения Вашего комментария поняла,что именно меня так зацепило в нем и не дает пройти мимо - этот отрывок.
До сих пор отчетливо помню момент, когда мне показалось,что моя изменившаяся отчасти жизнь меня убьет. Это,знаете, как бывает у глухих от рождения людей, внезапно получивших слух - звуки мира будто бьют по голове невидимым молотом, кажется,что тебя сейчас убьет или тебя поглощает безумие; свет слепит глаза, звуки стучат в глове, внутри - сплошная паника и ужас - КАК я теперь буду С ЭТИМ ЖИТЬ???!!! Где я? Что со мной?... Наверное, в этом может быть часть ответа на вопрос, почему человек снова возвращается в привычное болото - его съедает страх. Хотя, на самом деле, это как зрение в темноте - нужно подождать ,осмотреться и привыкнуть, и тогда открвывается новый, волшебный,невиданный ранее мир, полный чудес...Интересный и невероятно красивый.
Написала и как снова пережила. И уже совсем не так страшен черт... Сейчас совсем другая.
Спасибо за этот ваш комментарий...Удивительно, но иногда комментарии оказываются важнее и дороже самого поста.