?

Log in

No account? Create an account
pic#официальная

Как понять подноготную?

Продолжение темы о ДУШЕВНОМ ЗДОРОВЬЕ
Пожалуйста, прежде чем комментировать, прошу, умоляю (!!!) - прочитайте начало
tag: Душевное здоровье - это что?

---------------------------------------------------------------------------------------

Ух, как много писем пришло на личную почту с просьбой рассказать, каким образом
наши упражнения показывают всю «подноготную» человека.
Ну, не всю подноготную, конечно, но особенности эмоциональной сферы (ее бедность или богатство), работу мышления (или отсутствие оной работы), а также их взаимосвязь между собой - показывают.

Я попробую… Только, чур, как пишут в рекламе: «не пытайтесь повторить трюк» - на занятиях я долго и подробно объясняю условия и правила, без понимания которых правильно выполнить эти упражнения невозможно. Здесь это заняло бы слишком много времени.

Реплика в сторону: К тому же я имею печальный опыт - год назад предложила попробовать сделать простое упражнение в стихосложении из нашей учебной программы:"Стоит попробовать!"
И вроде я предупреждала, что это задание нельзя выполнять импульсивно-спонтанно-интуитивно – не получиться!  Что те стихи, которые я дала как пример, делались не за 15 минут, а целую НЕДЕЛЮ... Что имеет смысл делать стих качественно, то есть  медленно и тщательно подбирать каждое слово…
В результате я столкнулась с тем, что на меня посыпались  кое-как сляпанные поделки. Чуть не к каждому стихотворением мне пришлось писать в комментариях: Небрежно и неряшливо… Хаос без образов, без метафор, без смысла... Поток сознания. Анализу не поддается…
Что можно понять по неряшливому хаосу? Что в голове неряшливый хаос. Ну, что ж, тоже информация для размышления.
***
Итак, речь сегодня о "подноготной" человека.

 Есть у нас в программе курса такой предмет – «ассоциации». Упражнений там много и они разные. Есть ассоциации на музыку, есть «простые» (на самом деле вовсе  не простые), есть так называемые «направленные» (высший пилотаж!). В общем, это большой выстроенный комплекс упражнений, использующий символы, аллегории, ме­тафоры, образы.
В свое время еще Юнг утверждал, что образ «есть концентрированное вы­ражение общего психического состояния». Сегодня мы это знаем точно.
Эти упражнения – наше ноу-хау, апробированы в течение 25 лет. Помимо качества эмоций и мышления они показывают и насколько развиты механизмы «думанья», как обстоит дело с воображением,  способен ли  мозг рождать нестандартные решения, тем более, оригинальные идеи.
Чем хороши эти упражнения – к ним нельзя заранее подготовиться, выучить «правильный» ответ, в общем, невозможно изобразить умственную деятельность. Показывают всё, как есть – ей-богу, не хуже детектора лжи. На первых порах они работают как диагностические, в дальнейшем - как развивающие.

Из книги «Секретики»:
А еще были упражнения в ассоциациях. Странные, ни на что не похожие. На заданную тему надо было придумать несколько связанных по смыслу картинок. Вроде как ты снимаешь короткий, в три-четыре кадра, фильм.
В этом «кино» ничего не могло быть просто так. Все, что попадало в кадр, будь то кипящая кастрюля или извержение вулкана, бриллиантовая диадема или высохшее болото, цветущая поляна или грязная посуда − любой предмет, любая деталь должны были иметь з н а ч е н и е.
На первых порах картинки у нее получались одинаково бодрые, но с мертвящим, пластмассовым привкусом. Точно манекены в витрине магазина: один в теннисном костюме, другой в вечернем туалете − они не играли и не веселились, они демонстрировали наряд, в котором это можно и нужно делать.
Еще полгода назад Аня сама могла бы разразиться целой лекцией о символах, например, в литературе. Но теперь она растерялась….
В то время для Ани представить себе означало подождать, пока мозг выплюнет какую-нибудь картинку…

И далее
Отчего-то ей от своих ассоциаций становилось неловко. Будто она списала контрольную у соседа по парте, а оказалось, что все неправильно. Списала чужую двойку. В математике, если задача не получалась, это было не стыдно и не страшно, надо было посидеть, подумать, разобраться, найти алгоритм... Но здесь речь шла не о цифрах, а о собственном представлении о жизни. Выходило, никакого собственного представления у нее нет. А еще получалось, эти хитрые упражнения показывали, в каком режиме работают мозги и работают ли вообще. Аня пришла в ужас.
***
На первом этапе занятий мы делаем совсем простенькое упражнение – ассоциации на музыку.
Музыка только классическая, это маленькие отрывки (от полутора до трех минут) с ярко выраженной эмоцией: радости, отчаяния, горя, любви.
По «условиям игры» мы должны на музыку придумать картинки, вроде как кино снимаем. Не увидеть первое попавшееся,  что выкинет мозг, а именно придумать, то есть из потока сознания тщательно отобрать те картины-образы, которые передадут нам, о чем музыка.
Музыка – это вроде как  чувства в чистом виде. С другой стороны музыканты знают, что любое классическое произведение строиться по своим, но абсолютно железным законам логики. То есть на этом упражнении «проявляется» не только состояние эмоций, но и мышления.

Реплика в сторону: Для того чтобы сделать это упражнение, не надо быть компетентным в музыке и даже обладать музыкальным слухом. Да хоть медведь на ухо наступил! Музыкальный слух – это умение воспроизвести (например, напеть) услышанную мелодию.  К восприятию музыки фибрами души не имеет никакого отношения. Видела многих людей за свою жизнь, которые напеть ни одну мелодию не могли, а музыку любили, знали, понимали.
И вот ведь беда последнего времени – народ начинает от умозрительности накручивать на музыку что-то совсем далекое, в уверенности, что музыка это некое поле для фантазий, и он имеет право видеть свое. Пожалуйста, свое, но все-таки в рамках, обозначенных композитором - у него была некая идея, он ее зашифровал в ноты, в аккорды, в мелодию…

Как пример могу привести рассказ о своем  мастер-классе во Всероссийское обществе молодых психологов. Писала об этом: "Never more!"
Ассоциации на музыку (первую часть увертюры из «Кармен») у психологов были маловразумительные, типа: «Я вижу дерево…» На вопрос: «Какое, где?» - человек мнется и говорит: «Не знаю, просто дерево». Но когда одна дама (представившаяся консультирующим психологом с 20-летним стажем)  на эту же музыку увидела поле боя с трупами, я не выдержала. Говорю: «Там же в музыке – явный праздник!» А мне в ответ: «Это вы так думаете, а я имею право думать иначе». Я говорю: «Простите, а как же композитор? Автор-творец? Может, попытаться понять ЕГО замысел? Он же определенное настроение передавал».
Как все удивились! И посыпались мифы об искусстве, которые сводились к тому, что произведение искусства каждый волен трактовать по своему - один так воспримет, другой иначе, потому что все на свете относительно и условно
О том, что в произведении искусства может быть заложен автором исконный смысл, и что хорошо бы его понять, ни у кого и в мыслях не было.
***
Психологи тогда (ни один!) так и не смогли отличить тоску от радости, похоронную скорбь от восторга…
Мне, честно говоря, стало страшно -  если они не могут отличить явное, яркое, преподанное им композитором  «на блюдечке» настроение –  как они с людьми работают,  с их настроением, состоянием, часто путанным и неоднозначным? Это ведь посложнее музыки будет.

Хотя, догадываюсь, как – если мы чего-то не понимаем и не имеем мужества, честности (или ума) себе признаться в этом, мы начинаем придумывать, высасывать из пальца, причем исключительно в удобном, вернее, доступном нам направлении. В общем, вгонять в свою схему. Или прокрустово ложе.
К сожалению, последние годы я консультирующих психологов другого уровня не встречала. Прямо-таки опасная для жизни (их клиентов!) профессия.

Продолжение следует.


Comments

Светлану Виноградову очень хорошо помню - замечательным она была просветителем!
В Москве сейчас есть подобный живой и страстный музыковед Михаил Мугинштейн - он ведет клуб любителей оперы. Ах, как он об опере рассказывает! По-моему, часть ходит к нему не столько оперу слушать, сколько зарядиться от него Жизнью и Любовью. А собирается у него человек 30-40 - это на 15-миллионную Москву...