В каком режиме работают мозги, и работают ли вообще...
Дабы не разрывать повествование о наших упражнениях, в этот раз я немедленно даю продолжение книги «Дама собачкой. Почти по Чехову» (Начало см. tags: Книга)
Часть XYII
….А еще были упражнения в ассоциациях. Странные, ни на что не похожие. На заданную тему надо было придумать несколько связанных по смыслу картинок. Вроде как ты снимаешь короткий, в три-четыре кадра, фильм. В этом «кино» ничего не могло быть просто так. Все, что попадало в кадр, будь то кипящая кастрюля или извержение вулкана, бриллиантовая диадема или высохшее болото, цветущая поляна или грязная посуда − любой предмет, любая деталь должны были и м е т ь з н а ч е н и е.
На первых порах картинки у нее получались одинаково бодрые, но с мертвящим, пластмассовым привкусом. Точно манекены в витрине магазина - один в теннисном костюме, другой в вечернем туалете, они не играли и не веселились - демонстрировали наряд, в котором это можно и нужно делать.
Еще полгода назад Аня сама могла бы разразиться, целой лекцией о символах, например, в литературе. Но теперь она растерялась. И темы были столь общие и нейтральные: «вечер», «утро», «одиночество», «любовь» - ну, как тут найти оригинальные символы? И что значит авторское кино?
В то время для Ани «представить себе» означало подождать, пока мозг выплюнет какую-нибудь картинку. Поэтому на тему «праздник» она немедленно выдавала цветы, шампанское и торт. А за окном флаги и салют. Аня сама чувствовала, что мертво и фальшиво. Отчего-то ей от своих ассоциаций становилось неловко. Будто она списала контрольную у соседа по парте, а оказалось, все неправильно. Списала чужую двойку. В математике, если задача не получалась, это было не стыдно и не страшно. Надо было посидеть, подумать, разобраться, найти алгоритм... Но здесь речь шла не о цифрах, а о собственном представлении о жизни.
Получалось, никакого собственного представления у нее нет? А еще получалось, эти хитрые упражнения показывали, в каком режиме работают мозги и работают ли вообще. Развит ли механизм «думанья». Аня пришла в ужас.
Усидчивостью и работоспособностью результат не достигался. Чувственные детали ускользали от нее. Она ломала голову, искала, в чем секрет. Она его нашла. Надо было говорить правду. А для этого ее надо было увидеть. И осмыслить. И принять.
Тогда-то у нее впервые получилось «снять кино». Тема была «осень», как символ жизни человека. Речь не шла о старости, скорее, о времени сбора плодов. Подведении жизненных итогов. Эта ассоциация у нее именно родилась − она ее вынашивала, придумывала, мучительно подбирала детали:
Кадр.1 Панорама кухни в стиле хай-тэк. Все модно, дорого, блестит и сияет.
Часть XYII
На первых порах картинки у нее получались одинаково бодрые, но с мертвящим, пластмассовым привкусом. Точно манекены в витрине магазина - один в теннисном костюме, другой в вечернем туалете, они не играли и не веселились - демонстрировали наряд, в котором это можно и нужно делать.
Еще полгода назад Аня сама могла бы разразиться, целой лекцией о символах, например, в литературе. Но теперь она растерялась. И темы были столь общие и нейтральные: «вечер», «утро», «одиночество», «любовь» - ну, как тут найти оригинальные символы? И что значит авторское кино?
В то время для Ани «представить себе» означало подождать, пока мозг выплюнет какую-нибудь картинку. Поэтому на тему «праздник» она немедленно выдавала цветы, шампанское и торт. А за окном флаги и салют. Аня сама чувствовала, что мертво и фальшиво. Отчего-то ей от своих ассоциаций становилось неловко. Будто она списала контрольную у соседа по парте, а оказалось, все неправильно. Списала чужую двойку. В математике, если задача не получалась, это было не стыдно и не страшно. Надо было посидеть, подумать, разобраться, найти алгоритм... Но здесь речь шла не о цифрах, а о собственном представлении о жизни.
Получалось, никакого собственного представления у нее нет? А еще получалось, эти хитрые упражнения показывали, в каком режиме работают мозги и работают ли вообще. Развит ли механизм «думанья». Аня пришла в ужас.
Усидчивостью и работоспособностью результат не достигался. Чувственные детали ускользали от нее. Она ломала голову, искала, в чем секрет. Она его нашла. Надо было говорить правду. А для этого ее надо было увидеть. И осмыслить. И принять.
Тогда-то у нее впервые получилось «снять кино». Тема была «осень», как символ жизни человека. Речь не шла о старости, скорее, о времени сбора плодов. Подведении жизненных итогов. Эта ассоциация у нее именно родилась − она ее вынашивала, придумывала, мучительно подбирала детали:
Кадр.1 Панорама кухни в стиле хай-тэк. Все модно, дорого, блестит и сияет.
Кадр.2 Камера останавливается на многокамерном дорогом холодильнике. Медленно открывается дверь холодильника:
Кадр 3. Внутри одно большое блюдо, под его прозрачной крышкой виден скукоженный фрукт. Уже и непонятно, что это было...
Она училась читать символы, она училась их придумывать. Она получала от этого громадное наслаждение. Она кинулась переделывать свой «праздник». И опять перед ней вставали неудобные вопросы, тревожащие ее душу.
Она училась читать символы, она училась их придумывать. Она получала от этого громадное наслаждение. Она кинулась переделывать свой «праздник». И опять перед ней вставали неудобные вопросы, тревожащие ее душу.
Что для нее является праздником? Свобода? Преодоление? Созидание? Постижение? Острые ощущения? Покой? Но ведь ничего этого, кроме покоя, в ее жизни не было... И тогда «кино» получилось. Страшное, но правдивое и с юмором.
Кадр 1. Панорама заброшенного, обветшалого завода. Вдоль забора изнутри мечется худая собака. Камера наезжает на узкий лаз под забором. С другой стороны забора из куста чертополоха вылезает ободранная собака, вся в репьях, и несется через поле желтых одуванчиков навстречу солнцу.
Кадр 2. Придорожная забегаловка. У задней двери собака что-то жадно ест.
Кадр 3. Через поле желтых одуванчиков собака бежит назад к заводу…
Кадр 2. Придорожная забегаловка. У задней двери собака что-то жадно ест.
Кадр 3. Через поле желтых одуванчиков собака бежит назад к заводу…
Аня сделала еще один «праздник». Уже не о сегодняшнем дне, о будущем. Она его загадала. Заказала. Нельзя сказать, чтоб это было очень уж оригинально, но, по крайней мере, она сформулировала для себя, что хочет. Увидела с деталями и подробностями.
Кадр 1. Панорама мощной дамбы. (Крупный план)
Кадр 2. Расселина, сквозь которую пробивается тонкая струйка воды. Камера скользит по кладке дамбы и оказывается, этих ручейков много.
Кадр 3. Из дамбы с грохотом вываливается камень, вода начинает хлестать мощным потоком.
Кадр 4. (Панорама сверху). Сильная, полноводная река.
Кадр 2. Расселина, сквозь которую пробивается тонкая струйка воды. Камера скользит по кладке дамбы и оказывается, этих ручейков много.
Кадр 3. Из дамбы с грохотом вываливается камень, вода начинает хлестать мощным потоком.
Кадр 4. (Панорама сверху). Сильная, полноводная река.
***
В сказке про Пиноккио деревянная кукла превратилась в живого мальчика. Аня из обычной, среднестатистической женщины, превращалась в тонкого, сложного человека.
Продолжение следует
(Анонимно)
Только жалко, что в картинках почти нет звука и, по идее, не может быть запахов, вкусовых и осязательных ощущений.(Ведь возможности кино ограничены.) Хотя, можно было бы мысленно "снять" авторское кино будущего", с полным набором чувственных ощущений!
Красивые у вас упражнения! А главное, понятно ЗАЧЕМ это все нужно. Понять себя-любимого (что я из себя представляю, зачем живу, к чему стремлюсь) можно, наверное, и с помощью иных методик, но Ваша как-то особенно вкусна, объемна и эстетически привлекательна.
(Анонимно)
Salvatoria
(Анонимно)
Salvatoria
(Анонимно)
Я не хочу Вас обидеть, но очень неприятно видеть откровенные "ляпы", которые Вы иногда допускаете в своих записях. Простите.
В Сиэтле предлагают сделать программу по подготовке специалистов, владеющих упражнениями АСТ. (Там кстати, есть силиконовый лес, где ко всему прочему еще и космические исследования…) А силиконовая долина - отдельное предложение.
Пропустила союз "и" - это называется "откровенный ляп"?
Не правда ли, как сладко поймать кого-нибудь на неточности, уличить, указать...Нравиться, правда? И добавить: «я не хочу вас обидеть»…
(Анонимно)
(Анонимно)
(Анонимно)
Евгения Петровна, замечать ошибки не сладко, да и извинилась я именно потому, что мне действительно неприятно делать замечания. Только не поняла реакции: слишком уж она была эмоциональная. Посмотрите на другие Интернет-сообщества, на правила общения, принятые там: на критику, тем более справедливую, реагируют спокойно либо с благодарностью (чего от Вас я не жду, ибо не нуждаюсь). Всего наилучшего.
(Анонимно)
ЛТ
(Анонимно)
(Анонимно)
Salvatoria
"На самом деле звуки в этих "кино" используются довольно активно, просто здесь я привела пример трех упражнений, а их больше 100...
Самое интересное, что по мере развития эмоциональной сферы у человека, делающего это упражнение, действительно появляются и сильные, яркие запахи!
Вы правы, понять что из себя представляю, зачем живу, к чему стремлюсь можно и с помощью других методов, только часто это умозрительное понимание, а мы стараемся пробудить ощущения.
Простой пример: я понял, что ничего из себя не представляю и никуда не стремлюсь, но мне от этого НИКАК. А вот если мне от этого стало страшно, тяжело и горько, тогда есть вероятность, что я с этим что-то стану делать."
(Анонимно)
На лабораторной по неорганической химии в институте я, как-то раз, бегала по всей аудитории, показывая всем и каждому, какие потрясающие цвета получились в пробирках. Я расставила пробирки в держателе не по порядку проделанных реакций, а так, чтобы сочетание зазвучало мощнее. Помню, там был такой волшебно-царственный пурпурный цвет, такой невероятно-ликующий лазурный, такенный сказочно-космический переливающийся- серебристо-зеркальный с золотыми искрами в глубине, что просто сил не было спокойно на это смотреть!Таких цветов в советской действительности, да еще одновременно, было не увидеть вообще нигде! И я просто не могла это все взять и вылить. Сначала бегала счастливая, а потом, когда надо было посуду мыть, расстроилась до слез! Как дура! Последняя тогда с лабы уходила, тайком утащив две самые красивые пробирки. С пурпурным и с золотистыми искрами на серебристом фоне. И долго еще любовалась, пока не выцвели.
Salvatoria
ОТВЕТ НА ПЕРВЫЙ ПОСТ
Спасибо, что поймали суть!
На самом деле звуки в этих "кино" используются довольно активно, просто здесь я привела пример трех упражнений, а их больше 100...
Самое интересное, что по мере развития эмоциональной сферы у человека, делающего это упражнение, действительно появляются и сильные, яркие запахи!
Вы правы, понять что из себя представляю, зачем живу, к чему стремлюсь можно и с помощью других методов, только часто это умозрительное понимание, а мы стараемся пробудить ощущения.
Простой пример: я понял, что ничего из себя не представляю и никуда не стремлюсь, но мне от этого НИКАК. А вот если мне от этого стало страшно, тяжело и горько, тогда есть вероятность, что я с этим что-то стану делать.
----------------------------------------
ОТВЕТ НА ВТОРОЙ ПОСТ
Ассоциации бывают свободные (это когда первое, что в голову пришло), и направленные (когда придумывают, строят, ищут наиболее подходящий символ, и т.д.) Вот мы как раз с этими направленными ассоциациями очень серьезно работаем.
Пример с сиренью не совсем корректен. У нас на занятиях (и в данном отрывке повести) речь идет не о милых сердцу душевных радостях, а об экзистенциальных вещах. Праздник души как - Преодоление, Постижение, (далее по тексту)...
----------------------------------------
ОТВЕТ НА ТРЕТИЙ ПОСТ
Только экзистенциальные!
Вечер как символ завершения. Завершения чего? Дела, отношений, иллюзий, жизни, и т.д. А вам как от этого - печально, радостно, по фигу, страшно и т.д.
Понимаете, эти упражнения на бумаге описать никак невозможно, там куча нюансов и подробностей, без которых упражнение не работает. Но именно за эти упражнения меня пригласили работать в Сиэтл, в силиконовую долину.
(Анонимно)
1. Деревянная столешница. Неяркий, тёплый, неровный свет как от свечи. Рука кладёт на стол лист бумаги.
2. Тот же лист, но уже исписанный аккуратным, но неразборчивым почерком. Рука неторопливо ставит точку и куда-то перекладывает лист, кладёт новый, продолжает писать.
3. Лист опять покрыт тем же почерком примерно на две трети. Рука ставить последнюю точку, ненадолго замирает и медленно выводит в середине строки слово "конец".
4. Рука берёт лист, на этот раз мы видим, что она движется с ним к тёплому мерцающему свету. Постепенно прорисовываются очертания камина. Рука бережно кладёт лист на припорошенные пеплом угли.
5. Горит огонь.
Не надеюсь на комментарии, захотелось попробовать. А попробовав - поделиться..
Лем
это графоман? Или это завещание писали а потом умирать раздумали? А может донос? Письмо любимому человеку?
(Анонимно)
Не получилось. Недоумение и раздражение действительно обращается к фильму, а не к персонажу.
Спасибо большое за ответ.
Лем
(Анонимно)
1. Кадр первый. Мужчина в хитоне ( а ля Сизиф) с натугой катит круглый камень в гору. Камень выворачивается из рук, мужчина оскальзывается, обдирает ладони, вершина все ближе, катить все тяжелее. Звучит кусок из третьей части Второй Симфонии Рахманинова, примерно с 5-й до 7 минуты.
2. Кадр второй. На вершине горы (гора снята так, что производит ощущение высочайшей вершины) ровненькое отверстие для круглого камня, как луза для биллиардного шара. Сизиф последним рывком водружает шар в углубление и, обессиленный, падает на землю, спиной к шару. Звучит продолжение 3-й части Второй Симфонии Рахманинова, минуте так на седьмой. Плоская голая вершина вдруг преображается, ее покрывают цветущие азалии, на ней зацветают миндальные деревья, пастухи несут Сизифу хлеб-соль и цветы… Сизиф принимает угощение. Выражение лица счастливое, умиротворенное
3. Кадр третий. Остатки пира на траве у камня. Сизиф поднимается и смотрит вокруг. И вдруг раздается грохот, камень проваливается в лузу. Все трясется, вибрирует.
4. Кадр четвертый. Вид сверху. Сизиф стоит на маленькой цветущей горке, а шар выкатывается из под ее подножия к другой, голой и пустынной, в три раза выше. Камера плывет дальше и видна бесконечная горная цепь. На вершине каждой горы – луза для камня. Звучит начало третьего фортепианного концерта того же Рахманинова, минутки так 1,5 первые. Сизиф, опустив руки, тяжелым шагом спускается к камню.
Евгения Петровна, я больше не буду, честное слово! Просто очень хотелось узнать, насколько правильно я Вас понимаю. Потянет ли это «кино», в Вашем представлении, на экзистенциальный праздник?
Salvatoria
Если можно, не буду объяснять подробно, это заняло бы много времени. Скажу только, что символы крайне примитивны (это не оскорбление, это наше профессиональное словечко), то - есть решены впрямую. Что пугает - совсем нет чувственных ощущений. Есть холодная констатация факта, а главного - отношения к этому нет.
Вы поймите, эти упражнения (при кажущейся легкости) без подготовки мало кому по зубам.
У нас «праздник» дается на 15 занятии, когда через живопись, пластику, театр эмоциональная сфера хотя бы слегка начинает пробуждаться. К тому же перед этим идет большой блок простых ассоциаций, на которых мы учимся формировать эмоциональный и логичный образ.
Кстати, лет 20 даю эти упражнения на психотерапевтических конференциях (на своих мастер классах). С простыми еще справляются, а вот эти сложные и «направленные» получились почти сразу, на моей памяти, человек у 5 – 7. Последние годы все хуже…
Если бы эти упражнения можно было делать вот так заочно, я бы была уже миллионером! Потому что многие пишут мне на личную почту, что мечтали бы заниматься АСТ, но ввиду удаленности местожительства могут это делать только по Интернету, типа он-лайн. А это НЕВОЗМОЖНО. Ювелирная огранка личности заочно? Нонсенс!
(Анонимно)
Но вот только с Вами поработать мне, увы, никогда не светит. Разве что, получится что-то важное для себя понять, продолжая читать Ваши записки.
Salvatoria
(Анонимно)
И про собаку – когда весь смысл жизни в том, чтоб пожрать. И что воля, что неволя... Очень отзывается, потому что часто чувствую себя такой собакой и таким холодильником.
А жизнь с ее деталями, нюансами, яркими красками, полутонами которые, как и в Ваших упражнениях, имеют большое значение для глубины восприятия, сложности отношений, их настоящести - улавливается как бы фоном. По касательной. Грустно.
С уважением
Марина С.
(Анонимно)
backlinks service