?

Log in

No account? Create an account
pic#официальная

Как добыть цветок папоротника? Он сулит несметные богатства...

Продолжение темы: что такое ДУШЕВНОЕ ЗДОРОВЬЕ и откуда оно берется.
Пожалуйста, прежде чем комментировать, прочитайте начало:
tag: Душевное здоровье - это что?

***
…Рефлексия была девушка хозяйственная. Поэтому все, что попадалось ей на дороге Жизни, она внимательно разглядывала и прибирала к рукам. «Всякое перенесение переживания с внешнего мира на самого себя» − во как пишут о рефлексии компетентные источники!
Что это все значит?
Это значит, что здоровая психика все, с чем она сталкивается, примеряет на себя.
Это как?
Это когда меня трогает и задевает не только то, что имеет прямое отношение к моему благополучию.
Здоровая психика знает, что мир сложнее, чем кажется на первый взгляд, (да и на второй, и на десятый). И для нее попытки проникнуть в глубинный смысл явлений и есть главная цель и источник, питающий ее здоровье и благополучие. Возможно, ее представления о благополучии другого порядка, чем сытый покой, удовлетворяющий животных?
Что же это такое, что может меня задевать, при этом развивать, да еще и не иметь ко мне прямого отношения?


В первую очередь – мировая культура – литература, музыка, театр, живопись… Вот об этом мы сегодня и поговорим.

***
Ну, конечно, все слыхали, что особую роль в развитии Личности играет культура и ее самый яркий представитель, самый пряный ингредиент - искусство. Эту аксиому никто не опровергает, но и всерьез принимают не многие.
Что стоит за словом - культура? Что входит в это понятие? Зачем и кому нужно искусство? Каким образом все это «хозяйство» развивает Личность?

Согласитесь, что искусство создается не для львов, орлов и куропаток. Оно для людей и о людях. Оно о страстях человеческих – радостях, горестях и сомнениях, страданиях и поисках. Я бы сказала, что искусство это собранный мировой опыт – любви и ненависти, тревоги и тоски, печали и восторга. Зашифрованный опыт мироощущения и миропонимания. (Почему зашифрованный? Потому что приходиться признать, что не всем оно доступно. Но об этом много позже.)
Мы из этого источника питаемся
Зачем?
Чтобы вобрать в себя, взять на вооружение, присвоить.
Зачем?
Я знаю 4 блюда из картошки, а хороший повар 100. Я могу научиться у него, и мне будет вкуснее. Это про картошку. А если про людей?
Разного рода искусства (и каждое по-своему) развивают в человеке особого рода чувственность восприятия жизни. Я бы сказала, видение скрытого, глубинного смысла ее явлений. Это особое видение «зависит более всего не от способности к логическому мышлению, а от его эмоциональной тонкости», считал нейропсихолог Лурия.
Чем лучше человек понимает суть поступков и слов - чужих и собственных, тем лучше он понимает себя и других людей. А чем более он компетентен в человеческих взаимоотношениях, тем вкуснее и интереснее ему жить!
Уместно здесь вспомнить про человека - радиоприемник. Если у вас только 1 программа (новости вашей жизни) вы приемник из дешевых, и не удивляйтесь, что вы мало востребованы. Если же вы способны настраиваться на разных людей, чувствовать многих людей, значит, в вас много «волн», и ох, как же вы в мире людей ценитесь! Искусство как раз и призвано развивать способности к «улавливанию» этих волн.

***
Так что надо делать? Ходить в картинные галереи, слушать классическую музыку, и читать Достоевского? Не так все просто!
С каким наслаждением я в своей книге «Секретики» проехалась танком по тому, что сейчас называется «интеллигенцией» и ее отношениями с искусством.

…Аня росла в интеллигентной семье. В представлениях большинства − это люди с высшим образованием, которые не пьют, не дерутся, отпуск и праздники проводят вместе…

…Как полагается в интеллигентных семьях, ее водили в Пушкинский музей, в Третьяковку и на выставки. Поэтому она знала многих художников по фамилии и помнила, как выглядят их картины.

Аня не сомневалась, что живопись, как всякое искусство, принадлежит народу. То есть понятно и доступно всем. Посмотрел картину и составил свое мнение. Ну а уж ценность живописи для нее никогда не подвергалась сомнению, не зря же за работы великих мастеров платили такие деньги...

…Но уверенней всего Аня себя чувствовала, когда речь заходила о литературе. Это был ее конек. Аня отлично разбиралась в жанрах, композиции и других литературоведческих нюансах…

…Создавалось впечатление, что Аня в литературных произведениях в основном следит за сюжетом или рассуждениями автора. И она может это произведение детально разобрать, как шустрый ребенок разбирает по частям подаренную ему машинку. Но чем восхитился герой, отчего ему стало горько, больно или сладко, она не понимает, скорее, принимает на веру. Или за писательский вымысел…


Реплика в сторону: Почему подобных людей считают образованными и называют интеллигенцией? Возможно, потому, что общий культурный уровень настолько упал, что на фоне остальных, объясняющихся междометиями и смайликами это прямо-таки: «Вау»!

***
Хотите рецепт, как следует воспринимать искусство, чтобы оно обогащало ваше мировосприятие? А вот с рецептом у нас с вами сложности - для приготовления этого блюда требуется некий особый ингредиент, который далеко не у всех имеется в наличии. Это «фибры души», то есть хорошо развитая, богатая эмоциональная сфера. (Об этом мы будем разговаривать несколько позже).
Попробуем тогда хотя бы сформулировать критерий восприятия искусства.

Если я способен воспринимать произведение искусства не отстраненно, то есть не только разумом, но прежде всего душой, принимать его близко к сердцу, то у меня есть реальный шанс от всего этого стать глубже, тоньше, лучше понимать людей, лучше понимать себя… Поумнеть! Измениться! Развиться!
Вот он, критерий – происходит обогащение души и рост Личности, или не происходит.
Впрочем, давно и повсеместно совершается хитрая подмена, когда великая культура используется исключительно для того, чтобы занять свободное время. Этакое полезное и почетное времяпровождение, и не более!
Тогда человек может регулярно ходить в театр, с утра до вечера слушать музыку, читать тонны и километры умных книг. Возможно он даже получает кайф от сложных спектаклей, кино и книг, но… никаких душевных изменений с ним не происходит! Каким был, таким и остался, ни глубины не появилось, ни тонкости, ни масштаба… Это видно невооруженным глазом - по качеству общения с людьми. А ежели как не понимал людей, так и не понимает, то спрашивается, к чему все?

Может быть, смотреть и видеть, слушать и слышать – разные понятия?

Когда-то в ранней юности ей казалось, что все истории и стихи написаны для нее и про нее. Это прошло быстро и столь незаметно, что только теперь Аня обнаружила, что многие годы она воспринимала великую литературу как сквозь марлевую повязку на лице, которую одевают, чтоб не заразиться. Перипетии героев скользили по поверхности сознания, не трогая, не задевая. Это было что-то про чью-то жизнь и не имело к ней никакого отношения.
Сейчас все было по-другому. Вместе с героями книг она испытывала самое острое блаженство или самые мучительные страдания. Описания природы, в которых она раньше холодно отмечала удачные метафоры, теперь ожили. Со страниц струились запахи и звуки, она их чувствовала, слышала, наслаждалась ими… А хитросплетения чужих судеб заставляли вглядываться в себя, оглядываться вокруг, искать закономерности. Почему у них так сложилось? Могло ли быть иначе? И тут же вставал вопрос: а как у меня? А у других? А почему?..
Она вспомнила, как это – трепетать от мысли. Мысли, которую ты знал, но не сумел сказать, или новой, которую не принимаешь, потому что она незнакома, потом начинаешь примериваться к ней, и вдруг она до тебя доходит, и ты чувствуешь ее красоту и силу… И в этот момент тебя будто приподнимает над землей!
Аня наконец поняла, зачем пишут и читают книги.

«Секретики». Записки психотерапевта»

***
Закончить эту главу о роли культуры в жизни человека, я хочу воспоминанием об одной печальной истории. Несколько лет назад я преподавала в школе-студии МХТ.
Описала свои наблюдения о происходящем там в своем ЖЖ. Что тут началось!! Мой Живой Журнал как взорвался. Разборки футбольных фанатов показались бы на этом фоне легкой пикировкой между девицами благородного происхождения. Там было все: от угроз до площадной брани. Под особо грубыми постами я только подписывала: «Это уровень МХТа», «А это уровень ВГИКа…»
Тогда я и написала, что настоящее творчество невозможно без культуры – не внешней (сколько книг прочитал), а внутренней, впитанной всеми фибрами души. А иначе, зачем ты эти книги читал? И тут, по аналогии, мне вспомнилась «Повесть о Сонечке» Марины Цветаевой. Потому что речь там идет как раз о Школе-студии МХТ в самом начале ее становления.
Известно, что Цветаева была дружна с молодыми актерами студии МХТ. И по ее свидетельству, в то время в студии еще преподавали манеры – как человек высшего света садится, кланяется, обращается к даме или кавалеру, как он должен вести себя с человеком старше или младше себя. Как разговаривают с прислугой, а как с человеком, имеющим положение. Как принято.
Я позволю себе привести здесь короткий отрывок из "Повести о Сонечке" Марины Цветаевой. Размышляет актер студии МХТ: «Дело не в том, что нужно - так кланяться, а в том - почему надо так кланяться, как от первого дикаря к тому поклону - пришли. От раздирания, например, друг друга зубами - до дуэли. Это меньше всего - форма, и больше всего - суть. Ибо простите за грубый пример - нельзя, так поклонившись, заехать друг другу в физиономию - и даже этих слов сказать нельзя, и даже их подумать нельзя, а если их подумать нельзя - я уже другой человек, поклон этот у меня уже внутри...»

Продолжение следует

Comments

Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
К сожалению,могу воспринимать так только некоторую литературу,остальное-не научилась,точнее не училась.Повесть о Сонечке нежно ллюблю.Жду вашу книгу.
Прочитала "Когда-то в ранней юности ей казалось, что все истории и стихи написаны для нее и про нее. Это прошло быстро и столь незаметно, что только теперь Аня обнаружила, что многие годы она воспринимала великую литературу как сквозь марлевую повязку на лице, которую одевают, чтоб не заразиться. Перипетии героев скользили по поверхности сознания, не трогая, не задевая. Это было что-то про чью-то жизнь и не имело к ней никакого отношения" и задумалась - а когда меня в последний раз действительно трогала прочитанная книга или просмотренный спектакль, фильм? Ответ пришел сразу - да вот же, недавно совсем - я плакала и смеялась над "Рассказами Шукшина", безудержно рыдала над страшной судьбой Рубена Гонсалеса, описанной в автобиографическом романе "Белое на черном"... А потом я задала себе вопрос - а что во мне изменилось? А когда в последний раз прочитанное, просмотренное не просто вызывало слезы или смех, а меняло меня. Когда в последний раз, прочитав книгу я понимала, что уже не смогу жить по прежнему? Честно признаюсь, ответ пришлось искать долго и дался он мне очень не легко, потому что было это только в юности. Именно тогда прочитанные книги действительно меняли меня, я становилась другой, я не просто сопереживала каким-то событиям в них описанным, но присваивала их, проживала. От этого безумно горько и страшно - как можно было упустить, потерять, растранжирить целый мир, который открывала мне литература? И как его вернуть, как вновь обрести способность не просто кратковременно включаться в сюжет, а действительно переживать книгу?
Как мне понятно и близко про "интеллигентность" и стереотипы о том, что если человек образован, то любить он должен только классическую музыку, читать Достоевского и Дюма, находить "ну очень глубокий смысл" в любых странных картинах и конструкциях, потому что это модно и стоит больших денег, и не важно, насколько тебе это действительно интересно, близко и понятно, насколько такая музыка и чтение тебе созвучно, это как галочки в анкете - "О, Вы слушаете Шопена и Моцарта? Все, батенька, Вы определенно человек высокой культуры, иного не дано!". Я ни в коем случае не против классики как таковой, но лично мне из нее далеко не все близко. Просто те книги, которые меня трогали до глубины души, были другими.
Я помню, как до утра читала "Левую руку тьмы" Урсулы Ле Гуин. Я хотела ее дочитать на следующий день, но не смогла уснуть, пока не добралась до последней страницы, хотя и знала уже, чем все закончится. Я была так потрясена, будто меня оглушили, у меня в голове крутились обрывки дневников Дженли, Эстравена, я думала об их чувствах, об их поступках, о том, как жить дальше с такой душераздирающей болью внутри, которая терзала сначала Эстравена, а потом будет мучить Дженли до конца его дней, как это - жить вечным вчера, когда внутри тебя звучит голос любимого человека, которого уже нет. С одной стороны понятно, что жить так, как жили они, тяжело, но ведь каждый из них был по-своему действительно счастлив, в своей боли, в своем достоинстве, в своей любви, у которой нет границ во времени и пространстве. Сколько лет прошло, а эта книга все так же от первой и последней страницы обо мне. И ведь тоже это тоже классика!
В музыке меня до лет 15 не трогало ничего, пока я не открыла для себя тяжелую музыку, и некоторые рок-группы я люблю до сих пор. Буквально два слова из песни - и я уверена, что никто не сможет спеть "I Know" так, как это делает Брайан, столько в этом чувства, боли и смысла, что все внутри меня повторяет вслед за ним эти слова, ведь мне знакома его горечь, и я во многом действительно люблю его (да и всю группу) за их искренность в эмоциях и чувствах. И я не думаю, что такой вот "неформат" моих вкусов меня обязательно вычеркивает из списка более-менее образованных людей.
Данный пост не столько о предпочтениях в литературе или музыке, сколько о том, меняемся ли мы качественно после воздействия на нас книг или музыки... и если меняемся, то в какую сторону!

(Анонимно)

Возможно, немного в сторону. Но после прочтения «Секретиков» я неотступно возвращаюсь к размышлениям про начитанную Аню, искусство и МХТ. Они – ключ к вопросам, когда-то преследовавшим меня.

Во-первых, почему люди, много читавшие (и хорошей литературы), могут быть столь глухими? Почему после прочтения одной и той же книги кто-то меняется, а кто-то - нет? Почему я - с теми, кто нет? Ответ, ясный, я нашел у вас: потому что одни воспринимают искусство, прежде всего, душой, а другие – умом, отстранено. Здесь нет, мне кажется, противопоставления. Но если книгу не прожить, то она останется не более чем сборником слов и знаков препинания. Каталогом сюжетов. А ты превратишься в справочник. Отсюда, думаю, идет и вал умозрительных интерпретаций – подменяющих собой понимание...

И еще. Когда-то меня задела Нобелевская речь Бродского. В ней он объясняет, почему с его точки зрения эстетика – мать этики. Поэт, в частности, утверждает, что «чем богаче эстетический опыт индивидуума, чем тверже его вкус, тем четче его нравственный выбор, тем он свободнее». (http://lib.ru/BRODSKIJ/lect.txt). В другом месте он продолжает: человек в первую очередь должен стать эстетическим существом, ибо эстетика, в отличие от всего остального, противится подделке. Что это означает, я понял в «Секретиках». Мне как раз не хватало осознания, что эстетический опыт – это обогащение души, прежде всего, через переживание. Через сердце. Тогда все встает на свои места! И если ты прочувствовал, скажем, Достоевского, то сложно потом идти и грабить на улице. Хамить в трамвае. Поддаваться демагогическим речам. Или имитировать любовь.

Володя.
Ах, какая дивная фраза: "если книгу не прожить, то она останется не более чем сборником слов и знаков препинания. Каталогом сюжетов." Спасибо за нее!
Я относительно недавно стала понимать (нет, чувствовать) классическую литературу, поэзию, живопись, классическую музыку.. Далеко не все, далеко не всегда, но все же.. Раньше я просто не видела смысла в поэзии, классическая проза для меня была сводом поучительных сюжетов (далеких от реальности), понимание живописи и классической музыки было тоже своеобразным (если не сказать примитивным). И только когда я стала постепенно стремиться к осознанности, стала болезненно чувствовать необходимость душевного развития, начали появляться эти искорки соприкосновения с великим искусством. И я совершенно согласна с тем, что при таком "настоящем" соприкосновении невозможно не меняться внутренне. Хоть понемногу.. Но книга, картина, мелодия, танец, отозвавшиеся внутри болью, трепетом, восторгом меняют взгляд на мир, на людей, на себя..
Ах, Евгения Петровна, странно это. И согласна я с Вами и не согласна. Согласна в том, что без произведений искусства и их живого принятия человек далеко от животного не уйдет. Но вот по поводу возможности постоянного, пожизненного, качественного личностного роста и наращивания тонкости, глубины, развития и изменения себя с помощью искусства царапнуло мне что-то по сердцу, не принялось. Для меня есть на пути личностного развития качественный барьер, без преодоления которого дальнейший личностный рост – самообман или сознательная ложь.. И как по мне – барьер этот достигается личностью порой, еще в молодости, а вот преодолевают его единицы. И ни о каком наращивании тонкости и масштаба личности с помощью искусства, если барьер не преодолен, после достижения ею определенного уровня развития, говорить не приходится. Самообман это. Попытаюсь, как сумею, объяснить Вам свою позицию.
Я принимаю произведения искусства не отстраненно, а близко к сердцу. Разрешите чуть больше конкретики, объясню,что значит «близко к сердцу»? Для меня это так: услышала когда-то в юности, например, 6-ю симфонию Чайковского, да так и живу, навсегда больная сочувствием и потрясенная собственным согласием с автором, остро переживая сакральное «ЗАЧЕМ» и безнадежную тоску, и пытаясь найти выход, которого не нашел сам Петр Ильич! Куда бежать, что сделать, как изменить кажущееся безнадежным и несправедливым? Была бы композитором, попыталась бы написать музыку «ЗАТЕМ». Но не дал Бог таланта… и «ЗАЧЕМ», увы, остается в душе навсегда, обостряясь при каждом новом прослушивании произведения. И я всю свою жизнь возвращаюсь к незавершенному переживанию, горсть за горстью принося в раскрытых ладонях драгоценное жизнеутверждающее или философское «ЗАТЕМ» других великих авторов… С музыкой можно вот так…музыка – это прежде всего космос, глубинная жизнь духа, в ней звучат как вечные проблемы, так и вечные прекрасные их решения. И заболев правдой одного классического произведения можно найти исцеление в другом – музыка так же бесконечна, как Космос, в ней есть все!

продолжение

С литературой, живописью, театром, кино, при большей их, по сравнению с музыкой, простоте, как ни парадоксально, сложнее, потому что проблемы конкретнее. Ладно, если произведение про «посмеяться» или про что-то светлое и доступное в той жизни, которой ты и так живешь. А если про несправедливость, про боль, про страдание, уменьшить которые ты мог бы, но проживая свою жизнь иначе? Или про великий духовный подвиг? В этом случае реально измениться в ответ на каждый призыв – действительно измениться – это не значит просто изучить вопрос во всех возможных ракурсах, поплакать, пострадать, попонимать, стать тоньше, ощутить эдакий катарсис и жить себе дальше. Это значит круто поменять жизнь.
В детстве я испытала силу искусства на своей собственной шкуре. Лет в 11 посмотрела кино «Белый Бим черное ухо» - и пошла помогать всем встречным бездомных собакам, кошкам, голубям… Вот Вам может быть смешно, а я, во-первых, не смогла ни кино досмотреть, ни книгу дочитать – думала сердце разорвется. И, вот именно, много лет собирала и прятала по теплым подъездам (домой было нельзя) бездомных животных. Кормила, лечила, щенков по квартирам носила – пристраивала. И вот беда – всех не вылечишь! Всех не накормишь, не пристроишь… И еще беда, я не собачий доктор по призванию, не коллективный собаковод и не беззаветный кошколюб. Мне для души нужна одна собака, максимум две – остальное – перебор. Я решала проблему, потому что больше ее решать было некому, а я пройти мимо после «Белого Бима» не могла и все. Волшебная сила искусства, мать ее!
«…стать глубже, тоньше, лучше понимать людей, лучше понимать себя… Поумнеть! Измениться! Развиться!»
Куда развиться? Как? В какую сторону я развилась, когда приняла для себя решение не подбирать больше всех встречных зверей? Когда сняла с себя ответственность за все эти четвероногие судьбы во имя того, чтобы жить своей судьбой!? Теперь я куплю, по возможности, кусок мяса щенной суке, пристрою бездомного щенка в ближайший приют… А потом, глуша щемящую боль в сердце, просто стараюсь своему собственному псу уделить побольше времени и любви. Что это, обратное развитие чуткости в толстокожесть и обреченное принятие собственного эгоизма?
Но ладно еще животные, а вот прочитала книгу или посмотрела фильм-спектакль про беспризорников, про нищих, больных, убогих… в конце-концов, Перовскую «Тройку» глазом зацепила и что? Опять ведь опять душа заболела! Но что делать? Идти волонтером в дом ребенка? Или ребеночка взять из детдома? Господи, но я ни разу не Януш Корчак, я устаю с детьми, теряю энергию, раздражаюсь. Своих двоих вырастила - и так радуюсь, что они уже взрослые,что у меня высвободилось столько времени на интересную и свободную жизнь! Нет, я не могу вот так конкретно пожертвовать собой… Но зачем, если не можешь КОНКРЕТНО ПОМОЧЬ, тогда вся эта душевная боль, остающаяся с тобой? Чувство вины? Если все что ты можешь (и решаешь для себя делать) – только добрее и ближе стать своим собственным детям и их друзьям, денег подкинуть на счет детдома, лишний раз порадовать чем-то своих родителей, привезти фруктов из своего сада соседским старушкам, подать нищему, чтобы хватило на хороший обед… И все? И вот это глубина, тонкость и развитие? Это развитие души? Нет конечно! По-настоящему здесь засчитана может быть только работа души, сделавшая католичку Агнес Матерью Терезой. Все остальное, извините, для успокоения вечно больной совести… Но и Вы, как и я, не Мать Тереза. Что-то же тогда Вы называете ростом личности? Что???
Я не смогла круто изменить свою жизнь и пожертвовать во имя высоких идеалов тем, что люблю и что мне интересно. А Вы, Евгения Петровна? Или на Вас искусство действовало как-то иначе?
Помню, самый сильный отклик классическая литература вызывала во мне в подростковом возрасте, как раз параллельно с тем периодом, когда я пробовала искать и завоевывать людей. Как же тогда остро всё воспринималось! Ночами меня мучали вопросы: почему так поступил Андрей Болконский? что двигало Пьером Безуховым? Почему такая перемена произошла с Наташей Ростовой? А мадам Бовари? Что привело ее к такому концу? И все это так связывалось с моей жизнью, с теми людьми, которые меня окружали - у меня были те же вопросы: почему он такой? зачем он так поступил? А как еще можно было? А как к нему подойти? А уроки литературы! Мы начинали с разбора какого-то произведения, а потом жадно набрасывались на разговоры о жизни сегодняшней, говорили о важных вещах - о совести, о любви, о выборе... И не было ничего слаще и интересней этого...

Потом вдруг все кончилось... Не знаю почему, но с какого-то момента я заметила, что даже великую литературу читаю как второсортный детектив - прочел, а через месяц даже не помнишь, о чем там! Тогда меня это очень сильно напугало - господи, а что же я делаю в этой жизни, если в ней нет таких страстей, таких чувств, таких мук,такого мужества, как в книгах? Я живу? или... Существую?...

Сейчас потихоньку восстанавливаю эту способность не просто читать, а понимать, связывать со своей жизнью; не смотреть, а видеть; не слушать, а слышать... Дается это непросто... Но, блин, какое ж счастье, когда тебя что-то трогает да самой сердцевины!

У вас есть – Душа?

Пользователь olga_ches сослался на вашу запись в записи «У вас есть – Душа?» в контексте: [...] http://impressionante.livejournal.com/37449.html [...]
Недавно прочел Чехова “Дама с собачкой”. На моменте, где Гуров идет по зимней Москве на свидание с Анной Сергеевной я неожиданно представил, что это я иду. Я услышал, как снег хрустит под ногами, ощутил как снежинки падают на кожу лица холодя её, как упруга кожа перчаток на руках. И я ощутил то, что меня(Гурова) окружает - снаружи ненастоящая, тихо ползущая мимо Москва, глупые разговоры об осетрине с душком, а с другой стороны и это самое главное, я ощутил внутри себя этот тайный мир с Анной Сергеевной, в котором все волновало, не было обмана и пустословия, была искренность, была близость, было какое то жгучее ощущение настоящности. Я на некоторое время был Гуровым Дмитрием Дмитриевичем! Такое со мной было в первый раз в жизни, насколько я себя помню. И в этот момент вместе этим ощущением понеслись мысли-вопросы – если Гуров смог полюбить, я смогу? Если есть внутри этот огонь, то он переборет шелуху обстоятельств? И как это возможно, что “самое сложное и трудное только еще начинается”, но жизнь будет “новая, прекрасная”?
Слишком много разноплановых вопросов в одном флаконе...

Кто виноват, что развитие души сегодня оказалось ненуж

Пользователь bashuka сослался на вашу запись в записи «Кто виноват, что развитие души сегодня оказалось ненужной роскошью?» в контексте: [...] http://impressionante.livejournal.com/37722.html [...]

Думать - кайф или напряг?

Пользователь redjit сослался на вашу запись в записи «Думать - кайф или напряг?» в контексте: [...] 7. Как добыть цветок папоротника? http://impressionante.livejournal.com/37449.html [...]

Настраивать, как рояль! Выращивать, как цветы!! Нэ треба

Пользователь redjit сослался на вашу запись в записи «Настраивать, как рояль! Выращивать, как цветы!! Нэ треба.» в контексте: [...] http://impressionante.livejournal.com/37449.html [...]

Кто виноват, что развитие души сегодня оказалось ненуж

Пользователь redjit сослался на вашу запись в записи «Кто виноват, что развитие души сегодня оказалось ненужной роскошью?» в контексте: [...] http://impressionante.livejournal.com/37449.html [...]

К чему слова?

Пользователь dehtiar сослался на вашу запись в записи «К чему слова? » в контексте: [...] 7. Как добыть цветок папоротника? http://impressionante.livejournal.com/37449.html [...]

Психологи ...

Пользователь spiny_se сослался на вашу запись в записи «Психологи ...» в контексте: [...] 7. Как добыть цветок папоротника? http://impressionante.livejournal.com/37449.html [...]
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>