?

Log in

No account? Create an account
pic#официальная

Что написано у вас на лбу?

Наш тренинг «Секреты человеческого общения» в разгаре.
Конечно, мы много говорим о знаках.
Чтобы человек не делал  - от профессиональной деятельности до общения с людьми -  везде и на всем он оставляет отпечаток своего отношение к людям, к жизни, к миру. Например:
Мир опасен, кругом враги

Люди такие сложные, лучше к ним не подходить…
Люди – примитивные механизмы, ими надо управлять!
Люди? Какие люди? Ах эти… мне не интересно.

Реплика в сторону: на самом деле воспитание детей только так и происходит – они усваивают эти знаки на подсознательном уровне и делают соответствующий вывод.

Люди рассыпают эти знаки вокруг себя в неимоверном количестве -  выражением лица, позами и жестами, интонациями, брошенными на ходу словами (или, наоборот, молчанием), письмами, комментариями в социальных сетях… Не ведая, что творят!
И если у вас на лбу написано:  «Не подходите близко!» («Я вас в упор не вижу» или «Вы мне по фигу») - чего удивляться, что близко никто не подходит?

Кто умеет - разгадывает эти сигналы, понимает их значимость и смысл. Кто не умеет, живет как в незнакомом помещении с выключенным светом, натыкаясь на предметы, назначения которых он не знает.
Реплика в сторону: к сожалению, к этому привыкают…
***
Откуда берутся эти знаки? Как так получается, что мы их транслируем вокруг себя, выдаем, можно сказать, себя с головой – а чего выдаем,  сами не знаем? Да потому, что нами управляет Подсознание! В этом заколоченном «подвале» хранятся наши детские и юношеские переживания, мечты, желания, обиды, претензии к людям, к миру, к себе. Там же «гуляют» скрытые от нашего сознания цели...
Это и есть та питательная среда, на основе которой сформировалось наше мироощущение! Оно выросло и развилось без нашего ведома, и еще и управляет нами… Обидно, блин!
Подробнее о подсознании можно узнать из фильма, записанного на семинаре «Из чего складывается - Человек?» http://a-s-t.ru/order-form/#items=ast_book
***
Ну, это все философские размышления, пора вернуться к тренингу.
Что меня порадовало — народ на тренинге подобрался довольно активный.

(без названия)

Что расстроило — «отличников», щелкающих наши простые упражнения как семечки, в этот раз не случилось…

Реплика в сторону: еще несколько лет назад упражнения, которые начинались со слов «сейчас вы будете придумывать…» вызывали бурный восторг. Мало того, с упражнениями справлялись на раз и с громадным удовольствием, которое было видно: лицо во время «думанья» точно озарялось изнутри, будто где-то в глубине души зажглась лампадка…
Сегодня о «придумать своё» речи нет, хорошо бы понять чужие придумки…


Зато мы довольно быстро получили ответ на главный вопрос тренинга: «Насколько вам понятны окружающие вас люди?» Выяснилось, что ни насколько.  Знаки, которые сами подаем, и которые нам подают – не видим, не понимаем. Второй вопрос «Насколько вы понятны сами себе?» перед большинством пока еще не встал…
***
Народ немного растерялся, когда понял, что с упражнениями не очень-то  справляется. И тут же нашел оправдание: «Нас же никто этому не учил -  читать знаки и понимать символы!»
Могу заверить всех: НИКТО, НИКОГДА, НИКОГО специально не учит понимать ни знаки, посылаемые людьми, ни символы. Нет таких программ ни в школах, ни в вузах (самых элитарных), ни в нашей стране, ни за рубежом. Нигде.
Тем не менее, у одних людей фибры души развиваются, у других вянут и чахнут, не успев отрасти.
Причин много.
В первую очередь мы можем говорить о наличии у человека душевного расстройства, о котором он может не догадываться (об этом подробнее в фильме «Почему жизнь не доставляет радости?» http://a-s-t.ru/order-form/#items=ast_book).
Плюс воспитание… Плюс требования окружающей человека среды...

Реплика в сторону: Конечно, наш интеллектуальный или духовный рост в большой мере определяется требованиями среды. А если среда не предъявляет подобных требований? Когда удовлетворены базовые потребности человека, расти ему и развиваться, вроде, незачем. Интересы снижаются. Личность нивелируется...
***
Когда-то, в доинтернетную эпоху «фибры души» развивались естественным путем. Больше всего в общении людей друг с другом.  К тому же для предыдущих поколений мировая культура была Ценностью. Например, в мое время ты не мог попасть в круг умных, интересных людей, если не разбирался в литературе. Мало того, было стыдно не читать, было стыдно быть невежественным, было стыдно не иметь своего выстраданного и аргументированного мнения.
Сейчас – ничего не стыдно. И мировая культура тихо ушла в подполье…
***
Ко всему вышеперечисленному можно добавить еще один серьезный фактор, препятствующий развитию «фибр души»:
Плод ра­зума — научно-технический прогресс — породил великое и страшное явление — стандартизацию.
О, магические слова: модно, принято, полагается, одобряемо… И человек уже не задает себе вопрос: чего же я хочу сам? Он делает так, как полагается.
Он одевает то, что модно, неважно, идет это ему или нет.
Он выбирает профессию, не оценивая объективно - сможет он себя в ней реализовать или нет.
Страшно сказать, даже семью и детей  многие заводят не потому, что дозрели до семьи, а потому, что так полагается…
*
Стандарт коснулся не только предметов, но и сущности человека: его мыслей,  убеждений, ценностей… Вместе со всевозможной информацией современному человеку в изобилии предлагаются готовые модели, образы и клише на все случаи жизни. От простого: где отдыхать, что одевать — до серьезного: кем быть, что думать, как жить.
В результате человек живет не своей жизнью, а навязанными ему извне представлениями и установками. Искать свой путь, осмыслять, что является счастьем именно для него он не в состоянии, потому что ему это даже в голову не приходит.
*
Страшная штука – стандарт! Родственные слова – тривиально, шаблонно, одинаково, банально, заурядно, избито, примитивно, истасканно…
Как думаете, во что заурядное мышление может превратить вашу единственную, неповторимую, драгоценную Жизнь..?
***
Отсутствие фибр никак не угрожает жизни и здоровью человека.  И это далеко не всегда мешает в работе и продвижении по карьерной лестнице.
Ну и что, что без «фибр души» человек не понимает ни людей, ни себя?
Ну и что, что видит мир поверхностно и плоско?
Ну и что, что искусство - собранный мировой опыт любви и ненависти, тревоги и тоски, печали и восторга - недоступно для понимания?
Ну и что, что все это вместе взятое не позволит человеку расти и развиваться как личности, становиться глубже, тоньше, сложнее?
А не очень-то и хотелось, правда?
Или - неправда?
***
Наверное, мне надо объяснить, что включают в себя эти пресловутые «фибры души».  На самом деле их «состав» весьма сложен: интерес к людям, наблюдательность, богатое воображение, анализ и самоанализ… Это только малая доля! Ну, а если говорить совсем по серьезному, то человеку природой даны разные виды мышления, каждое для своего случая. Знаете, что работает у большинства людей на земном шаре? Конкретное (прагматичное) мышление, которое заведует простыми вопросами «что почём?» и «где взять?»
Но еще есть целая куча «видов» мышления: образное, абстрактное, ассоциативное, символическое, творческое. Все они связаны между собой, без одного не работает другое.  Из них и складываются «фибры души».
Так можно ли их развить? Можно. Сложно.

Для этого человек должен видеть себя как со стороны, при этом иметь мужество, честность и мозги. Он должен понимать, чего лишается без «фибр души», но главное, иметь истовое желание развить их!
***********************
Ну, и в конце поста по многочисленным просьбам читателей моего ЖЖ (тех, кто живет далеко, и попасть на тренинг никак не может) я немного буду освещать главные события тренинга. Особенно меня просили писать о секретах понимания искусства.

В прошлый раз мы пытались «расшифровывать» символы в фотографии.

(без названия)

С трудом. Оказалось, что символы для большинства – филькина грамота.

В этот раз мы учились смотреть художественный портрет.  Выясняли, чем живописный портрет отличается от фотографии. Дальше я озвучила мысль, которая была воспринята с большим удивлением: в  художественном портрете черты лица далеко не самое главное!

Берясь за кисть, художник своим, особым языком пытается передать нам свое восприятие изображаемого человека, рассказать о его мироощущении.
Выбирая определенную технику письма, материал и краски, цветовое решение для данного портрета, художник стремиться уловить и подчеркнуть самое примечательное во внутреннем состоянии своей модели.
Поэтому художники-портретисты обязательно подолгу присматриваются к тому, кого собираются изображать, беседуя, подмечая особенности в манерах и поведении человека, в мимике его лица и движений тела, в жестах рук. Эти наблюдения и подсказывают технику письма и цветовое решение.

Например, одному характеру присущи яркие, сочные тона, другому - темные или мрачные, третьему - нежные, прозрачные... Благородно-серебристая гамма подчеркнет образ величественный, а контрастные цвета расскажут о характере страстном. Иному подойдет сдержанный фон, а другому, наоборот, фон яркий.
Значимо ВСЕ - каждый оттенок, каждый мазок, каждая деталь! Как в жизни…
На этом занятии мы смотрели и обсуждали портреты Фешина, Врубеля, Пикассо, Бакста.
***
После этого мы проходили портрет в фотографии, где образ модели раскрывается позой, ракурсом, деталями одежды, предметами интерьера. Ведь целью портретной фотографии также являются глубокие, психологические портреты, которые могут раскрыть характер человека!
Иллюстрациями к этому материалу были замечательные фотопортреты голливудских звезд.


Реплика в сторону: обратите внимание: и в живописи и в фотографии важно не просто зафиксировать момент и «остановить мгновенье». Чтобы это превратилось в произведение искусства, необходимо дать (а для этого его надо иметь!) свое отношение. И не бессознательное, а выношенное, выращенное, взлелеянное!
***
В следующий раз мы будем говорить о том, зачем придуман театр, о чем пьесы, что обычному человеку может дать «Гамлет», на фига придуманы опера и балет...  И как всегда, много оригинальных упражнений – и театральных, и на символы. А еще на следующем занятии мы узнаем где таятся истоки одаренности!

(без названия)
****************************************
От участников тренинга поступило предложение сделать маленький учебный курс (от 4-х до 8 занятий). Проблемы, высветившиеся на тренинге, требуют решения!
Пока думаю.

Если кто-то из моих читателей заинтересовался курсом, предлагаю им дойти хотя бы на одно занятие тренинга – посмотреть что происходит, примерить на себя.
Тренинг "Секреты Человеческого общения" проходит в Москве по адресу: Лавров переулок дом 9 (метро Пролетарская, Крестьянская застава, Таганская)
Даты проведения: в октябре по субботам: 24, 31
Время с 13.00 до 16.00.
Чтобы попасть на тренинг пройдите по ссылке http://a-s-t.ru/about/activities/secret-obsheniya/ и заполните анкету.

*************************************
По просьбам читателей моего ЖЖ мы сделали подписку на сайте. Теперь вы можете получать новости моего ЖЖ и сайта АртСинтезТерапии на личную почту! Оформление подписки займет не более минуты http://a-s-t.ru/subscription/

Comments

Потрясающе интересная тема! Жалко, нет возможности попасть к вам на семинар. Так важно в жизни научиться понимать других получше, это может спасти жизнь иной раз. И себя
И свою душу...
Большой ценностью второго дня стал разговор про живопись и про то, что художник передает свое восприятие изображаемого человека. Для меня этот разговор в прямую перекладывается на мое любимое дело - операторское искусство. Могу по себе сказать, что самые лучшие съемки (лучшее по реакциям людей, для которых я снимал) у меня получались тогда, когда мне было интересно, когда у меня было отношение к тому, что я снимаю. Когда есть отношение, появляется увлеченность процессом, желание искать, пробовать новое, анализировать удачи и не удачи, а не пускать все на самотек, превращаясь в человека-штатив, запечатляющего на пленку некие события из жизни кого-то.
Для меня основа семинара – это знаки, которые мы подаем и считываем из окружающего мира. Знаки – это язык, на котором говорит с нами мир, язык на котором он рассказывает о себе. Мир – это люди, события, глобальные явления, искусство, ОЧЕНЬ СЛОЖНАЯ система этих составляющих. Казалось бы, человек плохо читающий знаки этой системы – будет её плохо понимать! Натыкаться в своей темноте на предметы, которые он не видит. Казалось бы он должен от этого испытывать постоянный дискомфорт, желание понять что вокруг творится, совершать усилия на то, что бы осветить это темное(для него) помещение. Однако это происходит редко. Вместо этого человек осваивает маршрут по этой темной комнате от точки А до точки Б и бегает между ними воображая у себя в голове, что гуляет по золотистому песку пляжа Парадиз.
И когда что то из темноты “вываливается на песок пляжа”(а жизнь всегда подбрасывает нам новое) для части это воспринимается как попытка увидеть что то сверх того, что знаешь, а для большинства как чудовище, пугающее и требющее уничтожения. Почему кто то пытается разобраться, а кто то “шугается”? Как, почему в чем происходит это разделение? А я сам из первых или просто освоил еще парочку новых маршрутов? Эти вопросы меня и мучают на протяжении всех двух дней семинара.

Edited at 2015-10-20 11:10 (UTC)
как же жаль, что вы в Москве...(
Из Питера к нам несколько человек катаются на все последние тренинги и семинары...
Или собирайте народ на семинар на любую интересующую вас тему - я приеду и проведу.

Что написано у вас на лбу?

Пользователь bashuka сослался на вашу запись в своей записи «Что написано у вас на лбу?» в контексте: [...] Оригинал взят у в Что написано у вас на лбу? [...]
Прошло два занятия тренинга «Секреты человеческого общения», на них мы затронули визуальные искусства - фотографию и живопись. Способность читать символы, на которых они построены, напрямую связана с умением распознавать знаки, которые люди ежеминутно посылают друг другу. От того, что не получается схватывать суть произведений, становится тревожно – есть какой-то кусок жизни, который не виден, недоступен для понимания. Делала дома упражнения - приходится долго думать, рассматривать фотографию или картину, ломать голову, что же там изображено, пытаться разобрать, какие эмоции вызывает. Если получается, фотография или картина воспринимается совершенно по-другому. Ты находишь в ней что-то для себя, она становится ближе, лучше запоминается. И от этого очень приятное чувство - как будто положил монетку в свою копилку. Важный вопрос - насколько адекватно реальности то, что ты увидел, насколько удалось понять, почувствовать замысел автора. Обменявшись своими впечатлениями с окружающими, можно попробовать найти на него ответ. А заодно и узнать про себя что-то новое – что на самом деле для меня важно? Что я вижу сразу, а чего не замечаю в упор? Почему? Интересно! Но и страшно немножко.
На тренинге мы много говорили о важности умения не смотреть на мир, а видеть его. Какой же яркой иллюстрацией того, что это умение у некоторых людей есть, стали портреты, которые нам показывали! Как же много художники рассказали о человеке в своих работах! Они смогли передать главное, суть в характере человека. Значит, они это главное видели? Но ведь их «модели», как правило, им не друзья, не близкие родственники, они не имели возможности долго общаться… А все-таки художник смог в манерах и поведении, мимике и жестах разглядеть характер… А я задумалась, многих ли людей даже в своем ближнем круге я знаю и вижу так хорошо, как видели художники?
Казалось бы, очевидно, что люди помимо вербальных, подают друг другу и невербальные знаки: интонации, выражение лица, строй фразы, жесты и т.п. Но почему-то, интуитивно улавливая невербальные сигналы, неизбежно попадая под их воздействие, на сознательном уровне мы часто не обращаем на них внимания, не расшифровываем, не придаем им должного значения! Хорошо, если оба этих слоя (вербальный и невербальный) поддерживают один другой, не противоречат друг другу. Но порой получается, что говорим одно, а транслируем совсем другое! Или нам говорят одно, а по знакам мы интуитивно считываем – не правда! И тут возникают обоюдное раздражение и непонимание, между людьми выстраивается невидимая стена противоречивых сигналов (неосознанно), в которую мы долбимся снова и снова, до тех пор, пока она остается невидимой. И как же меняется ситуация, когда я вижу, сознаю, какие знаки подаю сама, согласуются ли они между собой. Когда я могу четко понять, какие знаки мне подает другой человек и грамотно, уверенно объяснить в чем несоответствие, если оно есть!!! Это качественно другая жизнь, жизнь, в которой возможно глубокое взаимопонимание! Вот почему я убеждена, что Просвещение на тему знаков, которые люди подают друг другу, это крайне важная задача, выполняемая тренингом!

(Анонимно)

Боже, как трудно учиться видеть людей. Их истинные желания. Хотения. Цели. Их настоящее отношение к вам. К миру. К делу. Занимаясь на АСТ, я чуть больше начинаю всматриваться - вслушиваться в людей. Чуть больше начинаю их понимать, узнавать разные стороны их характера. Зато, какое же счастье, когда не просто смотришь, а – видишь. Не слушаешь – а слышишь! Понимаешь, что стоит за тем или иным словом, взглядом, действием человека. Он как будто открывается с новых граней.
Учиться так видеть и понимать людей – жутко интересно. Но долго и трудно. С живописью, фотографиями – немного быстрее и проще. Тем более, когда есть наводки - ориентиры: подсказки Учителя!! Когда можно сверить свое понимание, с пониманием автора картины и фотографии. Понять, где ты прав, а где – нет. И у тебя еще есть шанс – подучиться. Для меня такой семинар – действительно огромный подарок. Подарок, благодаря которому я хочу учиться видеть и слышать мир глубже, тоньше, многограннее!!!
Юлич

(Анонимно)

Для меня стало открытием знание о двойной ловушке. Как знаком был пример, когда мать кормит великовозрастного дитятю с ложечки и причитает о его несамостоятельности. Это просто пример из моей жизни. А когда я мозгами понимаю, какие слова нужно произносить, а чувствую совершенно другое. Такие ситуации меня ставили в тупик(это тогда когда я замечала в себе такое расхождение слов и чувств). А сколько я в себе еще не замечаю. Теперь я хоть знаю, что это называется двойной ловушкой.

Не знаю было ли это адресовано мне, но кредо - восхищайтесь мной, к сожалению, тоже про меня. Хотя странно то, что в зависимости от окружающих людей, я могу показывать - не подходите ко мне близко. Эти два посыла, я замечаю в себе. Хотелось бы соврать себе, что это не так...

После первого занятия я пыталась придумать ассоциацию на себя. Я представила себе ныряльщика на глубину, который ходит по миру, забыв снять свой скафандр. А на втором занятии был приведен пример подводной лодки. И насколько точно это описывает меня. Хожу где-то на глубине, потом раз вытащила свой перископ, огляделась и обратно вниз,и только изредка всплываю на поверхность.

участница тренинга

(Анонимно)

До АСТ искусство казалось мне отвлеченным и сложным для понимания. Я могла долго разглагольствовать по поводу замысла, стиля и направления, культурного контекста и истории создания того или иного объекта. Но всегда в отрыве от собственных переживаний и мыслей. Мое отношение к предмету искусства складывалось довольно просто из туманного "нравится" (то что цепляет, но больше на интуитивном уровне) и "не нравится" (или скорее мне непонятно). Попытки приложить к себе и вовсе не возникало. Зато, как же бурно зацвел, заискрился, запах вокруг мир, когда я стала овладевать этим языком, языком знаков, метафор и символов! Завидую участникам семинара, которые начинают подбирать ключи к миру искусства, приоткрывая для себя МИР ЛЮДЕЙ. Учатся видеть, а не просто смотреть, входя в картину или фотографию, не пресно констатировать, а СОпереживать. Для меня драгоценным открытием на субботнем занятии стало пробрасывание параллелей между живописным портретом и восприятием реального человека. Обращая внимание на одно лишь выражение лица и не видя того, что вокруг, ты будто выхватываешь маленький паззл из целой картины (спасибо Евгении Петровне за меткую аналогию и яркое упражнение с паззлом!). И потом на основе одного лишь кусочка начинаешь додумывать, домысливать, допридумывать самого человека. А как часто такое бывает в жизни? Отсюда неоправданные надежды и горькие разочарования. Живописное искусство учит смотреть на мир целостно, где любая деталь, фон, сочетание цветов не просто вносят дополнительную краску, а задают тон всей многоцветной палитре внутреннего мира человека, учит читать знаки и вглядываться в суть человека.
Лиля

(Анонимно)

Немного странно, но на семинаре понял, что некоторое время назад начал интересоваться людьми . Не всеми, но интересными, приятными (всеми-то может и не стоит). Пока не знаю как этот интерес проявлять, как облекать его в понятную другим форму. Но этот крошечный сдвиг меня уже немножко радует и хочется больше, дальше, шире, глубже.

Что касается искусства... Мне кажется, что я могу уловить в целом настроение произведения, но практически не различаю нюансов, я вижу, что картина мрачная или веселая. Фотография излучает радость или грусть. Но пока только так: черное или белое. Никаких оттенков, никаких точных мыслей, ассоциаций и метафор.

Алексей С.

(Анонимно)

Меня очень задела мысль, что человек на всем и везде оставляет свой отпечаток и показывает свое отношение в мелочах, оговорках, выражением лица, своими действиями или бездействием. А если нет своего отношения и ты ни к чему никак не относишься, не дорос до своего отношения? Но есть претензии на богатый внутренний мир. Думаю, что тогда начинаешь ориентироваться на внешние принятые стандарты или есть еще такое желание найти яркую личность, в тени которой можно "погреться", чье мнение можно потом принимать за свое, потому что сам ты не знаешь как тебе, у тебя своего отношения нет. Дорасти до своего отношения без "фибр души" невозможно.
Таня

(Анонимно)

Первый день мне запомнился подборкой фотографий. Благодарна за подсказку «попробуйте в изображение войти», когда это удалось - поймать ощущение автора, поняла, что нашла ключ к нескольким закрытым дверям своей памяти, за которыми таились неразобранные впечатления, как оказалось от важных событий моей жизни. Спустя много лет с помощью найденного образа их удалось разобрать, увидеть след, который они оставили в моей душе.
Пребываю в восторге и некоторой растерянности. Сколько, оказывается, вокруг подсказок, умей я ими пользоваться и вовремя различать, на сколько качественно другой была бы моя жизнь.
Рада, что благодаря тренингу этому можно хотя бы немножко научиться.

Юля
По следам семинара и после прочтения Портрета у меня родились размышления про "ответственность".

Когда я еще училась в школе, то часто меня называли ответственным человеком, и я внутренне содрагалась от этого "комплимента" так как знала, что за этим последует ворох каких-то неинтересных мне обязательств, которые на меня собираются свалить. Сейчас я понимаю, что путала понятие ответственности с безотказностью, и ответственность, на самом деле, то качество в человеке, к которому нужно стремиться. Почему?
Я пришла к выводу что сознательная ответственность - то качество от которого умнеют. Что уровень ответственности, который берет на себя человек говорит о развитие его как личности.
В рассказе Гоголя старик-монах восхитил меня тем, что смог осознать влияние своего творения на людей вокруг, смог оценить губительное воздействие картин с дьявольскими глазами, он взял на себя эту ответственность! и ушел в монастырь замаливать прощение и смог таки высвободиться!
Невозможно говорить о росте, о развитие - пока я не смогу брать на себя ответственность за то, какими ценностями я живу, за то что я транслирую в мир, за то какие люди меня окружают. Это очень сложно осознать и уложить в голове. Откуда берется это чувство? как его в себе развивать? Ведь это очень неприятно и иногда больно осознавать свою ответственность относительно своего качества жизни, ведь тогда перестают работать отговорки и оправдания.

(Анонимно)

Открытие важности подаваемых друг другу знаков и сигналов дало мне повод присмотреться к окружающим.
Со знакомыми и даже частично с семьей произошло в какой-то степени вторичное знакомство в первом приближении. Как будто немного плотный туман рассеялся. Это помогло мне в разговорах поднять темы, которых боялся (стеснялся, не видел смысла, не хотел опускаться).
Теперь хорошо бы научиться точнее интерпретировать, что же все транслируют.
Отловил double bind у себя и двух давно знакомых людей - они улыбались, а слова были недобрыми.
С некоторыми незнакомцами, с которыми в течение дня приходится контактировать, даже получился осмысленный диалог, надо было только "сфокусировать взгляд", попытаться поискать общие темы.
Сам стал осознаннее относиться к своему поведению, с горечью понимаю, что именно в нюансах, деталях была скрыта причина изменения отношения ко мне.
Знакомство во втором приближении - это понять, кто передо мной, и зная это решать, какие отношения и стоит ли вообще их строить. Также впервые возник вопрос - а со мной им вообще как? Очень хочется избавиться от иллюзий. Без развитого мышления тут не обойтись.
Алексей Е.

(Анонимно)

Прошла третья встреча и меня не перестает мучать вопрос:" Почему так мало задают вопросов и почему я не задаю вопросов?" Мне что все понятно? Что значит знак-отсутствие вопрос из зала и от меня лично? Тема достаточна не проста для восприятия, на мой взгляд: я совершила пару робких попыток обсудить то, о чем мы разговариваем на наших встречах, и получила довольно резкий ответ, что это же все относительно и является субъективным мнением тренера, дальше, если честно беседа не пошла. А вопросы не задаются, потому что с мышление у меня беда. Думается с трудом и очень-очень медленно, я как будто зависаю и в голове полнейшая пустота. И самое главное я не умею сопоставлять и анализировать полученную информацию, интерес не зарождается и вопросы не формулируются. Мысли приходят все больше в метро или по дороге домой и очень трудно эти мысли поймать и донести до дома. Вот, кажется прекрасное рассуждение , а скажешь это все слух и все становится уже не так красиво, а если напишешь и прочитаешь вслух - все еще хуже. Мне физически трудно думается, голова тяжелая, сложно сосредоточится, собрать себя в кучу и написать.

Оля
Оля, если вас это утешит - не вы одна такая на тренинге. Я вижу по "знакам", что большинству крайне трудно и анализировать, и формулировать свои мысли - вообще, думать! Это уже становится одной из серьезных проблем современного общества, которую все очень стараются не замечать.

"...это же все относительно и является субъективным мнением тренера..."
Я не тренер, я психотерапевт (это принципиально другой уровень знаний!) И то, что я вам рассказываю относится к академическим, достоверным (то есть проверенным) знаниям, а не к субъективному мнению. (Представьте, что вы рассказываете людям, что есть печень здоровая, и есть больная, и больная выглядит вот так. А вам в ответ звучит, что это ваше субъективное мнение... Нонсенс!)
Возможно, обсуждать полученные на тренинге знания лучше с кем-то из участников тренинга.

Что я понял про себя?

Сначала я чуть лучше освоился с мыслью, что плохо вижу знаки, которые транслируют окружающие меня люди. И почти ничего не знаю о знаках, которые подаю вовне.

Потом на упражнениях понял, что не читаю пластику, позы, жесты, мимику, интонации. Не обладаю ассоциативным (образно-символическим) мышлением. Отсутствие такого мышления мешает в каждом общении, во всех отношениях и взаимодействиях с другими людьми.

Учиться думать самому трудно, непонятно, сложно… До растерянности, до усталости… Но лучше плохо начинать, чем хорошо бездействовать. Отказываться от собственных размышлений – это бездействовать. А хорошо бездействовать – это принимать чужое мнение за свое без обдумывания.

Моё подсознание выразило протест, сказав так: «Ты не сможешь выстоять! Так же, как семейный сценарий, любое слепо впитанное произведение искусства будет возить тебя лицом по земле! Доиграешься!» А сознание добавило: «Потому доиграешься, что выбирать своё не можешь! Без мышления, без развитых фибр души ничего не можешь! …Оно вообще тебе надо???» Страх, конечно. И сформированное мироощущение, и паттерны, и сценарий - большая и сложная система выступает за сохранение себя в неприкосновенности, без перемен.

Но только я понял, что подтверждений от моего мозга (и тела) я не дождусь, т.к. не работает целая система, отвечающая за эндорфины. Именно поэтому важны только дела! …желания, мечты и декларации – не важно. Только дела! И главный вопрос: «Что я делаю, чтобы выбраться?»

Мозг может давать плохое настроение, грусть, апатию и т.д. И даёт, стоит взяться за дело! Трудно моему бедному мозгу. Ему ох как работать не хочется. Но у этого есть причина – отсутствие эндорфинов! Поэтому нужно действовать. Шаг за шагом, чтобы ни случилось.

Ещё мне очень нравятся секреты разных искусств, раскрытые для нас Евгенией Петровной на занятиях. Хочется уже вкушать эти искусства! И это сокровище, которым хочется делиться.

Re: Что я понял про себя?

"хорошо бездействовать – это принимать чужое мнение за свое без обдумывания." - мне очень понравилось как ты это точно описал.

Re: Что я понял про себя?

Аня, спасибо тебе за этот знак! В этой формулировке у меня, как теперь понимаю, отражен мой небольшой опыт думать: докрутить понравившуюся мне чужую мысль до моей.
Прошу, изложи тут твою мысль о том как представляют думанье люди, не имеющие опыта думать. Ты озвучила её после 4-го дня тренинга в Му-му.
Она мне очень нравится. Спасибо тебе за неё!

Re: Что я понял про себя?

Чужие ошибки заметить легче, чем свои собственные. Так например, рассуждая со своим близким другом о том, что такое думать, и какие проблемы ждут на этом пути мы пришли к следующему.
Человек, который в своей жизни не имел опыта "раскидывать мозгами" на важные темы, и совершающий первые шаги в этом направлении, часто ждет от себя какой то оригинальной мысли, вот так чтоб прям сразу, и изречь некую гениальность, которая все про все объясняет (я ведь думать начал, как же иначе!!!). И разумеется, этого не происходит (на пустом месте вообще ничего не происходит), либо происходит не мысль искренняя и честная, а какая-то фантазия - отношения к реальности не имеющая, и человек обреченно начинает биться головой о стену.
А начинать лучше с того, чтобы то, что ты встречаешь в книгах, в фильмах, у автора данного блога, на семинарах попытаться переложить на себя, и лучше не все сразу, а постепенно, то что цепляет хоть чуть чуть - крутить в голове и рассматривать с разных сторон, сравнивая - и вот тогда начинается процесс присваивания. И пусть ничего нового - ранее неведанного изречь не получиться, но когда чужая мысль присвоенная тобой обретет в голове формы и начнет жить там, то она получит твое собственное звучание и перейдет в опыт.
Антон, мне удалось сформулировать ту мысль которая тебе понравилась? Ты об этом просил?

Re: Что я понял про себя?

Да, тебе удалось. Спасибо, Аня!

(Анонимно)

Потрясло открытие после темы «Геометрия и мизансцены в театре». Там говорилось, помимо всего прочего, о том, что ракурс в профиль – это символ, говорящий: «Мне параллельны ваши страсти и страдания, вы мне безразличны». И тут в перерыве я заметила, что прохожу между ребятами и Евгенией Петровной как раз в профиль! Так было не только на четвертом занятии, но и на всех предыдущих. С помощью геометрии мизансцены я наконец-то увидела ту неприглядную правду, которую долго не хотела видеть. Мне безразлично всё - окружающие люди, моя жизнь, да и даже я сама. Если отбросить в сторону самобичевание и обвинения себя в эгоизме, напрашивается простая мысль: отсутствие интереса к себе и себе подобным – это симптом. Отсутствие фибр – симптом. И отсутствие «океана эндорфинов» - тоже симптом, говорящий... даже не о поломке в душе. Это не просто "ручка отломилась - прикрутим новую". Ощущение, как будто душа выдрана вовсе. По аналогии вспомнилась маленькая скульптурка, показанная Евгенией Петровной на одном из вебинаров – человек с пустым взглядом, безжизненно повисшими руками и ногами и с дырой в груди. С ужасом свыкаюсь с мыслью, что эта куколка – я…
Дарья Павлова
Даша, не все так впрямую! Когда много народу, невозможно быть ко ВСЕМ фас или анфас!

Все остальные твои размышления мне нравятся - они говорят о наличии мозгов, честности и мужестве. А это значит - есть надежда!

(Анонимно)

Возникла и еще такая мысль: я очень сильно попала. Я думаю, что по сравнению с другими заболеваниями душевные - самые страшные, потому что они вымывают из человека его суть: способность к творчеству, любви, настоящей дружбе. И он становится кем/чем угодно - инопланетянином, роботом, существом, близком к животному, - только не человеком. И всю жизнь живет в драме - мается, чувствует себя несчастным, но пути выхода не видит. Или не ищет.
Дарья Павлова

(Анонимно)

Что я поняла про себя?

Живу я как золотая рыбка в аквариуме, смотрю я на мир и людей через толщу воды и стекла, что-то вижу и что-то слышу, но все размыто и порой совсем не понятно. Выйти из своего аквариума страшно, люди ко мне иногда подходят, иногда задерживаются, но все больше проплывают мимо или вообще не замечают и так мне тоскливо и одиноко.

Еще поняла, что у меня куча масок, выученных ролей на все случаи жизни: для родных, для друзей, на работе, для мало знакомых людей, а какая я настоящая не понятно.

Оля

не сочтите за злостный оффтопик

Друзья - хоть я не бывал на занятиях Е. Беляковой (пока читаю книгу "Секретики"), как вам предложение - иногда встречаться для общения, в пределах Москвы? Развиртуализироваться, так сказать :) Это не оригинальная мысль, но считаю, что раз хороших людей мало, нам стоит держаться вместе ;) тематику и место встреч можно продумывать заранее - обсуждать какой-нибудь хороший фильм или книгу, можем совместно участвовать в проектах (мне, допустим, интересно сотрудничество в фото/видео съемках), активно отдыхать на природе, перезнакомить между собой наших детей.