Евгения Белякова (impressionante) wrote,
Евгения Белякова
impressionante

Categories:

Арт Перформанс

Дорогие друзья!
Некоторые разъяснения по поводу типологии, публикуемой здесь.
На самом деле типологий много (Фромм, Кречмер, Юнг, Леонгард, и т.д.)
Кстати, в них нет принципиальных расхождений, но есть многочисленные нюансы, которые сильно путают общую картину. Так, у Кречмера (которого я очень люблю и уважаю) в описании шизоидов вдруг «звучат» клинические  симптомы шизофрении - в то время такая путаница случалась.
Много лет назад в Европе задумались о том, чтобы как-то упорядочить это дело. И в 1992 году на очень большой Лондонской конференции обсуждался вопрос, какая из типологий  наиболее точна, полна и удобна для работы.  У нас в России в то время шла перестройка, суетное и голодное время, поэтому до Лондона нас доехало  всего четверо. А «выиграл тендер» на этой самой конференции наш Ганнушкин! То есть вся Европа использует в работе именно его типологию. И когда я пишу коллеге из другой страны о том или ином типе личности, мы понимаем друг друга, потому что используем одну систему координат.
Типология, которая публикуется здесь – это не моя выдумка. Это Ганнушкин в моем пересказе, пропущенный через собственный клинический опыт с добавлением современных знаний…
Еще хотела предупредить, что никакая  статья не может дать исчерпывающих знаний.  Я когда читаю, так называемый, «развернутый» семинар по типологии, то о каждом типе личности рассказываю минимум 3 часа. Это значит, подробно, с примерами, с нюансами, оттенками и полутонами. А подобная короткая статья, это считай, я вам минут  за 10 рассказала...
Во многих комментариях я столкнулась с каким-то очень уж упрощенным представлением о людях, об их характерах. Мне кажется, это страшная беда эпохи Интернета - общение на расстоянии и полное неумение вглядываться в живых людей...  Но я ведь не зря рекомендую фильмы, пьесы, литературные произведения, где характер описан ярко и со всеми подробностями.
Итак, продолжим!

Арт Перформанс

Демонстративный тип личности, в просторечье – истерики

Если вы думаете, что истерики – это те, кто устраивают истерики, вы ошибаетесь. Любой из нас может взорваться, когда его достанут.
Если вы думаете, что истерики – это исключительно вульгарные, сильно накрашенные тетки, вы ошибаетесь. Бывают не вульгарные. Бывают и дядьки. На самом деле они такие… разнообразные!

При первом знакомстве производят впечатление ярких и незаурядных людей. Легко входят в контакт с кем угодно, их тонкий артистизм и живая эмоциональность завораживают. А как они умеют зажигать и увлекать за собой!
При длительном знакомстве некоторые вещи начинают раздражать. Например, непредсказуемость: вчера был теплый и нежный, а сегодня холодный и черствый, здесь гордый, там готов на всяческие унижения. И убеждения, которые вдруг меняются… вместе с настроением.

Копнув глубже, обнаруживается, что на самом деле чувства поверхностны, привязанности непрочны, интересы неглубоки, а переживания весьма приукрашиваются. Дело в том, что подсознательное кредо истерика: «Казаться больше, чем есть». Можно казаться умнее, успешнее, талантливее. Но можно и несчастнее, слабее, больнее…
Один играет роль Погрязшего в Пороках, другая – Святой, третий – Самого Невезучего, четвертый – Капризного Ребенка, пятая – Любящей Матери…
Мало того, истерик обладает уникальной способностью вживаться в избранную роль и верить в нее. В этот момент он абсолютно искренен, он действительно так чувствует!

Конечно, в жизни бывают и порочные, и возвышенные, и неоцененные. Но у истериков как-то все немного слишком! Потому что присутствует слово «самый»: самый порочный, самый невезучий…
А представляете, если роль вдруг меняется? Был порочный, стал святой…

Кстати, в отличие от шоу-бизнеса, среди профессиональных актеров истериков мало, потому что истерику интереснее разыгрывать свою роль.

У всего этого нескончаемого представления есть подсознательная цель. Смысл Жизни истерика – это стремление привлечь к себе внимание. И неважно, хвалят его или ругают. Только когда он в центре внимания, он чувствует, что существует. Поэтому самое страшное для истерика – это равнодушие. Лучше уж неприязнь или даже ненависть.

Как часто все силы и энергия истерика тратятся не на поиск своего места в жизни, а на поиск внимания. Он готов противоречить общепринятым воззрениям, может совершать красивые, не требующие напряжения подвиги, способен даже к актам подлинного самопожертвования... Все это при условии, что есть публика. Хотя бы из одного человека.
А как истерики могут врать! Врут художественно, мастерски, часто бессмысленно – лишь бы поразить воображение собеседника. Некоторые из них обожают манипулировать людьми, могут клеветать, плести интриги. И не ради какой-то примитивной выгоды, о нет, это будет интрига ради интриги.

Помню, как в юности моя подружка Милочка изысканно стравила и рассорила нашу компанию. Когда все открылось, я пошла к ней объясняться. И тут… Ломая руки, она тяжело зарыдала: «Ты права! Я подлая дрянь!» Кончилось тем, что я же ее утешала.

Часто они претендуют на особое положение (и в кругу друзей, и на работе). Ежели обламываются – меняют друзей, работу, а иногда и вид деятельности. В своих неудачах, как правило, винят других.
От сложных ситуаций истерик «убегает». В болезнь. Организм – хитрая штука, если очень надо заболеть, дайте ему приказ. Болезнь истерику нужна, чтобы переложить ответственность за решение проблемы на других и… привлечь к себе внимание.

А теперь я открою вам страшную тайну. В самых дальних уголках этого «театра» тщательно скрываются загримированные до неузнаваемости неуверенность в себе и тревога. Поэтому когда мы на группе проходим типологию, «местные» истерики немедленно присваивают себе «звание» психастеников. И там действительно много тревог! Потому что истерик так и остался подростком, который доказывает всем и себе, что он чего-то стоит. А за многочисленными масками таятся детский страх разоблачения и глубокое внутреннее одиночество. Потому что настоящая душевная близость не терпит игры...
Неужто все столь безысходно? Конечно, нет. Когда эта энергия направляется в мирное русло, когда истерик находит себя в профессии, это подарок.

Я вспоминаю своего институтского преподавателя. Предмет был не главный, лекции начинались полдевятого утра, в субботу, а приходили все. Как она говорила! Другие преподаватели, может, и знали, и любили свой предмет, но не хватало им этих горящих глаз и звенящего голоса. Ее лекции были увлекательнее любого спектакля. Все сидели, вцепившись в скамью и забыв про записи, и когда звучало «перерыв!», по аудитории проходило «а-а-ах!..» А потом все бежали в библиотеку, потому что по уши влюблялись в ее предмет.

Во что была одета? Не помню, что-то негромкое. Ей и не нужно было громкое. Она и так была в центре внимания. По праву.

Чтобы понять мироощущение истерика, почитайте роман Мопассана «Наше сердце», рассказ «Луиза» С. Моэма. Герои фильмов и пьес: «Очи черные» Н. Михалкова, «Прогулка» А. Учителя, Бланш в пьесе Т. Уильямса «Трамвай “Желание”». Они все разные? Еще бы!
Известные люди: А. Коллонтай, А. Вертинский, И. Северянин, Мэрилин Монро, Элвис Пресли.

***
Типологию мы иллюстрируем произведениями, созданными на занятиях групп АртСинтезТерапии. Это задание по риторике называется «Потрясшее меня событие».

***
Однажды я была Пигмалионом. Тем самым, который превратил свою фантазию в реальность. Ему, правда, помогла Афродита, я же справилась сама.
Это было зимним вечером много лет назад. Я и моя свита, состоявшая из девочек помладше, играли во дворе. И вдруг я сказала: «А знаете, они прилетят сегодня!» – «Кто?» – сгрудилась вокруг меня детвора. «Пришельцы», – убежденно ответила я, чувствуя прилив вдохновения. Когда на меня подобное накатывало, все, даже родня, знавшая мои странности, попадали в полную мою власть.
– А куда они прилетят?
– На пустырь за дорогой.
Дети восторженно заохали. А я уже не могла остановиться. В ту минуту я искренне верила в то, что говорила.
– Пошли посмотрим! – скомандовала я, и моя дружина устремилась за мной. Для ватаги малышей, шагающих ночью по высоким сугробам при свете звезд, это был настоящий крестовый поход.
Я знала: лучший наблюдательный пункт для встречи пришельцев – куча щебня, запорошенного снегом.
И вот мы на вершине. Холодный ветер бьет в лицо. Сзади мерцают огни поселка. Там дом. Родные. Мне становится не по себе. Зачем я это все придумала?! Тут могут быть бродячие собаки или даже волки из лесничества. На лицах, обращенных ко мне, доверчивое ожидание. Не так ли смотрели поляки на Сусанина, еще не чувствуя в нем врага?!
И тут я поворачиваюсь в сторону пустыря и начинаю вещать: «Смотрите! Вот он! Какой большой корабль!» Дети послушно повернулись. В их глазах недоумение сменяется надеждой, потом радостью и, наконец, щенячьим восторгом. А я увлеченно комментирую прилет пришельцев: «Это, наверное, солнечная батарея. Интересно, а это что? Ой! Он растворяется. Пропал! Они включили защитный экран!»
Одна из девочек берет меня за руку и ободряюще говорит: «Ну, ничего, главное-то мы видели!»
И мы идем домой. Счастливые! Обсуждаем техническое вооружение пришельцев, причем мои адепты потрясают своей наблюдательностью. Когда они успели все рассмотреть? Мы даже не вспоминаем о родителях, которым, безусловно, есть что сказать.

Прошло 15 лет. Как-то в метро меня окликнула высокая, элегантная девушка. Я с трудом вспомнила в ней одну из тех малышек. Мы разговорились. Вдруг она привлекла меня к себе: «А помнишь, как мы тогда зимой ходили в поход? Это самое большое чудо в моей жизни... Как ты думаешь, что это было?»
Я посмотрела в ее доверчивые детские глаза и убежденно сказала: «Пришельцы!»
Т.В.

Признайтесь честно, вам жаль, что вас там не было?

Продолжение следует


Tags: Типология личности
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 52 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →