Евгения Белякова (impressionante) wrote,
Евгения Белякова
impressionante

Categories:

Вам интересно жить? Или как "выглядит" здоровая психика.

Продолжение.

Начало здесь

***********************************************************

Наш с вами разговор о параметрах психического здоровья таит в себе много опасностей. И одна из главных опасностей - это явное и скрытое упрощение сложных явлений,  сложных вопросов. Это вроде как попытаться измерить сантиметрами и килограммами то, что измеряемо в джоулях… или ньютонах!

Из этого родиться другая  опасность – «расчлененка». Судя по некоторым постам и вопросам, посыпавшимся  мне в личную почту, это и произошло - в основном люди касаются отдельно взятых «ингредиентов», составляющих душу: а если у человека эмоций слишком много – это патология? А если интеллекта много, а эмоций нет -  это норма?

Что я могу ответить на это, не общаясь с человеком, не вглядываясь в него и не зная - а все остальное в каком состоянии?

И какого ответа от меня ждут? Диагноза? Приговора? Индульгенции? Предсказания судьбы по фотографии?

Друзья мои! Но ведь все мы знаем, что наш организм (печень, почки, сердце) это некая цельная система, и разные органы не только функционально дополняют друг друга, но и  взаимовлияют друг на друга. Здоровая психика (а мы здесь говорим именно об этом) тоже система, и именно цельность психики - одно из условий ее здоровья!

Определение психического здоровья было разбито мною на отдельно взятые пункты условно – чтобы нам легче было подробно говорить о каждом!

Конечно, все это подчиняется закону о сообщающихся сосудах, конечно, все это пересекается, переплетается, скрещивается между собой, вырастает одно из другого…

В отличие от физического здоровья, которое может быть дано от природы и «хорошей генетики», психическое здоровье вещь более хрупкая. Влияние оказывает всё: семья,  в которой ребенок воспитывался, социум, строй и политика государства…

Фатально? Не всегда. И поверьте мне, яблоко от яблони падает иногда очень далеко.

Семья может быть ужасной (или прекрасной), а ребенок становиться - наоборот.
В государстве могут происходить всякие катаклизмы или царить полный покой и благодать… Конечно, это влияет, но - на кого как! Один от катаклизмов укрепляется, другой ломается. Одному спокойная обстановка в стране дает возможность  накопить знания о Мире и силы, чтобы завоевывать его, другого та же стабильность приводит в полусонное, полуживотное состояние, а ее потеря лишает его человеческого облика...

***


Итак, мы продолжаем знакомиться с «устройством» здоровой психики.
Сегодня мы начнем (только начнем!) говорить об Интересе.
Без чего Интерес невозможен? Без его близкой, кровной и любимой «родственницы» - Наблюдательности.
И действительно, как может стать Мышление живым и гибким - без Наблюдательности?
Какая такая богатая Эмоциональная Сфера без сопереживания, сочувствия.  Очевидно, что  сочувствие предполагает умение видеть.
А Развитие? Возможно ли оно без исследования мира, где наблюдению отведена едва ли не главная роль?

Хе-хе, а вот многие верят, что возможно. Впрочем, тогда оно (развитие) сводится к внешним признакам:
Количеству дипломов (У нее два института и еще МБА.  Вау!!)
Или количеству умений (я умею танцевать танго, фотографировать, говорю по-английски...)  Мало того, я не прекращаю ходить по разным курсам  - «драмкружок, кружок по фото и по рисованью что-то»
Или количеству «знаний» – что-то типа коллекционирования информации из разных областей  - психологии, истории, экономики, политики, космических исследований...

На самом деле ларчик просто открывается. Проверить, «настоящее» это развитие или всего лишь времяпровождение, легко: достаточно честно ответить самому себе на вопрос - как изменилась моя жизнь после всего этого развития? Насколько качество моей жизни (работа и отдых, семья и друзья) не просто устраивает меня, а доставляет наслаждение?!
Стало ли мне вкуснее жить?
И если на эти вопросы я не могу ответить ничего вразумительного… возможно, это имитация развития. (Психотерапевты ее называют: «Игра в развитие»).

***


Но вернемся к нашей сегодняшней теме - Наблюдательности. Зачем она нам?
Дело в том, что если я ориентируюсь только на опыт, данный мне моим окружением, то особо далеко в жизни  я  «не уеду». Поэтому природа (или господь Бог) наградили человека умением накапливать не только свой, но и чужой опыт.
С этим замечательным умением никто не рождается, оно нарабатывается, вырабатывается в течение жизни. А потом… оно уже не останавливается, работает всегда – как сердце!

«Я училась у Старой Гвардии фиксировать малейшие детали мимики и жестов, слышать интонации голоса, строй фразы, оговорки… Я училась складывать из отрывочно поступающей информации полноценную картину. Очень похоже на работу знаменитых детективов вроде Шерлока Холмса и Эркюля Пуаро».
«Секретики. Записки психотерапевта».

***
Маленькое отступление: Конечно, у животных наблюдательность покруче человеческой будет, но она касается в основном кормежки (что тут съедобное?) и безопасности (где враг?)

***


Когда же и как эта особая Наблюдательность развивается у людей?
Например, у маленьких детей ее нет и быть не может. Маленький ребенок воспринимает мир на основе переживания удовольствия и неудовольствия. Главный вопрос, который занимает ребенка:  как мне сейчас: хорошо - плохо, скучно – весело, интересно - не интересно,  вкусно – не вкусно. Как окружающим его людям - его не очень занимает (если это не затрагивает его личные интересы). Эта «эгоцентричность» является нормой для ребенка, потому что его главная задача (которую назначила ему природа) – самосохранение… Его наблюдательность этим и ограничивается.

. ***

Но вот приходит подростковый  возраст…
Это время, когда подрастающий человек  пытается постичь законы мира, в котором ему предстоит жить. Он становится исследователем и одновременно завоевателем этой Terra Incognita. Он жадно вглядывается в окружающих его людей, пытается разгадать закономерности не  только выживания, но и становления Личности.

Просыпается стремление самому сформулировать для себя, что есть добро и что есть зло.

Что делает человека счастливым или несчастным? А что есть счастье в моем понимании?

Работа  бывает только для денег или может быть по любви? А чем бы я хотел заниматься в этой жизни? Что мне интересно? Ведь звучат же порой такие слова, как Предназначение, Призвание… Это может быть у всех или только у избранных? А как стать избранным? А мне это надо?

А Любовь – это что? Это как? Когда спят вместе? Или «золотое свечение крови»? И отчего кого-то любят, другого ненавидят, а третьего почему-то не замечают?

А семья? У всех такие отношения в семье как у меня, или бывает как-то еще? А как?

«Она путалась в своих размышлениях, и ее выводы о мире были то верными, то совершенно фантастическими». «Секретики. Записки психотерапевта».

Что-то на все эти темы говорят родители, и учителя, и одноклассники в школе… Еще что-то - журналы, телевизор, Интернет…
А подрастающий человек  понимает, что ему этого мало! Он знает, понимает, верит, что его не обманывают. Но он понимает и другое: что ему дают на рассмотрение какой-то очень маленький кусочек из картины Мира. А ему так хочется собрать весь пазл! Или хотя бы попытаться...

Нелегкое это время! Ведь своя позиция, свое мнение требуют - осмысления. Осмысление требует душевного напряжения… Многие ли к нему готовы?
И окружающий мир не способствует этим поискам – все вокруг твердят про какие-то уроки, грядущие экзамены, уверяют, что это самое главное… Многие ли готовы идти contra mundum (против мира)?

***


Маленькое отступление (вроде как ни к селу ни к городу)

Когда-то, в одном интервью меня попросили объяснить смысл моей методики, а заодно и работы. Интервью было для журнала, посвященного образованию, поэтому я перешла ни их «язык»
«АртСинтезТерапия - школа чувств и самопознания, школа человеческих взаимоотношений. Мне всегда казалось, что эта школа необходима абсолютно всем, вне зависимости от состояния здоровья, социального статуса, положения в обществе.
Мы учимся слышать и видеть. Чувствовать. Понимать закономерности жизни, ее глубину, силу, блеск, драйв…
Мы учимся заглядывать в себя. Без страха и с интересом. Но мы одновременно оглядываемся и вокруг. Мы должны научиться читать знаки, которые подает нам окружающий мир, расшифровывать сигналы, которые посылают нам другие люди». (Позже этот отрывок из интервью вошел в мою книгу «Секретики. Записки психотерапевта».)

Знаете, как на эту мою пылкую тираду отреагировал журналист? Спросил: «А зачем все это надо?»

***************************************************************************

В заключение этого поста я бы хотела добавить, что одним из «симптомов» душевно здоровой личности это умение ставить вопросы и искать на них ответы. А самый главный вопрос - как еще бывает, кроме того, как я - знаю, видел, пробовал?

Продолжение следует...

Tags: Душевное здоровье - это что?
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 38 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →