Евгения Белякова (impressionante) wrote,
Евгения Белякова
impressionante

Category:

Стоит попробовать!

В приватных письмах меня уже давно просят рассказать о готовящейся к изданию книге. С удовольствием!
Это будет книга-«перевертыш». С одной стороны вы читаете: «Секретики. Записки психотерапевта». Там рассказы, повести, эссе, публицистика. Вы переворачиваете книгу оборотной стороной и видите другое название: «Личностью не рождаются. За кулисами». В этом разделе примеры наших занятий стихосложением, драматургией, риторикой, живописью… Мало того, вам предоставлена  возможность потрогать, пощупать и оценить на вкус некоторые из наших упражнений.
Небольшой отрывок из этой части я и представляю сегодня вашему вниманию.

===========================
Стихосложение

Мы здесь не называем стихи хорошими или плохими,
а только настоящими или фальшивыми.
Дж. Уильямс


Наши упражнения по стихосложению не сделают из обычного человека поэта. Но они помогут человеку познакомиться со своими чувствами. Узнать их. Понять их. Быть с ними в ладу.
Стихи − это вовсе не рифмованные строчки, как думает большинство. Это прежде всего образы, метафоры, символы, передающие мироощущение автора. Можно сказать, что каждое стихотворение − это своеобразный автопортрет.
Поэтому на занятиях мы учимся искать «свои» слова – самые точные, самые емкие − для передачи настроения, состояния, тончайших движений души.
Для вовлечения в творческий процесс людей, как правило, далеких от искусства, в АСТ используются специальные приемы. Например, на первых порах мы пишем белым стихом, то есть без рифмы. Но заданным размером (в ACT они названы ритмами) − хореем, ямбом, дактилем, анапестом и т.д.
Написанные стихотворения читаются автором на занятии перед группой. Нам всем важно видеть, как один и тот же размер, одна и та же тема рождают абсолютно разные произведения.
В АСТ еще много других оригинальных способов, призванных открыть секреты поэтического языка.
Стихосложение в АСТ длится шесть месяцев. Все это время мы знакомимся со своими чувствами и выпускаем их на свободу.

***
Психотерапевтическая «кухня» иллюстрирована стихами из нашей антологии. Конечно, это не шедевры поэзии, тем не менее, эти стихи, на сленге АСТ, живые. Они искренние, и в каждом из них найдены интересные и точные образы. Для сравнения здесь даны и стихи, которые мы на наших группах зовем формальными, а Дж. Уильямс – фальшивыми.

***
Это одно из первых упражнений в стихосложении.
Задание: в ритме хорея*, (но без рифмы) описать, чем пахнет летний день на даче (в квартире, на службе, на море и т.д.) Из тысячи (или миллиона?) запахов, человек будет выбирать именно те «запахи» (скорее это образы), которые созвучны его нынешнему мироощущению. В противном случае стихотворение не получится!
К некоторым стихам я позволила себе дать комментарий, а также личную информацию об авторе (естественно, с его разрешения).
=================================================================
* Хорей – двухсложный размер, в котором первый слог – ударный, второй – безударный (/_ /_ /_ /_ ), например: «На/ша Та/ня гром/ко пла/чет».

***
Летний день на море пахнет
Чайкой, дерзкой и свободной,
Что вольна куда захочет,
Как захочет полететь.
Бесшабашно щедрым солнцем
В жарких, пламенных объятьях
С оптимизмом утешает –
Мол, фигня, щас отогреем –
На год хватит подзарядки!
Шумом, общей суетою,
Чувством локтя и поддержки
Отдыхающих командой
Всех, кто прибыл за мечтой.
Безрассудным ароматом
Опьяняющих магнолий,
Брызгами волны игривой,
Обжигающим песком.
Но к концу второй недели,
Как комар ночной занудный,
Мерзкий холодок тревоги
Заползает в чемодан.
И уж летний день на море
Пахнет кораблекрушеньем
И подбитой глупой чайкой,
Не успевшею взлететь.
Анна С.

Начало, где описано ожидание отпуска, вполне бодрое. Но в описании процесса отдыха немедленно полезли штампы: волна игривая, песок, как водится, обжигающий… Как говорил Станиславский: «Не верю!» Живые строчки появляются в описании тревоги - очевидно, наиболее знакомое автору чувство...

***
Летний день на даче пахнет
В грядках нудною работой:
Потому что очень больно
Обгорает вся спина.
Пахнет старыми вещами
И нетопленою печкой,
Предвкушеньем долгой битвы
С целой тучей комаров.
Свежесваренным вареньем,
Что мы выкинем весною,
И хотя ужасно жалко,
Но его не ест никто.
Пахнет вечером тоскливым
И желанием очнуться
От удушливого плена
Липких мыслей от жары.
Ольга Б.

Выделяем образы, которые использует автор: «нудная работа», «старые вещи», «нетопленая печка», «удушливый плен», «липкие мысли»... И вообще, Жизнь – это битва. Нотку безнадежности добавляют строчки о варенье, которое все равно пропадет и его выкинут.

***
Летний день в деревне пахнет
Лесом, длинною дорогой,
Домом, что стоит в сторонке,
Чьи распахнутые двери
Приглашают нас войти.
И машиной белой-белой,
Что примчится на рассвете,
А быть может, поздно ночью,
А быть может, никогда.
Стрелками часов бегущих,
Новым домом, складной жизнью,
Переделанной калиткой,
Новым днем в другом году.
Лидия Г.

Стихотворение полно надежд на некое счастье (или спасение), которое примчится то ли на рассвете, то ли поздно ночью, то ли никогда. Автор сам понимает, что его надежды призрачны, и иронизирует по этому поводу. Ну да, очень хочется складной жизни, но если не получится, так хоть калитку переделаем…

***
Летний день на даче пахнет
Свежескошенной травою,
И клубникой, и малиной,
Родниковою водой.
И прогулкою вечерней,
Мокрой от росы травою,
И горячим свежим чаем,
И здоровым крепким сном.
Елена С.

Это нельзя назвать стихотворением, хотя по внешним признакам задание выполнено. Вместо авторских образов здесь формальное перечисление неких летне-дачных запахов, но как самому автору от прогулки, чая или росы – непонятно. В данном произведении нет главного − настроения автора, его «лица». Такие стихи у нас на группах так и зовут безликими.
Интересное наблюдение, что чаще всего подобные стихи встречаются у людей, активно играющих в модное нынче «позитивное мышление».

***
Летний день на МКАДе в ливень
Пахнет серою лавиной,
Что накрыла горизонты,
Попаданьем в западню.
Ощущением скольженья
Шин по мокрому асфальту,
Очертанием дороги,
Обозначенной едва.
Сердцем, бешено стучащим
В унисон работе щеток,
Что пытаются раздвинуть
Стену липкого дождя.
Шлейфом брызг и красных вспышек,
Улетающих, как в бездну,
И сверкнувших мокрым боком
Обгоняющих машин.
Теплым и сухим салоном
С тихой джазовой музыкой,
Иллюзорностью защиты
От опасностей дорог…
Елена М.

Жизнь кажется автору «серою лавиной», «западней» с еле обозначенными очертаниями дороги. Поэтому автор наблюдает за ней из некоего убежища.

***
Летний день на даче пахнет
Звоном пчел в цветущих липах,
Сладкой пенкой от варенья,
Переменою в судьбе.
Разогретою смолою
Пахнут шпалы на дороге,
Позаброшенной, ведущей
Нас неведомо куда.
Мария К.

Настроение стихотворения беспечно-радостное. Подсознательно автор ставит две строчки рядом: о сладкой пенке от варенья и о перемене в судьбе. То есть надежды на перемену, обязательно сладкую. А еще мне нравится, что автору в кайф идти по дороге Жизни, ведущей неведомо куда…

***
Летний день на даче пахнет
Старым, пыльным, дымным домом.
Чья-то жизнь в нем пролетела,
Запахи свои оставив.
Инструменты здесь, на полке,
Пахнут ржавчиной и пылью.
Печка треснула и дымом
Всю заполнила веранду.
Телевизоров без счета,
Все они внутри пустые...
Странный это запах дома,
Из которого однажды
Жизнь ушла и не вернулась...
Антон К.

Образы: «старый, пыльный, дымный дом», «жизнь пролетела», «ржавчина и пыль», «пустые телевизоры»… А от последних строчек становится по-настоящему страшно.
Здесь можно смело говорить о депрессии, но насколько это слово точно отражает то, что происходит с человеком? А стихотворение не только отражает, но и позволяет увидеть мельчайшие нюансы его состояния.

***
Летний день в дороге пахнет
Пыльно-серою травою,
Низким небом в белом пепле,
Снегом на горах далеких
И тяжелым рюкзаком.
Хвоей в кружке с красным чаем
И костра слепящим дымом.
Песней, спетой под гитару,
Миром, под тобой плывущим,
Разговорами ночными
И цикадами в цветах.
А сама дорога пахнет
Шагом, как судьба, тяжелым,
Сладкой легкостью привала
И таким не долгожданным
Возвращением домой...
Надежда Б.

Интересно, что автор из всех своих воспоминаний выбирает именно поход в горы. Очевидно, Жизнь воспринимается автором как дорога - местами трудная, местами радостная, на которой переплетаются самые разные чувства, от усталости до восторга - но всегда полная ярких картинок, запахов, звуков…

***
Летний день на даче пахнет
Дождиком, в окно стучащим,
Глиной, грязью и болотом.
Пахнет дымом от печурки,
Серым маленьким домишком,
Пахнет взрослостью противной,
Что, как груз, легла на плечи.
Пахнет дней круговоротом,
Невозможностью подумать,
Невозможностью увидеть,
Невозможностью заметить
Краски мира, смысл слова,
Соловьев, в кустах поющих
О божественной истоме,
Рвущей маленькое сердце.
Мария О.

Очень искреннее и очень печальное стихотворение. Написано тридцатилетней крутой бизнесвумен, у которой есть все. Очевидно, здесь уместна цитата из повести «Дама с собачкой»: «У нее было все, но во всем этом не было смысла…»

***
Летний день в деревне долог,
Под босой ногой тропинка.
Лес гудит и пахнет чудом:
Гриб в траве, малина в ветках,
Пень в опятах, птичий щебет,
В искрах сетка паутины.
Пахнут краски на палитре
Нежным запахом сосновым:
Красный пахнет мармеладом,
Кобальт пахнет синим небом,
Охра пахнет, как Египет, –
Зноем, золотом, пустыней.
Желтый – корочкой лимонной,
Зелень – кислая, как щавель,
Капут мортум пахнет тайной –
Цветом сумерек в закате.
Ящик с красками тяжелый.
Плеч не тянет, потому что
Мы несем с собой этюды!
Ефим Р.
Удивительно жизнелюбивое стихотворение! По тексту понятно, что написано художником, но, наверное, немногие догадаются, что художник этот в преклонных годах. Если следовать за его взглядом − гриб в траве (взгляд вниз), малина в ветках (повыше), птичий щебет (взгляд вверх) и т.д., – мы почувствуем, с каким радостным любопытством автор вглядывается в окружающий его мир. А какие сочные метафоры найдены для красок!
***
Тот, кто захочет (и не побоится моих профессиональных оценок) может попробовать выполнить это упражнение самостоятельно и повесить свое стихотворение в комментариях к этому посту.
Оценивать ваши стихи я буду коротко и, конечно, не с точки зрения большой поэзии, а исключительно с точки зрения психотерапевта – что видно по строю фразы, образам и метафорам, которые выбрал автор. В стихах, как и в психотерапии, значимо все.
Только договоримся – без обид!
По условиям «игры» старайтесь избегать рифмы. И штампов! А еще попробуйте быть искренними…

Tags: Наша "кухня"
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 118 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →