?

Log in

No account? Create an account
pic#официальная

Закон жизни: если что-то прибыло, то где-то что-то убыло...

Продолжение. Начало:
Талант - благо? Или наказанье?
http://impressionante.livejournal.com/71290.html
Шабаш вокруг Божъего дара http://impressionante.livejournal.com/71469.html
***
Практически во всей литературе об одаренности звучит грозное предупреждение, что дети-вундеркинды часто плохо адаптируются в окружающем их обществе. Я это знаю не понаслышке. Еще во времена перестройки меня приглашали работать в школу для одаренных детей. Тогда в Москве появилось много школ с экспериментальными или, как их называли, альтернативными формами обучения. Директор той школы сам был когда-то вундеркиндом и на собственном опыте прочувствовал издержки воспитания талантливых детей, почему и озаботился их коррекцией.
Его детство и юность были типичными для вундеркинда. Склонность к математике проявил очень рано, и все родственники постоянно твердили, что он будущий гений и его ждет блестящее будущее. Но он взрослел, и ему хотелось уже не только знаний, но и дружбы, и любви, а откуда они берутся, он не знал.  А в возрасте 14 лет он влюбился в «простую смертную» девочку из соседнего подъезда. Она ничего не понимала в математике, но зато была веселушкой-хохотушкой, к тому же очень хорошенькой. Он совершенно не представлял себе, как подойти к ней, о чем разговаривать. Он очень страдал. Забросил учебу, думал о смерти.
Он не умер. Поступил куда и собирался - в МГУ, но все обратили внимание, что в университете его яркие способности как бы нивелировались. Например, скорость решения задач у него была фантастическая (там, где другим требовалось два часа, он справлялся за 15 минут), а стала нормальной.
Родственники были этим очень недовольны. И много лет, о нет, не попрекали его вслух, но всеми способами показывали это. Он мучился чувством вины, мысли о смерти регулярно посещали его. Из его рассказа я поняла, что они с родителями так и не простили друг друга… В общем, долгая печальная история.
В конце концов, в его жизни все как-то сложилось. Но какой ценой?
***
Мы с этим директором, по его словам, должны были стать Хранителями Дара – развивать и приумножать его. И не только.  Мы оба понимали, что  существует закон природы: «если где-то что-то прибыло, то где-то что-то убыло». Следуя простой человеческой логике, надо искать, прежде всего, что «убыло». Что может затормозить – нет, не только развитие таланта, но и становление личности. Не это ли главное?
Я тогда прицельно общалась с каждым ребенком. Из 27 детей и подростков только о трех я могла с уверенностью сказать, что как бы их профессиональная судьба ни сложилась, они не пропадут, состоятся не в этой профессии, так в другой – в них светилось замечательно-здоровое жизнелюбие! С остальными был большой знак вопроса. В основном у вундеркиндов можно было наблюдать  дисгармонию развития – это когда в своем предмете ребенок всем фору даст, а в главной области – человеческом общении – совсем некомпетентен.
***
Умение приспосабливаться к условиям окружающего мира - сложным неоднозначным, быстро меняющимся - называется адаптацией.
Жизнь непредсказуема и не дает гарантий никому. Иногда надо начинать сначала и с нуля. А для этого надо обладать жизнестойкостью, гибкой и  мобильной психикой, умением переключаться (чтобы не выгорать), живым любопытством не только к своему делу, но и к людям, к жизни. 
Именно в подростковом возрасте начинают развиваться высшие эмоции: сопереживание, милосердие, благодарность, уважение, любовь. Это время, когда на первый план выходит потребность в общении с другими людьми. Подросток должен научиться понимать людей, чтобы в дальнейшем уметь дружить, любить.
Одаренность здесь выступает в роли особого искушения – казалось бы, уже есть Дело жизни и ее Смысл. Что еще надо?  Смотря что мы хотим получить в результате.
***
Интеллект без души, «голые» способности без человеческих чувств низводят личность до социальной функции. Часто  в облике маугли – в данном контексте это когда блистательный талант сочетается с душевной холодностью и черствостью. Маугли никого не любят и никем не дорожат. Они плохо ориентируются в окружающем мире, необщительны, ранимы, беспомощны, эгоцентричны. В общении с ними возникает ощущение неловкости и чужеродности.
Тотальное одиночество Перельмана – это не его выбор, это его крест. Высокая цена за гениальность? Но я могу сходу предоставить большой список признанных гениев, чья жизнь была по всем меркам полноценной, они умели и дружить, и любить. Боюсь, судьба Перельмана – это расплата за невежество окружения. Его странности были видны с детства невооруженным глазом, но никто не озаботился  его социальной адаптацией. Для окружающих был важен его Дар. А как юному гению живется на белом свете и что с ним будет дальше, никого не волновало. Как не волновало и то, что наличие Божьего Дара никак не компенсирует человеческую неполноценность.
***
Слово «полноценность» обозначает «полно ценностей». Это предполагает, что у человека может быть не один главный интерес в жизни, не одна точка приложения своих сил и способностей, а много  разных. Можно любить своё Дело, близких по духу людей, а еще иметь увлечения (кататься на лыжах, разводить цветы, ходить в театр). Можно любить какое-то место на земле – город, деревню, местечко. И тогда в минуту жизни сложную или светлую, один поедет расслабляться (или черпать силы) в глухую сибирскую деревню, другой – в Париж, третий – в горы с палаткой. Главное, чтобы такое место – милое сердцу, дающее силы – существовало на земле. Иначе будет как в «Защите Лужина» – главный герой, шахматный гений, ездит по миру, давая сеансы одновременной игры вслепую. Меняются страны и города, гостиницы, залы, где он играет. Для него они все одинаковые. Он ничего не замечает вокруг себя, не видит, не помнит…
*
Считаю, что мы с этим директором придумали замечательную программу для вундеркиндов. В нее входило многое – от развития эмоциональной сферы до развития координации. Вплоть до того, что мы запланировали учить одаренных деток справляться с бытом: готовить, ходить в магазин, убирать свое жилище, распределять время, силы и деньги. Зачем отвлекать гения на такие мелочи? Затем, что чем самостоятельнее человек, тем более он уверен в себе, тем ему комфортнее в окружающем мире.
На мое предложение пригласить детского психиатра, который бы время от времени смотрел детей, директор не упал в обморок, а разумно предположил, что вовремя выявить патологию – это значит не дать ей развиться.
В общем, у нас было много планов…
К сожалению, сотрудничества с этой школой у нас так и не случилось. Мы встречались и строили планы весной, а в августе он неожиданно умер. И его преемник посчитал, что одаренность ни в какой в коррекции не нуждается.
Продолжение через несколько дней
*****************************************************

Анонс!
18 марта, в субботу
будет проходить семинар
Как противостоять манипуляциям?
В современном мире манипуляции пронизывают все сферы нашей жизни, от международной политики до отношений в семье. Неужели добиться желаемого можно только при помощи манипуляций? А может быть, это нормально и других отношений между людьми не бывает? Попробуем разобраться!
- Зачем люди это делают? Истинные причины и цели манипуляций. 
- Кто манипулирует сознательно, а кто бессознательно?
- Манипуляции в поведении и речи, мимике, интонациях, жестах…
- Как распознать манипуляции у себя и у других?
- На чем стоят секты и психологические тренинги?
- Партизанские войны в семье. Игра длиною в жизнь: «кто кого переманипулирует». 
- Манипуляции в большой политике.
- Манипуляции на службе. Отношения с начальством, сослуживцами, подчиненными.
- Манипуляции в СМИ. На примерах телевизионной рекламы попробуем разобрать скрытые в рекламе послания. Что на самом деле нам продают?
- Что манипуляции дают и что отбирают?
- Умение манипулировать – счастье  или беда?
- Что такое быть достоверным и возможно ли обойтись без манипуляций?
Семинар будет проходить 18 марта, в субботу, с 16.00 до 19.30
по адресу: улица Остоженка, дом 14/2,  (метро Кропоткинская)
Зарегистрироваться: https://evgeniya-belyakova.timepad.ru/event/438384/
Количество мест ограничено!
Если возникнут вопросы - звоните:
+7 916 812-66-57 Ольга
+7 917 581-59-17 Екатерина

Comments

Меня в обсуждении людей одаренных (вундеркиндов) неприятно цепляет вот какая вещь. Общество как бы выставляет им счет за одаренность. Ты здесь самый умный, тебе и подпрыгивать, и доказывать нам, простым смертным, что с тобой можно общаться и иметь дело. А мы будем оценивающе рассуждать, а достаточно ли ты полноценный, раз такой не по годам умный. Как-то так... Обидно за Лужиных.

Edited at 2017-02-13 06:01 (UTC)
Вы передергиваете смысл поста! Никакой счет общество никому не выставляет. Это я тут по собственной инициативе затеяла разговор об одаренности, об адаптации, о невежестве в воспитании, о загубленных судьбах...
Мы здесь никого не судим, не раздаем оценок, мы всего лишь пробуем разобраться в хитроумных законах мироустройства. Иначе как мы поймем, что есть зло и что есть добро?

А чем Лужин закончил - знаете?

знаю

Я честно-честно читала произведение В.В. Набокова "Защита Лужина". И очень его люблю, хотя и не уверена, что правильно понимаю.
Разве то, что семья невесты во главе с тещей недо-Ахросимовой пыталась лишить Лужина шахматной игры - не одно и то же, что в вашей повести мать Анны отбила у мужа желание заниматься фотографией?. У Набокова - ради спокойной семейной жизни. У вас - ради экономии денег и простотак, от непонимания. Разве это не одно и то же? У нее у самой НЕТ души и она - вот жеж дрянь! - планомерно выбивала душу из Лужина. Это хорошо видно в сцене, где теща "превосходно играла русскую хозяйку". Кмк, тут ключевое слово - играла. Тогда как Л. жил и рад был поделиться самым дорогим ему знанием. Это и косвенно подтверждается сценой, где Л. рисует куб. И все дружно восхищаются понятной посредственностью (вы в каком-то посте так описывали первые занятия по стихосложению). Красоты шахмат они понять не могли.

У Л. - шахматная игра - основной способ познания и взаимодействия с миром, способ видеть и воспринимать мир. Он таким родился. Все сложилось так, а не иначе. Думаю, что и у маленьких гениев их занятие - это дополнительная (иногда главная) связь с миром. Их язык, их способ коммуникации. Вот такие они. И разве мало они привносят красоты и/или пользы? Почитать хотя бы воспоминания Антона о юных музыкантах из первого вашего поста. У меня в детстве были такие друзья. Я не всегда их понимала. Но как-то чувствовала, что у них есть выход в целый невероятный мир, который мне в голову не приходило отрицать. Наоборот, старалась понять их логику.

Да, в романе все очень страшно закончилось. Строго по сюжету - самоубийством. Но разве в семьях обычных, ничем не примечательных людей такого не случается? Разве не живут люди друг с другом годами, отрицая свою суть, подстраиваясь под высказанные и невысказанные требования? Не представляя, что муж/жена - совсем не те люди, какими их привыкли считать: "...никакого Александра Ивановича не было".

Re: знаю

Как-то все в одну кучу!
"...У Л. - шахматная игра - основной способ познания и взаимодействия с миром..."
Где вы у него познание мира углядели??

"...у маленьких гениев их занятие - это дополнительная (иногда главная) связь с миром. Их язык, их способ коммуникации..."
Вот коммуникации то как раз и нет.

"...И разве мало они привносят красоты и/или пользы?.."
Какую красоту и пользу приносит Лужин, играя за деньги в шахматы?

"...Почитать хотя бы воспоминания Антона о юных музыкантах из первого вашего поста..."
Никто не отрицает "целый невероятный мир", но Антон-то писал о том, что у них ничего никак не сложилось в жизни.
Простите, пожалуйста. Мне совсем не хотелось переиначивать смысл вашего поста!
Я писала из наблюдений за реакцией окружающих на это явление. Проблемы во взаимопонимании встречаются и у обычных людей. Но как только речь заходит о вундеркиндах или просто очень способных детях/людях, я наблюдаю именно такую реакцию - кто самый умный, тому и подпрыгивать. Хотя, полезнее было бы наоборот: нам подпрыгивать до них.

Простите еще раз за многословие и возможное недопонимание с моей стороны.

Edited at 2017-02-16 03:02 (UTC)
Совсем не понимаю, почему кто-то куда-то зачем-то должен подпрыгивать. И что такое "подпрыгивать"?
Мой пост о том, что наличие Божьего Дара никак не компенсирует человеческую неполноценность, что дезадаптированный человек (гений он или простой смертный) чувствует себя неприкаянным и одиноким.

Да уж. И теперь задумываешься: дар это или проклятье..

(Анонимно)

Проклятье - это невежество общества, которое готово выпотрошить всю выгоду, а потом бросить, как голую кость, не оставляя ребенку возможности вырасти полноценным и самостоятельно распоряжаться своей жизнью. Когда такое обнаруживается у ребенка, родители вцепляются в него, как зверь в добычу, и обязательно "знают , что для их ребенка лучше!" Вот это мне представляется настоящим проклятьем. Но, что самое главное, пока человек не стал ролителем, он может топать ногами и протестовать против такого порядка вещей, но если ты не умеешь иначе, если тебя воспитывали родители с таким же взглядом и отношением к талантам (даже если ты сам не был талантлив), то такие реакции в отношении своего же ребенка будут выскакивать из тебя... И ты их скорее всего не заметишь и будешь калечить нового человеку. Это какой-то ужасный замкнутый круг...

Евгения Петровна, или все же ведь бывают случаи, когда человек, став взрослым, может как-то не просто осознать ошибки родителей, но и осмыслить, где у него проявляется этот сценарий, выйти из него, может хотя бы частично? Или самому это сделать не возможно (то есть заметить проявления получится, но изменить поведение и реакции нет)?

(Анонимно)

Опять забыла подписаться. Простите - это Дина.
Это возможно! Это бывает, но редко...

(Анонимно)

Получается, что Солнцу русской поэзии крупно повезло...

Потому что жизнь у него была хоть трудная и короткая, но полноценная.
Одна дружба чего стоит: в лицее с Александром Сергеевичем учились и Дельвиг, и Кюхельбеккер, и Пущин, и Данзас, который потом стал его секундантом во время дуэли. А сколько стихов он друзьям посвятил. А еще были влюбленности и любовь, помощь родному брату и, кстати, физический труд...
Хотя психиатры не считают и А. С. Пушкина идеальным в плане психического здоровья (а кого из гениев вообще считают, интересно).

Re: Получается, что Солнцу русской поэзии крупно повезл

Первый раз слышу, что Пушкина кто-то из психиатров считал нездоровым. И не знаю ни одного факта из его жизни, который бы заронил сомнение в его психическом здоровье.
У него действительно, по всем статьям полноценная, полнокровная жизнь!
Однажды я наведалась в Московскую Церковь Христа для того, чтобы понять, как вообще в подобных обществах оказываются люди. На самом деле, меня это вопрос интересовал лишь применительно к моему дальнему родственнику-ровеснику. На тот момент он уже крепко там прижился, а его мамки-тетки заламывали руки, вопя, что мальчика нужно срочно спасать. К слову сказать, они дошли даже до Александра Меня, на что он им ответил отстать от чада. Так вот, покрутившись среди прихожан этой церкви, я поняла, что там не нужно напрягаться, чтобы выстроить отношения, заинтересовать собой других, понравиться им, так так ты априори уже великолепен, ты самый лучший, как только попал на порог этого заведения, даже если у тебя рога и зубы, параллельные земле, и вместо мыслительной деятельности ты можешь только мычать невпопад. В обмен нужно отдавать самую малость - 10% от дохода и все свое свободное время, воскресенья - обязательно. Это создает мощную иллюзию, что ты не один, что вокруг тебя огромное количество единомышленников (примерно сколько крупный ДК вмещает), все тебя поддерживают, хлопают по плечу, обнимают. Собственно, к чему это я все рассказываю. Не знаю, являлся ли N вундеркиндом, но математиком он был блестящим, во время учебы в универе печатался в специализированных журналах в Штатах, его даже пригласили туда учиться на стипендию. Вот только была одна проблема - с общением было тяжело, какая-то эмоциональная стерильность была, он всегда как-то подспудно, ничего даже не предпринимая для этого, провоцировал на себя агрессию в виде рукоприкладства, волшебство прямо какое-то было, и только в этой церкви он обрел круг общения. В Америку он не поехал, закончил образование в Москве, обзавелся семьей, пишет программное обеспечение, но церковь присутствует в его жизни по сей день. С общением у нас так и не сложилось.
По вашему описанию (а вы очень ярко и точно описываете симптоматику) у вашего родственника душевное расстройство, которое называется психопатологический диатез. (О нем можно прочитать в самом начале моего ЖЖ). Оно тяжело и трудно, но все-таки лечится - если его лечить. Если не лечить, оно "набирает обороты" и усугубляется. При этом в психиатрическую больницу человек может никогда и не попасть (там лежат люди с более тяжелой патологией).
Интересно, что среди верующих любых конфессий очень большой процент людей с душевными расстройствами, а в сектах это просто поголовно.
На семинаре по манипуляциям будем говорить об этом и даже оригинальные упражнения будем делать - станет понятным, почему люди попадают в секты и зачем ходят на психологические тренинги.
Спасибо! Про психопаталогический диатез я впервые услышала от Вас, но, поскольку я не специалист, не могу сопоставить симптомы и диагноз. Могу только описать то, что я вижу, слышу и чувствую про человека. Я давняя Ваша поклонница, вот только сейчас меня на комментарии прорвало.
Психопатологический диатез есть в медицинской энциклопедии.

А слышите и чувствуете вы отлично!
Интересно вы эту организацию описываете. Прямо дружный пионерлагерь.
Совершенно с вами согласна!
Вот я и пытаюсь хотя бы внимание обратить на эту проблему!