?

Log in

No account? Create an account
pic#официальная

Вам интересно жить? Или как "выглядит" здоровая психика.

Продолжение.

Начало здесь

***********************************************************

Наш с вами разговор о параметрах психического здоровья таит в себе много опасностей. И одна из главных опасностей - это явное и скрытое упрощение сложных явлений,  сложных вопросов. Это вроде как попытаться измерить сантиметрами и килограммами то, что измеряемо в джоулях… или ньютонах!

Из этого родиться другая  опасность – «расчлененка». Судя по некоторым постам и вопросам, посыпавшимся  мне в личную почту, это и произошло - в основном люди касаются отдельно взятых «ингредиентов», составляющих душу: а если у человека эмоций слишком много – это патология? А если интеллекта много, а эмоций нет -  это норма?

Что я могу ответить на это, не общаясь с человеком, не вглядываясь в него и не зная - а все остальное в каком состоянии?

И какого ответа от меня ждут? Диагноза? Приговора? Индульгенции? Предсказания судьбы по фотографии?

Друзья мои! Но ведь все мы знаем, что наш организм (печень, почки, сердце) это некая цельная система, и разные органы не только функционально дополняют друг друга, но и  взаимовлияют друг на друга. Здоровая психика (а мы здесь говорим именно об этом) тоже система, и именно цельность психики - одно из условий ее здоровья!

Определение психического здоровья было разбито мною на отдельно взятые пункты условно – чтобы нам легче было подробно говорить о каждом!

Конечно, все это подчиняется закону о сообщающихся сосудах, конечно, все это пересекается, переплетается, скрещивается между собой, вырастает одно из другого…

В отличие от физического здоровья, которое может быть дано от природы и «хорошей генетики», психическое здоровье вещь более хрупкая. Влияние оказывает всё: семья,  в которой ребенок воспитывался, социум, строй и политика государства…

Фатально? Не всегда. И поверьте мне, яблоко от яблони падает иногда очень далеко.

Семья может быть ужасной (или прекрасной), а ребенок становиться - наоборот.
В государстве могут происходить всякие катаклизмы или царить полный покой и благодать… Конечно, это влияет, но - на кого как! Один от катаклизмов укрепляется, другой ломается. Одному спокойная обстановка в стране дает возможность  накопить знания о Мире и силы, чтобы завоевывать его, другого та же стабильность приводит в полусонное, полуживотное состояние, а ее потеря лишает его человеческого облика...

***


Итак, мы продолжаем знакомиться с «устройством» здоровой психики.
Сегодня мы начнем (только начнем!) говорить об Интересе.
Без чего Интерес невозможен? Без его близкой, кровной и любимой «родственницы» - Наблюдательности.
И действительно, как может стать Мышление живым и гибким - без Наблюдательности?
Какая такая богатая Эмоциональная Сфера без сопереживания, сочувствия.  Очевидно, что  сочувствие предполагает умение видеть.
А Развитие? Возможно ли оно без исследования мира, где наблюдению отведена едва ли не главная роль?

Хе-хе, а вот многие верят, что возможно. Впрочем, тогда оно (развитие) сводится к внешним признакам:
Количеству дипломов (У нее два института и еще МБА.  Вау!!)
Или количеству умений (я умею танцевать танго, фотографировать, говорю по-английски...)  Мало того, я не прекращаю ходить по разным курсам  - «драмкружок, кружок по фото и по рисованью что-то»
Или количеству «знаний» – что-то типа коллекционирования информации из разных областей  - психологии, истории, экономики, политики, космических исследований...

На самом деле ларчик просто открывается. Проверить, «настоящее» это развитие или всего лишь времяпровождение, легко: достаточно честно ответить самому себе на вопрос - как изменилась моя жизнь после всего этого развития? Насколько качество моей жизни (работа и отдых, семья и друзья) не просто устраивает меня, а доставляет наслаждение?!
Стало ли мне вкуснее жить?
И если на эти вопросы я не могу ответить ничего вразумительного… возможно, это имитация развития. (Психотерапевты ее называют: «Игра в развитие»).

***


Но вернемся к нашей сегодняшней теме - Наблюдательности. Зачем она нам?
Дело в том, что если я ориентируюсь только на опыт, данный мне моим окружением, то особо далеко в жизни  я  «не уеду». Поэтому природа (или господь Бог) наградили человека умением накапливать не только свой, но и чужой опыт.
С этим замечательным умением никто не рождается, оно нарабатывается, вырабатывается в течение жизни. А потом… оно уже не останавливается, работает всегда – как сердце!

«Я училась у Старой Гвардии фиксировать малейшие детали мимики и жестов, слышать интонации голоса, строй фразы, оговорки… Я училась складывать из отрывочно поступающей информации полноценную картину. Очень похоже на работу знаменитых детективов вроде Шерлока Холмса и Эркюля Пуаро».
«Секретики. Записки психотерапевта».

***
Маленькое отступление: Конечно, у животных наблюдательность покруче человеческой будет, но она касается в основном кормежки (что тут съедобное?) и безопасности (где враг?)

***


Когда же и как эта особая Наблюдательность развивается у людей?
Например, у маленьких детей ее нет и быть не может. Маленький ребенок воспринимает мир на основе переживания удовольствия и неудовольствия. Главный вопрос, который занимает ребенка:  как мне сейчас: хорошо - плохо, скучно – весело, интересно - не интересно,  вкусно – не вкусно. Как окружающим его людям - его не очень занимает (если это не затрагивает его личные интересы). Эта «эгоцентричность» является нормой для ребенка, потому что его главная задача (которую назначила ему природа) – самосохранение… Его наблюдательность этим и ограничивается.

. ***

Но вот приходит подростковый  возраст…
Это время, когда подрастающий человек  пытается постичь законы мира, в котором ему предстоит жить. Он становится исследователем и одновременно завоевателем этой Terra Incognita. Он жадно вглядывается в окружающих его людей, пытается разгадать закономерности не  только выживания, но и становления Личности.

Просыпается стремление самому сформулировать для себя, что есть добро и что есть зло.

Что делает человека счастливым или несчастным? А что есть счастье в моем понимании?

Работа  бывает только для денег или может быть по любви? А чем бы я хотел заниматься в этой жизни? Что мне интересно? Ведь звучат же порой такие слова, как Предназначение, Призвание… Это может быть у всех или только у избранных? А как стать избранным? А мне это надо?

А Любовь – это что? Это как? Когда спят вместе? Или «золотое свечение крови»? И отчего кого-то любят, другого ненавидят, а третьего почему-то не замечают?

А семья? У всех такие отношения в семье как у меня, или бывает как-то еще? А как?

«Она путалась в своих размышлениях, и ее выводы о мире были то верными, то совершенно фантастическими». «Секретики. Записки психотерапевта».

Что-то на все эти темы говорят родители, и учителя, и одноклассники в школе… Еще что-то - журналы, телевизор, Интернет…
А подрастающий человек  понимает, что ему этого мало! Он знает, понимает, верит, что его не обманывают. Но он понимает и другое: что ему дают на рассмотрение какой-то очень маленький кусочек из картины Мира. А ему так хочется собрать весь пазл! Или хотя бы попытаться...

Нелегкое это время! Ведь своя позиция, свое мнение требуют - осмысления. Осмысление требует душевного напряжения… Многие ли к нему готовы?
И окружающий мир не способствует этим поискам – все вокруг твердят про какие-то уроки, грядущие экзамены, уверяют, что это самое главное… Многие ли готовы идти contra mundum (против мира)?

***


Маленькое отступление (вроде как ни к селу ни к городу)

Когда-то, в одном интервью меня попросили объяснить смысл моей методики, а заодно и работы. Интервью было для журнала, посвященного образованию, поэтому я перешла ни их «язык»
«АртСинтезТерапия - школа чувств и самопознания, школа человеческих взаимоотношений. Мне всегда казалось, что эта школа необходима абсолютно всем, вне зависимости от состояния здоровья, социального статуса, положения в обществе.
Мы учимся слышать и видеть. Чувствовать. Понимать закономерности жизни, ее глубину, силу, блеск, драйв…
Мы учимся заглядывать в себя. Без страха и с интересом. Но мы одновременно оглядываемся и вокруг. Мы должны научиться читать знаки, которые подает нам окружающий мир, расшифровывать сигналы, которые посылают нам другие люди». (Позже этот отрывок из интервью вошел в мою книгу «Секретики. Записки психотерапевта».)

Знаете, как на эту мою пылкую тираду отреагировал журналист? Спросил: «А зачем все это надо?»

***************************************************************************

В заключение этого поста я бы хотела добавить, что одним из «симптомов» душевно здоровой личности это умение ставить вопросы и искать на них ответы. А самый главный вопрос - как еще бывает, кроме того, как я - знаю, видел, пробовал?

Продолжение следует...

Comments

Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
Я сейчас читаю вторую часть автобиографии Стивена Фрая, забавно переплетается. Он тоже пишет о любопытстве, об интересе. Как раз утром читала об этом - что побуждением к любому обучению является по-настоящему только интерес. Он заставляет задавать вопросы и искать ответы. Искать информацию по интересующему вопросу. И я бы еще добавила - анализировать ее, прикладывать к своему опыту и находить применение к своей жизни.
Мысль о "коллекционировании знаний из разных областей" вызвала у меня почти что ступор. Никогда не думала, что возможно просто СКЛАДИРОВАТЬ знания где-то в мозгу, и они никак не будут влиять на жизнь. Мне всегда казалось, что это происходит автоматически - учась фотографии, я учусь наблюдательности, учусь складывать кусочки мира в об'ективе в целостные и красивые картинки, учусь взаимодействовать с людьми, которых снимаю - мне нравится результат или не нравится и т д; учась танцевать, я учусь слышать и управлять своим телом, мне нравится летать по залу, нравится слушать и подбирать музыку, я учусь выражать, показывать, проживать свои чувства и эмоции ни говоря ни слова - мне это интересно, приятно, драйвово. Я завидую умеющим рисовать( у меня самой руки в этом плане не оттуда) - они могут руками передать и рассказать целые истории, зафиксировать особенный момент для себя и поделиться с другими посредством бумаги и красок, а рисуя пережить его снова. и еще много чего другого...Это ж СТОЛЬКО всего! Как оно может не влиять на мою жизнь?... А у некоторых, оказывается, может. Фантастика. А какой тогда во всем этом смысл? Для чего этого все? "Штоб былО"? Лишние килограммы в черепной коробке, бесполезно повышенный удельный вес мозга....
"...Как оно может не влиять на мою жизнь?..."

А влияет?
Есть в наличии офигенно-интересная работа, на которую бежишь сломя голову и без которой тоскуешь?
И обалденная, чудная, ослепительная Личная Жизнь, где в основе глубокое, душевное взаимопонимание?

"...достаточно честно ответить самому себе на вопрос - как изменилась моя жизнь после всего этого развития? Насколько качество моей жизни (работа и отдых, семья и друзья) не просто устраивает меня, а доставляет НАСЛАЖДЕНИЕ?!..."

(Анонимно)

Вам интересно жить?


Ответы на все ли вопросы прибавляют смелости и вкуса жизни?... А если ответы подрывают все твои устои, заставляют меняться, рождаться, бороться, терять и снова ...Задавать вопросы.
Наверное, такой человек создает скорее впечатление выпавшего из обойми социума. Жизнь требует работы, стремительных успехов, прокормки, а не исканий и жертв. Могу ли я позволить себе быть напротив мира? Правильно ли это? Могу ли я? И кто я в этом мире, где мое место? Вопросы взросления. Про таких говорят - не вырос.
Спасибо Вам большое за очень хорошую тему.

Re: Вам интересно жить?

"...Жизнь требует ... прокормки, а не исканий ..."

Прокормки требует жизнь зайчиков, пингвинов, носорогов... В предыдущем посте на ту же тему мы и рассматривали, чем отличаются люди от животных.

В данном посте мы говорим о том, что такое здоровая психика и как она развивается у ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ.
У Владимира Леви, давно уважаемого мною, прочитал о Вашей книге, рассказал соавтору. Она попросила заказать. Попутно я с радостным изумлением узнал, что имею честь состоять в списке френдов у автора книги :)
И вот сегодня я ее получил в Киеве, благодаря Надежде (Вашей помощнице) из рук в руки от человека, то есть без стоимости за пересылку. Начал читать и понял, что это чтение требует неторопливости, как хорошая вдумчивая беседа. Спасибо Вам.
"...Начал читать и понял, что это чтение требует неторопливости, как хорошая вдумчивая беседа..."

Мне недавно один очень пожилой человек рассказывал, как они с женой читали мою книгу. (Надо отдать должное, голова у него, несмотря на возраст, ясная и светлая, к тому же он ослепительно образован, а драйву и куража хватит на сотню молодых. Кстати, молодые люди рядом с ним кажутся пожухлыми вениками - рядом с вечно-зеленой сосной!)

Вечером, после работы (он до сих пор работает!) они садились в кресла и читали ее по очереди вслух. Останавливались на тронувших их местах, вместе размышляли, потом продолжали читать...
За вечер прочитывали не больше одной главы. Иногда возвращались к уже прочитанному, и вновь разговаривали...
Таким образом читали они мою книгу почти 2 месяца - неспешно, раздумчиво, обсуждая, размышляя...
Красиво, правда?
Мне кажется, в наблюдениях очень важно не пытаться их сразу запихнуть в четкие ячейки имеющегося опыта. Очень часто возникает такой соблазн. Видишь что-то новое, и хочется сразу налепить ярлычок (глупо, нелепо, мило, странно, правильно и т.д), положить на соответствующую полочку и вскорости благополучно забыть. А вот если попробовать это новое обдумать, попытаться взглянуть безоценочно, то тогда действительно возникает интерес, желание понять, мышление приобретает гибкость, и происходят иногда очень удивительные для самого себя изменения..
интерес происходит из наблюдательности которая порождается интересом... источник обоих - тайна велика есть?
Тайна эта великая, на мой взгляд, есть живая эмоциональность. Именно она не дает пройти мимо, трогает, цепляет. Когда не все-равно - начинаешь вглядываться.


А ваш вопрос в такой постановке - это путь к расчлененке, о которой автор предостерегает в начале поста: "...все это подчиняется закону о сообщающихся сосудах, конечно, все это пересекается, переплетается, скрещивается между собой, вырастает одно из другого…"
У Довлатова в «Заповеднике» есть строчка: «Я шел и думал – мир охвачен безумием. Безумие становится нормой. Норма вызывает ощущение чуда».

Эх, хорошо бы кабы чуда!
Очень часто, когда разговор заходит о занятиях на группе АСТ и их результате – вопросы собеседников моих бывают, мягко говоря, обескураживающими…

- Зачем тебе это нужно? У тебя что, проблемы?
Или:
- Ну, у меня, слава богу, проблем нет…
Еще:
- А почему так долго? 2-3 года – как ты выдерживаешь?
- Тебе сертификат-то дадут?
Ну и коронное:
- Слушай, ты тааакая умная стала, подскажи, что мне делать с мужем-пьяницей-гуленой...ребенком-подростком-ужасным... и др.и пр…

Я отвечаю, что меня туда манит ИНТЕРЕС. Что такого уровня разговоров и мыслей, что рождаются на занятиях и после – у меня за 40 лет жизни не было и в помине. Что жизнь стала ярче. Появились запахи, звуки. Что людей начала видеть и чувствовать совсем иначе. Тоньше. А поэтому и качество отношений стало улучшаться. От этого внутри РАДОСТЬ звенит! И это ценно для меня само по себе.

И никак не могу привыкнуть к столь частой и странной, на мой взгляд, реакции, когда человек вдруг резко заворачивает тему на погоду в Гондурасе или, уходя в другую крайность – пытается использовать наш разговор как источник быстренького надыбывания «рецептов от нескладывающейся суки-жизни».
А я не хочу про Гондурас и не хочу так много про бытовуху.
Горько от того, что в моем все еще «кругу» норма вызывает ощущение… нет, не чуда – опаски, недоверия, или того хуже – разочарованного снисхождения. А за «норму» и даже «идеал» принимается сытая бытовая праздность.
Скучно от такой «нормы» и тоскливо очень.

Спасибо, что подняли тему. Читаю с большущим интересом!


Жизнь разная на вкус!

Знаете, а я вот сказала бы, что моя жизнь на вкус очень разная.;)
Периодически в ней появляется излишек остроты и перца, а я острой кухни недолюбливаю. Вот знаете, вроде бы вкусно, но обжигает, чересчур как-то...:) После мексиканских острых страстей какое-то время безумно вкусна пресная диета, хотя по сути она просто никакая...:) Иногда жизнь держит меня на сухом пайке, но периодически закатывает и пиры...мммммням!:))) Вкус жизни...хм...пожалуй, с годами жизнь действительно становится вкусней, но вкусностью она насыщена неравномерно. В том числе и потому, что когда уже знаешь несъедобные для себя блюда - заранее стараешься исключать их из своего меню. А с другой стороны, "желудок" уже луженый, закаленный - не боишься пробовать новое.:)
Спасибо за тему, Евгения Петровна, мне интересно Вас читать. :)

Re: Жизнь разная на вкус!

Надергала из своей книги цитат в тему:

"...Как у всех, у меня бывают дни тяжелые и легкие. .......
Иногда в груди черная дыра. Иногда – фейерверк......
Я знаю, что такое страх, тоска, ненависть. Но я знаю и что такое нежность, ликование, восхищение, и как это – парить в облаках, и как это – умирать и возрождаться в любви.......
Лев Толстой считал, что "все разнообразие, вся прелесть, вся красота жизни слагается из тени и света". Готова подписаться под этими словами кровью. И шампанским!..."
"Секретики. Записки психотерапевта"

Искания и прокормка

Пару слов насчет "прокормки" и исканий. Лично я считаю ( но никому своего мнения не навязываю), что если искания-изыскания были в интуитивно правильно определенную сторону своей глубины и внутренней радости, и если человек не ограничился теоретическими исканиями, а приложил к изысканиям немного практической сметки, то "прокормка"не замедлит появиться, как органичное и неотъемлемое приложение.:) Не сразу, конечно, проявится, но обязательно.:) Но вообще-то Карл Маркс со мной мог бы и не согласиться со своим фундаментальным "материя первична". С другой стороны, мне было бы что классику возразить, ибо он занимался исключительно тем, что ему было глубинно интересно вообще смётки не прилагая, и гляди-ка,деньги от Энгельса как-то органично притекали и притекали!:)


Edited at 2012-11-30 20:38 (UTC)

Re: Искания и прокормка

Лично я считаю ( но никому своего мнения не навязываю), что если искания-изыскания были в интуитивно правильно определенную сторону своей глубины и внутренней радости, и если человек не ограничился теоретическими исканиями, а приложил к изысканиям немного практической сметки, то "прокормка"не замедлит появиться, как органичное и неотъемлемое приложение.:)
Спасибо, красиво написано!
у меня ощущение.. что этот ВКУС ЖИЗНИ более правополушарен, нежели левополушарен.
В здоровой психике мозг и душа - любовники. Процессы осмысления и чувствования идут одновременно.
В подростковом периоде contra mundum не ходил. Я тогда думал, что главное - хорошо себя вести.
Взрослые говорили: "Вот это плохо, а это хорошо!" - и я брал на заметку. Думал, что так правильно и всё будет хорошо. Теперь вот мучаюсь. Бывшие "плохие парни", по-моему, теперь более живые, чем я. И их бывает ругают... Но, что же тогда можно сказать про меня? Какой я?

Качество жизни (работы и отдых, семья и друзья). Своей семьи нет, друзей тоже. Отдых - сижу дома за книжкой или игрой. Работа... Три года назад уж очень тоскливо стало. Захотел найти Предназначение, Смысл Жизни, Дело Жизни. Решил: "Уж не зря психология существует. Должны быть методы, чтобы узнать про себя многое, определить заложенные способности высчитать интересы, сконфигурировать Предназначение". Читал, проходил тесты, снова читал, пытался получить готовый ответ. Но нет! Оказалось, тесты мало что говорят. Рецептов вообще нет. Разложить по полочкам не получилось.

И если в начале подросткового периода я впервые задумался о том, как описать себя, то о Наблюдательности (какие они - Другие люди? какая Жизнь?), похоже - только сейчас.

У вас есть – Душа?

Пользователь olga_ches сослался на вашу запись в записи «У вас есть – Душа?» в контексте: [...] http://impressionante.livejournal.com/35861.html [...]

Кто виноват, что развитие души сегодня оказалось ненуж

Пользователь bashuka сослался на вашу запись в записи «Кто виноват, что развитие души сегодня оказалось ненужной роскошью?» в контексте: [...] http://impressionante.livejournal.com/35861.html [...]

Думать - кайф или напряг?

Пользователь redjit сослался на вашу запись в записи «Думать - кайф или напряг?» в контексте: [...] 2.  Вам интересно жить? http://impressionante.livejournal.com/35861.html [...]

Настраивать, как рояль! Выращивать, как цветы!! Нэ треба

Пользователь redjit сослался на вашу запись в записи «Настраивать, как рояль! Выращивать, как цветы!! Нэ треба.» в контексте: [...] http://impressionante.livejournal.com/35861.html [...]
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>