?

Log in

No account? Create an account
pic#официальная

Как читать книги, если не знаешь букв?

Прошедший семинар по типологии на острове Хийумаа получился сложный, противоречивый и местами тяжелый.

Во-первых, выяснилось, что большинство ехали не за знаниями о характерах людей, не на Типологию, а чисто на меня — на мою теплую кровь, на мою харизму и артистичность. Если бы я жаждала быть Гуру... но беда в том, что меня «гуризм» ни с какой стороны не привлекает. Гуру — кроме как быть гуру — ничего не умеют, а я все-таки Профессионал и владею академическими знаниями, которые сейчас уже являются раритетом — мне так хотелось поделиться ими!!!

После первого дня я поняла, что с таким же успехом могла вести не семинар по типологии, а говорить о чем угодно, неважно о чем. Например, рассказывать сказки. Представьте, я начинаю тихо и задушевно: «Жили-были (интригующе) дед и (пауза) баба. И была у них (с воодушевлением) курочка Ряба!». Смешно? А мне плакать хочется...


Была надежда, что по ходу семинара народ все-таки заинтересуется Миром Людей. К концу семинара при поддержке ребят из группы Эпсилон это почти удалось... Почти.

**********************************

«...тридевятое царство — это подсознание. Главный герой отправляется туда, чтобы добыть сокровище. Но просто так ему никто ничего не дает. Сначала он должен пройти испытания и совершить подвиг — победить чудовище. И только тогда герой в награду получит принцессу. Или кольцо, делающее его всемогущим. Или эликсир жизни. По Юнгу, это „сокровище, которое трудно добыть“, является метафорой самопознания, необходимого для становления личности...». «Секретики. Записки психотерапевта»

На семинаре мы столкнулись с целой кучей Чудовищ.

Чудовище № 1 было неразвитое (потому неработающее) мышление.

Уже сколько раз писала, что беда современного образования (не только российского) в том, что человека загружают огромным количеством информации, а вот умению мыслить (а также думать, шевелить мозгами, размышлять, раскидывать умом) не учат. Если мышление не работает, полученный набор знаний оседает в памяти мертвым грузом. «Шевелить мозгами» — это значит: связывать полученную информацию между собой, сопоставлять факты, анализировать, взвешивать, делать выводы.

В общем, типология оказалась несколько в стороне, и какое-то время мы посвятили тому, что развивали элементарную наблюдательность и сравнительный анализ, без чего мышление не работает.

Можно сказать, что вместо того, чтобы сложные математические задачи решать, мы занимались арифметикой — проходили, что такое видеть человека. Народ с удивлением узнал, что человек все время подает сигналы другим людям: выражением лица, мимикой, взглядом, жестами, интонациями...

Реплика в сторону: налётец ленивой халтуры так и витал над семинаром! Например, выяснилось, что у многих приехавших (в основном это многолетние читатели моего ЖЖ) давным-давно куплены все фильмы, снятые на прошлых семинарах. Куплены, но так и не просмотрены. Хоть бы фильм «Из чего складывается Человек» посмотрели бы. Без этой базы куда в типологию лезть?
Было ясно видно, что большинство приехали на Остров не учиться, не за знаниями, а за некоей полезной развлекухой, за тусовкой для общения, за простым рецептиком.

Хорошо, что я приняла условия игры, и наш семинар стал полигоном наблюдений. Мы учились вслушиваться, вглядываться в людей.

— Выражение лица — приветливое, открытое... Или холодно-замкнутое... Или высокомерное. Оно выразительное или мимика бедная? А бывает на лице как печать — несмываемый налет усталого одиночества. А бывает на лице ни-че-го. Представляете — никогда и ничего.
— Жесты скупые. Или скованные. Или размашистые. Или отсутствие оных...
— Речь — один говорит медленно, подбирая каждое слово, другой быстро, как «пулеметная очередь», вываливая подряд все, что приходит в голову. Третий говорит как бы сам с собой — ему конкретный вопрос, а он отвечает на что-то свое, не имеющее отношения к предмету нашего разговора.
— Интонации — у этого человека они разнообразные, то есть о печальном он говорит печально, о радостном — весело. А у того все на одной ноте, и вроде бодро говорит, но от этой монотонной бодрости жутковато делается. Какие интонации бывают еще? Холодно-отстраненные, сочувственные, ласковые, заигрывающие, заинтересованные, интригующие, высокомерные, доверительные... Интонаций — сотни!
— Вопросы — они по делу или не по делу.
— Комментарии — умные, глубокие или совсем «мимо».

Реплика в сторону: В перерывах ко мне подходили с типичными для последних лет жалобами-индульгенциями, например: «я не могу вести дискуссию в большом кругу». Объясняю, что дискуссия это спор. Никто никого и не призывал спорить, предлагалось вместе размышлять.

Еще классика жанра: «а если я не умею открываться при посторонних людях?»

Можно подумать, что требовались некие публичные интимные откровения! На самом деле, этот вопрос никогда не встанет перед человеком, которому ЕСТЬ что открывать. По моему
25-летнему опыту знаю — вот попал ко мне на семинар (или мастер-класс) кто-то застенчивый, но через полчаса, если материал ему интересен и он что-то думает по этому поводу, застенчивость постепенно отодвигается, глаза загораются, человек включается в обсуждение.

Дошли, наконец, до того, что каждый человек при общении с ним оставляет послевкусие. Приятное или неприятное, в плюс или в минус. Один вызывает желание подойти к нему поближе, попробовать общаться, а другой вызывает ощущение постоянной неловкости и желание сбежать.

По окончании этого дня мне задали странный-престранный вопрос: пользуюсь ли я сама этими знаниями в работе? Я аж растерялась. Мне не только как психотерапевту и преподавателю, но, прежде всего, как Человеку, бесконечно интересно ловить реакции аудитории, с которой я работаю: как кто что воспринимает, чем кто восхитился или озадачился, кто что понял, что кого задело, а кого по-настоящему ничего не тронуло...
**************************

Наконец, вернулись мы к типологии и немедленно столкнулись с Чудовищем № 2 — Невежеством.

Реплика в сторону: все нижесказанное касается отнюдь не только людей, приехавших на семинар это сейчас повсеместно, а наш семинар всего лишь срез современного общества и его проблем.

Раньше, когда мы изучали типологию характеров, я приводила в пример литературных героев Достоевского, Толстого, Шекспира, Мопассана... И меня понимали. Я могла говорить о Моцарте и Чайковском, Россини и Бетховене, проводя параллели между характерами композиторов и их музыкой. И меня понимали. Я могла говорить о сочетании цветов и манере живописи у Гогена и Моне, Тернера и Врубеля. И меня понимали. Сегодня я не знаю, кого приводить в пример — героев мультфильмов??? Но это же маразм!

***

Природа (или Бог) заложили в душу человека такую неведомую животным эмоцию как Интерес — к людям, к миру. Этот интерес является двигателем в развитии человека. Если этот двигатель работает, с годами человек становится все умнее, сложнее, тоньше, все лучше понимает людей и себя. Поэтому его жизнь становится все интереснее и вкуснее!

Гарантирую — не будет ни сложнее, ни умнее, ни вкуснее, если человек живет вне культуры.

Когда-то писала в своем ЖЖ, что одна из составляющих культуры — искусство — на самом деле является зашифрованным опытом мироощущения и миропонимания, мировым опытом любви и ненависти, тоски, печали и восторга...

Что все искусство говорит о страстях человеческих, радостях и сомнениях, страданиях, заблуждениях и поисках. А еще о сложных, неоднозначных взаимоотношениях людей. Что разного рода искусства развивают в человеке особого рода чувственность восприятия жизни, видение скрытого, глубинного смысла ее явлений. И что именно искусство дает шанс стать глубже, тоньше, лучше понимать людей, лучше понимать себя...

***

Культура включает в себя и знания о людях. В ХХ веке стремительно развивается наука о человеке — из чего устроен, как работает. Появилась еще и всякая замечательная техника, позволяющая «заглянуть» в мозги и душу, проверить догадки и предположения.

А в ХХI веке всю накопленную веками культуру, включая знания о людях, взяли и сдали (другого слова не подберу) со всеми потрохами. Это в какой аудитории я смогу сегодня рассказывать о характерах и говорить о Тернере, Моцарте и персонажах «Войны и мира»? Пятнадцать лет назад это было возможно. Сейчас даже трудно представить — где?

Ну а собранные золотые крупицы достоверных знаний о человеческой психике подменили грубые вымыслы и домыслы. Средневековое невежество стало нормой. Невежество привело мир к кризису.

ХХI век — самый противоречивый в истории человечества. Потому что под одной крышей уживаются уникальные открытия человеческого разума и «тьма египетская». Они сосуществуют вроде как параллельно друг другу. Хотя, если внимательно приглядеться, Тьма давно уже выигрывает с большим перевесом. Она расползается по планете стремительно и неотвратимо, как гриб-лишайник по гниющему дереву. Представления об уме, профессионализме, образовании как о ценностях, чудным образом девальвировались. «Секретики. Записки психотерапевта»

******************************

Чудовищем № 3 была старая добрая Имитация.

Я обещала в конце каждого занятия проводить маленький тренинг по чувственности. К сожалению, всех придуманных мной упражнений дать не удалось. А зачем давать, если домашнее задание никто не сделал (по-моему, и не собирался делать).

Остановились на одном упражнении, которое не требовало подготовки, — «пальчики». Оно так всех поразило, что только о нем в гостевой нашего сайта и писали. Причем врали страшно! Бессознательно, конечно... Многие писали о каких-то таинственных совместных полётах на «пальчиках». Что за детские хитрости? Кого пытались обмануть? Себя? Окружающих? ЗАЧЕМ? Догадываюсь, что это была бессознательная детская хитрость — расчет на то, что проверить же нельзя, что человек внутри себя по-настоящему чувствует. Ах, дорогие мои, представления о том, что наши переживания скрыты от всех и их знаем только мы сами, — это же миф!

Реплика в сторону: Тем, кто обладает живой наблюдательностью, видно многое. Тем, кто наблюдательностью не обладает, это категорически непонятно...

На вебинаре об опасности позитивного мышления я немного упоминала о бета-эндорфинах, так называемом «пептиде счастья», который выбрасывается в кровь, когда мы испытываем настоящую, неподдельную радость. Если человека действительно «торкнуло» во время «пальчиков», тогда:

— дыхание несколько учащается;
— меняется цвет лица: кто-то немного бледнеет, кто-то розовеет;
— на лице начинают играть эмоциональные перебеги — оно становится удивительно выразительным, одухотворенным, и чем выше «полет», тем больше этих перебегов. А после оно как будто светится изнутри;
— голос после получившихся «пальчиков» тоже меняется — в тембре появляются звенящие ноты и как бы легкая хрипотца (набухают голосовые связки);

Это НЕВОЗМОЖНО подделать или сыграть!!

И когда мне с каменным лицом, на котором ни один мускул не дрогнул, мертвым голосом рассказывают об «огромной радости», посетившей душу, очень хочется процитировать Булгаковского Коровьева: «Поздравляю вас, гражданин, соврамши».

Спасибо тем немногим, кто не врал, не имитировал, а честно пытался почувствовать. И у некоторых даже получилось. Не летать, нет. Но даже если мелькнули некоторые новые ощущения, поверьте, это уже много!

***

Зачем люди имитируют?

Потому что у большинства есть уже некий, тщательно выстроенный образ Себя. А если у человека нет рефлексии (об этом позже), то этот образ всегда полностью придуманный.

Конечно, признаться себе самому, что другим людям со мной холодно и неинтересно, что я не умею дружить, любить, самостоятельно думать, что у меня нет по-настоящему близких, что у меня дурацкая, нескладная жизнь, страшно и больно. И если я признаю это — тогда надо же что-то делать! Чтобы с этим ничего не делать и оставить все, как есть, люди начинают имитировать душевные поиски, отношения с людьми. Это давно известно, еще Александр Блок писал: Как тяжко мертвецу среди людей / Живым и страстным притворяться! / Но надо, надо в общество втираться, / Скрывая для карьеры лязг костей...

***************************************

Семинар не обошелся без инцидента — мне пришлось попросить одного человека не ходить на наши занятия. И деньги я ему вернула, как порядочный человек. Это не первый случай в моей практике, но и не частый — по пальцам одной руки пересчитать. «Семинаристы» заволновались, начали писать в гостевую свои версии:

... В группе есть несколько человек, которые мешают Евгении Петровне своим видом вести семинар. Я не знаю, что видит она, но эти люди очень хотят участвовать и им интересно. Но просто не могут вести себя иначе. Им очень тяжело и больно... (выделено мной)

Странно, что автору не пришло в голову — если руководитель с 25-летним опытом профессиональной деятельности просит кого-то покинуть семинар, может дело не в том, что он «мешает Евгении Петровне своим видом»? Тогда в чем?

Представьте себе, что вы объясняете группе сложную математическую задачу. И вдруг кто-то начинает задавать нелепые вопросы типа: «а почему цифра два названа именно „два“? А почему у цифры пять хвостик наверху загибается вправо, а у цифры три влево?» Вы понимаете, что человеку ваши сложные математические задачи не нужны (возможно, потому что не по зубам), но он и другим работать не даст.

В психотерапевтических группах подобные люди называются distracter-destructor (разрушитель-отвлекатель). Эта порода известна также всем преподавателям, да и большинству моих читателей знакома — интернетные «тролли» из них же.


На самом деле, этот «вид» людей давно изучен и все их ужимки и прыжки известны и описаны. Для них характерно чудовищное, непробиваемое самомнение (в учебниках по психиатрии пишут «гипертрофированное чувство собственной значимости»). Они все ощущают себя особенными, имеющими особые права и, соответственно, ожидают особого отношения к себе, а самые часто употребляемые ими слова: «все понятно!»

Все бы можно было терпеть, если бы не их мерзкая особенность обесценивать знания, в которых они не компетентны. Некоторые делают это публично, и тогда лекция, занятие, семинар или мастер-класс превращается в свару. Другие делают это за глаза, используя опускающие реплики, говорят о том, что они не знают и не понимают. Что может быть страшнее невежества? Только Воинствующее Невежество.

По сути это настоящие вампиры — внимания, сочувствия и любых других человеческих переживаний. Если кому охота жалеть их и возиться с ними — да сколько угодно! Конечно, их поведение не осмысленно, все эти пенки подсознательные, безсознательные... но это же никого не оправдывает! Может, пора на сознательный уровень выходить?

Самое печальное, что вычислить их не так просто. На лбу не написано, в частной беседе может выглядеть вполне адекватным, но достаточно такому «перцу» попасть в любую компанию, как из него начинает лезть суть.

Данного человека на семинар соблазнили поехать его знакомые. Они, бедные, конечно, не знали, что так получится (или все же могли предположить, общаясь с ним много лет?)... В общем, я бы на их месте в конце семинара встала бы и публично попросила у всех прощения за то, что данного «перца» притащили на семинар, который ему был «до фонаря».

Реплика в сторону: я помню, как в юности пожалела подобную дамочку и пригласила ее встречать Новый год в одну замечательную компанию. Ну она нам всем устроила такой праздник, что я потом целый год за нее перед всеми извинялась. Не столько за нее, сколько за свою опрометчивость.

*******************

К концу семинара группа несколько раскочегарилась. А я очень устала. И чем больше оживала группа, тем меньше у меня оставалось сил, как будто кровь из меня выкачивали.

Я люблю преподавать! Я умею преподавать! И я не боюсь усталости. Но она бывает сладкая, счастливая — в этот раз она была тягостная. От занятия к занятию нарастало ощущение себя Петрушкой на базаре, выплясывающим качучу, чтобы завести «уважаемую публику» и вдохновить ее на Интерес, разбудить в ней тягу к Познанию.
***

Мне очень не хватало от участников семинара здоровой НЕУДОВЛЕТВОРЕННОСТИ собой. Не внешностью или материальным положением, а миропониманием, образованием, качеством эмоций, уровнем и глубиной общения...

Мне очень не хватало от участников семинара желания, нет, жажды развить в себе эти недостающие качества! И не просто желания (голое «хочу-хочу» еще никого никуда не приводило) а активного стремления — то есть готовности преодолевать трудности.

Мне очень не хватало от участников семинара хотя бы зачатков рефлексии, которая заведует самопознанием, самоисследованием. Без рефлексии переосмысление своих ценностей и целей, своей жизни практически невозможно.

Реплика в сторону: считается, что благодаря рефлексии человек выделился из царства животных. Вопрос на засыпку: а если у человека рефлексии нет, то он кто?

***

Что было хорошего?

Несколько человек, кажется, чуть-чуть увидели себя реального и попытались это принять. Я не знаю, что они с этой реальностью будут делать дальше, но это, все же, результат, который радует. Спасибо им за мужество и честность!

А еще был волшебный Остров, и люди на Острове: живые, открытые, теплые, достоверные...

Реплика в сторону: хозяйка хутора, на котором проходил семинар (она еще и кормила нас), потом сказала мне на ломаном русском: «Женя, ты такие большие знания имеешь! Если бы ты хорошо говорила по-эстонски, мы бы такой здесь семинар собрали много-много людей. Это такие дра-го-цен-ные (я правильно это слово сказала?) знания!»

А я подумала: отчего же русскоговорящее население моей родины не считает эти знания дра-го-цен-ны-ми?



------------------------------------------------------------------------------------
Книгу «Секретики» (дипломант книжной премии Рунета 2013) можно купить в электронной версии https://www.i-autograph.com/guest/shop
Магазин: https://www.i-autograph.com/shop/author/id/857?page=0

(без названия)


Академические знания об устройстве психики человека, о семейных отношениях, о выращивании личности: заказать видеозаписи
EPB
Новый фильм записанный на семинаре: «Мифы и правда о душевных заболеваниях», который проходил в Москве 25 апреля 2015 года мы назвали деликатно:
для сайта и ЖЖ_Belyakova DVD 5 box 2015.jpg

Comments

Я, к своему сожалению, не смогла поехать на семинар. Но вчера имела разговор со своим начальником на похожую тему, но несколько в другой плоскости. Из всех наших начальников отделов учиться насколько раз в год ходим я и начальница сметного отдела - дама 65 лет. Остальные 9 человек НИ РАЗУ за 10-15 после университета не учились. Ничему. Более того, мой начальник считает это нормальным, что взрослых людей надо пинать, чтобы они шли учиться, и чтобы внедрить даже новые методы работы, более эффективные, помогающие выдать более качественный продукт, избежать ошибок, выполнить работы на 40% быстрее надо внедрять, уговаривая всех (!) и слушая и беря во внимание отмашки, что они не хотят и им неудобно (это вкраце). Что люди в 33-40 лет пишут с ошибками, не могут, будучи на должности начальника отдела написать письмо, и это тоже нормально, и они такие. Его ответ на мои выкладки, что благодаря лени разума нескольких человек 8 смежных отделов теряют время на ненужную работу и это ведет к ошибкам на всех стадиях, был: "Девушка, прощайтесь с иллюзиями, мы живем в реальном мире". Я работаю в промышленном проектировании. В юности я считала, что инженер, это интеллигентная профессия и образ жизни, ан нет. Инженеры из романов Жуль-Верна вымерли. О театре и хорошей музыке на работе можно поговорить с главным бухгалтером - дамой пенсионного возраста, своей коллегой, на удивление начитанной девушкой и бывшим разведчиком на пенсии. А интересы большинства заканчиваются на своей даче и в огороде.
Если людям совершенно неинтересна даже их работа, зачем им остальной мир.
Глубину Вашего разочарования в людях, я, наверное, даже не смогу постигнуть в ближайшем будущем.
Но если школа стала не учить, а натаскивать на прохождение тестов, не понимать корни проблем, а пользоваться специальной программой, а критерий успешности - модель телефона и автомобиля, будущее пугает.

Edited at 2015-07-16 07:54 (UTC)
С отцовской стороны у меня куча родственников инженеров, в основном гидростроители. Глядя на них я с детства была уверена, что инженеры это очень образованные, очень умные люди, самая настоящая интеллигенция. Какие литературные дискуссии бывали за столом на даче! А еще музицировать любили - все были помешаны на опере... И это не время Жюль Верна, это 70 -80 годы ХХ века.
Не могу сказать, что я столь глубоко разочарована в людях (люди - они разные!), мне просто непонятно, зачем было создавать цивилизацию, чтобы в конце концов ее своими же руками развалить?

Замечательная статья...

Пользователь ivakin_alexey сослался на вашу запись в своей записи «Замечательная статья...» в контексте: [...] терпеть, если бы не их мерзкая особенность обесценивать знания, в которых они не компетентны" [...]

(Анонимно)

"В группе есть несколько человек, которые мешают Евгении Петровне своим видом вести семинар. Я не знаю, что видит она, но эти люди очень хотят участвовать и им интересно. Но просто не могут вести себя иначе. Им очень тяжело и больно".

Евгения Петровна, я имел в виду не покинувшего семинар человека, а двух других семинаристов.
А с чего вы взяли, что "эти люди очень хотят участвовать и им интересно"?? По каким вербальным или невербальным знакам вы это увидели и поняли? У человека есть мимика, жесты, взгляд, речь (мы это все проходили на семинаре), когда человеку интересно - это ВИДНО. И когда ему никак - это тоже видно.
И почему взрослые, самостоятельные, НЕ слабоумные люди не могут вести себя иначе???
На семинаре я, как участник группы АСТ, немного помогала Евгении Петровне в работе. Ох и тяжело же мне это далось... Вроде бы все собравшиеся - взрослые люди, сознательно выбрали семинар по типологии, ехали ради этого аж за границу… Значит, эта тема должна волновать, значит, над ней думали, значит, должны быть вопросы? Но на деле, судя по выражениям лиц, комментариям, вопросам или их полному отсутствию, большинству участников тема семинара была не особо интересна. Мысли, идеи, вопросы Евгении Петровны зачастую подвисали в воздухе, никем не подхваченные… От этого порой охватывала досада и раздражение: блин, ребят, мы все с вами в одной лодке, вы сами в нее сели и взяли на себя некоторые обязательства, давайте уже грести, а? Но нет, кто-то задумчиво смотрел в небо, размышляя, надо ли ему куда-то ехать, или здесь тоже неплохо… кто-то отсиживался в сторонке, оправдываясь тем, что ему неловко грести в компании малознакомых людей...кто-то роняя весло, пускался в отстраненные размышления о видах гребли… Это было нечестно! Я, девушка молодая и довольно здоровая, к пятому дню чувствовала себя так, будто тащу в гору неподъемный груз – спину ломило, а руки-ноги-голова отказывались слушаться. Что чувствовала Евгения Петровна, я могу только догадываться…

Правда были и люди, кто действительно пробовал включиться в ОБЩУЮ работу, думал, пытался анализировать! И концу семинара, как мне показалось, они что-то поняли про себя и, может быть, про мир людей и свои к нему отношения… За это им огромная благодарность! Одна из самых страшных вещей – это бессмысленная «не в коня корм» работа! Итоговое обсуждение дало мне надежду, что кому-то семинар все-таки что-то дал…
Спасибо тебе и другим эпсилонцам за помощь. Ваша работа точно не была бессмысленной!

Edited at 2015-07-16 12:39 (UTC)
Мда... уже лет пять назад было понятно, что следующей религией после марксового экономиксизма, будут делать психологию...
Можете перечислить признаки религии, которые здесь видите?

(Анонимно)

Типологию личности я слушаю не в первый раз, но раз за разом открываю для себя все новые нюансы, которые раньше не замечала или попросту не была способна осмыслить. От намытых на семинаре золотых крупиц знаний хочется пуститься в пляс! Но тут же мучительно гложет: Почему? Почему раньше я не копала вглубь, не вглядывалась острее, не искала истовее? Может, мне удалось бы тогда, не имитируя, а по настоящему! узнать, подружиться, полюбить? И как же велик соблазн раз и навсегда навесить ярлык, сказать: "Теперь мне все понятно!"- чем будоражить интерес и утруждать себя тем, чтобы вглядеться, вчувствоваться, попытаться понять многогранность и сложность мировосприятия другого человека.
Очень жаль, что многих так и не зацепили эти вопросы, не вывели на поиск своего отношения вместо того, чтобы оправдываться своей убогостью или лениво отсиживаться, дескать, "убедите меня, что мне это нужно!" Безумно жаль, что богатейший иллюстративный материал, а это живые стихи-исповеди и речи из антологии АСТ, отрывки из фильмов и книг, развивающие чувственность авторские задания, которые подготовила Евгения Петровна, отозвались в участниках лишь слабым эхо. На "пальчиках" я кожей ощутила, как же бывает невыносимо больно, когда ты зовешь, а за тобой не идут... от страха, от равнодушия или попросту от непонимания. Но еще больнее осознавать, что ты, считая себя такой офигенной и тонкочувствующей, не можешь, не знаешь как, не умеешь принять, разделить и вместе с человеком пережить его чувства. Спасибо тем немногим, кто все же нашел в себе мужество признать это и попытался пробиться к СОпереживанию.
Лиля, Эпсилон
Статья, как и все посты Евгении Петровны увлекательны и познавательны. Эпоха потребления, в которую вошла современная цивилизация, переформатировала массовое мышление и в России и в мире. Деньги стали первым последним мерилом ценностей, которым объявили цену, посему ценности из разряда категории духовной жизни перешли по ведомству рекламных слоганов престижных товаров из эксклюзивного бутика.Интеллектуальные наслаждения, высокая музыка и литература - признаки вымирающего вида, редкие экземпляры которого в самом ближайшем будущем будут существовать в ранге городских сумасшедших, обреченных на брезгливое недоумение и спесивую снисходительность.Бредберианские эсхатологические интуиции оказались пророческим прозрением.Интеллектуалы и эстеты прошлого века посторонние на этом празднике жизни и страшно далеки от народа.Жизнь прекрасна тем однако, что в ней всегда есть и будут счастливые исключения. Посему наша участь, крупицы, крохи, фрагменты, раритеты и пр. Это явление циклично для нашей отечественной истории, стоит вспомнить добрые пятидесятые: кого волновали Овидиевы "Метаморфозы" или Верленовы "Галантные празднества", в будущем кого тронут лотмановские штудиии Пушкина или якобсоновские рефлексии поэзии Блока? Мы не можем изменить ситуации, но.... ситуация не изменит нас!

Замечательная статья...

Пользователь ladik2005 сослался на вашу запись в своей записи «Замечательная статья...» в контексте: [...] терпеть, если бы не их мерзкая особенность обесценивать знания, в которых они не компетентны" [...]

Замечательная статья...

Пользователь motorin_andrey сослался на вашу запись в своей записи «Замечательная статья...» в контексте: [...] терпеть, если бы не их мерзкая особенность обесценивать знания, в которых они не компетентны" [...]

(Анонимно)

Ощущения от поста – разрыв шаблона. Насколько полярные впечатления оставили у нас эти 6 дней. Я, наверное, совсем-совсем ничего не понимаю о мире вокруг меня.

Типология - это уникальные знания о мире людей. Я слушал ее и думал: «А что я вообще про себя знаю? Что есть в моей жизни? Как меня воспринимают другие? Как так вышло, что я ничегошеньки не понимаю про окружающих меня людей, свожу взаимоотношения до простых шаблонов и схем».

Несмотря на то, что занятие про эпелиптоидов доставило массу наслаждения, мне было стыдно от того, что Евгения Петровна знает про меня больше чем я сам.
Как будто бы дали в наследство несколько гектаров прекрасной земли, а я не хожу дальше небольшого участка в 6 соток с хлипеньким сараем и туалетом на улице.

Что касается ситуации с выгнанным участником, то только сейчас понемногу стало приходить осознание произошедшего. Именно я пригласил его, в надежде, что он проснется. Вместо этого, он чуть не сорвал семинар. К сожалению, мне не хватило хватило опыта и ума. Мне очень жаль, что саму типологию мы обсуждали несравнимо меньше, чем ситуацию с исключённым участником. В этом есть моя вина и я прошу у вас прощения.

Антон
А представь, что этот "небольшой участок в 6 соток с хлипеньким сараем и туалетом на улице" к тому же весь заасфальтирован...

Какому-то троллю у меня сорвать семинар? Это ты хватил! Я и поумнее, и посильнее буду.

Насчет прощения... пока внутри меня "не прощается". Дико жаль затраченных впустую сил - мало их у меня.

(Анонимно)

Я не первый раз слушаю типологию и вопросом: «зачем она мне?» - задаюсь регулярно. На данном этапе я бы ответила на него так: «типология помогает приблизиться к пониманию людей, которое развивает вкус к жизни».

Это драгоценное качество взращивается титаническими усилиями.

У меня сложилась ощущение от работы большинства участников, что запрос был не на вкус, а на навык пользования столовыми приборами.

Это обидно, это понятно. Это скорее беда, чем вина.

Это сложно принять, понимая, что Евгения Петровна, могла бы дать гораздо больше, при наличии соответствующего запроса, а все мы - понять и почувствовать, дабы воспылать истовой жаждой вкуса.

Юля, Эпсилон

Замечательная статья...

Пользователь irinamedvedeva8 сослался на вашу запись в своей записи «Замечательная статья...» в контексте: [...] терпеть, если бы не их мерзкая особенность обесценивать знания, в которых они не компетентны" [...]

(Анонимно)

Я не была на семинаре, но Вы так ясно и искренне написали о нем, что я полностью ощутила себя участником происходящего. Ясно представила, как мне неловко, что Вы сопоставляете героев Достоевского, Тургенева, упоминаете знаменитые сонаты Бетховена, а я напряженно пытаюсь вспомнить персонажей, музыку и мне это так трудно дается. Это я убеждаю себя и других, что испытала волнение, воодушевление и другие яркие чувства от "пальчиков", на самом деле ярче всего испытывая неловкость от себя самой. Спасибо Вам за вашу искренность и желание достучаться до других людей.Я очень хорошо понимаю, о чем Вы пишите и это дает мне ясный вектор, в каком направлении мне необходимо двигаться, к чему стремиться в жизни, чтобы действительно становиться с годами тоньше, сложнее и интереснее. Мария
К сожалению, в последние годы проводя семинары я давно уже не анализирую характеры персонажей Достоевского или Толстого, сначала робко спрашиваю: кто читал? может, кто помнит... вижу непонимающие глаза и мы идем дальше.
И о музыке я уже давно не говорю, иногда, если люди настроены, ставлю крошечные отрывки, как иллюстрацию того или иного чувства, и знаете, большинство даже не спрашивает - а это кто был?

А вам спасибо, за уважение к моей искренности и достоверности - а то мне столько ругательных писем в личку пришло с призывом "категорически нельзя говорить то, что видишь, тем более то, что думаешь, это может обидеть кого-нибудь!"

(Анонимно)

В сказках главный герой отправляется искать сокровища, но он не знает, какие испытания его ждут впереди. Нам же, участникам семинара, рассказали о чудовищах, которых нужно победить: неразвитое мышление, невежество и имитация. А сокровище - самопознание. Можно сказать разжевали и в рот положили.
Причем невежество нельзя побороть, пока мышление не начнет работать, а имитацию - пока первые два чудовища не победишь. Идти за сокровищем или нет это решает каждый для себя сам. Но даже решение отправиться в путь еще не гарантия, что хотя бы встанешь с печки на которой сидишь.

"...мне столько ругательных писем в личку пришло с призывом "категорически нельзя говорить то, что видишь, тем более то, что думаешь, это может обидеть кого-нибудь!"
Конечно, это мягко сказать, неприятно, когда тебе говорят: "тебе не интересно, ты не хочешь, у тебя не получается". Но никто другой не говорит. Ты считаешь, что тебе интересно, а оказывается - имитация интереса. Если сам себя не понимаешь, то это как маяки, на которые можно ориентироваться, а можно сказать - мираж.
Ира
Знаете, у меня последние годы мысли бродят - нельзя (да и невозможно) все на свете упрощать и опрощать. Опускаясь до Невежества мы же ему добро даем! Пусть хоть где-то будет место на Земле, где не "политкорректничают", а говорят в открытую: "быть невежественным - стыдно!"

(Анонимно)

С детства родители говорили мне: "Поставь себя на место другого человека. А как было бы тебе? Хорошо ли ты поступаешь?". После семинара я понял ошибку и переосмыслил эту фразу: "Попробуй почувствовать и понять другого человека? А как ему от этого? Хорошо ли я поступаю?". Без знания характеров это невозможно. Для меня очень сложно выйти за пределы собственного я, увидеть и услышать другого человека. Это неприятное открытие про себя я сделал на острове. И, видимо, умнею только после того, как жизнь бьёт ключом - гаечным по башке.
Примечательно, что поздно вечером после нашего общего обсуждения в предпоследний день, я пошел прогуляться по улочкам городка. Тогда у меня возникло желание заглянуть в светящиеся окна домов и увидеть, что там происходит. Стало интересно о чём люди разговаривают, что их волнует, чем живут. Возможно, это и есть интерес к людям. Мне бы не хотелось отпускать это чувство.

Иван
Привет) Меня зовут Наташа
Очень понравился ваш журнал, зашла в гости и осталась...
С удовольствием добавила в друзья!
Пишу про путешествия и о том, что заинтересовало!
Буду рада нашей дружбе!
спасибо, взаимно!
Вы правы! Нет мерзее работы, чем Сизифов труд...
Евгения Петровна, у меня появилась догадка почему уровень участников семинаров и интенсивов снизился в последнее время. Мне кажется, что одна из причин почему это происходит - это бешеное развитие тренинговой индустрии в последние 5-7 лет. Раньше ищущие люди искали и находили Вас, а теперь чтобы до Вас добраться им нужно продраться сквозь заросли многочисленных навязываемых курсов по развитию всего-всего. Ну и, конечно, растущий уровень невежества, которое для большинства становится нормой.
Знаете, тренинговая индустрия не развивалась бы так бешено, если бы не было бешеного спроса на нее.
Еще заметила, что тот контингент, который ходит на тренинги - никогда не приходил ко мне. Сейчас вот стали заныривать, а раньше не доходили. Оседали в эзотерике, в сектах, пили "заряженную" по телевизору воду...
Спасибо большое, Евгения Петровна! С интересом изучаю Ваш журнал, поскольку сама наблюдаю описанные Вами явления как преподаватель культурологии. По поводу уплощения и выхолащивания современной культуры - да. И по поводу того, что сама культура свидетельствует о человеческих стремлениях освоить реальность и себя в мире во всей полноте и сложности.
Отдельное спасибо за жанры. Как раз занимаюсь проблемами смыслов жанровой поэтики. В своем ЖЖ об этом почти не пишу - времени нет)))
Хотела бы сослаться на Ваши работы в своих статьях. Что можете посоветовать ближе к тематике психологии культуры?
Кстати, из практики - студенты все же больше радуют. Когда пробиваемся сквозь невежество и примитивизм, откапываем настоящие сокровища)
Здравствуйте! (жаль, что не знаю, как к вам обращаться)
Очень приятно, что мой журнал еще кто-то читает!

По психологии культуры, мне кажется, вот это подойдет:
http://impressionante.livejournal.com/66090.html
http://impressionante.livejournal.com/66412.html
http://impressionante.livejournal.com/71064.html

Если будут вопросы - пишите, звоните: телефон есть на сайте http://a-s-t.ru/
С удовольствием поделюсь всем, чем могу!