?

Log in

No account? Create an account
pic#официальная

У вас есть – выбор?

Продолжение темы: что есть ДУШЕВНОЕ ЗДОРОВЬЕ и откуда оно берется.
Начало тут: tag: Душевное здоровье - это что?

***********************************************************

Почему мы упорно крутимся вокруг подросткового периода? Потому что он играет едва ли не главную роль в развитии человека. И если робкие попытки отрока вглядеться в окружающий мир, были прерваны на ранних этапах созревания души, я, как психотерапевт, не могу сказать: «пустяки, дело житейское, вы еще успеете». Можно и не успеть.

Да, бывает, когда человека под тридцать, (под сорок, за сорок) начинают тревожить вопросы, которые относятся скорее к юношескому возрасту. Он не переболел ими вовремя, и теперь они встают перед ним во весь рост и смотрят на него скорбными глазами несостоявшейся судьбы. Бывает даже, что он находит на них ответы…
Только не часто это бывает!
Почему не часто? Потому что всегда не хватает времени… да и все как-то устаканилось… и ко всему можно привыкнуть… И даже если ничего не сложилось, можно утешить себя, что ничего другого на свете не бывает…

***

Но возвращаемся «к нашим баранам», то бишь в подростковый возраст.
В это время развивается абстрактное мышление. Оно нужно человеку не только для занятий математикой и физикой, но в еще большей мере необходимо для жизни. (Если вы, конечно, живете среди людей, а не «отшельник пустынножительствующий».)

В природе – у растений, насекомых, животных – никаких абстракций, типа рефлексии, сопереживания, милосердия, благодарности и подобной фигни, не водиться. (Боюсь, правда, что далеко и не все люди знакомы с этими понятиями)

Если говорить совсем грубо, абстракция – это то, что нельзя пощупать. Это то, что с точки зрения обывателя, лишено функционального смысла. Из чего «шубу не сошьешь».

Хорошо учиться, чтобы потом сделать карьеру и иметь много денег – это понятно. Влиятельные (нужные, полезные) знакомые – тоже понятно. Выйти замуж за миллионера - очень даже понятно. А какая такая может быть бескорыстная Дружба? Какая такая Великая любовь? И какая выгода от Рефлексии???

О, сколько раз все мы слышали, что:
Разгадыванием абстрактных загадок бытия занимаются только дураки. Или те, кому делать нечего. Да и нет никаких особых загадок, есть простой принцип: кто успел, тот и съел.
Думать вредно.
А переживать о чем-либо еще вреднее, «нервные клетки не восстанавливаются». И если кто-то хочет большего, чем выгодно устроиться, значит, он чокнутый псих, из тех, кому «больше всех надо».
Занимаются творчеством, которое не приносит денег, только сумасшедшие. И между нами говоря, творческие люди все немного «того», талант − это же не норма, иначе все бы обладали талантами. Поэтому все таланты, тем более гении, априори безумны…
Не правда ли, как просто попасть в разряд ненормальных?

А вдруг, всё наоборот? Мочу, молчу …

***

Абстрактное мышление «заведует» одной из замечательных способностей, свойственной только человеку - это умение сравнивать и выбирать. (А что, можно выбирать - не сравнивая???)

В это мятежное время, известной всем догме «так принято» противостоит подрывная работа Рефлексии. Она нашептывает взрослеющему человеку всякие крамольные мысли о том, что «общепринятого счастья» не бывает, что это эксклюзивная штучка, которая создается по индивидуальному заказу.
Она внушает ему трепетное отношение к сотворению своей Судьбы.
Она пугает его утверждением, что если человек, не думая, не сравнивая, не выбирая, принимает как аксиому то, что диктует ему социум, он может никогда не научиться формировать свое представление о том, что сделает его счастливым.
«Забудь «как надо», ищи свое! Вырабатывай его, выковывай…» - заливается она соловьем - иначе будешь «как все». Будешь «типичным» и «обыкновенным», и твои убеждения и принципы, мысли и ценности будут втиснуты в прокрустово ложе «так полагается»…

***

В этот период старшие школьники часто начинают преуспевать в одних предметах и отставать в других. Типичная «картина маслом»: в младшей школе ребенок радовал родителей сплошными хорошими оценками, что весьма тешило их самолюбие. Но вот он переходит в старшую школу и начинает осознавать, что есть предмет (или предметы) которые ему нравятся намного больше остальных.

Этот, например, от математики «тащиться» и готов посвящать ей все время, а вот гуманитарные предметы ему кажутся лишними. А другой «подсел» на историю, знает ее намного больше (глубже, шире) школьной программы, но совершенно забросил физику и математику…

Смею утверждать – это нормально!

Совершенно согласна с комментарием читательницы моего ЖЖ, написавшей: «…учиться по всем предметам отлично - это неестественно как-то. Либо - либо. Или филолог, или технарь, или естественные науки…»

Я тоже отношусь к отличникам с подозрением. Когда что-то любишь, разумеется, что посвящаешь ему больше времени в ущерб, иногда, всему остальному. Любить всё одинаково? Но не кажется ли вам, что «Любовь» и «одинаково» как-то плохо сочетаются в одном предложении?
У меня в группах бывало (и бывает) много бывших тотальных отличников – золотомедалистов и краснодипломников. И вот что я отметила в работе с ними: всегда - старательные, работоспособные, но как только дело доходит до творческого воображения - крайне слабо. А все, что касается собственных желаний, собственного мнения - совсем плохо…
Много лет назад с одной из них мы сформулировали, в чем фишка. Если все предметы идут «ровно хорошо», значит по большому счету они все… одинаково безразличны! В статусе отличника не до сравнения, не до выбора, не до любви – там марку держать надо.

***

Маленькая смешная иллюстрация из серии «как бывает». Это мой давний пост о детстве и школьных годах моего сына. Из этого поста потом вырос целый рассказ, который вошел в мою книгу «Секретики. Записки психотерапевта». Я честно предупреждаю - в этом посте многое не укладывается ни в какие педагогические рамки, поэтому нервных просят не читать.

Антипедагогические записки Матери-Ехидны

В следующий раз продолжим размышлять об абстрактном мышлении, выборе и… способности к любви.

Comments

Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
Спасибо! Рада, что нашла Ваш журнал (совершенно случайно, через ссылку знакомого в фэйсбук). Мне очень близки и импонируют Ваш стиль и размышления - это ОЧЕНЬ приятно! :)))
Добро пожаловать!
Все это понятно, только вот разбираться в жизни после 50 как-то глупо. Времени на исправление чего-то тю-тю, не осталось :)
Неправда!
Как писал Эрик Берн: "Досадно, когда это происходит после 50, но и тогда это может принести огромную радость!

В следующий раз продолжим размышлять

Я у Вас, Евгения, тоже в новеньких, тоже повстречалась с Вами на странице нашей общей френдессы и уважаемого человека. Рада, что получила возможность пока читать, что будет потов, время покажет. С уважением.
Вот оно.. "всегда - старательные, работоспособные, но как только дело доходит до творческого воображения - крайне слабо. А все, что касается собственных желаний, собственного мнения - совсем плохо…" С каким же скрипом мне приходится вытаскивать из себя что-то свое.. Денно и нощно пытаться услышать СВОЙ внутренний голос, а не гул чужих голосов (от родителей до соседей). И каждый раз пугаться и мучиться чувством вины, отстаивая свое, кровное.. И еще больше мучиться, если сдаю свои позиции. Но все эти мучения стоят того. Так страшно, когда люди с холодной иронией и высокомерием во взгляде говорят: "Оно тебе надо?" Не дай бог дожить до такого..
С вами у меня давняя переписка и дружба, и если бы вы жили в Москве, я с удовольствием пригласила бы вас на группу. И смею верить, у нас бы получилось!Как жаль что мы так далеко друг от друга...
прочитала про вашего сына.Как здорово! Я то думала,что если детей не заставлять,ничего хорошего получиться не может.
Есть посты и про дочь, и про моих весьма нестандартных родителей... Хотя в моей книге "Секретики. Записки психотерапевта" эти рассказы сочнее и вкуснее - потому что более развернуты.
Добрый день! В Ваш журнал зашла по ссылке на запись о непрофессионализме психологов... Заинтересовало, подписалась...

Мне показалось слишком категоричным утверждение про отличников. Знаете, они тоже бывают разные - как и все люди. У меня самой в прошлом и золотая медаль, и красный диплом. Но и с творческим воображением, и с собственным мнением все не так уж плохо.

Менее любимыми у меня были только те предметы, в отношении которых не повезло с учителями. Конечно, что-то было более любимым, что-то менее, во что-то вкладывалось больше сил, во что-то меньше. Но учиться отлично можно не только ради оценок, и не только строго соответствуя требованиям учителей. И любить одновременно много разных предметов, потому что в каждом из них можно найти что-то важное для себя - это вовсе не "неестественно".

Неестественно как раз то, что сейчас уже чуть ли не с детского сада зачастую пытаются навешивать ярлыки "гуманитарий", "технарь" и т.п., не помогая детям и подросткам осваивать все богатство Культуры (в широком смысле этого слова). И учителя тоже разные, конечно. Но часто учителю проще "убедиться" вместе с подростком в том, что он "не математик", чем пытаться показать образно мыслящему "гуманитарию" красоту и образность математики.

(Анонимно)

Попробую вам ответить как гуманитарий. Отслеживая, как и к чему у меня появлялся интерес, соглашусь с утверждением про отличников. Ведь это разделение, пусть условное, показывает как и через что подросток (про детский сад, разумеется, речи не идет) пытается познать мир. До какого-то момента ты всматриваешься и в математику, и в литературу. Примеряешь их мышление на себя, к миру. И если где-то произошло совпадение, то ты с головой окунаешься в какую-то область, признавая ее "язык" своим. Здесь невозможно остановиться - если почувствовал, что твое, то несешься как с горки, захлебываясь от озарений и понимания, что здесь открывать и открывать. Это не значит, что математика не интересна - ты добираешь что-то, но все силы, время, устремления направляешь на гуманитарные знания. Как они работают в жизни? Возможно, похожий механизм у, условно, технарей. Идти ровно, пусть и на отлично, и там, и там для меня означало не идти всеми силами никуда. Исключения, разумеется, есть. В жизни я их не встречал, но для меня это, например, гении эпохи Возрождения, когда ты открываешь весь мир всеми возможными способами. Это нечто невобразимое. Все круглые отличники, которых я знал по школе, работают в областях, где нужно знать правила и выполнять их. Не изобретать. В чем ничего плохого нет, разумеется, и, возможно, это совпадение. Но тем не менее - зачем вообще человеку знания?

Володя.
Во-о-т... А меня всю старшую школу долбали за то, что я запустила гуманитарные дисциплины. Для меня математика и химия тогда были песней, искусством. А меня все - и учителя, и родители стыдили - ну как же, ты же способная... почему так с историей. А это не история была, а сказки тетушки КПСС. Скучно, противно. Я сжималась вся, но продолжала свое. Только жалко было, что никто меня не понимал. Все осуждали. Для моей же пользы. Хорошо, что я так ярко все это помню, поэтому мой сын учил то что хотел.

держать марку...

Как отличница и медалистка, готова подписаться кровью под тем, что любить все предметы в школе - это неестественно и нереально! Сейчас,оценивая свое подростковое прошлое, могу сказать, что старалась учиться хорошо совсем не потому, что мне все нравилось... Этим я пыталась компенсировать свою пошатнувшую самооценку - как раз тогда я начала понимать, что "отстаю" в самом главном - в человеческих отношениях. У меня не было ни друзей, ни врагов, дружить и влюбляться хотелось - а я не умела, не понимала, как это делается... Вот и училась, пытаясь утешиться мыслью - что дружить не получается, потому что я умная, а они все дураки...
Сразу вспомнила свое школьное детство. Отлично училась по литературе , русскому языку и истории, захлебывалась интересом, много читала, даже тетради у меня были почти произведение искусства- все в каких-то табличках, иллюстрациях, вырезках, выписках... и на дух не выносила математику и химию. Математичка оставляла меня заниматься на весь июнь, пока в школе шли экзамены, химичка нависала надо мной всеми своими ста киллограммами и требовала отличной успеваемости по ее предмету, угрожая непереводом в следующий класс. окончилось все это довольно серьезной психосоматикой и уходом в экстернат в выпускном классе.
Учиться по всем предметам отлично,имхо, это учиться никак. Почему-то я убеждена,что все на свете не может быть интересно-слишком уж расплывчатый и неглубокий интерес тогда выходит(исключительно с моей точки зрения, конечно). Зато сколько удовольствия от того,что действительно увлекает, даже если это совсем небольшая область.
Мой сын изучает китайский язык и мечтает стать рентгенологом. по всему дому развешаны иероглифы какие-то и всевозможные снимки различных органов. Меня передергивает порой, а ребенок тащится, ему в кайф, он увлечен. И плевать он хотел на физику с географией. Меня упрекают,что я слишком отпускаю поводья и не наседаю с учебой, а я убеждена,что углубляться надо в то,что интересно, иначе поверхности и имитации не избежать.

И ещё раз про "отличничество" и занятия скрипкой

Хочется и мне поделиться своей историей.
В подростковом возрасте я училась, много училась. В обычной школе, в музыкальной. Несколько раз "расслаблялась" и скатывалась на тройки, пересаживалась на задние парты к «плохим» девчонкам, слушала их рассказы об уличных приключениях и первых поцелуях, рисовали в тетрадях всякие глупости, хулиганили. Научилась ругаться матом. До первого вызова к директору – меня тогда резко одёргивало, и я пересаживалась обратно к подруге отличнице и быстренько исправлялась, а подругу просила помочь мне в этом исправлении, за каждое нечаянное матерное слово давать пощёчину.
Одёргивала себя я не только от «плохой» дружбы и троечничества. В 14 лет я сильно увлеклась рисованием. После одного фильма у меня появилась мечта или фикс-идея стать художником-модельером. Я стала изучать все имевшиеся у меня в доме книги по рисунку и живописи, жадно осваивала пропорции человека, законы светотени, перспективы, осваивала с азов рисование углём, пастелью, акварелью. И всё это отрабатывала дома на бумаге или в школе – все задние страницы тетрадей того времени сплошь в рисунках фотомоделей в экстравагантных нарядах, всевозможных геометрических фигурах и вазах, удаляющихся в перспективе, с правильно прорисованной тенью и светотенью. Я этим болела, дышала. А потом, летом на даче могла днями и ночами писать уже красками разные натюрморты. Фантазия просто кипела! Сочиняла различные костюмы, интерьеры комнат, сохранился план дома моей мечты с садом вокруг. Выпиливала лобзиком из фанеры люстры по придуманным рисункам. . Как я тогда любила ночь с её запахами цветов, тишиной, неугасающей зарёй, звёздами! Упоённая фантазиями, под утро сладко засыпала. Меня одёрнуло осенью, когда вернулись школа с музыкалкой. Я бросила рисование ради «более важного, серьёзного» - учёбы. К тому же надо было закончить музыкалку. Не помню чтоб это были слова родителей - так уже считала я сама. То, как я заканчивала муз.школу, подобно тому, как старая кляча должна во чтобы ни стало довезти скрипучую полуразваленную телегу до пункта назначения, а там уже можно свалиться и сдохнуть. Эти мои жёсткие дубовые руки, держащие скрипку и смычок. Эта вымученная вибрация. Этот вечно сдавленный звук моей игры, как будто кого-то душат. Сплошное напряжение выходило из меня ночами в мучительном кашле. После выпуска из музыкалки мне не один год снились её тёмные сырые мрачные коридоры, Я перестала петь (а ведь в пять лет, когда меня отдали на музыку, я пела очень много).
Учёба в старших классах для меня была важнее всего. Ради неё я отказывалась от приглашений на свидания, на дни рождения. Такое впечатление, что я чего то избегала. Еле зарождавшуюся пьянящую искорку влюблённости? Я тогда научилась, влюбляясь, бежать от неё. Я её в дверь – а она в окно, я её в окно – а она в трубу. Моя первая подростковая сильная влюблённость была постоянной борьбой самой с собой длиною в 2 года. Я помню, что именно тогда (мне было 14) я впервые словила себя на том, что «Я ДУМАЮ». Я как бы впервые начала смотреть со стороны на цепочку своих мыслей, возникающих в процессе той мучительной борьбы. Порой от этого я даже заснуть не могла. Так, своими хитросплетёнными мыслями я помогла, словно верёвкой, задушить в себе свою влюблённость. И так делала потом ещё очень долго, до 28 лет. А УХОД В УЧЁБУ только помогал в этом. Отличницей я была и в институте. Главное, чтобы внутри было спокойно, чтобы ничего не тревожило…Я умерщвляла эти искры. Я так и не научилась никого завоёвывать. Однако робкие и редкие попытки были. Помню, что если человек мне нравился, и мне хотелось сблизиться, мои действия казались мне глупыми и нелепыми. А раз я действительно услышала о себе «просто дура» - и меня это укололо навсегда. Я напрочь бросила это дело - сближаться с кем-то. Все мои подростковые и юношеские влюблённости оставались тайными. Даже если сам человек шёл мне навстречу, я сама разрушала предоставленный мне шанс. Это головокружение влюблённости было для меня НЕВЫНОСИМО!.И я его всячески гасила, душила, давила, топтала, убивала, убивала в себе ЖИЗНЬ. Учёба мне в этом только помогала. А потом могла не раз о себе слышать «Ты живёшь будто в какой-то скорлупе, или в скафандре. Чего же ты боишься?».


Edited at 2012-12-17 10:19 (UTC)
В школе надо было хорошо учиться. А как же?? Приоритеты в семье и в школе были расставлены однозначно: хорошо учишься – хороший человек (октябренок, пионер, комсомолец).
Сейчас вспоминаю, что наброски влюбленностей у меня были – всегда нравилась литература. Балдела от написания сочинений, статей, заметок. Любила читать. Родители чтение книг приветствовали, но при условии, что остальные предметы при этом не пострадают. Т.е.мое увлечение – это мои личные проблемы, которые я могу решать в свободное время от среднестатистического оценочного состояния прочих дисциплин. Впрочем, когда пришел час выбирать профессию, родители мягко отвели совсем в другое русло. Мотивируя, что литератора из меня не получится, учителя литературы – тоже, так как я все же недостаточно много читаю, а родственники (сами преподаватели русского и литературы) жестко заявили – все что угодно, только не это (они-то уж точно знают, что это за адский труд!!!)! Сопротивляться тогда мне и в голову не приходило.
Потом интересовалась в жизни многим: танцы, вязание, вышивание, фотография и проч.проч.проч. Но все как-то так, поверхностно. Не углубилось, не зацепилось, не разгорелось….. Более того, при написании этого комментария с трудом вспоминала, чем вообще когда-нибудь интересовалась.
Сейчас же многое бы отдала на свете за счастье хотеть и гореть любимым делом, счастье забывать, сколько теперь время и ела ли сегодня, за те самые глаза со взглядом «… Моне, ловящего игру света на воде» (С).


Юлич

(Анонимно)

Болью отозвалось упоминание об отличниках… Все одинаково безразлично… Я ведь тоже из их числа. Помню, как меня в старших классах раздирали преподаватели: то ли на областную олимпиаду по биологии, то ли в Бауманку готовиться, то ли на филологический поступать… И мало кого волновал вопрос, а что мне действительно интересно. Не могу сказать, что этот вопрос не мучил меня, но надо было держать марку, как сказано выше. В итоге Долженствование заменило собою живой Интерес, парализовав умение выбирать, выстраивать и отстаивать свое мнение. Во главу угла была поставлена общепринятая, а главное правильная жизненная модель, в которой ничего не было сказано об умении выстраивать человеческие отношения: школа, так обязательно с медалью, институт – с красным дипломом, аспирантура – кандидатская диссертация, работа - карьерный рост… Только почему-то переходя к реализации последующего пункта плана состояние растерянности и опустошения нарастало, порождая мучительный вопрос: «А зачем все это? Для кого?». Потрясло, казалось, лежащее на поверхности открытие, что качество жизни, определяется вовсе не успешностью и размером материального достатка, а глубиной отношений с окружающими нас людьми, не просто удовлетворением, а наслаждением, которое оно нам доставляет, жаждой двигаться дальше, узнавая и завоевывая. Как же мне этого не хватает! И за один раз этому не научиться.
Лиля Т.
У меня маячит 30-ка и тревожат вопросы, относящиеся к юношескому возрасту.

В конце 2010 г. в одном из центров прошел компьютерное тестирование по профориентации.
Там в блоке "Структура интеллекта" параметр "Абстрактная логика" получил значение выше среднего.
Если с абстрактным мышлением правда не плохо, тогда, наверное, мешают - лишают выбора, - аксиомы, принятые мной ранее (а ещё сценарий по Берну).

Не знаю, есть ли у меня выбор.

У вас есть – Душа?

Пользователь olga_ches сослался на вашу запись в записи «У вас есть – Душа?» в контексте: [...] http://impressionante.livejournal.com/36400.html [...]

Кто виноват, что развитие души сегодня оказалось ненуж

Пользователь bashuka сослался на вашу запись в записи «Кто виноват, что развитие души сегодня оказалось ненужной роскошью?» в контексте: [...] http://impressionante.livejournal.com/36400.html [...]
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>