Евгения Белякова (impressionante) wrote,
Евгения Белякова
impressionante

Categories:

Семинар!

Состоялся наш двухдневный семинар по типологии.

И – радуйтесь, кто писал мне, что хотел бы попасть на семинар, но ввиду удаленности местожительства никак не может − мы все-таки пригласили профессионального оператора и сняли все 8 часов!!! Так что фильм − будет!

Оператор обещал смонтировать его в течение 2-х недель. Цена: для тех, кто был на семинаре − 1 тысяча, для тех, кто не был – 3,5 тысячи. Просим извинить за высокие цены, но согласитесь, материал эксклюзивный, и к тому же мы должны окупить работу оператора. Можете присылать ваши заявки на фильм.

На семинаре были приятные неожиданности – случайно в разговоре выяснилось, что один человек приехал на семинар (специально!) из Йошкар-Олы, другая прилетела из Варшавы...

Что мне очень понравилось − зал был «живой», и в конце второго дня мы много смеялись. (Сталкивалась я несколько раз с «мертвыми» залами – все смирно сидят и серьезно так записывают, а реакций нет никаких – как ни рассказывай, что ни делай, хоть фокусы показывай, хоть на одной ножке скачи... Это для меня всегда большое испытание.)

Но вот что еще я отметила: еще 10 лет назад давая типологию (на любую аудиторию) я видела в глазах радость узнавания. И в перерывах народ говорил: да это же моя подруга юности… а это моя бабушка… а это мой преподаватель истории – его характер… Так вот почему… и т.д.

Последние же годы у меня все чаще возникает ощущение, что я рассказываю не о людях, среди которых мы все живем, а о чем-то совсем далеком и абсолютно новом. Вот как если бы я готовила марсиан к переезду на ПМЖ на планету Земля...

И с каждым годом я отмечаю, как стремительно падает Интерес к себе подобным, а с ним уходит из человеческого общения и наблюдательность, которая позволяет легко и быстро схватывать, что происходит с людьми вокруг, отмечать, как по-разному строятся у них взаимоотношения, видеть какие люди бывают разные, и т.д.

Эта наблюдательность дана нам всем Матушкой-Природой, но, боюсь, что за ненадобностью может ведь потихоньку и отмереть. Думаю, это большая беда нынешнего времени. Беда, в которой мы скорее всего, не найдем виноватых...


Тем, кто был на семинаре, рекомендую продолжить знакомство с типологией не с Ганнушкина и Личко, а с книг и фильмов, о которых мы говорили. Перечитать Печорина или «Тараса Бульбу», заново и совсем другими глазами посмотреть «Ворошиловского стрелка» или знакомые всем «Покровские ворота»… А сколько наслаждения доставит вам «Монт-Ориоль» Мопассана или его же «Наше сердце». Какая точность в описании характеров, какая тонкая наблюдательность в описании внутреннего мира!

Еще постарайтесь учитывать, что Ганнушкин – это самое начало типологии, и за почти 100 лет, прошедших с того времени многое изменилось. Например, развели понятия шизоид и шизофрения, а сексология наиболее активно стала развиваться только в 50-х годах, и т. д. Поэтому некоторые предположения, высказанные Ганнушкиным, не подтвердились. В науке это естественно и не умаляет достоинств великого ученого.

Хорошо бы еще помнить, что Ганнушкина психиатр и пишет именно о психопатиях – патологии характера. Мы же говорили не только о патологии, но и о норме.


Так как большинство высказались за продолжение семинаров, (как мне написали в одном из писем: «Спасибо за необходимый нам всем  ликбез и культ.просвет.работу!») я предлагаю выбрать определенный день: например, это может быть 3-я суббота каждого месяца. То есть в марте это будет 17 или 24 (17 могут сделать рабочим днем), в апреле 21, в мае 19, летом – перерыв.

И время – с 13 до 19 (я думаю, 6 часов достаточно).

Тот, кто хотел бы в дальнейшем посещать наши семинары, пришлите нам письмо с пометкой «семинар».

На днях вывешу приблизительный список возможных тем.


Присылайте ваши предложения!


Очередной отрывок из книги, печальный и шокирующий. Представляю, бурю негодования, который он вызовет…На эту тему тоже можно сделать семинар.

Но самым страшным открытием Ани в этот период была свергнутая с пьедестала родительская любовь.

Аня привыкла, что материнская любовь считается самой благородной, поэтому слово мама следует произносить с благоговением. Она была уверена, что дети появляются исключительно от любви и по страстному желанию и что каждая мать своему ребенку желает только добра.

С нынешней Аниной точки зрения это была неправда. Детей заводили, потому что это был зов природы, требование социума и страх одиночества. Дети − это было единственное, где интересы природы, государства и собственные смыкались.

Возможно, далеко не все морально или материально были готовы иметь детей. Возможно, не все их сильно хотели. Секрет был в том, что деторождение вовсе не являлось личным делом каждого, как могло показаться на первый взгляд. Оно было выше и больше собственных желаний. Это была программа, самая древняя, самая мощная на Земле. Ее реализация сопровождалась чувством удовлетворения. Так в цирке животным за выполненный трюк дают что-нибудь вкусненькое.

А еще обзаведение ребенком сулило множество различных выгод. На любой вкус.

Во-первых, это было гарантированное занятие на много лет вперед.

Во-вторых, отличное оправдание своей жизни. Человеку совсем не обязательно было становиться кем-то, достаточно было завести ребенка. Дешево, сердито и весьма одобряемо обществом.

В-третьих, на детей можно было возложить надежды и взвалить амбиции. Тогда ребенок становился чем-то вроде накопительного счета в банке.

В-четвертых, на детях можно было всласть отыграться за все обиды, полученные от людей или судьбы, за крах иллюзий, за свою бестолковую, бессмысленную жизнь.

И наконец, из ребенка можно было вылепить отличного партнера по одиночеству. Вроде Деда с Бабой, которые от скуки испекли себе Колобка (по другой версии, его звали Снегурочка). Впрочем, финал в обоих случаях был печальный, потому что дети захотели жить своей жизнью.

Анины размышления о сказках довели ее до «Буратино». И немедленно эта веселая история в Анином воспаленном мозгу получила новое прочтение. Она увидела, что во всех ее знакомых семьях из детей старательно делают полено. Им обрезали корни, обрубали ветки − их выстругивали под себя. Личность ребенка должна была соответствовать вкусу заказчика, то есть иметь те формы, цвет и размер, которые были придуманы его родственниками.

А чтобы материал не доставлял особых хлопот, ему следовало как можно раньше подрезать крылья, то есть искоренить всякое желание иметь собственные мысли и чувства. Эта операция считалась столь же нормальной, как, например, кастрация любимого кота, чтобы не кричал и не беспокоился по весне.

В каждой порядочной семье были авторские рецепты, как замариновать душу ребенка быстро и качественно. Критерии были известны: у правильно приготовленного ребенка в глазах не должно было теплиться даже искры интереса к чему-либо за границами, установленными его родными. Стоило этим искрам только мелькнуть в воздухе, как их немедля гасили. Не жестко и не напрямую. Обиняком. Здесь хорошо работали старые добрые приемы − веселые, опускающие шуточки, перемежаемые ледяным молчанием и пренебрежительными интонациями.

Кричать на ребенка, тем более бить его считалось грубой работой. Это повсеместно осуждалось. Ценились действия более тонкие. Например, разговаривать с детьми надлежало только об учебе или здоровье. Сложные, противоречивые загадки бытия полагалось низводить до простых правил общежития со специальной пометкой, где добро, а где зло. Что-то типа дорожных знаков. Или детской азбуки на кубиках, где нарисована буква и рядом картинка, начинающаяся на эту букву.

Откровенные разговоры следовало пресекать. Интерес к людям душить на корню. Самостоятельных поступков и решений не допускать. О проблемах вне школьного масштаба родители ничего не должны были знать, это могло их встревожить. По негласным законам семьи на детей можно было тратить сколько угодно сил, времени и денег, главное − сохранять собственный душевный покой.

В общем, с одной стороны, следовало держать ребенка на коротком поводке, с другой − на хорошей дистанции от себя.

Иногда особо усердным родителям удавалось переломить ребенку хребет, и он становился явно несчастным или откровенно беспомощным. Это не котировалось. Успехом в воспитании считалось, если ребенок функционировал, но только в заданном направлении. Никаких фрондерских штучек типа дайте мне точку опоры, и я переверну мир. Только смиренное: скажите, как надо жить, и я не буду переворачивать мир, я в нем устроюсь.

В этой сложной, кропотливой работе мамы, как правило, преуспевали больше остальных. Страшнее мам бывали только бабушки. Папы старались меньше – у них были свои радости.

Сделать ребенка удобным для использования − это действительно была большая работа. Значит, не зря о самоотверженном материнском труде слагали песни.

Отчего это, думала Аня, всем на свете выгодно считать, что женщины от природы наделены особой мудростью в воспитании?


Tags: Семья - клетка или крылья?, Типология личности
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 64 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →