?

Log in

No account? Create an account
pic#официальная

Имитация и профессионализм

Как тяжко мертвецу среди людей
Живым и страстным притворяться!
Но надо, надо в общество втираться,
Скрывая для карьеры лязг костей…
А.Блок

Как я люблю наблюдать за чужой работой!
Вот мясник на рынке рубит мясо – топор со всего размаха опускается точно в сантиметре от пальца…жутко и красиво! Портниха раскраивает мне платье – «поющие» руки порхают над тканью, и за час на глазах из смутной идеи рождается изысканный результат. 
Приятельница переводит на английский доклад для конференции. Ее лицо, в жизни не яркое, сейчас отражает сменяющую гамму чувств – задумчивость, недоумение, страдание – и вдруг вспыхивает ослепительной радостью – удалось найти нужное слово.

А как я люблю наблюдать за работой своих коллег-психотерапевтов! Это импровизация сродни джазовой, это изысканная шахматная партия, это умная, тонкая ювелирная работа…

Мне кажется, профессионализм – это больше, чем просто набор приемов и навыков. Это всегда – бесконечный интерес к своей работе. Это всегда – сомнения и потребность знать больше, глубже. Это приобщение к настоящему, твоими усилиями созданному. А еще профессионализм всегда – взаимная любовь!

В нашей стране профессионализм редко приносит много денег. Зато он дарит  ощущение полноценности и бесценное чувство УВАЖЕНИЯ К СЕБЕ.  Когда я вижу профессиональную работу, под ложечкой у меня появляется холодок восторга. А в душе – благодарность и восхищение. Впрочем, это происходит редко. Потому что чаще я сталкиваюсь с имитацией.

Когда доктор Курпатов появился на телеэкране, я ужасно обрадовалась. Я решила, что это поможет пропаганде психотерапии. После нескольких передач я насторожилась: действо, происходящее на экране, не имело к психотерапии никакого отношения. Скорее, это можно было назвать вульгарной педагогикой: 20 минут расспросов и 10 минут директивных советов. Некоторые из этих советов были просто дикими, например: «имитируйте оргазм, и он придет». Эта вопиющая безграмотность с точки зрения сексологии прозвучала для громадной телевизионной аудитории.  Наверное, гадкое телевидение навязало доктору роль, думала я... Купила книжку Курпатова и окончательно расстроилась. Этакое полуграмотное, неряшливое резонерство с упрощенными выводами и примитивными советами.

Мне есть с чем сравнивать. Я имела счастье видеть работу настоящих психотерапевтов. Как правило, небогатых и незнаменитых – замечательных профессионалов своего дела. Там работа имела цель, смысл, результат…

Он морочит всем голову, решила я. Но зачем? Ради денег? Или тщеславия? И вдруг, слушая очередные малокомпетентные рассуждения, меня осенило: Он, бедный, сам не знает, что он не знает. Даже не догадывается! Он думает, что он настоящий. Вот откуда эти мессианские интонации.

Возможно, и Грабовой со временем стал верить, что оживляет мертвых.

В сфере психологических услуг имитация сегодня занимает одно из первых мест. Многочисленные тренинги, курсы, консультирование… Впрочем, об этом отдельный разговор.

Но вот известная всем «марка» – психоанализ. Когда общаешься с психоаналитиками, ощущение, что попадаешь в эпоху паровозов и аэропланов. Со времен Фрейда и Юнга прошло 100 лет, и за это время о человеческой психике, ее законах и механизмах добавилось колоссальное количество знаний. А у психоаналитиков представления, рассуждения, терминология еще те, до 1-й мировой. Впрочем, печалит не это. Много лет я пыталась выяснить, с какими болезнями и проблемами психоанализ работает, а главное, – каков результат этой работы. Перелопатила кучу специальной литературы. Выяснилась поразительная вещь – данные о результатах отсутствуют. Вообще сколько-нибудь серьезной статистики – с кем работаем, с кем не работаем, кому стало лучше, кому хуже – не существует!  Наверное, психоанализ можно сравнить с модой от кутюр – очень дорогое, бесцельно-самодостаточное искусство. Ради искусства.

Имитация – подделка? Фальшивка? Все не так просто. Имитаторы вовсе не мошенники. У мошенника цель – обмануть. А имитатор уверен, что он профессионал. 

Имитация – стиль, образ и бренд современной жизни. Поэтому кто угодно может петь с эстрады, быть дизайнером, вести ток-шоу и психологические тренинги. А чтобы написать книгу, достаточно «знать грамоте». Сколько их, кое-как слепленных детективов, мелодрам, фэнтези? Наверное, столько же, сколько левой ногой сделанных сериалов.

И уже два десятка изданий объясняют, что глупые сериалы и вечный «Аншлаг» необходимы человечеству, потому что люди приходят с работы усталые, им не хочется думать, им надо просто отрелаксировать. Для меня загадка: отрелаксировать можно только на низкопробной халтуре? А на хороших комедиях и качественных юмористических программах расслабиться нельзя??

Неужто профессионализм не в цене? Не в цене. За имитацию платят больше. Профессионализм и не «в моде». В моде ловкие, жадные, неразборчивые – их уважают, ими восхищаются.

И если бы даже из могил встали великие, с мировым признанием артисты, боюсь, рейтинг Волочковой был бы намного выше Улановой, Басков переплюнул бы Карузо, а Заворотнюк, без сомнения, затмила бы Сару Бернар.

На самом деле, настоящих профессионалов в любой области не так много. А в нашей стране, к тому же, вывеска не гарантирует качество. Специалистов ищут по знакомым. «У тебя нет хорошего терапевта (электрика, преподавателя английского и т.д.)» – самый частый вопрос, который мне задают знакомые. 
Поэтому когда мы задумали сделать сайт, мы кинули клич, и к нашим услугам оказалось 2 десятка веб-дизайнеров. Очень скоро выяснилось, что все они чистые программисты и о дизайне не имеют никакого представления. Они не видели, что цвета «дерутся», не понимали, что не стоит лепить «рюшечки» для красоты, не знали, что в любой картинке должен быть ритм и гармония. И, главное, они не понимали, что не понимают! Мы хотели дизайн в стиле модерн. Мы перебрали все 2 десятка, и большинство из них это слово только слышали, а некоторые не знали вовсе…
Дизайнер, не разбирающийся в стилях – это нелепость, чепуха…и реальность наших дней.

Параллельно нашим мытарствам с поиском дизайнера мы писали тексты. Наша задача была простым языком объяснить сложные вещи. Мы тщательно строили фразу, искали оригинальные метафоры и яркие образы, подбирали самые точные, самые емкие слова.

Однажды ко мне зашел приятель – мы должны были идти в «Современник» на «Мурлин Мурло». Я в это время мучилась над фразой. В ожидании пока я закончу, он копался в моей библиотеке и рассуждал о жизни. «Что ты бьешься за качество? Людям это не нужно. Людям нужен Дейл Карнеги с простыми житейскими советами. Чем примитивнее совет, тем больше у человека иллюзий, что изменить свою жизнь можно легко и быстро. Вот, посмотри – и он вытащил книгу очень известного психолога, книгами которого завалена Москва, – он же, судя по тексту, в психологии ни ухом ни рылом. А на обложке – «автор уникальной методики». И у него, между прочим, свой центр. Вот как надо работать!»

Я огрызнулась: «А что же ты не пойдешь в пластические хирурги? Отсасывал бы жир у богатых теток и ездил бы на Мерседесе». Приятель мой, замечательный сосудистый хирург, развеселился: «Жир? Легко! Но не пойду. Это все равно что Пикассо предложить рисовать комиксы».  

И мы отправились в театр. А Елена Яковлева, которую я знала как интердевочку и Каменскую оказалась потрясающей актрисой. Я очень насторожено отношусь к фильмам и спектаклям, где речь идет о душевнобольных. Обычно их играют, не зная «материала», из-за этого даже хорошие актеры сваливаются в дешевую театральность: закатывают глаза, страшно кривят лицо. А Яковлева меня потрясла не только актерской игрой, но и абсолютной достоверностью. Жесты, интонации, мимика – ах, как все было верно, до боли узнаваемо. Потому что одно из моих мест работы – психиатрическая больница, я с этими людьми работаю. Было очевидно, что и режиссер и актриса «материал» досконально изучали, на этом и стоит профессионализм. Поэтому не было фальшивого надрыва, но звучала потрясающей высоты живая трагическая нота. И в конце спектакля я заплакала.

После спектакля мы бродили по вечерней Москве и философствовали: Может быть, так было всегда? Может быть, настоящего в жизни вообще меньше, чем искусственного, фальшивого, поддельного? И память услужливо подсказала строчки из «Степного волка» Германа Гессе: «Кто во времена Моцарта правил миром, снимал пенки, задавал тон и имел какой-то вес – Моцарт или дельцы, Моцарт или плоские людишки? А как он умер и как похоронен?»   Как известно, Моцарт умер в бедности, и никто не знает, где его могила.

Возможно, имитация столь распространена, потому что отвечает подсознательной «голубой мечте» большинства – хочу, чтобы все получилось, но без напряга, без знаний и умения, без вложения сил и времени. Точь-в-точь наркоманы, которые ищут легкого и быстрого кайфа. Да, и к имитации как к наркотику привыкают, на нее подсаживаются… А потом без нее уже не представляют себе жизни.

Оглянитесь, разве имитация касается только профессии? Имитировать можно все: семью (мне ли, семейному психотерапевту, этого не знать!), родительскую любовь (и от детей требовать изображения любви), горе и радость (это особенно хорошо видно на свадьбах и похоронах).

Грубый Ницше делил людей на «личностей» и «невнятное стадо». Во все времена для «стада» предлагался простой рецепт: если не можешь быть, старайся казаться. Когда удается долго казаться, начинаешь верить, что это правда. И это значит, имитация жизни удалась!

А потом приходит смерть. Но уж она-то не позволит себя имитировать…


Comments

Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
Моцарт теперь появился сам в ЖЖ!

http://moskalkov-opera.livejournal.com/430447.html

Edited at 2011-08-22 17:21 (UTC)
Три раза переписывала коммент. Никак не получается точно сформулировать мысль, а откликнуться хочется,зацепило.
Подумалось, что,наверное, у каждого человека внутри есть свое собственное ощущение или определение имитации.
Например, моя подруга- человек физически очень нездоровый — никогда не показывающий сторонним людям своих чувств и изображая неуемный оптимизм и героизм, иногда честно признается в том, что все это имитация радости жизни. Потому что так удобно, этого ждут от нее люди, а раз «пипл хавает», то и на здоровье. Хотя это лишает ее возможности быть искренней с людьми. У нее практически нет друзей.
я всерьез занимаясь танцем, ставя очередной этюд или танцуя отрывок, периодически натыкаюсь на это ощущение. Когда в зеркале вроде все красивои правильно, а внутри никак не отзывается, не то, чувство будто вру, нет искренности,правды в каждом движении...И тогда мой танец-имитация. От этого очень часто бывает почти физически тошно и больно. Но вот ведь фокус — когда понимаешь,что это не танец, а имитация танца, переживешь это, отчего-то начинает получаться то, что нравится,что трогает, хотя перед этим следует не один десяток часов в зале в слезах.
Так вот я о том,что счастлив тот, кто в неведении. Тот, кто не знает,что он не знает. Потому,что ему нет нужды париться,задумываться,копаться. Он лепит то,что лепит, а пипл хавает. Все счастливы. Только счастье это какое-то...имитированное...ущербное..Как поставить дома уродскую вазочку и радоваться тому,что есть куда поставить цветы, а не радоваться красоте букета. Жаль.
И еще раз простите за корявость в формулировке.
Да, нет, все понятно. Только слово счастье там не вяжется. Может, довольство?
Наверное, многих людей гложут страхи и внутренние вопросы: "кто я? а я есть? а что я по-настоящему умею? а меня есть за что любить7" И самый легкий путь - начать уверять окружающих, а главное себя, что что-то любишь, что-то умеешь, что ты не хуже, а может даже лучше (о, эта заманчивая высокомерная мысль) других... А другие ищут как по настоящему стать, быть, состояться. Почему одних сомнения толкают к развитию, а других к его имитации? Проще?

Меня зацепило "профессионализм – это ...всегда – сомнения и потребность знать больше, глубже". Когда любишь свое дело, сомневаешься, ищешь, учишься, это ведь не только радость от достижения, от успеха, но и боль от ошибок? А имитируя, как раз и стремишься спрятаться от боли и сомнений?
Простите, а о каком спектакле с Яковлевой идет речь?
В тектсте написано - "Мурлин Мурло".
Кстати, действительно прекрасный спектакль и прекрасная Яковлева в нем. Я тоже видела его. Трижды.

Не могла не поделиться

Зная Ваше отношение ,Евгения Петровна, к театру
http://www.vzhizn.ru/about
Спектакль Егора Дружинина "Всюду жизнь" идет в театре Маяковского
Невероятный. В нем качественная, красивая и знакомая музыка(Брегович,например), танцы, пантомима и... ни единого слова. Смотриться на одном дыхании. Потрясающая хореография и пластика актеров, когда слова просто не нужны. Сходите обязательно!

Re: Не могла не поделиться

Спасибо, обязательно схожу, но попозже. Книжку вот сдам...Сейчас вынуждена работать за компьютером по 10 часов в день, последние правки и т.д.

(Анонимно)

Хочу рассказать, как столкнулась с умышленной имитацией профессионализма (если такое сочетание возможно)... в районной стоматологии. В течение 9 лет я лечила зубы у одного и того же врача. И Все эти годы была уверена, что лечусь у высококвалифицированного специалиста. Уверенность держалась на рекомендации 9-летней давности, внешней приветливости доктора и моей банальной лени искать что-либо другое. И все бы ничего, кабы я не стала замечать, что прихожу в этот кабинет все чаще и чаще. А время лечения тянется все дольше и дольше. И, в один прекрасный момент до меня, наконец, дошло, что это такая политика поведения данного конкретного врача с пациентами. Ведь лечение в районных поликлиниках в наше время весьма условно можно назвать бесплатным. Платить за что-либо приходилось каждый визит. Итог плачевный - двадцать раз латаные-перелатаные зубы начали рушиться. Я схватилась за голову. Потом за телефонную трубку. Друг посоветовал врача. Каково же было мое удивление, когда я узнала, что, оказывается, в районной поликлинике можно, не переплачивая, пролечиться довольно быстро и качественно, после приходя к Врачу Золотые Руки раз в год на контрольный осмотр.

И вот что интересно. У того же самого горе-врача пробовала лечиться и моя родная сестра. Но, буквально после третьего визита, она мне выдала о ней все, о чем я догадалась только через 9 лет! И тут у меня возникает вопрос. А не провоцируют ли сами люди шарлатанов-имитаторов своей всеядностью, отсутствием хотя бы попыток понять и почувствовать, кому доверяют свое здоровье, душу, мысли? И тогда, действительно, как на рынке – спрос рождает предложение. Пипл хавает, бабки сыплются. Количество имитации на душу населения растет. Грустно.

Но намного грустнее, все же, от своей собственной имитации. На работе - профессионализма, дома – заботы о родных. Для меня это вообще больная тема. Казаться больше и лучше, чем есть. Последнее время, стала замечать, как много сил это отнимает. А главное – бессмысленно и ведет к одиночеству. Все, что неестественно, лживо, формально в жизни – ведет к одиночеству.

«А потом приходит смерть. Но уж она-то не позволит себя имитировать…»

Спасибо, дорогая Евгения Петровна. Как и всегда, Ваша статья очень отзывается лично. Но эта как-то особенно лично.

Берегите себя. 10 часов в день – очень много. Наверное, у Вас болят глаза и спина. Но, с другой стороны, наверное, у Вас поет Душа))

Очень жду книгу. Удачи Вам, и еще – поддержки близких людей.


С уважением, -

Марина С.

...Добрый день! ...Интересно, а как Вы считаете - вышеописанное - явление глобальное или чисто "русско-культурное" (или русской культурой и ментальностью многократно усиленное эхо атлантического "фастфуд-подхода")? Поскольку в т.н. "России" как нигде более, описанный подход (тянет назвать его "постмодернистским", но что-то смущает... :) ) широк и могущественен - вот ведь и "партия власти" у русских - "жуликов и воров"...
Боюсь, что явление это глобальное... Хотя согласна, что русской ментальностью усиленное.
С днем рождения! Пусть в Вашем окружении будет побольше профессионалов и поменьше имитаторов :)
Спасибо! Да уж, я профессионалами обложилась!
Спасибо! Давно не читала текста, так существенно цепляющего. Вот эта тема - профессионализм в мире меня очень давно волнует. Правда я так и не нашла пока ответа на вопрос - почему? Почему же все сложилось именно так! Даже профессионально сшитых туфель и тех не сыщешь, а чтобы сыскать, нужно сделаться профессиональным покупателем)))Почему-то кажется, что в прежние времена было иначе. Сейчас же поддельное, мне кажется вообще всё. Диван ищу уже погода. Хочу мягкий, а они все жесткие. Имитация дивана, только это на ум приходит((((
Как Вы правы.
В прежние времена действительно было иначе - нас было меньше на Земле. Люди вынуждены были отвечать за свое дело, дорожили своим именем. О том, что сапожник плохой или хороший судили по результату. Сейчас, особенно в больших мегаполисах, отвечать "за базар" не обязательно. Потребители (они же клиенты) всегда найдутся: любой фигни.

Re: О "простом языке"...

Я понимаю, о чем вы говорите. Я уже лет как 15 читаю разные семинары по психологии на разные аудитории. Например, типологию личности. Это научные, достоверные знания, материал тонкий, сложный, и при этом жизненно необходимый всем, кто работает с людьми.
Естественно, для врачей я читаю его иначе, чем для фотографов, (или юристов, или режиссеров, или журналистов, и т.д.). С врачами позволяю себе терминологию (им так легче), со всеми остальными стараюсь говорить просто и на их языке, делая упор на профессиональную специфику. Да, действительно, народ так и рвется этот изысканный материал упростить и, желательно, получить кондовые рецепты: как с тем или иным характером себя вести, (на каком фоне снимать, как заставить его работать по своему сценарию, и т.д.)
Знаете, а я этого упрощенчества не допускаю! Мило, мягко, но не допускаю.
К концу семинара (он длинный - может быть от 8 до 25 часов)до людей начинает доходить, что характер человека весьма тонкое хитросплетение разных составляющих. И у большинства, вместо ужаса перед этой бездной, пробуждается Интерес! Вот тут и литературу просят порекомендовать, и вопросы начинаются хорошие.
Понимаете, я считаю, что моя основная задача на своих семинарах людей этим безумно интересным материалом очаровать и заразить. Тогда и мозги просыпаются, и упрощенчество- как детская болезнь - проходит.
Не знаю, понятно ли я объяснила.
А ведь психоанализ направлен как раз на поиск себя настоящего. Он не ставит целью излечить пациента, он помогает ему сорвать с себя маску (имитацию?) наиболее безболезненным способом (оттого он может длиться всю жизнь), чтобы тот мог лучше понять себя. Вот, пожалуй, единственная цель психоанализа. Это исследование тет-а-тет, и результаты его - тоже тет-а-тет. И, конечно же, современный психоанализ развивается, это теперь психоанализ Лакановского толка, приближенный к лингвистике и философии в большей степени, чем к психологии и врачеванию.
PS: сейчас психоаналитики работают не только с неврозами, но и с пограничным и психотическим уровнями патологии - для каждого в разных методах. Не работают с теми, кто не склонен к анализу и к выстраиванию отношений пациент-терапевт. Это то, что я знаю... хотя почему-то уверена, что Вы знаете больше.
Кто-то сказал, что имитировать - вообще русская черта. Не исключено, что это было имитацией мысли.
Имитация = гордыня + лесть. Надо верить самому, что именно ты есть светило и остальные должны поддерживать эту иллюзию, либо веря в неё, либо делая вид, пытаясь быть сопричастным.
Наверное, у меня жизнь достаточно настоящая, у меня не так уж много иллюзий на счёт собственной персоны и мира, людей вокруг, моей работы, семьи. Быть может, поэтому меня раздражали особенно пафосные борцы за настоящесть жизни. Может, потому что они уж так сильно лезли в гуру. Тонкая штука. Приятно видеть, что в разговоре об этом кто-то умеет соблюсти грань.
Так жутко правдиво отозвался внутри эпиграф Блока, как-будто, первый раз я увидела эти стихи...
Наверно, я первый раз позволила себе до конца осознать, что он имел тут в виду, не затыкав внутренний голос защитными механизмами...

Ваш пост вызвал столько эмоций и мыслей, что пропало все красноречие и буквы не складываются в толковые, выражающие точно суть, которую я тщетно пытаюсь воспроизвести.

Имитация.
Профессионализм.
Морсовая психотерапия.
Упрощенчество.
Работа и выпуск книг.
Успешность и профессионализм и тот факт, насколько они совместимы...

Кому нужны все эти усилия? Внутренняя и внешняя оценка профессионального труда.
Против рожна. Неупрощенчество. Непопулярность. Непопсовость.

Эти темы настолько остро стоят для меня сейчас, что лучше, наверно, и не открывать эту банку с червями, по крайней мере, сейчас...

Но я слушала и услышала.

вот с каждым Вашим словом согласна!!! у меня даже слов нет, насколько эта проблема задевает меня.. не только потому, что это во всех сферах жизни.. хотя противно, да! люди как-то перестали жить страстно, честно, вовлекаясь, отдаваясь, какое-то измельчание духа, какой-то страх жить вообще, чувствовать, действовать.. все не то, что в половину, в четверть... даже не знаю, что такое повлияло на нас.. войны, революции, репрессии? стремительное развитие технократии? слабость гуманитарного образования? отсутствие традиций в семье? слишком быстрый бег времени? господство массового сознания, усереднение его? куда делось наслаждение от процесса??
конечно, нельзя сказать о повсеместности этого, но тенденция налицо...
что касается психотерапевтов, с чем и с кем я только не столкнулась, проходя свой нынешний внутренний кризис! с такой имитацией профессионализма!! с пустыми тренингами, с недалекими и ограниченными типа психологами, с экспериментаторами в области душ человеческих.. Добило меня, когда я по блату попала к одному известному парапсихологу и психоторенеру, у которого опыт (ему за 60), свой центр и клиенты из-за границы, а я его лмчно знала чуть-чуть (он муж моей подруги), 3 часа работы - а потом я три дня плевалась и плакала от обиды, что как кур во щи попала.. Так что мне есть, что порассказывать))
Вас же читаю не просто с удовольствием, с РА-достью, что есть такие люди, преданные своему делу, тонкие, чувствующие, способные испытывать искренний неподдельный интерес к человеку (а не как в механизму).. Так что - большое Вам спасибо!

Имитация и профессионализм

User kristina_pr referenced to your post from Имитация и профессионализм saying: [...] Оригинал взят у в Имитация и профессионализм [...]

Имитация и профессионализм

User oprochem referenced to your post from Имитация и профессионализм saying: [...] Оригинал взят у в Имитация и профессионализм [...]
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>