?

Log in

No account? Create an account
pic#официальная

Мы все повязаны друг с другом…


Продолжение о Летней Психологической Школе на острове Хииумаа.

«Мы изучили природу пара и электричества, овладели четырьмя стихиями, пробили шахты к сердцу земли, летаем по воздуху, а в душе нашей, как и прежде, растут дремучие леса».
А.К. Толстой

В многочисленных приватных письмах меня попросили рассказать, как это, отчего и почему человеку, прилетевшему из далекого далека, могут  вернуть назад  деньги и просить, нет, умолять - не посещать семинар... Где это такое видано?
Это поучительная история,  возможно,  кого-то наведет на мысли, что все это касается не только данного человека… А заодно я расскажу об особенностях нашего семинара.

Во-первых, мы на семинар пытались, (насколько это возможно) людей отбирать. Слыхано ли? Почему не брать всех подряд? Потому что всех подряд - это халтура, к сожалению, нормальная для наших дней. Например, я отсеивала всех любителей эзотерики – ну, нельзя смешивать в одну кучу  академические  знания и эзотерику. Несочетаемо.

И это была не единственная опасность.
Семинар предполагает не только «слушание», но и работу участников - размышления и комментарии. Они могут быть четкие, умные, по делу, стимулирующие раскрыть тот или иной вопрос шире, глубже... А могут быть отвлекающими, убивающими наше общее время.
А бывает, что тотальное, глухое молчание одного из участников не дает  и другим работать в полную силу. Можно ли раскрывать свою душу перед человеком, который с интересом исследователя наблюдает за твоими поисками?

***
Маленькое отступление.
В моей жизни бывало много и семинаров, и мастер-классов. Иногда они  проходили на одном дыхании! И тогда это становилось для всех - Событием! Но  бывало и тухло… Когда тухло – очень противно. Ну, неинтересно мне просто отчитать положенные часы и получить за это деньги. Не мой уровень, не мой масштаб.
В моей жизни каждый день значим, у каждого события есть Смысл. Не люблю проводить время. (Провести – синоним  обмануть)

Много лет назад я поняла – как пройдет семинар зависит не только от меня, но от всех участников. Потому что мы  вместе создаем рабочую (или нерабочую) атмосферу.
В общем, всех, кто хотел попасть  в нашу «Летнюю Психологическую Школу» мы предупреждали письменно и устно, что нам придется достаточно тесно общаться целую неделю. А неделя - очень короткий срок,  у нас не будет времени на "притирку". И хотелось бы, чтобы люди сразу могли найти взаимопонимание, почувствовать друг друга - это именно те условия, которые рождают атмосферу доверия и расположения всех участников Школы друг к другу.
Во вторых я постаралась обозначить разницу между обычной туристической поездкой (с целью исключительно отдыха) и нашим путешествием. Мы ехали на волшебный остров Хииумаа - учиться!  Учиться видеть, чувствовать, понимать – Людей.
Кстати, мы всех честно предупреждали, что у нас семинар  - о Людях. Не о строительстве или дизайне, не о маркетинге или менеджменте, не о кулинарии, не о домашних животных,  а о людях!
Счастливое сочетание: знакомиться  с тем, как «устроена» психика (то есть душа)  человека; разговаривать об отношениях между людьми, одновременно  учиться вглядываться в людей, и через отражение в них - видеть  себя.
То есть теория у нас должна была сочетаться с практикой. Таким образом наш семинар становился  «полигоном испытаний». Ну, вот же они, люди - случайно (или не случайно) попавшие на остров и на семинар. Изучайте, наблюдайте, вглядывайтесь!
Например, лицо нашего со-товарища по семинару (а заодно и соседа по гостиничному номеру) - оно выразительное или мимика бедная? Оно  приветливое, открытое? Или холодно-замкнутое? Человек охотно смотрит в глаза? Или наоборот, избегает твоего взгляда, смотрит поверх твоей головы, «сквозь тебя», или в пол, или в стол...  (А если это раз за разом, день за днем, какие чувства это может вызывать у окружающих?)
А сколько о человеке могут рассказать интонации его голоса! Вот у этого человека они разнообразные - то есть о печальном он говорит печально, о радостном – весело. А у того все на одной ноте, и вроде бодро говорит, но от этой монотонной бодрости жутковато делается.
Как только мы начинаем «читать» эти знаки, мы открываем для себя, что оказывается, можно выражением лица, жестом, позой насторожить человека, а можно - расположить к себе…

***
Еще одно отступление.
Думаю, нет, уверена, что человек, живущий среди людей  должен обладать особого рода наблюдательностью. С ней никто не рождается - она нарабатывается в течении жизни – при одном условии, что тебе люди интересны!
Эта наблюдательность работает всегда – как сердце.
Эта наблюдательность – составляющая КУЛЬТУРЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
Да, да, есть такое понятие: культура взаимоотношений. К  умению говорить «Здравствуйте», «до свидания», «спасибо» отношения никакого не имеет – это не культура, а ритуал.

Слово «культура» в словаре Ожегова обозначает – «высокий уровень чего–либо». Например, культура здоровья. Культура труда.
Культура взаимоотношений предполагает, что мне НЕ ВСЁ РАВНО,  каково другим людям рядом со мной живется - отдыхается, работается.
Культура взаимоотношений предполагает, что я понимаю знаки, которые мне подают окружающие люди, равно как и знаки, которые я сам подаю в мир.

О, этот вопрос вопросов: КАКИМ Я ПРЕДСТАВЛЯЮСЬ ОКРУЖАЮЩИМ МЕНЯ ЛЮДЯМ?
Со мной холодно или тепло?
Ко мне хочется подходить? Ко мне хочется идти знакомиться? Со мной хочется дружить? Быть близким?
Насколько со мной интересно?
И, наконец, - какие знаки я подаю окружающим меня людям?

***
У человека, которого с семинара «попросили» было лицо сфинкса – высокомерное, холодное, отстраненное. Каменная маска.
Я как посмотрю во время учебы в ту сторону, и мне уже говорить не хочется, потому что я понимаю, что все это «не стоит того». А еще я видела, что участники семинара, сидевшие напротив, поднимали глаза, и уткнувшись в каменное лицо, замирали и прямо-таки прогибались от этого оловянно-стеклянного взгляда.
Впрочем, человек везде был такой, не только на учебе,  но и на экскурсиях – сам по себе,  сам в себе, сам для себя…
Несколько дней я терпела – надеялась на простое осознание  «здесь так не принято». Потом надежда и терпение кончились.  И как же группа расслабилась, распустилась как цветок и полетела как птица, как только человека на занятиях не стало…!!!

***
Наш семинар был уникален еще и тем, что теоретический материал был щедро иллюстрирован произведениями из антологии АСТ. О, не столько ради их художественной ценности, сколько  ради анализа, звучавшего в стихах, речах и пьесах. Анализа не только своих психотравм, но и осмысления своих черт характера.
Вот два стихотворения, как раз «в тему»:.

Высокомерие
Я проклинаю змеиное платье
В нем разглядела желтушное жало
Вы идеала во мне не заметили? –
В спину воткну сталь сквозного кинжала!

Жизненный ваш интерес неподдельный
Мне непонятен, противен и жалок!
Срезав верхи, и вцепившись в конкретику,
Я обо всем и всегда всюду знала.

То, что друзей до сих пор я не встретила,
Нет тут, поверьте, большого кошмара!
Это они на добро не ответили,
Птицей умчав, от лесного пожара.

Взгрета спина свиристящими плетями,
Слепнями сожрано глаз покрывало…
Сдохни, плешивое высокомерие
Мной вознесенное на пьедестал!!
Н.Г.

***

О себе, для себя, про себя...

В наглухо запертой душной каморке
Варится мысль, испаренья клубя:
Словно в котле, вязко чвакает варево -
Сам, о себе, для себя, про себя…

Мышки сушеные, змейки, пиявки -
Пыльные книжки под потолок…
Как недоучка-колдун, смастерила я
Слепенький, маленький, затхлый мирок.

Солнцу и ветру сюда не пробиться,
Людям здесь скучно, уныло и тесно.
Что там – меня за стеной и не видно им,
Я им – банальнейше неинтересна…

Душно мне. Тошно от нудного, вечного
Коловращенья в усталом мозгу.
Мне бы хоть капельку воздуха свежего -
В собственном я отравилась соку!
М.С.
Продолжение следует

Comments

а почему он, этот удаленный, был таким стеклянно-оловянным? И какой опыт он вынес для себя после этой школы?
Какой опыт можно вынести, если вас выгнали? Что все плохие.
вот и мне, почему-то так кажется. Жаль его.