?

Log in

No account? Create an account
pic#весёлая

Давайте не будем тратиться...

Продолжаем про психопатологический диатез. Разговорилась на днях со старой знакомой о Цирке дю Солей. Жена богатого человека, красивая, ухоженная, хорошо одевается, а на лице постоянное выражение холодной скуки. Назвала артистов цирка «бедными», подкрепив это заявление тем, что «так тратиться - это ужас». Я попыталась что-то возразить – говорила о том, что люди могут испытывать громадное наслаждение от движения своего гибкого, натренированного тела: это знают спортсмены, артисты балета... И ей ли это не знать? (мы с ней в юности занимались теннисом). Но дама меня совсем не поняла. Слова «счастье» и «движение» для нее были по разные стороны баррикад.

В процессе разговора выяснилось, что ее вообще раздражает все «слишком» яркое. А самый больший напряг вызывают люди - те, кто глубоко и сильно чувствует. Внутри себя она абсолютно уверена, что так чувствовать невозможно. Немедленно привела мне в пример, как ехала на машине и слушала по «Эхо Москвы» передачу с журналистом Сванидзе. Я радостно подхватила, что считаю его тонким, умным, с живым темпераментом, но она мои дифирамбы жестко пресекла: «все это игра на публику». Понятно, собственная чахлая эмоциональность возведена в абсолют. но все это время в голове у меня стучала мысль – живая иллюстрация к моей «Даме с собачкой». Вот эту фразу запомнить… и вот эту мысль…
Делюсь уловом:

«Занимаются творчеством, которое не приносит денег, только сумасшедшие. И между нами говоря, творческие люди все немного «того», талант, это же не норма, иначе все бы обладали талантами. Поэтому все таланты, тем более, гении, априори, безумны...»

«Думать вредно. А переживать о чем-либо еще вреднее, нервные клетки не восстанавливаются. И если кто-то хочет большего, чем выгодно устроиться, значит, он чокнутый псих, из тех, кому больше всех надо».

А я помню, когда нам с ней было по 12 лет. Она была сильной теннисисткой, играла лихо, бурно переживала победы и поражения…А теперь, на все живое, у нее реакции, как у черта на ладан. Печально и страшно.

Ну, а теперь, продолжение «Дамы с собачкой»


Часть Y

Но самое большое количество информации давали наши упражнения.
Вот тут я должна сделать лирическое отступление и объяснить, куда Аня на самом деле попала.
В психотерапии много разных направлений, но цель одна: найти и включить ресурсы человека, которыми он не пользуется. Каждый вид психотерапии делает это своими способами. Мы работаем с эмоциями. Мы их чиним. Будоражим. Реставрируем. Укрепляем. Обновляем как компьютер. Настраиваем как рояль. Выращиваем как цветы. Дозреваем, как недоношенного ребенка в кувезе. Мы их пробуждаем от летаргического сна, а бывает, и выводим из комы.

В своей работе мы используем разные виды искусств. Их у нас в программе целых 7 и хоть что-то должно стать трамплином. Или ключом, открывающим замок. При этом мы не учим писать стихи, играть на сцене или рисовать картины. Это только упражнения, придуманные и подобранные специально для реанимации чувств. Это длительная работа, требующая колоссального напряжения душевных сил. Месяц наших занятий равен нескольким годам эмоционального опыта - не до чувствованного, неиспытанного, не пережитого.

Когда Анины мечты о чудесном месте, где ее готовы выслушать и поддержать обломались, Аня обиделась на меня и на психотерапию в первый раз.
Но, придя в себя и оглядевшись, Аня немедленно стала путать наши занятия со студией творческого развития. Она решила, что теперь, наконец, сможет раскрыть какие-нибудь свои способности и тогда ее индивидуальность проявится во всем своем блеске.

Аня пребывала в типичном и весьма распространенном заблуждении, что достаточно создать идеальные условия для раскрытия способностей, как они полезут из всех щелей. Вроде как потревоженные тараканы из помойки.
Это заблуждение, быстро и неумолимо стало рассыпаться у всех на глазах.

С первых же занятий выяснилось, что у Ани отсутствует чувство цвета. Нет, у нее не было никаких патологий со зрением. Дальтоником она не была, улицу переходила на правильный свет и даже весьма удачно могла подобрать шарфик к кофточке. Но Аня воспринимала цвет чисто умозрительно. То есть умом и зрением, но не чувством. Упражнения по живописи выдали Аню с головой. Все ее работы отличались удивительной цветовой бедностью. Для меня это был грозный знак.

Со стихами было еще хуже. У нас не поэзия, а всего лишь стихосложение, но и оно предполагает поиск своих слов – самых точных, самых емких, для передачи настроения.
Аня, в описании своих переживаний, обходилась общими фразами и банальными образами. В ее стихах солнце было «жаркое и яркое», волна «голубая и прохладная», а запахи летнего дня ограничивались скошенной травою. Выше скошенной травы ей прыгнуть не удавалось.

Поначалу я надеялась, что мы пробьемся хотя бы на пластике - я знала, что Аня, когда-то занималась фигурным катанием. И действительно, двигалась Аня хорошо, но в ее движениях была механистичность автомата, а глаза оставались мертвыми, даже на самых красивых упражнениях.
Сколько лет я показываю ритуальные поклоны, и всегда мое тело поет. Сверкающее изящество французского поклона, томная грация испанского… И вокруг - подтягиваются животы, выпрямляются спины, освещаются лица. В движениях начинают звучать, незнакомые до сего дня, ноты достоинства. Аня же покорно шевелила ногами и руками в правильную сторону, и затравленно смотрела на меня, бездумно копируя движения.

Но самый большой ужас ждал Аню впереди, когда у нас начался театр. Она совершенно растерялась, когда поняла, что это будет импровизация. С помертвевшим лицом она слушала мой панегирик импровизации: «волшебная и радостная игра… поиск неожиданного, ожидание случайностей …».
Когда дело дошло до упражнений, Аня стала требовать точных инструкций: куда вставать, как поднимать руку. Сама, без указаний, она боялась сделать шаг по сцене - застывала, как шпорцевая лягушка.
Волшебная и радостная игра вызывала у Ани парализующую ее тревогу.
--------------------------------------------------------------------------------------

Продолжение следует...

Comments

Бокал шампанского заглушит пустоту и бессмысленность существования? Даст внутреннюю свободу??

(Анонимно)

Почему кадавр? приличная женщина, то есть ПРИ личности (что означает рядом, около). По-моему там просто раскрывать нечего.
Быть может, но кажется, в данном случае всё сложнее. Есть мнение, что алкоголь и прочее дают возможность раскрывать, то что в нас уже есть, но глубоко загнано, закопано, в том числе в эмоциональном плане, говорят: "расти вширь", но не вверх. А если почитать полностью историю Ани - в ней не закопано, во всех аспектах жизни видна ее скажем так... бедность. И рост вверх требует значительно больших внутренних усилий, на которые иногда не хватает жизни.

Евгения Петровна, извините, что так многословно у Вас в журнале. На самом деле огромное спасибо за текст "Давайте не будем тратиться" - еще раз приятно прочитать такие простые и правильные, но непонятные огромному количеству людей мысли, заботливо уложенные в слова. Для множества близких мне людей уклад мыслей вашей знакомой является единственно правильным.Дословно, в тех же формулировках. Мне было бы наверняка гораздо сложнее разбираться в себе и окружающих если бы я когда-то не познакомилась с Вашими учениками и с Вами.
Про бедность очень точно... Спасибо!
Понимаю тревогу на театре – это такой ужас перед дарованной тебе свободой. На сцене можно всё, ты не в своих привычных обстоятельствах, не в своём окружении. Вот дождался наконец момента, когда никто и ничто тебе не мешает проявить свои способности, которыми ты в душе себя наградил. А скребешь по донышку, и нет их! И понимаешь, что и не умеешь ни любить, ни дружить... И шок от того, что умения и способности там внутри не таятся и не ждут, когда их разбудят, а их нужно выращивать – возможно даже с нуля.
«Волшебная и радостная игра вызывала у Ани парализующую ее тревогу». Мне кажется, это не только о театре – то же самое можно перенести и на жизнь. Когда, как Аня, сам искать и импровизировать не умеешь и живешь по шаблонам и готовым рецептам, любое отступление от привычной схемы, малейшая неожиданность, вызывает не интерес и азарт, а страх и растерянность. Получается, как будто все время ждешь от жизни подвоха. Тогда и речи быть не может о раскрепощенности и свободе…
"раздражает все «слишком» яркое. А самый больший напряг вызывают люди - те, кто глубоко и сильно чувствует".
Бывают в моей жизни периоды, когда меня такие люди не только раздражают, но пугают. Ведь так невозможно, это притворство. И наверняка с коварными целями! Для меня это сигнал, что я сейчас "в стране мертвых". Живые люди оттуда именно такими и кажутся. Невозможными. Как будто отвергаю саму возможность быть такой. Может, это для того, чтобы не рыпаться, сохранять "статус кво"?
Ну, есть же действительно люди, которые только изображают яркие эмоции.

А с теми, кто на самом деле такой... Двойственно у меня. Вот Нино Катамадзе. Она такая... я на нее смотрела, рот от восторга разинув, подпевала и приплясывала, когда она просила зрителей помочь, совершенно растворилась :) Но - это издалека! А приближаться к таким людям мне лично страшно! Издалека они теплые, а вблизи, наверное, обжигающие!