?

Log in

No account? Create an account
pic#официальная

Шабаш вокруг божьего дара

Продолжение. Начало: http://impressionante.livejournal.com/71290.html
Исследования по одаренности никогда не были засекречены, тем более, сейчас они в открытом доступе. Просто ими не особо интересуются. Даже те, кого это касается непосредственно, – родственников, воспитателей, учителей вундеркиндов.  Иначе бы знали, что никакие способности  ребенка сами по себе еще не предопределяют его блестящее будущее.
Во всех работах замечательного советского  психолога Н.С. Лейтеса, который  около 40 лет занимался изучением одаренности детей, рефреном звучит мысль, что «признаки одаренности, проявляемые в детские годы, даже при самых благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть». Но поразила  меня в свое время вот эта цитата из его статьи (подчеркнуто мной): «среди тех детей, которых мне удалось подробно изучать, был лишь один бесспорный случай, когда бывший вундеркинд рано стал известным ученым, создал научную школу. В других случаях успехи были более или менее значительные, но совсем не того масштаба, которого можно было ожидать от выдающихся детей».
Почему об этом знать не хотят? По той же причине – может огорчить. И вообще, думать вредно! Исходя из этого, понятно, почему любящие родственники устраивают шабаш вокруг юного дарования, наваливая на него кучу ожиданий и надежд. При том, что этот шабаш губителен не только для таланта, но и для его обладателя.
***
Вот пятилетняя девочка, демонстрирующая замечательную память. Знает кучу стихов. Зрители кричат ей «Ахматова», или «Гумилев», или «Есенин», и девочка радостно выпаливает стих заказанного автора. Почему-то это напомнило  стародавние автоматы с пластинками в кафе – опускаешь монетку, нажимаешь кнопку и – вуаля – звучит выбранная тобой музыка.
На вопрос, кого из поэтов она любит больше всех, девочка,  не моргнув глазом, отвечает: Бродского.  Публика балдеет. Пожилая известная режиссерша в восторге – она всерьез думает, что выучить наизусть – значит понять смысл?
Читает девочка стихи вполне по-детски,  и, судя по интонациям, экзистенциальные размышления Бродского о жизни и смерти, страданиях и любви ей пока не по зубам, не по мозгам. Боюсь, что если девочку расспросить,  о чем стихи, она не сможет ничего вразумительного сказать.
Собственно,  ее репертуар отражает амбиции родителей, а любому ребенку, понятное дело, так хочется угодить окружающим его взрослым!

Реплика в сторону:  в перестроечные времена я была на концерте человека, обладающего феноменальной памятью. Он с любого места, предложенного публикой,  цитировал Библию, Коран и Тору – на соответствующем языке. По ходу представления его спросили, в какого бога верит он сам, и он честно признался, что ни в какого. И публика вдруг увяла. Всем было непонятно, зачем человек заучивает слова, для кого-то священные,  а для него – ничего не значащие…
Получается, его замечательный дар сгодился только для эстрадного номера?
***
Я понимаю правила игры – в конце концов, весь мир – театр, а все на свете – шоу. А главная  цель шоу – развлечь уважаемую публику.
Отчего-то мне кажется, что прообразами шоу являются старые цирковые балаганы, куда ходили смотреть разные диковины типа карлика с двумя головами, человека без рук, женщины с бородой и т.д. Мне кажется, для большинства зрителей вундеркинды где-то из этой же категории. Интересно ведь посмотреть на дитя, демонстрирующее чудеса ловкости, памяти, учености. Интерес подогревается еще и тем, что большинство-то догадывается – век вундеркинда короток, судьба непредсказуема…
Ну, да, процент «отсева из вундеркиндов» давно  известен – 90 %. То есть в сухом остатке лишь 10 % юных дарований, вырастая, становятся выдающимися профессионалами. А представьте себе, что за этими процентами «естественного отбора»  стоят живые люди. Вернее, маленькие дети… Каково это – подавать большие надежды, а потом не оправдать их?
Что дает талант, мы знаем, – профессию. Дело жизни. Смысл жизни.
А что отнимает?
*************
Вспоминаю горькую судьбу ныне забытой юной поэтессы  Ники  Турбиной.
С четырех лет начала писать стихи, потрясающие своей взрослостью, многогранностью, трагизмом и недетскими переживаниями. В 10 лет Ника Турбина уже была известной поэтессой, выступавшей на литературных вечерах,  издала 2 сборника стихов.
Это тем более удивительно, что по всем законам природы литературное творчество может проявляться, в основном, в пубертате, когда развивается абстрактное мышление.
Кульминацией было получение в 1986 году престижнейшей премии в области искусства – «Золотой лев». Ника стала второй русской поэтессой, удостоившейся этой награды. Первой была Анна Ахматова, и она получила эту премию, когда ей было за шестьдесят. Нике едва исполнилось двенадцать…
А в это время ее ровесники ходили в школу, играли в прятки и казаки-разбойники, учились дружить, любить, искать себя, завоевывать знания и людей. Они развивались и взрослели естественным путем, предопределенным природой.
Зато Ника ездила по миру с концертами: слава, аплодирующие залы, поклонники,  автографы на обложках собственных книжек, международные премии… Взросление, эта важная стадия психического развития, прошла мимо нее.
И наступил, как в народе его называют, переходный возраст, сложный период и тяжелое время. Начинается  перестройка всей психической сферы. Гормоны «гуляют», настроение часто и непредсказуемо меняется. При этом «колбасит» подростка во все стороны – то он умный и тонкий, то тупой и дикий, то полон самоотречения  и жертвенности,  то чудовищно эгоцентричен. Ника стала невыносимой, со всеми ссорилась.
К тому же, ажиотаж вокруг юной поэтессы спал. Одно дело – маленький ребенок, пишущий стихи (это так умилительно!), другое дело – подросток. Это не столь экзотично, к тому же, подростков, пишущих стихи, немало, да и  на литературном горизонте появились новые имена.
Говорят, что поэтический Дар оставил Нику. Говорят, она еще писала, но хуже, чем в детстве. И никто, никто не подсказал девочке, как дальше раскрывать и шлифовать свой дар!
И вот девочка-вундеркинд, объездившая полмира, но не умеющая жить в мире ровесников и взрослых, со всего маху угодила в обыденную прозаическую жизнь.
Она оказалась совершенно не приспособленной к этой жизни.
Она умела летать, но не умела падать и вставать. Она не успела открыть, понять и принять один из главных законов Жизни – не бывает раз и навсегда завоеванных позиций!
Все окружающие ее взрослые повели себя некрасиво – хуже некуда. Начиная с великого поэта Е. Евтушенко, который поначалу выступал вроде, как в роли «продюсера» Ники, а потом без объяснений исчез из ее жизни. Кончая родственниками, чьи амбициозные ожидания переломали ей хребет.
*
Ника так и не смогла получить ни образования, ни профессии. Ее психика была искалечена  ранней славой.  Она – избранная, «особенная девочка», собиравшая стадионы поклонников по всему миру, должна была начинать жить заново.
Ника поступала в разные институты, бросала их, вела странный, маргинальный образ жизни. Она погибла в 28 лет – выпала из окна. Ее тело долго лежало в морге невостребованным…
*
В фильме моего детства  «Гостья из будущего» детский хор пел, точно заклинал: «От чистого истока в прекрасное далёко, /В прекрасное далёко я начинаю путь. /Прекрасное далёко не будь ко мне жестоко…»
«Прекрасное далёко» Ники было уже истрачено. Вернее, растрачено. Эпитафией на ее могиле могли бы стать печальные слова, посвященные другой рано погасшей звезде: «В прошлом у нее было большое будущее».
***
Сколько их было – звезд, которые рано погасли, так и не разгоревшись по-настоящему? А вот этого никто не считал.  И скольким Дар сломал жизнь, такой статистики уж точно нет.
Расплата за талант? Или за некомпетентность, неграмотность  и невежество окружения?

Продолжение через несколько дней
***************************************************************************
Анонс!
18 марта, в субботу
будет проходить семинар
Как противостоять манипуляциям?
В современном мире манипуляции пронизывают все сферы нашей жизни, от международной политики до отношений в семье. Неужели добиться желаемого можно только при помощи манипуляций? А может быть, это нормально и других отношений между людьми не бывает? Попробуем разобраться!
- Зачем люди это делают? Истинные причины и цели манипуляций. 
- Кто манипулирует сознательно, а кто бессознательно?
- Манипуляции в поведении и речи, мимике, интонациях, жестах…
- Как распознать манипуляции у себя и у других?
- На чем стоят секты и психологические тренинги?
- Партизанские войны в семье. Игра длиною в жизнь: «кто кого переманипулирует». 
- Манипуляции в большой политике.
- Манипуляции на службе. Отношения с начальством, сослуживцами, подчиненными.
- Манипуляции в СМИ. На примерах телевизионной рекламы попробуем разобрать скрытые в рекламе послания. Что на самом деле нам продают?
- Что манипуляции дают и что отбирают?
- Умение манипулировать – счастье  или беда?
- Что такое быть достоверным и возможно ли обойтись без манипуляций?
Семинар будет проходить 18 марта, в субботу, с 15.30 до 19.30
по адресу: улица Остоженка, дом 14/2,  (метро Кропоткинская)
Зарегистрироваться: https://evgeniya-belyakova.timepad.ru/event/438384/
Количество мест ограничено!

Сейчас вы еще имеете возможность купить билет на семинар за 3000, но через 4 дня, после 10 февраля цена поднимется!
Вам охота переплачивать??
(видите, я тоже умею манипулировать...)

Если возникнут вопросы - звоните:
+7 916 812-66-57 Ольга
+7 917 581-59-17 Екатерина

Comments

Читала я где-то на просторах Сети историю от детского психолога про вот такую одаренную девочку, которую в подростковом возрасте начали покидать ее способности. И там была высказана весьма интересная мысль, которая, как мне кажется, все объясняет. Существует ведь такое явление, как отставание в развитии - оно может иметь чисто физиологические причины, мозг ведь тоже растет и развивается, причем довольно неравномерно: какие-то структуры - раньше, какие-то - позже. У отдельно взятого ребенка это развитие вполне может идти дискретно и не так, как у других, что-то может запаздывать, но со временем наверстывается: мозг "дозревает" и "нагоняет", приходя к среднестатистической норме - только немного позже, чем у остальных. А раз так, то почему не быть опережающему развитию: какие-то отдельные структуры сформировались по взрослому типу аномально рано - и, не исключено, в ущерб возрастной норме развития других. В результате ребенок отличается от сверстников, но лишь потому, что его мозг немного более похож на взрослый, чем у них, и какая-то его деятельность более типична для взрослого, чем для ребенка. Но по мере взросления эта разница становится все меньше и меньше: сверстники ведь растут и потихоньку догоняют, да и кого удивишь взрослым человеком, который мыслит как взрослый? Это же нормальный порядок вещей, а не чудо, то ли дело, когда так себя проявляет маленький ребенок. И вот получается, что вундеркинд чисто случайно получает со старта некую фору, которую к финишу (к 25 годам, когда завершается формирование мозга) теряет по чисто физиологическим причинам.
Вы размышляете в правильном направлении, есть только несколько маленьких нюансов-замечаний

Отставание в развитие крайне плохо корректируется - не потому, что это невозможно, а потому что большинство родителей не хотят видеть реальность, тянут время в надежде, что само пройдет и часто обращаются не туда, не к тем. Поэтому наверстывать упущенное удается далеко не всем! (Те, кто были на осеннем семинаре о подсознании, понимают почему это происходит)

"...ребенок отличается от сверстников, но лишь потому, что его мозг немного более похож на взрослый..."
Совсем не похож на взрослый, ни с какой стороны! Если говорить о вундеркиндах, то в определенной области, той, в которой ребенок талантлив (музыке, например, или математике) их мозг начинает работать в другом режиме (ускоряется биохимия). А во всем остальном и поведение детское, и представления о мире детские...

Про фору вы совершенно правы! Только проходит это не к 25 годам, а намного раньше, во время пубертата (на фоне гормональных бурь) или сразу после.

(Анонимно)

А мне доводилось читать на просторах интернета такую версию: одаренность бывает двух видов - общая и специальная. Общая - это когда ребенок развивается быстрее других: читать и писать начинает раньше, в первом классе решает задачки за третий класс и т. д. Как Филиппок из рассказа Льва Толстого. Со временем (в период пубертата или чуть позже) такая одаренность в большинстве случаев сходит на нет.
А есть специальная одаренность - когда хорошо получается что-то одно: рисовать, сочинять стихи, сочинять музыку и т. д. Вот из "специальников" чаще получаются талантливые взрослые, только их дар надо шлифовать.
В данном посте речь идет о вундеркиндах, то есть о "специальной", как вы говорите, одаренности.
Когда мой брат, будучи двухлетним ребенком, начал резво и дословно запоминать на слух все озвученные ему тексты, от детских стишков и до примитивных объявлений о газе на дачном заборе, со знанием дела выдавал латинские названия цветов, росших на наших участках и вокруг них, все приближенные к семейству тетки умилялись, а его родителей распирало от гордости за отпрыска. На неприятные сигналы обращать никто внимания не хотел - как же, ребенок гений, индиго, куда его ровесникам до такого уровня! По факту все оказалось более, чем печально. Точный диагноз вслух никто не произносил, но к моменту похода в первый класс все стало понятно и так - ребенок особенный, но не гениальный. Сейчас ему третий десяток, к окружающей жизни он приспособлен, но с общением до сих пор большие проблемы. Инвалидность.
Спасибо за Ваш комментарий, вот уж по делу!
О диагнозе я догадываюсь... Как и о том, что проблемы с общением никуда не денутся.

Господи, это ж ХХ1 век! Столько знаний накоплено о норме и патологии психики, и столь многое сейчас можно лечить и корректировать, если вовремя тревогу забить! Но... "Инстинкт самосохранения подчас столь силен, что душит все, что может задеть, взволновать, огорчить, расстроить. И тогда программа защиты своего потомства выключается. А на место взрослой ответственности прибегает детская уверенность, что всё обязательно будет хорошо". Так ведь спокойнее...
Да, часто начинают голосить, что все эти проблемы придуманы, что на самом деле это тому, кто озвучил, лечиться надо, а у остальных все шоколадно.
При том, что инвалидность просто так никому не дают...

(Анонимно)

Не у всех, к счастью.
Читала статью про семью, у которой был сын-вундеркинд. Вместо того, чтобы обрадоваться, родители забеспокоились: а вдруг в дальнейшем у мальчика будут проблемы с психикой. Пришли к детскому психологу, которая посоветовала развивать эмоциональную сферу...
Если интересно, то полностью эту статью можно прочесть в интернете под заголовком "Как применить вундеркинда".
Грамотный психолог!!!
Больше всего на свете я боюсь этой "гениальности" в своих детях.
В детстве моя мама мечтала и упорно видела во мне непонятную "одаренность" и всячески старалась ее развивать..Драмкружок, кружок по фото....Ей очень нравилось хвастаться своим подругам, что у нее дочь и иностранные языки знает, и книжки читает, и в музыкальной школе учится, и в театре детском играет, и танцует, и верхом скачет как джигит... А уж когда в 13 лет я выбрала профессию и училась вместе со взрослыми людьми! оооо, тут уже просто материнский оргазм случился. А что в итоге? Далеко не все так радужно( вы меня не раз видели и сами все знаете)..
И я очень стараюсь,чтоб мой взрослый уже почти сын прошел все стадии нормального взросления, без лишних требований к нему и ожиданий. И в будущем моем ребенке я тоже не буду искать никакой одаренности и тянуть за руку к взрослению. Маленькие взрослые" - это и не детище не взрослые..
Очень, очень жаль Рита, что вы не пошли ко мне заниматься, ваш сын бы увидел на вашем примере, как это - выбираться из отмеренного семьей, судьбой, характером...
Евгения Петровна, вы не замечали? Мне кажется, что люди, которые гордятся и несколько кичатся своими талантами, чаще страдают от психических отклонений, чем люди талантливые, но скромные. И если родители в дурную гордятся своими детьми - витринами родительского успеха, то и дети, которые учатся в некоторой мере видению мира у родителей, будут то же о себе не самых скромных представлений, а значит, и не очень здоровыми. Как вы думаете, есть такая зависимость? И что бы это могло быть - здоровые люди становятся скромными, а больные кичливыми, или наоборот, скромность порождает душевное здоровье, а кичливость - болезнь?

p.s.
Очень соскучился по вам и вашим словам в ЖЖ-пространстве. Пишите ещё, пожалуйста. Всегда рад увидеть новые труды одного из тех людей, которых я зову "учителями" - людьми, учившими меня мыслить.

Edited at 2017-02-06 13:55 (UTC)
"...люди, которые гордятся и несколько кичатся своими талантами, чаще страдают от психических отклонений, чем люди талантливые, но скромные..."
Нууу, я не стала бы так категорично. Жизнь намного разнообразнее, чем нам хотелось бы! Наличие скромности, как и гордости, зависит от типа личности. Есть люди ОТ ПРИРОДЫ застенчивые, которым очень дискомфортно, когда их хвалят. Это не их заслуга, это характер, доставшийся им по наследству. И есть люди, которые похвалу любят и расцветают от нее. В этом нет ничего плохого, если не мешает жить себе и окружающим.
Не думаю, чтобы скромность прямо таки порождала душевное здоровье! Характер к душевному здоровью (или заболеванию) прямого отношения не имеет.

А вот признаком психического заболевания часто является высокомерие без всяких на то оснований. То есть гордиться особо нечем, а человек (внутренне) абсолютно уверен в своей исключительности. Я с такими людьми много работала - очень тяжело с ними и работать, и общаться...

А можно ли на бытовом уровне понять, что движет человеком - психическое заболевание или нарушение кислотно-сволочного баланса?
Не очень понимаю, что значит нарушение кислотно-щелочного баланса и какое влияние оно оказывает на психику.
Выражение "нарушение кислотно-СВОЛОЧНОГО баланса" я услышала, когда в автобусе мужчина успокаивал худенькую полупрозрачную девчушку, на которую наехала хамовитая расфуфыренная тетка необъятных размеров. Я не отследила начало конфликта, но было ясно, что дамочка искала жертву. Выражение это мне запомнилось, но вот с тех пор я стала часто задумываться, можно ли, наблюдая со стороны, обычному человеку, без специального психиатрического образования, понять, больной или здоровый персонаж стоит перед ним?
Извините, не поняла сразу. Хорошее выражение!

А понять, болен человек или нет, можно и без психиатрического образования, была бы наблюдательность.
а я помню Нику) у нее замечательные стихи, очень глубокие. т.е. она не покончила с собой, как говорилось в одной передаче?
Было много версий. Что было на самом деле мы этого уже не узнаем. И в конце концов, какая разница, если вся ее жизнь "после славы" сложно было назвать жизнью, скорее, "доживанием"
Интересно, что мама и бабушка на похороны не приехали, зато бабушка книжку о Нике написала!

(Анонимно)

Евгения Петровна, "что мама и бабушка на похороны не приехали, зато бабушка книжку о Нике написала" - Вы добили меня окончанием это истории про Нику. Вот уж ужасающий пример, доведенный до абсурда с "не видеть, не огорчаться". В их глазах Ника не была человеком - была ролью, и когда не смогла продолжать эту роль нести просто вычеркнута из списка. Это жестоко.
В интернете есть несколько документальных фильмов о Нике. Посмотрите их! Там такие "говорящие" детали всплывают, от которых мороз по коже.

(Анонимно)

Как же страшно и холодно вдумываться в эти слова... Как живется вундер-детям в жизнях, где нет места глупостям и естественным детским хотелкам, где "не нужно заниматься всякой ерундой!" а нужно быть постоянным примером для других детей и предметом гордости для родителей? Как же холодно живется в таком стерильном вакууме... История, которую Вы рассказали про Нику, ошпарила одиночеством! Её использовали, как пару туфель - пока они были свежие и блестели, ими хвастались и надевали при каждом удобном случае, а как износились и исчерпали себя - выкинули за ненадобностью. И все это прикрывается скользким "для твоего же блага". Конечно, здесь заботливым родителям захочется восстать -"Что за сравнение?! Мой ребёнок не туфли!", только этот ребёнок так же, как и туфли - не способен будут и шагу сделать во взрослой жизни самострятельно, без чьей-либо помощи...
Дина.
Вундеркинд, все-таки не туфли, скорее, вечернее платье...
Вот здесь о Нике статья и фильмы:
http://chtoby-pomnili.com/page.php?id=516
Спасибо. Она потрясающая. Каждый раз, как встречу о ней упоминание, так пару дней оторваться не могу.

(Анонимно)

Прочитала статью... После в голове бьется пульсом один вопрос -"за что?!"
Спасибо, Евгения Петровна. Мне не понаслышке знакома тема с одаренными детьми и амбициозными родителями. Но когда вся жизнь одного человека проносится вот так в одной статье и обдает леденяшим одиночеством, становится страшно - что будет чувствовать мой ребенок? Как ему будет в этом мире, что я смогу сделать ,чтоб он вырос полноценным и сильным??? А зачем тогда дети, если им нечего передать? Вот, что означает НАСЛЕДСТВО - след, который ты оставил в душе своего ребенка!

(Анонимно)

Только поняла, что и тут не подписала! Тоже Дина!
Очень хорошо помню "Комсомолку", в которой на целую страницу был рассказ о Нике Турбиной и фото девочки. Стихи недетские, а на фото - очень симпатичный ребенок с задумчивым взглядом. Было еще много публикаций, передач о ней. Через какое-то время была передача с Никой-девушкой - было трудно узнать, потухший взгляд, прокуренный голос...Трагическая судьба
Полностью согласна с Вами, что представления об одаренности у многих взрослых, в т.ч. и педагогов совершенно нереалистичные.
К примеру, в нашем городе года два назад в Управлении образования назначают инспектора, ответственного за работу с одаренными. Как принято, это не психолог, а администратор, а психологии одаренности, знающий на уровне рядового обывателя. Первое ее действие: рассылает по школам тест Торренса, чтобы психологи провели его с 1 по 10 класс для выявления одаренных детей. Даже если предположить, что тест реально диагностирует одаренность, что уже спорно, он очень трудоемкий и времязатратный. На вопрос, для чего выявлять тестом одаренных, что делать с результатами - ответ: мы будем прослеживать их развитие, участие в олимпиадах и т.п. Полный маразм, подкрепленный административным ресурсом.
Сейчас в сети крутится много роликов, где маленькая девочка читает стихи, большинство стихов явно не по возрасту. Народ умиляется, ставят лайки, даже по ТВ была передача об этой семье. Для родителей это спектакль, девочку наряжают, готовят. И родители не понимают, чем это может обернуться для девочки, когда подрастет. Наверное, Вы писали об этой же девочке.
Таких девочек сейчас много!
"...Полный маразм, подкрепленный административным ресурсом..."
Действительно маразм!
Помнится, в советское время директором оперного театра могли назначить бывшего директора овощной базы. И он немедленно начинал свои нововведения - ничего не понимая в театральной специфике.
На ошибках мы явно не учимся!
Подобного и сейчас много.
Один из законов Паркинсона: Каждый стремится достичь своего уровня некомпетентности

(Анонимно)

Но ведь любой родитель хочет чтобы его ребенок был успешным, много знал, умел. Психически и физически развитым, разносторонним. Желания, понятно, благие. И мы детей пичкаем знаниями, ставим на табуретку читать стишки, нанимаем кучу репетиторов, водим на кружки. очевидно, есть некая грань, очевидно и индивидуальная для каждого ребенка, по котрой можно провести необходимы
Хотеть и добиваться желаемого разные вещи.
Конечно, грань есть и увидеть ее можно только при развитых "фибрах души" - особого рода эмоциональной тонкости.

мне было далеко до вундеркинда

скорее всего, у меня как раз та самая задержка развития - стихи сочинял не с 13-14, а с 18 лет. Первый интимный контакт в 22, а не в 15-16... и как раз во "взрослой" жизни не разобрался ни в себе, ни в людях: в 36 лет курьер, шизоид по акцентуации, друзей нет, хобби нет, уважения жены и подавно. Хуже всего, что вижу, как растет сын - у него есть способности к музыке - и при этом он уже в 8 лет хитрый (когда выгодно), невежливый и невнимательный к окружающим... что-то с ним будет дальше.

Re: мне было далеко до вундеркинда

Беда...
У вас никакая не шизоидность. Шизоиды - люди идеи, для них очень важна профессия, это их отдушина и смысл жизни, и если в профессии человек не смог состояться, то обязательно есть хобби. И друзья у них есть (немного, но близкие).
Почитайте в самом начале моего ЖЖ о психопатологическом диатезе - это душевное расстройство, наследственное.