?

Log in

No account? Create an account
pic#официальная

Арт Перформанс

Дорогие друзья!
Некоторые разъяснения по поводу типологии, публикуемой здесь.
На самом деле типологий много (Фромм, Кречмер, Юнг, Леонгард, и т.д.)
Кстати, в них нет принципиальных расхождений, но есть многочисленные нюансы, которые сильно путают общую картину. Так, у Кречмера (которого я очень люблю и уважаю) в описании шизоидов вдруг «звучат» клинические  симптомы шизофрении - в то время такая путаница случалась.
Много лет назад в Европе задумались о том, чтобы как-то упорядочить это дело. И в 1992 году на очень большой Лондонской конференции обсуждался вопрос, какая из типологий  наиболее точна, полна и удобна для работы.  У нас в России в то время шла перестройка, суетное и голодное время, поэтому до Лондона нас доехало  всего четверо. А «выиграл тендер» на этой самой конференции наш Ганнушкин! То есть вся Европа использует в работе именно его типологию. И когда я пишу коллеге из другой страны о том или ином типе личности, мы понимаем друг друга, потому что используем одну систему координат.
Типология, которая публикуется здесь – это не моя выдумка. Это Ганнушкин в моем пересказе, пропущенный через собственный клинический опыт с добавлением современных знаний…
Еще хотела предупредить, что никакая  статья не может дать исчерпывающих знаний.  Я когда читаю, так называемый, «развернутый» семинар по типологии, то о каждом типе личности рассказываю минимум 3 часа. Это значит, подробно, с примерами, с нюансами, оттенками и полутонами. А подобная короткая статья, это считай, я вам минут  за 10 рассказала...
Во многих комментариях я столкнулась с каким-то очень уж упрощенным представлением о людях, об их характерах. Мне кажется, это страшная беда эпохи Интернета - общение на расстоянии и полное неумение вглядываться в живых людей...  Но я ведь не зря рекомендую фильмы, пьесы, литературные произведения, где характер описан ярко и со всеми подробностями.
Итак, продолжим!

Арт Перформанс

Демонстративный тип личности, в просторечье – истерики

Если вы думаете, что истерики – это те, кто устраивают истерики, вы ошибаетесь. Любой из нас может взорваться, когда его достанут.
Если вы думаете, что истерики – это исключительно вульгарные, сильно накрашенные тетки, вы ошибаетесь. Бывают не вульгарные. Бывают и дядьки. На самом деле они такие… разнообразные!

При первом знакомстве производят впечатление ярких и незаурядных людей. Легко входят в контакт с кем угодно, их тонкий артистизм и живая эмоциональность завораживают. А как они умеют зажигать и увлекать за собой!
При длительном знакомстве некоторые вещи начинают раздражать. Например, непредсказуемость: вчера был теплый и нежный, а сегодня холодный и черствый, здесь гордый, там готов на всяческие унижения. И убеждения, которые вдруг меняются… вместе с настроением.

Копнув глубже, обнаруживается, что на самом деле чувства поверхностны, привязанности непрочны, интересы неглубоки, а переживания весьма приукрашиваются. Дело в том, что подсознательное кредо истерика: «Казаться больше, чем есть». Можно казаться умнее, успешнее, талантливее. Но можно и несчастнее, слабее, больнее…
Один играет роль Погрязшего в Пороках, другая – Святой, третий – Самого Невезучего, четвертый – Капризного Ребенка, пятая – Любящей Матери…
Мало того, истерик обладает уникальной способностью вживаться в избранную роль и верить в нее. В этот момент он абсолютно искренен, он действительно так чувствует!

Конечно, в жизни бывают и порочные, и возвышенные, и неоцененные. Но у истериков как-то все немного слишком! Потому что присутствует слово «самый»: самый порочный, самый невезучий…
А представляете, если роль вдруг меняется? Был порочный, стал святой…

Кстати, в отличие от шоу-бизнеса, среди профессиональных актеров истериков мало, потому что истерику интереснее разыгрывать свою роль.

У всего этого нескончаемого представления есть подсознательная цель. Смысл Жизни истерика – это стремление привлечь к себе внимание. И неважно, хвалят его или ругают. Только когда он в центре внимания, он чувствует, что существует. Поэтому самое страшное для истерика – это равнодушие. Лучше уж неприязнь или даже ненависть.

Как часто все силы и энергия истерика тратятся не на поиск своего места в жизни, а на поиск внимания. Он готов противоречить общепринятым воззрениям, может совершать красивые, не требующие напряжения подвиги, способен даже к актам подлинного самопожертвования... Все это при условии, что есть публика. Хотя бы из одного человека.
А как истерики могут врать! Врут художественно, мастерски, часто бессмысленно – лишь бы поразить воображение собеседника. Некоторые из них обожают манипулировать людьми, могут клеветать, плести интриги. И не ради какой-то примитивной выгоды, о нет, это будет интрига ради интриги.

Помню, как в юности моя подружка Милочка изысканно стравила и рассорила нашу компанию. Когда все открылось, я пошла к ней объясняться. И тут… Ломая руки, она тяжело зарыдала: «Ты права! Я подлая дрянь!» Кончилось тем, что я же ее утешала.

Часто они претендуют на особое положение (и в кругу друзей, и на работе). Ежели обламываются – меняют друзей, работу, а иногда и вид деятельности. В своих неудачах, как правило, винят других.
От сложных ситуаций истерик «убегает». В болезнь. Организм – хитрая штука, если очень надо заболеть, дайте ему приказ. Болезнь истерику нужна, чтобы переложить ответственность за решение проблемы на других и… привлечь к себе внимание.

А теперь я открою вам страшную тайну. В самых дальних уголках этого «театра» тщательно скрываются загримированные до неузнаваемости неуверенность в себе и тревога. Поэтому когда мы на группе проходим типологию, «местные» истерики немедленно присваивают себе «звание» психастеников. И там действительно много тревог! Потому что истерик так и остался подростком, который доказывает всем и себе, что он чего-то стоит. А за многочисленными масками таятся детский страх разоблачения и глубокое внутреннее одиночество. Потому что настоящая душевная близость не терпит игры...
Неужто все столь безысходно? Конечно, нет. Когда эта энергия направляется в мирное русло, когда истерик находит себя в профессии, это подарок.

Я вспоминаю своего институтского преподавателя. Предмет был не главный, лекции начинались полдевятого утра, в субботу, а приходили все. Как она говорила! Другие преподаватели, может, и знали, и любили свой предмет, но не хватало им этих горящих глаз и звенящего голоса. Ее лекции были увлекательнее любого спектакля. Все сидели, вцепившись в скамью и забыв про записи, и когда звучало «перерыв!», по аудитории проходило «а-а-ах!..» А потом все бежали в библиотеку, потому что по уши влюблялись в ее предмет.

Во что была одета? Не помню, что-то негромкое. Ей и не нужно было громкое. Она и так была в центре внимания. По праву.

Чтобы понять мироощущение истерика, почитайте роман Мопассана «Наше сердце», рассказ «Луиза» С. Моэма. Герои фильмов и пьес: «Очи черные» Н. Михалкова, «Прогулка» А. Учителя, Бланш в пьесе Т. Уильямса «Трамвай “Желание”». Они все разные? Еще бы!
Известные люди: А. Коллонтай, А. Вертинский, И. Северянин, Мэрилин Монро, Элвис Пресли.

***
Типологию мы иллюстрируем произведениями, созданными на занятиях групп АртСинтезТерапии. Это задание по риторике называется «Потрясшее меня событие».

***
Однажды я была Пигмалионом. Тем самым, который превратил свою фантазию в реальность. Ему, правда, помогла Афродита, я же справилась сама.
Это было зимним вечером много лет назад. Я и моя свита, состоявшая из девочек помладше, играли во дворе. И вдруг я сказала: «А знаете, они прилетят сегодня!» – «Кто?» – сгрудилась вокруг меня детвора. «Пришельцы», – убежденно ответила я, чувствуя прилив вдохновения. Когда на меня подобное накатывало, все, даже родня, знавшая мои странности, попадали в полную мою власть.
– А куда они прилетят?
– На пустырь за дорогой.
Дети восторженно заохали. А я уже не могла остановиться. В ту минуту я искренне верила в то, что говорила.
– Пошли посмотрим! – скомандовала я, и моя дружина устремилась за мной. Для ватаги малышей, шагающих ночью по высоким сугробам при свете звезд, это был настоящий крестовый поход.
Я знала: лучший наблюдательный пункт для встречи пришельцев – куча щебня, запорошенного снегом.
И вот мы на вершине. Холодный ветер бьет в лицо. Сзади мерцают огни поселка. Там дом. Родные. Мне становится не по себе. Зачем я это все придумала?! Тут могут быть бродячие собаки или даже волки из лесничества. На лицах, обращенных ко мне, доверчивое ожидание. Не так ли смотрели поляки на Сусанина, еще не чувствуя в нем врага?!
И тут я поворачиваюсь в сторону пустыря и начинаю вещать: «Смотрите! Вот он! Какой большой корабль!» Дети послушно повернулись. В их глазах недоумение сменяется надеждой, потом радостью и, наконец, щенячьим восторгом. А я увлеченно комментирую прилет пришельцев: «Это, наверное, солнечная батарея. Интересно, а это что? Ой! Он растворяется. Пропал! Они включили защитный экран!»
Одна из девочек берет меня за руку и ободряюще говорит: «Ну, ничего, главное-то мы видели!»
И мы идем домой. Счастливые! Обсуждаем техническое вооружение пришельцев, причем мои адепты потрясают своей наблюдательностью. Когда они успели все рассмотреть? Мы даже не вспоминаем о родителях, которым, безусловно, есть что сказать.

Прошло 15 лет. Как-то в метро меня окликнула высокая, элегантная девушка. Я с трудом вспомнила в ней одну из тех малышек. Мы разговорились. Вдруг она привлекла меня к себе: «А помнишь, как мы тогда зимой ходили в поход? Это самое большое чудо в моей жизни... Как ты думаешь, что это было?»
Я посмотрела в ее доверчивые детские глаза и убежденно сказала: «Пришельцы!»
Т.В.

Признайтесь честно, вам жаль, что вас там не было?

Продолжение следует


Comments

Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
Честно – не жаль. У меня есть подозрение, что такие перформансы – которые обманывают... как бы сказать... обыденное, нормальное восприятие, пробиваются сквозь защитные барьеры (логические, например) напрямую в незащищенную, податливую часть сознания, – оставляют после себя незарастающую брешь в этих самых барьерах, и потом человеком проще манипулировать именно вот таким способом. Может быть, это имеет отношение к гипнозу. Я не права?

И, да, Евгения Петровна, еще раз спасибо огромное за то, что Вы делаете.
Не права.
Незарастающую брешь оставляют, как правило, родители. Но никакого отношения к гипнозу это не имеет.
Весьма актуально в свете...
да, вот уж источник вдохновения! :)
Мне очень жаль, что меня там не было.) Но я бы не увидела того, чего не видела. Но я бы в это сыграла.
Я больше похожа на ту, которая повела смотреть корабль. Я и в детстве
(и даже сейчас с внучками) такие штуки разыгрывала.
ТОлько я не понимаю, разве это поведение истерика? Это же игра. И она не для того, чтобы привлечь к себе внимание, а для того, чтобы сделать жизнь интересной, раскрасить ее, пожить в фантастической реальности, прекрасно зная, что она фантастическая.


Спасибо! Читаю все с огромным удовольствием :)
спасибо за пост)
очень интересный)))
Еще из известных людей: Нина Хаген, Жанна Агузарова, Эдуард Лимонов...
Лимонов - подписываюсь!
Агузарова несколько иное... не имею права говорить...но это не отменяет ее таланта.
Спасибо! действительно очень интересно :)
Если это возможно, не могли бы Вы еще и коротко рассказывать, как нужно обращаться с каждым из типов личности? Заранее спасибо :)
КОРОТКО???? Коротко???!!!!
Простите, но это вопрос уровня соковыжималки. "Нажмите желтую кнопку..."

Представляете самоучители: "как обращаться с арфой?", "как обращаться с электронным нано телескопом", "как обращаться с космическим кораблем"...
ЧЕЛОВЕК СЛОЖНЕЕ ЧЕМ АРФА, ТЕЛЕСКОП И КОСМИЧЕСКИЙ КОРАБЛЬ ВМЕСТЕ ВЗЯТЫЕ!!!!!!!!!
Этот тип хорошо ясен.

А по поводу восприятия, так типология вроде и пытается выставить четкие границы каждому типу. В жизни-то чистых типов единицы и порою они переплетаются так, что и не поймешь кто перед тобой.
На самом деле, какие бы сложные переплетения не были в характере человека, в нем всегда есть доминанта, то бишь, радикал, то бишь корень характера.
И кто есть кто отлично понимаешь, если:
1. наблюдательный,
2. если люди искренне интересны,
3. если у тебя самого нарушений мышления нет.
Раз уж Вы упомянули Моэма, а его героиня Джулия Лэмберт из "Театра" относится к этому типу личности? Она столько сил прикладывала в личной жизни, чтобы казаться больше, чем она есть.
Никакого отношения Джулия Лэмберт к истерикам не имеет! В ее жизни главное - работа! Театр!Это для нее точка отсчета и система координат.
Спасибо, очень интересно, есть такие знакомые. Но ведь типы чистыми не бывают? Или бывают? Ведь и не только у истериков бывает потребность временами побыть центром вселенной?
Евгения Петровна, спасибо за интересные и живые описания.
А это не будет очень большой наглостью, попросить Вас написать про соответствия с типологией Юнга?
Огромное число людей этим пользуется и описание соответствия от профессионала было бы очень полезным и востребованным.
Будет ооооочень большой наглостью! Это семинар часов на 6 минимум, с тонким анализом соответствий и несоответствий. Или страниц 50 текста!!!!!!!!!

Типология Ганнушкина - здесь?:

http://www.psychiatry.ru/lib_show.php?id=6

в озоне есть другая его книга, для любопытных прямая ссылка:
http://www.ozon.ru/context/detail/id/114677/

Одушевленные очерки зажигают интерес и к длинным скучным толстым книгам :-)
интернет и социальные сети для таких людей становиться местом, где они особенно привлекают к себе внимание?

Прочитал весь журнал от корки до корки.

Теперь буду маяться в ожидании следующего рассказа.
И перечитывать.
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>