Евгения Белякова (impressionante) wrote,
Евгения Белякова
impressionante

Categories:

Убить время

Прошу простить, что давно не писала, но живу в диком, нечеловеческом режиме.

Ремонт закончился. Про мой сан.узел после ремонта говорят, что

а) это произведение искусства

б) что туда еще для завершения эффекта нужен бар и кальян

в) что получилась роскошная комната сексуальной нагрузки (разгрузки)

г) что это чертоги Шехерезады (или ее логово)

Книга подготовлена к изданию. Вернее, я сделала все от меня зависящее, дальнейшее зависит уже не от меня - от верстальщика, от издательства... При этом, боюсь, что перерыва не предвидиться - начинаю возиться с нашим сайтом: переписывать тексты, придумывать структуру, искать веб-дизайнера...

Только не надо меня жалеть - ведь все это ужасно интересно!

А пока - размышления на новую (старую) тему.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------



В журналистике много жанров.

На самом деле всю журналистику можно условно разделить на две категории: умная и глупая. Есть журналистика, поднимающая серьезные проблемы. И есть журналистика, которая эти серьезные проблемы опускает до тупенькой байки, пошлого анекдотца.
***

Некоторое время назад я написала статью «Осторожно, психолог!» о некомпетентности большинства практикующих психологов. И вдруг мне позвонили из программы «Новое времечко» и сказали, что хотят сделать передачу на эту тему. Потому что тема свежая, ее никто никогда не трогал. Обычно я отказываюсь от приглашений на телевизионные ток-шоу. Некогда. Но тут тема была моя, выстраданная. И я пошла.

Все началось с трехчасового ожидания перед эфиром. Я слонялась по коридорам, пила кофе, курила. Неожиданно подошел редактор с вопросом: «А жертвы будут?» Выяснилось, что тема статьи «Осторожно, психолог!» удивительным образом трансформировалась в «Жертвы психоанализа». Мне пришлось объяснять, что психология и психоанализ – разные вещи, это все равно, что спутать астрономию и астрологию.

Параллельно вспомнился юмористический рассказ Карела Чапека. Там к старой писательнице приходят киношники, которые хотят поставить фильм по ее роману «В разгар лета» о романтичной любви барышни ХIХ века. В результате фильм выходит на экраны с названием «В горах – вот где потеха!», деревенская барышня превращается в дочь миллионера, героем становится инструктор по лыжам, в фильме появляются весьма пикантные сцены… Не помню точно, но кажется, старую писательницу хватил удар.

Меня удар не хватил. Спас интерес психотерапевта: я стала отмечать самые разнообразные «симптомы» болезни, называемой непрофессионализм.



У ведущей были логопедические проблемы и провинциальный выговор. Русский язык оставлял желать лучшего. Вообще-то, это считается профнепригодностью для работы на канале центрального телевидения.Меня представили как «профессионального психиатра». Во-первых, нелепое словосочетание – а что, бывают психиатры-любители? Во-вторых, это неправда, перед эфиром хорошо было бы уточнить, кто есть кто.Журналисты были «не в теме». Возникало впечатление, что они понятия не имели, о чем речь. Ведущие также путали психоанализ, психологию и психиатрию. При этом на правах «хозяев территории» вели себя по-хамски.
На мои попытки объяснить, что такое душевное заболевание, которого не видят психологи, ведущая, не дослушав, радостно закричала: «Значит, мы все сумасшедшие!»
В общей сложности мне дали сказать две фразы. «А у меня копеечка есть», – вдруг возопил один из ведущих, чем очень напомнил юродивого из оперы «Борис Годунов». И зал рьяно начал обсуждать, нужны ли нам мелкие деньги. Логики у программы не было. Была пустая болтовня уровня «а у нас на кухне газ», «а у нас водопровод». Радостно-идиотической манере общения ведущих мог позавидовать сам «Аншлаг».Потом показали репортаж про роботов. Потом у зала спросили, стоит ли ходить к психологу. На этом передача закончилась.
Цели поднять тему или раскрутить ее у «Нового времечка» не было.
Цель была – занять время. Провести время. Убить время.


После передачи осталось чувство недоумения и обиды. Слушайте, я не просилась к вам на передачу, это вы меня пригласили! Почему же так… по-скотски?Самым вменяемым оказался водитель компании ТВЦ, который отвозил меня домой. Я села к нему в машину со словами: «Никогда больше!», и он спокойно сказал: «Вы не расстраивайтесь, после эфира все выходят очумелые и плюются».


Консьержка нашего дома прокомментировала увиденное грубее: «Передача для слабоумных. Они нас за быдло держат, считают, что мы ниже табуретки». А на мой робкий вопрос: «Как же рейтинг?» ответила: «Тоже мне, показатель! Самый высокий рейтинг был бы у порнухи, если б позволили крутить».

***
Я не склонна искать врагов и отлично понимаю, что никто не желал зла. Ну да, был бардак, был дремуче низкий уровень культуры. Но откуда это все на центральном телевидении? И я взялась за собственное расследование.

Еще на разных каналах я регулярно попадала на что-нибудь празднично-развлекательное. По какому поводу праздник, было не очень ясно, но меня явно старались всячески развеселить. Правда, мне почудилось, что праздник на всех каналах какой-то одинаковый: те же лица, похожие песенки, одни и те же герои у юмористов: взяточник милиционер, гадкая теща, пьющий зять, тупая жена…



К концу недели я твердо усвоила, что смысл жизни в том, чтобы правильно ухаживать за собой, вкусно есть и хорошо развлекаться. Ничего другого не существует. Нет сложного, многомерного мира человеческих взаимоотношений, нет страданий, загубленных судеб, нет одиночества. Старости нет. Смерти нет.*** В свое время, когда мне было лет двенадцать, я прочитала «Машину времени» Герберта Уэллса. Уэллс описывает далекое будущее. «Люди стали жить в великолепных дворцах, одеваться в роскошные одежды и освободились от всякого труда». Это общество красивых, вечно весёлых, танцующих и поющих людей. Там нет стариков и больных. Милые, наивные, простые и пустые люди. «Всего более поразило меня в этом новом мире почти полное отсутствие любознательности у людей. Они, как дети, подбегали ко мне с криками изумления и, быстро оглядев меня, уходили в поисках какой-нибудь новой игрушки». В середине романа выясняется, какой жуткой ценой достается это внешнее благополучие. Но это я уже отсылаю к первоисточнику. А в целом, похоже, не правда ли?

***
И все же больше всего времени я посвятила изучению ток-шоу. И вот что прямо-таки бросалось в глаза: спецификой наших ток-шоу является неуважение – к своему и чужому времени, к публике, да и к собственной профессии.

Темы могли быть и животрепещущими, но обсуждение… Один за другим в студию вваливалась куча народу. Здесь и эстрадная певичка, и журналист, и депутат, и ясновидящая, и психоаналитик…

Возможно, прообразами ток-шоу являются старые цирковые балаганы, где можно было наблюдать столь же пестрое  сборище: силач, карлица с двумя головами, жонглер, человек без рук, женщина с бородой и т.д. Возможно, у них и цель одна: развлечь. В отличие от ток-шоу, цирк – искусство честное, оно эту цель декларирует. А ток-шоу имитирует обсуждение проблем и даже их решения. Каждому достается по одной фразе. Тема расклевывается, как брошенная курам корка хлеба.
Вот замечательная тема, кто кого выбирает: мужчины – женщин, или женщины мужчин. Дружно приходят к выводу, что выбирает всегда (?)женщина. Во всем разговоре сквозит отвратительное унижение человеческих отношений. Выбирать можно сапоги или материал на платье, шторы, машину, пылесос… Почему-то никому из ведущих в голову не приходит, что отношения между людьми могут быть качественно иными. Может, тогда они и строиться будут иначе, чем с пылесосом?
Нормальным считается, что телеведущий своих гостей может прервать на полуслове или попросту заткнуть, ну а уж нахамить – это святое. Попадаю на передачу о трансвеститах. Ведущие почему-то путают трансвестизм с гомосексуализмом. (Интересно, должны ли они иметь набор элементарных знаний по теме, о которой сегодня рассказывают?) Но самое противное – прилюдно унижают своих гостей. На всю страну.

Если уж с экрана центрального телевидения нас учат нетерпимости, то, поверьте, путинская борьба с экстремизмом обречена на провал. Впрочем, унизительную реплику в свой адрес может заработать любой гость ток-шоу. И плевать, если он обидится и на их передачу больше не придет. Как считалось при советской власти, «незаменимых у нас нет»: люди, приглашенные на ток-шоу, – это продукт разового использования, вроде презерватива.

Вообще создается впечатление, что для того, чтобы вести ток-шоу, ничего знать и уметь не надо. Милые, вы ж себе яму роете! Не боитесь, что получится как в похабном анекдоте: «Шампанское и баб сменить»? Низкопробный работник легко заменяем. И если большинство ведущих поменять на других, боюсь, никто не заметит.

***
Ах, как не хватает мне в телевизионных ток-шоу личности ведущего – с нестандартным взглядом, яркой индивидуальностью!.. А еще с высоким уровнем культуры, умением заставить аудиторию волноваться, переживать, думать. Эк, скажете, размечталась! А что, в 15-миллионной Москве невозможно найти людей, способных вести программу живо, с юмором, и при этом умных и образованных?



На самом деле, низкий уровень наших ток-шоу не безопасен для страны. Потому что мы или глупеем от передачи, или умнеем. Глупая журналистика, как паленая водка, травит людям мозги. С экрана телевизора нам показывают, что жизнь проста, пуста и незатейлива. Может быть, поэтому в нашей стране культура отношений, семьи, воспитания детей крайне низка?

А может быть, ток-шоу вообще не нужны? Нужны. В другом качестве. Ведь именно телевидение дает уникальную возможность обсудить с многомиллионной аудиторией вечный вопрос: что мы делаем со своей жизнью и с жизнями своих близких... Потому что это самый главный вопрос для человека во все времена. Господи, как же нам мало времени отпущено, чтобы хоть чуть-чуть разобраться в этом, чтобы хоть что-то понять!

***

Эта статья была уже почти готова, и я искала концовку. Ее подбросила мне сама Жизнь. Я включила радио: по «Эхо Москвы» всем известный телепродюсер оживленно рассказывал, как будет здорово, когда у всех будет по 100 каналов в телевизоре. С Dolby звуком. Но тут начались звонки разъяренных слушателей. Один за другим они говорили, что все каналы, кроме «Культуры», похожи один на другой, и смотреть нечего. Уж больно все примитивно. В интонациях продюсера появилось раздражение: «Если телевидение будет умным, мы прогорим!» И столько неподдельного презрения было в его голосе к этому тупому быдлу, которое обязано глотать то, что дают.

Быдло – это мы, если кто не понял. Счастья своего не ценим. Представляете, 100 каналов пустой болтовни, глупости, пошлости – и с Dolby звуком!

Tags: Моя правда
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments