Евгения Белякова (impressionante) wrote,
Евгения Белякова
impressionante

Category:

Как понять подноготную?

Продолжение темы о ДУШЕВНОМ ЗДОРОВЬЕ
Пожалуйста, прежде чем комментировать, прошу, умоляю (!!!) - прочитайте начало
tag: Душевное здоровье - это что?

---------------------------------------------------------------------------------------

Ух, как много писем пришло на личную почту с просьбой рассказать, каким образом
наши упражнения показывают всю «подноготную» человека.
Ну, не всю подноготную, конечно, но особенности эмоциональной сферы (ее бедность или богатство), работу мышления (или отсутствие оной работы), а также их взаимосвязь между собой - показывают.

Я попробую… Только, чур, как пишут в рекламе: «не пытайтесь повторить трюк» - на занятиях я долго и подробно объясняю условия и правила, без понимания которых правильно выполнить эти упражнения невозможно. Здесь это заняло бы слишком много времени.

Реплика в сторону: К тому же я имею печальный опыт - год назад предложила попробовать сделать простое упражнение в стихосложении из нашей учебной программы:"Стоит попробовать!"
И вроде я предупреждала, что это задание нельзя выполнять импульсивно-спонтанно-интуитивно – не получиться!  Что те стихи, которые я дала как пример, делались не за 15 минут, а целую НЕДЕЛЮ... Что имеет смысл делать стих качественно, то есть  медленно и тщательно подбирать каждое слово…
В результате я столкнулась с тем, что на меня посыпались  кое-как сляпанные поделки. Чуть не к каждому стихотворением мне пришлось писать в комментариях: Небрежно и неряшливо… Хаос без образов, без метафор, без смысла... Поток сознания. Анализу не поддается…
Что можно понять по неряшливому хаосу? Что в голове неряшливый хаос. Ну, что ж, тоже информация для размышления.
***
Итак, речь сегодня о "подноготной" человека.

 Есть у нас в программе курса такой предмет – «ассоциации». Упражнений там много и они разные. Есть ассоциации на музыку, есть «простые» (на самом деле вовсе  не простые), есть так называемые «направленные» (высший пилотаж!). В общем, это большой выстроенный комплекс упражнений, использующий символы, аллегории, ме­тафоры, образы.
В свое время еще Юнг утверждал, что образ «есть концентрированное вы­ражение общего психического состояния». Сегодня мы это знаем точно.
Эти упражнения – наше ноу-хау, апробированы в течение 25 лет. Помимо качества эмоций и мышления они показывают и насколько развиты механизмы «думанья», как обстоит дело с воображением,  способен ли  мозг рождать нестандартные решения, тем более, оригинальные идеи.
Чем хороши эти упражнения – к ним нельзя заранее подготовиться, выучить «правильный» ответ, в общем, невозможно изобразить умственную деятельность. Показывают всё, как есть – ей-богу, не хуже детектора лжи. На первых порах они работают как диагностические, в дальнейшем - как развивающие.

Из книги «Секретики»:
А еще были упражнения в ассоциациях. Странные, ни на что не похожие. На заданную тему надо было придумать несколько связанных по смыслу картинок. Вроде как ты снимаешь короткий, в три-четыре кадра, фильм.
В этом «кино» ничего не могло быть просто так. Все, что попадало в кадр, будь то кипящая кастрюля или извержение вулкана, бриллиантовая диадема или высохшее болото, цветущая поляна или грязная посуда − любой предмет, любая деталь должны были иметь з н а ч е н и е.
На первых порах картинки у нее получались одинаково бодрые, но с мертвящим, пластмассовым привкусом. Точно манекены в витрине магазина: один в теннисном костюме, другой в вечернем туалете − они не играли и не веселились, они демонстрировали наряд, в котором это можно и нужно делать.
Еще полгода назад Аня сама могла бы разразиться целой лекцией о символах, например, в литературе. Но теперь она растерялась….
В то время для Ани представить себе означало подождать, пока мозг выплюнет какую-нибудь картинку…

И далее
Отчего-то ей от своих ассоциаций становилось неловко. Будто она списала контрольную у соседа по парте, а оказалось, что все неправильно. Списала чужую двойку. В математике, если задача не получалась, это было не стыдно и не страшно, надо было посидеть, подумать, разобраться, найти алгоритм... Но здесь речь шла не о цифрах, а о собственном представлении о жизни. Выходило, никакого собственного представления у нее нет. А еще получалось, эти хитрые упражнения показывали, в каком режиме работают мозги и работают ли вообще. Аня пришла в ужас.
***
На первом этапе занятий мы делаем совсем простенькое упражнение – ассоциации на музыку.
Музыка только классическая, это маленькие отрывки (от полутора до трех минут) с ярко выраженной эмоцией: радости, отчаяния, горя, любви.
По «условиям игры» мы должны на музыку придумать картинки, вроде как кино снимаем. Не увидеть первое попавшееся,  что выкинет мозг, а именно придумать, то есть из потока сознания тщательно отобрать те картины-образы, которые передадут нам, о чем музыка.
Музыка – это вроде как  чувства в чистом виде. С другой стороны музыканты знают, что любое классическое произведение строиться по своим, но абсолютно железным законам логики. То есть на этом упражнении «проявляется» не только состояние эмоций, но и мышления.

Реплика в сторону: Для того чтобы сделать это упражнение, не надо быть компетентным в музыке и даже обладать музыкальным слухом. Да хоть медведь на ухо наступил! Музыкальный слух – это умение воспроизвести (например, напеть) услышанную мелодию.  К восприятию музыки фибрами души не имеет никакого отношения. Видела многих людей за свою жизнь, которые напеть ни одну мелодию не могли, а музыку любили, знали, понимали.
И вот ведь беда последнего времени – народ начинает от умозрительности накручивать на музыку что-то совсем далекое, в уверенности, что музыка это некое поле для фантазий, и он имеет право видеть свое. Пожалуйста, свое, но все-таки в рамках, обозначенных композитором - у него была некая идея, он ее зашифровал в ноты, в аккорды, в мелодию…

Как пример могу привести рассказ о своем  мастер-классе во Всероссийское обществе молодых психологов. Писала об этом: "Never more!"
Ассоциации на музыку (первую часть увертюры из «Кармен») у психологов были маловразумительные, типа: «Я вижу дерево…» На вопрос: «Какое, где?» - человек мнется и говорит: «Не знаю, просто дерево». Но когда одна дама (представившаяся консультирующим психологом с 20-летним стажем)  на эту же музыку увидела поле боя с трупами, я не выдержала. Говорю: «Там же в музыке – явный праздник!» А мне в ответ: «Это вы так думаете, а я имею право думать иначе». Я говорю: «Простите, а как же композитор? Автор-творец? Может, попытаться понять ЕГО замысел? Он же определенное настроение передавал».
Как все удивились! И посыпались мифы об искусстве, которые сводились к тому, что произведение искусства каждый волен трактовать по своему - один так воспримет, другой иначе, потому что все на свете относительно и условно
О том, что в произведении искусства может быть заложен автором исконный смысл, и что хорошо бы его понять, ни у кого и в мыслях не было.
***
Психологи тогда (ни один!) так и не смогли отличить тоску от радости, похоронную скорбь от восторга…
Мне, честно говоря, стало страшно -  если они не могут отличить явное, яркое, преподанное им композитором  «на блюдечке» настроение –  как они с людьми работают,  с их настроением, состоянием, часто путанным и неоднозначным? Это ведь посложнее музыки будет.

Хотя, догадываюсь, как – если мы чего-то не понимаем и не имеем мужества, честности (или ума) себе признаться в этом, мы начинаем придумывать, высасывать из пальца, причем исключительно в удобном, вернее, доступном нам направлении. В общем, вгонять в свою схему. Или прокрустово ложе.
К сожалению, последние годы я консультирующих психологов другого уровня не встречала. Прямо-таки опасная для жизни (их клиентов!) профессия.

Продолжение следует.


Tags: Душевное здоровье - это что?, Осторожно - психолог!
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 26 comments