?

Log in

No account? Create an account
pic#официальная

Ум и чувства – два сапога пара!

Продолжение темы о ДУШЕВНОМ ЗДОРОВЬЕ
Пожалуйста, прежде чем комментировать, прошу, умоляю (!!!) - прочитайте начало
tag: Душевное здоровье - это что?

***
В письмах на личную почту поступила просьба объяснить, каким образом связаны между собой мышление и эмоции. Рассказываю.

Все, что мы видим, слышим, осязаем, пробуем на вкус мы – чувствуем!

Например, наша кожа ощущает температуру воздуха, его влажность или сухость и посылает импульсы в мозг. При этом, согласитесь, мы оцениваем погоду не только с точки зрения «приятно-неприятно» - людям свойственно награждать явления природы яркими, сочными эпитетами. Мы говорим, что стужа – «злая», и даже «лютая», а жара прошлым летом была «удушающей» в которой «плавились мысли», и можем вспомнить, какую радость вызывал прохладный ветерок. Конечно, часть ощущений напрямую связана с самочувствием, но ведь не только с самочувствием - иначе мы не говорили бы о «тоскливом» дожде или о «веселом, легком» дождике.

***
Картины мира, которые видят наши глаза, также вызывают эмоциональную реакцию. Например, в телевизоре вы видите страшную автомобильную аварию и вам становиться не по себе. Хотя в этот момент вы находитесь у себя дома и не подвергаетесь никакой опасности. И, наоборот, от некоторых картинок поднимается настроение.
Недавно поздней ночью попала на документальный фильм о дикой природе, снятый каким-то потрясающим оператором. В память врезались картинки – раннее утро, водопад, над ним аура из брызг и маленьких радуг, и зелень вокруг такая яркая, свежая. Боже, как это было вкусно! День у меня был сложный, если не сказать тяжелый, а тут настроение солнечным зайчиком давай сигать во все стороны!

***
А еще у человека есть органы слуха и поэтому он способен воспринимать звуки. Мы их тоже воспринимаем не индифферентно, а с эмоциональной окраской. Есть звуки, вызывающие тревогу, есть звуки, вызывающие радость, и т.д.
Реплика в сторону: В моем детстве телевидение было скучным, а Интернета не было. Оставались книги. А еще одним из развлечений были радио пьесы и сказки-спектакли, записанные на виниловых пластинках.
Голоса актеров – их тембр, интонации - рисовали в воображении и характеры героев пьесы, и их внешний образ. Но еще в радио спектаклях использовалась музыка и другие, самые разнообразные звуки - шелест травы или волн… свист, или вой, или стон ветра… резкий скрип тормозов… монотонный скрип телеги… тревожный скрип двери… уютный треск поленьев в костре… Играя только на звуках, режиссер вызывал определенное настроение каждой сцены.
Мозг жадно ловил эти кусочки, намеки на происходящее и достраивал их до полноценной картины - так развивалось воображение у моего поколения.
Реплика в сторону: Когда телевидение стало активно развиваться, особенно когда оно стало многоканальным и развлекательным, к тому же для детей появились мультфильмы, подобные изыски канули в Лету…

***
Но пойдем дальше. Внутри нашего тела есть мышцы - они могут испытывать усталость (согласитесь, усталость бывает приятная и неприятная), или боль от растяжения, или мышечную радость («мышцы поют»), которую знают все занимавшиеся спортом.
Еще есть внутренние органы, которые дают нам о себе знать. Не только болью, тяжестью или легкостью… Многие знают, что такое, когда «сердце ноет», или, наоборот, от радости «бьется как птица»… и как внутри «все замирает» от ожидания… и что такое «задыхаться» от горя…
Реплика в сторону: Думаю, что у животных сердце тоже и «бьется», и «замирает», но связано это исключительно с основной функцией – выживанием. Люди отличаются от животных именно тем, что радоваться и горевать могут не только по поводу корма, и тревожиться не только по поводу опасности.

***
А вот теперь, прошу прощения, я вынуждена использовать специальные термины. Встречайте! Сегодня весь вечер на арене нашего цирка: Ретикулярная Формация! (Это длинное иностранное имя совсем не обязательно выучивать наизусть. Да и вообще можно не запоминать. Я же буду ее иногда называть просто - Р.Ф.)
Откуда сия высокородная дама родом, как выглядит, где проживает, и т.д. мы заморачиваться не будем. Расскажу только, чем она занимается.
Отвечает Р. Ф. за насыщенность (яркость, сочность, полноту) нашего мировосприятия. А занята Ретикулярная Формация тем, что собирает импульсы со всех отделов головного мозга – все те импульсы, которые появились от того, что мы видим, слышим, осязаем, и т.д. Чтобы их собрать (в темноте, понятное дело, собирать неудобно) она высвечивает кору головного мозга, тем самым, обеспечивая интенсивность осуществляемых ею функций, т.е. мышления, памяти, внимания, образования ассоциативных связей…

Для сравнения - при некоторых душевных заболеваниях эмоциональный поток как бы слабеет. Отдельные участки коры головного мозга освещаются плохо, и, вследствие этого, мышление становится расплывчатым.
Если говорить через метафору, то представьте себе театральную сцену во время спектакля. Почти постоянно ее освещает множество разнообразных осветительных приборов – сверху, сбоку, спереди и сзади. Иначе детали происходящего на сцене не будут понятны.
А теперь представьте, что в некоем театре осветительных приборов нет – перегорели, испортились, сломались, а сцена и происходящее на ней освещается с помощью фонарика. Вот слабый свет фонаря хаотично скользит по сцене, высвечивая то лицо одного персонажа, то руки другого, то ноги третьего, то старинные часы, то современный стол… А параллельно идет действие пьесы, да еще и герои говорят какой-то текст. И попробуй, свяжи это все между собой: кто эти люди друг другу? В какое время они живут? Что между ними происходит? Можно только догадываться...
Реплика в сторону: интересно, что в радио спектаклях информация тоже была не полной, так как строилась только на звуках. Но в ней было достаточно компонентов, чтобы сложить полноценную картину - в отличие от подобного спектакля при свете фонарика, где полноценную картину, боюсь, сложить не удастся. И даже если в целом мы сможем понять сюжет, то все равно тонкие нюансы человеческих отношений от нас ускользнут.

Театральная сцена во время спектакля - это была метафора. А ежели без метафор - что происходит с человеком при наличии того самого душевного заболевания?
По мере того, как эмоциональный поток слабеет, человек отмечает, что плохо соображает, то есть мысли как-то не связаны друг с другом и все чаще отрываются от реальности, а эмоциональная память вянет, тает, хиреет…
А по мере того как развивается болезнь, человек все больше уходит в свой внутренний мир, вариться там в собственном соку и носа наружу не кажет. Известное выражение: «ушел в себя и не вернулся»…
В психиатрии подобный уход в себя называется аутичностью. Сами пациенты психиатрической больницы, где я много лет проработала, это называли «зацикленностью на себе». Впрочем, беды особой в этом не видели. И сколько мы не пытались разговаривать с ними, что озеро без притока ручьев превращается в болото, они соглашались… по поводу озера. К себе, своей закрытости они это не относили, так как способность анализировать, сравнивать и видеть реальность к тому времени тоже покинула их...

***
Почему я вдруг так подробно стала расписывать деяния мало кому известной Ретикулярной Формации? А это напрямую связано с моей методикой АртСинтезТерапией. Наши специфические упражнения способны усилить эмоциональные потоки, от чего память, внимание, мышление и т.д. начинают работать принципиально в другом режиме!
Я единственный человек в мире, кто это умеет делать последовательно и целенаправленно. Это оказалось мало кому нужным… Обидно? Бывает. Когда начинаю прикидывать, сколько мне осталось. Нет, не до смерти − но проводить тайными тропами в дивный, сияющий, благоуханный мир, где цветут деревья и смеются звезды… Где высокородная дама Р. Ф. собирает - как спелую, крупную, душистую малину с куста - импульсы, появившиеся вследствие того, что мы - видим! Слышим! Осязаем!

***
Ну вот, я постаралось объяснить, каким хитрым образом связаны между собой мышление и эмоции. Надеюсь, что-то стало понятнее…

Продолжение следует

Comments

Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
Читаю вашу книгу.Она чудесная!В двух местах слёзы задушили.Вы показываете другой мир,который я если и видела,то кусочками,ненадолго.И страшно забыть о том,что он есть,вернуться к спокойному существованию.
Спасибо вам!
И вам спасибо! А можно поподробнее, где слезы задушили? Можно здесь, а можно и в личку...
Пластинки из детства.. Я до сих пор помню, как выглядели обложки, интонации,образы, которые возникали.. А как работало воображение от чтения книг! Да, разжеванные телевидением сюжеты и персонажи не очень способствуют развитию воображения у нынешних детей..
Евгения Петровна, спасибо за образное объяснение связи эмоций и мышления! Действительно стало понятней. Понятней, почему вроде неглупый человек не может понять некоторых вещей.. Просто он их не чувствует. А бывает, люди чувствуют, но как-то однобоко, на уровне инстинктов. И мышление работает тогда соответственно - в энергосберегающем режиме, по кратчайшему пути соотнося простенькие ощущения с простенькими мыслями..
Ох, Инна, спасибо вам за комментарий!!!
А то повисло глухое молчание и уже думаешь, а стоит ли продолжать.
Странно, ведь этих сведений о душе человеческой - собранных, структурированных, да еще поданных простым языком - в интернете не найти... А откликов - размышлений, раздумий на этот уникальный материал почти нет! Честно говоря, убивает всякое желание писать дальше на тему душевного здоровья.
То есть насыщенность и яркость мировосприятия повышает интенсивность мышления, памяти и внимания.
Логично.
Я по себе замечала, что когда очень загружена (жизнь насыщена работой и событиями), то становлюсь собраннее и соображаю лучше. У меня как раз отработанная метода: если чувствую себя снулой рыбкой - надо взять дополнительную работу и еще, параллельно работе, начать читать умную книжку, посетить профильную выставку или хороший мастер-класс! Правда, желательно не перестараться с нагрузками.:)
Насчет яркости, не знаю, степень яркости личностного мировосприятия, наверное, очень относительное понятие. Но вот раньше аж заходилась от восторга, когда встречалась с чем-то красивым, мудрым, величественным! Теперь эмоции поулеглись, так ведь не только восторги притихли, ведь и отрицательные, мучительные эмоции стали терпимыми. И я даже не знаю, хотела б я опять стать человеком без кожи? По кому себя равнять, Евгения Петровна? И что нормальнее, моя юношеская гиперэмоциональность или мое сегодняшнее, менее яркое, но более... вдумчивое что ли восприятие окружающего? Вот честное слово, не знаю!:(

А пластинки - чудесное детское воспоминание! Кстати, я и детей своих, росших в 90-е годы, сначала на пластинках воспитывала.

Что интересно, мы с детьми не раз делились восприятием кинофильмов, снятых по прочитанным нами книгам, и у всех похоже: "Я себе это совершенно по-другому представляла. И то, что я представляла - интереснее, чем то, что мне показали.:))))









Edited at 2013-04-22 06:05 (UTC)
Про "без кожи" не очень понимаю. Здоровая эмоциональность в любом возрасте может быть и яркой, и сильной, но это не значит быть без кожи! Мало того, с годами эта самая эмоциональность может расширять диапазон, становиться объемнее и при этом четче.
Насчет глухого молчания. Понимаете, Евгения Петровна, очень трудно что-то сказать в ответ, когда так эмоционально и горько Вы пишете, что , мол,никому методика не нужна, что вот Вы закончите преподавать - и ...
Как говорил Штирлиц: "Запоминается фраза, сказанная последней."
А несколько Ваших последних фраз меня, например, нагружают неясным чувством вины!:( Могу ли я чем-то помочь?

Edited at 2013-04-22 06:07 (UTC)
Вовсе не хотела вызывать чувство вины! Наверное, надо быть поосторожнее с последними фразами. С другой стороны, что же мне в своем ЖЖ делиться только знаниями???
Спасибо, Наташа, помощь мне не нужна.
Евгения Петровна!!!! Зная нейрофизиологию, имела достаточно подробное представление об устройстве и принципах работы ретикулярной формации, но вы умудрились объяснить так, что я стала их ПОНИМАТЬ!!! И про "высвечивание коры" и метафора про "неосвещенную сцену"... Как это точно! Ретикулярная формация ведь обеспечивает наши состояния сна и бодрствования, то "включая питание, то выключая" и, когда она плохо работает, мозг как будто все время находится в полусне... А какие мысли у нас бывают в состоянии полусна - нелогичные, нелепые, несвязные.

А еще читая ваш пост заметила, что у красивой, четко и емко изложенной мысли тоже есть свой вкус и аромат - наверное, у каждого он свой, а у меня это вкус спелой малины - терпкий, сладкий с легкой кислинкой, пряный. Спасибо вам за этот деликатес - за безумно вкусную мысль!
Для меня работа Р.Ф. наиболее явно стала проявляется при чтении книг. Некоторое время назад я считал, что главное в книге – сюжет. Чем толще книга и чем динамичней сюжет - тем лучше. Мозг следил за “похождениями” и “приключениями” героев – воспринимал только грубые, сильно эмоционально заряженные события. Сейчас просыпается особенный кайф от стихов, где буквально одно слово может вместить в себя, образы, поступки, где звуки звучания слов эти образы усиливают и подчеркивают.

С юности помню, что наблюдал за персонажами книг со стороны. Симпатия, антипатия, гнев – но это был чужой человек, со своими убеждениями и поступками, которые я оценивал. “Дурак” – говорил я про него, или “Молодец”. Мерил его по себе, клал на известную мне полочку и забывал. Сейчас иногда происходит какое то чудо и автор книги, через своих героев начинает мерить меня. Читаешь книгу и по деталям, неярким, но глубоко запоминающимся понимаешь – про меня пишут. В памяти начитают всплывать события из своей жизни, не только старые забытые, но и недавние, просто под другим углом увиденные. События, по новому увиденные, создают какое то новое представление о себе, вызывают доселе не заданные вопросы. Вопросы, как огоньки фарватера, выстраиваются в цепочку, ведя от текста произведения куда то вглубь внутренних бухт своей жизни.
И тогда рассказ Шушкина “В профиль и анфас” в 5 страниц – читается полночи. И дочитавшись, не дает уснуть. Это и самые тяжелые и одновременно самые прекрасные моменты в моей жизни.
Я уверен, что их появление связано с тем, что Вы делаете, Евгения Петровна. Спасибо Вам за эти моменты моей жизни.

(Анонимно)

Сейчас читаю воспоминания о Репине. Оказывается работы художнику особенно удавались, когда он был страстно увлечен идеей или героем картины. Был влюблен в них, бредил, жил ими. Чувство толкало его на перелопачивание огромного количество материалов о предмете – исторические спраки, книги, статьи. Ему необходимо было знать, чувствовать чем жили его герои. Когда же Репин на продолжительное время изменил своему подходу, увлекся искусством ради искусства, сосредоточился на технике, то как ни странно последняя изменила мастеру. Мне, кажется этот пример вторит Вашей мысли про зависимость мышления от эмоционального потока. Когда исчезает то зачем, ради чего обостряется наблюдательность, память, поиск новых средств выражения, то последние перестают использоваться.
Юлия Б.

Ум и чувства

Доброго времени суток, Евгения Петровна!
Правильно ли я поняла, что обеднение эмоциональной сферы ведет в свою очередь к утрате полноценного функционирования мозга, а в случае болезни - наоборот. С помощью своей методики Вы как бы "будите" Р.Ф. и активизируете мозг, его резервы.
А как распознать, что человек эмоционально беднеет (кроме откровенного аутизма)? Каковы первые сигналы "вялости мозга"? Эмоциональный диапазон так велик... есть ли мерило эмоции...Вот грусть. У одного она -маленькая, тихая, жалостливая, как мокрая собаченка, а у другого - безмерная, глубокая, как серое плотное дождливое небо. Возможно ли и как понять глубину и индивидуальность эмоции другого человека?

С уважением, Елена.

Re: Ум и чувства

Хорошо, если один и тот же человек умеет грустить и "маленькой" грустью, и, как вы пишете "безмерной", и у него еще в запасе много разных "видов" грусти - на разные случаи жизни. То же самое с радостью, да и всех эмоций это касается - их должно быть много и с разнообразными нюансами.
"...Как распознать, что человек эмоционально беднеет..."
В "домашних" условиях это удается немногим - мешает Инстинкт Самооправдания. Почитайте самое-самое начало моего ЖЖ - там есть немного об увядающих эмоциях при психопатологическом диатезе.

Лучше всего состояние эмоциональной сферы проявляется у нас на занятиях - на упражнениях по живописи, театру, в ассоциациях, на пластике... При чем мы никогда не смотрим по одному занятию, всегда в динамике!
К сожалению, опубликовать наши упражнения и сделать что-то типа учебника "Развей свои эмоции" невозможно (хотя такие предложения были и поверьте, я немедленно стала бы миллионером!). Дело в том, что все упражнения должны делаться только под наблюдением специалиста, иначе такого можно наделать!!!

Совсем не поняла эту вашу фразу: "...обеднение эмоциональной сферы ведет в свою очередь к утрате полноценного функционирования мозга, а в случае болезни - наоборот..."
Наоборот - это как???
Мысли после поста. Вспомнила, как эта Р.Ф. работает у меня… Когда я полно и сочно чувствую то, что происходит вокруг, близких людей, печалюсь, радуюсь, восторгаюсь или возмущаюсь, мозг быстро связывает всё происходящее с моим внутренним миром, моими мыслями, моими представлениями, перестраивает их, переосмысливает – в эти моменты для меня равно интересны и окружающий мир и я, они неразрывно переплетены друг с другом. Сам процесс этого связывания легкий, стремительный, захватывающий – так быстро, точно и весело игроки в баскетбол или волейбол перебрасывают между собой мячик…

Когда, напротив, я не испытываю никаких чувств к меняющимся событиям, кроме недоумения и растерянности – я сосредотачиваюсь на себе, своих жизненных перипетиях, кружу в них, и всё больше и больше запутываюсь…и ничего, совершенно ничего не понимаю… Этот процесс больше всего напоминает кружение в зимней вьюге, когда совсем уже ничего не хочется, только лечь и заснуть…
Отчего-то ваши посты так и не хотят отображаться у меня в ленте, приходится вылавливать их время от времени....

У меня нет телевизора. Вообще нет. Зато старых виниловых пластинок, собраных когда-то папой для меня и скрасивших мое свободное от родительской опеки детство, а потом и детство моего сына. "Раскладушки" из двух пластинок "Алиса в стране Чудес" и "али-Баба и сорок разбойников", сказки про кузнечика Кузю, "Тайна Снежной Королевы", "В мире много сказок" и еще множество других, заслушанных до дыр и трещин в прямом смысле слова...Старый проигрыватель в моей комнате замолкал только на ночь, а на утро заводился снова. Я даже до сих пор помню голоса актеров, ежедневно рассказывавших мне сказки) Так что в лету не кануло ничего;)

Раньше никак не могла понять, как же так человек может не чувствовать?! теперь смирилась. «Узнику снились сначала деревья и птицы, потом перестали ..."
Зацепила мысль про то, что при нарушении работы ретикулярной формации, ослабевании эмоционального потока, теряется связь с реальностью.
Для меня показательным стало само прочтения поста: когда только раза 10 смысл его начал как-то доходить до меня, проникать внутрь. До этого пытаясь сформулировать свои мысли я все время уходил в попытку рассуждений о работе Р.Ф., не связанных с тем "как оно у меня". В какой-то момент поймал себя на мысли, что думаю о Р.Ф., как о некоем оторванном от меня предмете, то есть она где-то и у кого-то имеется, может лучше работать, может хуже, но я то тут причем? Разве она как-то влияет на мою жизнь? Ну вот мне и пример: еще как влияет! Ведь если бы она работала по полной (была в норме), то, наверное, каждая или почти каждая, приведенная мысль в посте, вызывала бы хоть какой-то отклик: "о у меня так же!", или "у меня совсем не так как должно быть", или всплывало из памяти воспоминание в тему. А у меня внутри при первом прочтении было глухо как в танке.
И только спустя несколько часов непрерывного думания над постом начал пробуждаться отклик. Вспомнил, как любил и заслушивался в детстве пластиками на старенькой радиоле и как тогда только по интонациям диктора удавалось понимать характеры героев (кто добрый - кто злой, кто благородный - а кто будет пакостить по мелкому), как в воображение рисовало образ героя и как я влюблялся в эти нарисованные образы или напротив ненавидел всей душой. Перед глазами встал водопад, о котором вы пишите. Ощутил едва уловимый привкус малины на языке.
Постепенно, как мне кажется, до меня начала доходить суть того, как связаны эмоции и мышление: что воспринять чисто физически импульсы из окружающей среды, увидеть знакомые слова и сложить их в предложение, это еще не означает мыслить и прочувствовать, то о чем идет речь. Для того чтобы процесс думания и ощущения связались, должна работать Р.Ф., а в противном случае получается рассуждение: "А не растут ли на Марсе яблоки? А почему не растут? А как сделать, чтобы росли?", то есть вообще оторванное от реальности.

Еще осталось ощущение, что ретикулярную формацию, эту сложную систему, состоящую из "множество разнообразных осветительных приборов", мне требуется не просто ремонтировать и настраивать, ее требуется регулярно проверять на то, как она функционирует.
В технике есть такой термин "поверка", это когда сложные измерительные приборы с некоторой периодичностью обязательно сверяют с эталонным образцом на соответствие характеристик. В случае выявления не соответствия прибор отправляют на ремонт и настройку. Так вот упражнения, которые есть на методике - это, мне кажется, своего рода "поверка" работы психики и ее одновременная настройка.
Владимир, очень отзывается Ваша мысль о необходимости регулярного тестирования и настройки своей Р.Ф. Для меня это актуально, поскольку я очень плохо улавливаю момент затухания своих осветительных приборов, и начинаю бить тревогу только тогда, когда на сцене действительно остается лишь один единственный тусклый фонарик. Разворачивая мысль дальше, пришло в голову, что только тестирования и настройки будет маловато… Здорово было бы научиться поддерживать свои приборы (свою эмоциональную сферу) в постоянном рабочем режиме. Ежедневно сверяя яркость накала света по сравнению со вчерашним днем, с тем, что было неделю назад, месяц. Да, это трудная, кропотливая работа. Но она стоит того! Думаю, со мной согласятся те, кто хоть раз в жизни попробовал переливчатый, ароматный, терпкий, брызжущий острым соком переживаний вкус прожитого дня.

Ужасно жаль, но этому действительно не учат НИГДЕ, кроме курсов АРТСИНТЕЗТЕРАПИИ. Досадно мне еще и от того, насколько трудно оказалось в наше время привлечь внимание большой аудитории к, поистине уникальной методике. Не хочется верить, что нашему обществу стало ДОСТАТОЧНО жить при свете тусклого фонаря, есть баланду вместо вкуснейших разнообразных изысканных яств, слушать примитивную волынку вместо сложного, мощного симфонического оркестра. Не хочется верить… но не поверить как, если ретикулярная формация общества умирает, а настройщик, мастер, проводник имеет возможность работать максимум с 30 людьми в год и всё?
Как же хочется найти возможность выйти на то же телевидение, радио, чтобы успеть сказать, донести, поделиться уникальными знаниями.
У меня, к моему огромному сожалению, таких выходов нет… Но, может быть, у кого-нибудь из читателей этого ЖЖ - есть?
«А теперь представьте, что в некоем театре осветительных приборов нет – перегорели, испортились, сломались, а сцена и происходящее на ней освещается с помощью фонарика».

Вот мой фонарик из всего происходящего на сцене выхватывает карман сюртука. О, как же долго и упоительно я могу размышлять о человеке – владельце этого сюртука: с кем он дружит, что кушает на завтрак… Жалко только, что основаны мои мысли не на реальных событиях, а на домыслах и фантазиях. Скорее всего, к реальной истории, происходящей в этот момент на сцене, мои выдумки не будут иметь никакого отношения. Впрочем, это и неважно, я же уже многое поняла про этого человека!!!
А если это не сцена театра, а сцена жизни? И передо мной не сюртук, а живой человек?
Совсем недавно до меня дошло, что воспринимаю человека по одной –двум чертам его характера, остальное – привинчиваю, прикручиваю, а если не получается – приколачиваю…
Долгое время я прекрасно обходилась одним фонариком. Вот этот – всегда мне улыбается (уж точно я ему нравлюсь!), а тому – лишь бы похалтурить на работе (гадина, ни за что не буду с таким общаться).
Если вдруг случайно на сцене вспыхивал еще один фонарик, освещая новые для меня качества человека, то я старалась тут же его быстренько потушить. Вдруг увидишь еще нечто, что не укладывается в мои представления об этом человеке. Нет уж, я о нем и так все знаю!
И тогда темнота даже выгодна и удобна. Живи себе в мечтах и иллюзиях. Строй свой собственный мир.
В какой-то момент, под влиянием упражнений методики артсинтезтерапии, фонарики стали загораться и некоторое время устойчиво светить. Оказывается, люди вовсе не такие, какими я их себе придумала. Вначале ничего, кроме страха встречи с реальностью и удивления от этого несовпадения не было. Но сейчас интерес увидеть сцену настоящей (освещенной полноценным светом) понемногу пересиливают этот страх. Реальные картинки оказываются намного интересней, чем иллюзорные. Все больше и больше начинает хотеться увидеть освещенную сцену не скудными фонариками, а богатыми сочными софитами.

юлиЧ
>> В психиатрии подобный уход в себя называется аутичностью.
Имеется в виду вторичная аутизация при шизофрении или же ранний детский аутизм? Просто во втором случае вполне возможна экстраверсия (легкие формы в сочетании с подходящим характером).

>> По мере того, как эмоциональный поток слабеет, человек отмечает, что плохо соображает,
>> то есть мысли как-то не связаны друг с другом и все чаще отрываются от реальности, а
>> эмоциональная память вянет, тает, хиреет…
А к чему относится не ослабевание эмоционального потока, а слабые возможности в его распознании и дифференцировке? Т.е. ощущения ощущаются, но выделить точно оттуда какие-то чувства и тем более образно их выразить уже не получается? Кстати, сам столкнулся с чем-то подобным, но не могу сказать, что от этого страдает логическое мышление, напротив, оно требуется мне в работе и активно там же используется.

Edited at 2013-06-08 14:13 (UTC)
Простите, я вас совсем не понимаю!!!
Что такое вторичная аутизация? Я 10 лет проработала в психиатрической больнице, но ни разу не слышала о первичной или вторичной аутизации.
И при чем тут ранний детский аутизм??? В предыдущем абзаце есть фраза "по мере того как развивается болезнь". Ранний детский аутизм никуда не развивается, это уже "дано", и все.

"...А к чему относится не ослабевание эмоционального потока, а слабые возможности в его распознании и дифференцировке?..."
Это и есть последствия слабого эмоционального потока.

Мне кажется, вы не очень понимаете смысл текста... Фразы построены столь заковыристо, плюс напичканы терминологией, а о чем у вас речь идет - непонятно.

К чему слова?

Пользователь dehtiar сослался на вашу запись в записи «К чему слова? » в контексте: [...] 19. Ум и чувства – два сапога пара. http://impressionante.livejournal.com/40978.html [...]

Психологи ...

Пользователь spiny_se сослался на вашу запись в записи «Психологи ...» в контексте: [...] 19. Ум и чувства – два сапога пара. http://impressionante.livejournal.com/40978.html [...]
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>