?

Log in

No account? Create an account
pic#хорошенькая

Идеальный электорат

Люди с диатезом - идеальный электорат для любого правительства. Голосовать будут за что угодно. Или просто на выборы не пойдут. Зато не пойдут и на баррикады, не будут явно и бурно протестовать против самых идиотских законов. Сил нет. Да и позиции своей, гражданской, нет. Есть частное мнение, но это так, для кухонно-телефонных разговоров.

Зато людям с диатезом свойственен поиск простых рецептов: Что надо сделать, чтобы стать счастливым? Поэтому человек с диатезом идеальный потребитель рекламы. Вот куплю ЭТО и почувствую наслаждение (сок «Я»), или, как это - управлять мечтой (Тойота). Переделаю нос и грудь, и узнаю, что такое любовь. Вы только скажите, как надо, как правильно? Простите, если кого-то обижу, но психологическая литература, типа: «Где и как заловить мужа»; «Как стать успешным» и т.д. тоже из этой серии.

Дело в том, что диатез убирает из психики Живой Интерес к Миру, а взамен его в изобилии предлагает готовые модели, «картинки», образы и клише на все случаи жизни: от простого - что надевать, до серьезного - что думать, как жить. Интересно, что один человек может учиться на пятерки, другой на двойки, один энциклопедически образован, другой дремуче неграмотен. А по факту, оба, «как панцирем, скованы устоявшимися представлениями и нормами, довольствуются стандартными решениями и практически неспособны к поиску оригинальных идей…» Ганс Селье.

Таким образом, диатез, как Смерть, уравнивает всех…

Ну, а теперь, продолжение «Дамы с собачкой». Для облегчения собирания пазла я обозначила цифрами последовательность частей.


ЧАСТЬ IY

Особое место в реестре Аниных ценностей занимала культура. На то у нее были свои резоны. Она с детства была приучена к разного рода искусствам. Об этом Аня рассказывала охотно и с легкой гордостью. Как полагается в интеллигентных семьях, ее водили в Пушкинский музей, в Третьяковку и на выставки. Поэтому она знала многих художников по фамилии и помнила, как выглядят их картины. Приличным людям живопись полагалось любить и желательно уметь рассуждать о ней. Хорошо было бы еще хоть приблизительно знать разные школы, во всяком случае, отличать импрессионистов от передвижников.

Аня не сомневалась, что живопись, как всякое искусство принадлежит народу. То есть понятно и доступно всем. Посмотрел картину и составил свое мнение. Ну, а уж ценность живописи для нее никогда не подвергалась сомнению. Не зря же за работы великих мастеров платили столько денег.
В юности ей нравились Шилов, у него было все как в жизни, но красивее. Но муж ее высмеял и сказал, что это китч. Тогда она стала любить апробированную классику, против которой возражать бы никто не посмел. Например, ее трогали картины с явным мелодраматическим сюжетом. Вроде «Неравного брака» или «Княжны Таракановой». Ей также нравились церкви на фоне ядовитых закатов и нежных рассветов. Это было мило, понятно и радовало глаз. Она решила, что любит пейзажи.

Иногда Аня ходила в театр и на концерты. Не зря же она училась в музыкальной школе. Разнообразие и широта ее вкуса потрясала: тут был и орган, и «Виртуозы Москвы», и Пол Маккартни, и Паваротти, и Мадонна. О тронувшем ее спектакле она, как правило, отзывалась: «жизненно», о концерте - «не зря сходили». Вскоре я заметила, что она никогда не употребляет экспрессивно окрашенных слов, типа: изумительно, потрясающе. Аня обходилась сдержанными характеристиками: «интересно», «очень хорошо время провели».

Но уверенней всего Аня себя чувствовала, когда речь заходила о литературе. Это был ее конек. Аня отлично разбиралась в жанрах, композиции и других литературоведческих нюансах. Как-то раз на посиделках заговорили о «Жизни» Мопассана. Аня удивила всех тем, что помнила не только точную последовательность событий, но также сложные французские имена всех персонажей. Зато когда коснулись страданий героини, Аня проговорилась, что «все это, конечно, преувеличено». Когда же стали делиться своими ощущениями, Аня замолчала и вскоре заторопилась домой.

Создавалось впечатление, что Аня в литературных произведениях в основном следит за сюжетом или рассуждениями автора. И она может это произведение детально разобрать - так шустрый ребенок разбирает по частям подаренную ему машинку. Но чему восхитился герой, отчего ему стало горько, больно или сладко, она не понимает. Скорее, принимает на веру. Или за писательский вымысел.

Аня считала себя человеком отзывчивым и душевным. У нее был набор подобающих моменту чувств и слов. Это были всегда одни и те же слова. Когда ей жаловались, она делала скорбное лицо и говорила «ты держись». Если проблема была неординарной, она решала ее фразой: «Не бери в голову», и обещала: «Перемелется – мука будет». На чужой успех она говорила: «я очень рада за тебя!» и широко улыбалась. Разговоры о подростках вызывали у нее озабоченные вздохи. Если же речь заходила о маленьких детях, на ее лице непременно отражалось умиление. И я верю, что при слове «Родина» в ее душе автоматически возникало чувство гордости.

Она верила в голос крови, что «родители плохого не пожелают», а «ближе мамы никого не будет». Что «в семье бывает всякое», но «стерпится - слюбиться», главное, «не выносить сор из избы». А еще Аня была весьма озабочена тем, «что люди скажут».

Она была уверена, что мужчины и женщины «сделаны из разного теста и никогда не поймут друг друга». И она охотно поддерживала убеждение большинства среднестатистических женщин, что все мужики козлы, и/или сволочи, и/или как малые дети. Умная женщина будет относиться к ним снисходительно. Главное, понимать, что мужчинам нельзя доверять, но с ними нельзя ссориться.

Поэтому надо ловчить, обманывать и умненько добиваться своего. Очевидно, Аня считала, что отношения с мужчинами могут складываться исключительно по правилам взаимодействия с тайным врагом. Это сильно напоминало советского разведчика Штирлица, работавшего в немецком тылу.

При этом Аня с лукаво-самодовольной улыбкой Джоконды проговаривалась, что «выбирает мужчину все-таки женщина, а не наоборот».

О своем муже она с почтительным презрением говорила шутливые гадости. Хотя он по всем показателям соответствовал ее требованиям.

Она любила на разные лады повторять «дуракам счастье». Это звучало то обреченно, то возмущенно. И было понятно, что у Ани нет счастья исключительно оттого, что она не дура.

Что ее очень задевало, так это разговоры про любовь. В ее построениях было много противоречий. С одной стороны она свято верила, что у каждого человека есть своя половинка. При этом с пеной у рта готова была доказывать, что любовь это все-таки НЕ норма для обычного человека, что-то вроде психического заболевания. По другой ее версии между мужем и женой могла быть привязанность, а любви быть не могло, потому что «быт убивает любовь». А если быт людям не грозит, то есть живут они не вместе, тогда уж наверняка бедную любовь доконает разлука. В общем, по Аниному убеждению, любовь изначально была не жилец на этом свете.

Зато на ее лицо как будто ложилась тень при любом упоминании о сексе. Будь то невинный анекдот на посиделках, или тема из теоретического курса: «полноценная сексуальная сфера как критерий зрелой личности».

Впрочем, у Ани и на счет секса было свое, устоявшееся мнение. Она считала, что «это важно для семейной жизни» и «необходимо для здоровья», особенно мужского. Почему это важно и при чем тут здоровье Аня не комментировала. Еще она была убеждена, что «женское удовольствие полностью зависит от мужчины».

По ее оговоркам было понятно, из чего складывались ее представления о сексе.
Стыдливые мамины взгляды, когда на экране телевизора дело доходило до постели. Торопливые слова подружки, сказанные страшным шепотом в укромном углу. Проглоченный в 15 лет Мопассан, растревоживший ее подростковую чувственность. Советская власть, где секс был засекречен, почти как оружие. Неожиданно нагрянувший капитализм, где секс был везде, но примитивный и утилитарный. Ходовой товар с романтическим налетом, непристойным душком и перчинкой запретного.

Она судила о сексе по собственному опыту – вполне терпимо… редко проскальзывает что-то невразумительно-приятное… чаще – никак. Аня научилась заковывать свое тело в это «никак», чтоб не закричать и не начать отбиваться. В конце концов, она пришла к выводу, что не зря же есть устойчивое выражение: супружеский долг. Долг – это было Ане понятно.

Однажды, на посиделках она в запале раздражения это озвучила. И добавила, что в жизни существует масса вещей, к которым нужно просто привыкнуть. Например, чистить зубы или мыть посуду. Она и в дальнейшем все возвращалась к мысли, что «есть вещи, которые нельзя назвать приятными или неприятными. Их делаешь, потому что надо». Аня твердила это как плохо выученное заклинание.
--------------------------------------------------------------------------------------------

Продолжение следует...

Comments

«есть вещи, которые нельзя назвать приятными или неприятными. Их делаешь, потому что надо»

Это радует!
Если даже такие вещи, как секс, могут делаться бесстрастно, потому что так надо, а могут - ого-го с каким огоньком, то у меня сам собой напрашивается вывод: значит и все остальные "так надо" могут зажигать не хуже? При определенных благоприятных условиях...
Про огонек не очень поняла. А где и что моя героиня делает с огоньком? Или это личный вопрос?
Это называется - у кого что болит! :-))
Огонек - это не про Аню. Я мучаюсь, оттого, что многие вещи делаю как бы из-под палки, без интереса, потому что так надо, но я еще вроде живая (все-таки секс с любимым мужчиной и общение в эти вещи не входит). И это радует. Даже наводит на мысль, что и все остальное можно делать по-другому. Если и остальные части души оживить. Видимо, душа отмирает как-то постепенно, частями.
Вот у Ани, например, открытость для любви, похоже, не сразу умерла, постепенно. Не родилась же она такой?
Но мне кажется, что открытость для любви и делает женщину живой. Наверное, она умирает последней.
Конечно, она не родилась такой. Дальше будет о ее детстве и как душа человека умирает, а он и не заметил...Открытости любви в героине повести не вижу никакой, одно комильфо. А любовью люди часто называют сексуальное влечение,(в лучшем случае - страсть),страх одиночества, привязанность, ну, и конечно, "так принято, чем я хуже других"
"Истинная любовь похожа на привидение: все о ней говорят, но мало кто ее видел" Ларошфуко.
"Истинная любовь похожа на привидение: все о ней говорят, но мало кто ее видел"

Это точно. Все говорят, и каждый о своем.
Но мне показалось, что ваша Аня даже от такой любви для себя отказалась, которая замешана на страхе холодного одиночества, на сексуальном (и душевном) влечении. Ведь тогда же придется свою душу открывать, а это - риск, опасно! А она для себя выбрала надежность, четкость и определенность во всем.

(Анонимно)

Очень любопытным и интригующим показалось словосочетание "Живой Интерес", а точнее наличие слова "Живой" перед "Интересом". Разве интерес может быть неживым?
Да, типа детского любопытства, на минуту зажегся и погас, или переключился на новенькое. А еще бывает что интересоваться чем-то НАДО, следует, полагается.
Чем дальше, тем страшнее. Аню хочется хлестать по щекам, долго, с криком "Что ж ты делаешь, дура?! Очнись!" - пока не вскрикнет, заплачет от боли, пока не забьется в истерике... Хоть какую-нибудь живую эмоцию бы выбить!
Аня - персонаж повести, собирательный образ. Как мне казалось, узнаваемый.За что ее бить?
Вот за то самое "узнавание" и хочется бить. Образ слишком знакомый, слишком "свой", что ли. Иллюзия, что если ее оживить, то и сам оживешь...
"Поэтому надо ловчить, обманывать и умненько добиваться своего". Какое же унижающе-потребительское отношение к человеку! Главное выбрать нужную модель мужа, кнопочки его выучить, инструкцию заучить, и получишь то, что хочешь. Функциональная такая семья. И у Ани главное то же самое - типовые реакции на типовые воздействия, поделились радостью - улыбнуться, пожаловались - поскорбеть.
так живет половина земного шара, если не больше.
Читаю и пытаюсь составить портрет героини по Вашему описанию. Вы набросали штрихи, как я понимаю, характерно иллюстрирующие "диатез". Героиня здесь даже больше не индивидуальность, а безличностный собирательный образ "диатеза" в разнообразных проявлениях (можно сказать даже, что героиня нарисована как человек, безразличный самой себе).
Возникает вопрос: на этой стадии знакомства, помимо усвоенных шаблонов, что Вы заметили в ней живого, из глубины души - кроме восхищения восходами и закатами? Ведь что-то еще в ней было?
Во второй части об этом есть - внутренняя тоска и недовольство своей жизнью, не смиренность с ней. Даже до психотерапевтической группы дошла.
А восхищение восходами и закатами было вовсе не из глубины души, это всего лишь комильфо.
А насколько литературно-обобщенный образ отличается от реальной Вашей знакомой?
Это не моя знакомая. Это типичный пациент наших групп (вне зависимости от возраста и пола). А еще можно вспомнить цифру - от 40 до 60 процентов в любой стране. Поэтому боюсь, это "всехние" знакомые.
Дело в том, что мы единственные в мире занимаемся диатезом. Это называется - реанимация личности. (Реанимация в переводе - возвращение души).
Дальше в повести будет описан процесс, как это происходит. И что из этого получается.
"Но чему восхитился герой, отчего ему стало горько, больно или сладко, она не понимает. Скорее, принимает на веру. Или за писательский вымысел"
Очень знакомо. К сожалению, до сих пор бывает, ловлю себя на мысли "это он преувеличивает", когда писатель бурно описывает чувства своих героев.
Я не понимаю, почему, даже завидуя силе переживаний персонажа, человек, вместо жадного поиска их в своей жизни, неутомимо убеждается в том, что полноценная эмоциональность невозможна. Сколько ж сил уходит на такой самообман! Ничуть не меньше, чем нужно для развития в себе способности глубоко чувствовать...
Я когда читаю про любовные переживания, думаю: "Ну, слава богу, я не одна такая, все сходят с ума одинаково!"
Про реанимацию личности особенно интересно!

(Анонимно)

И грустно и смешно. Грустно, потому что уж очень узнаваема своя собственная жизнь. Смешно, потому что это и вправду смешно. Очень понравилось про «широту интересов». Как много сил уходит, чтобы доказать, что твоя жизнь не продукт случайного стечения обстоятельств, а тщательно продуманный план.
Больше всего зацепило про шаблонные чувства: «Аня считала себя человеком отзывчивым и душевным. У нее был набор подобающих моменту чувств и слов». Такое впечатление, что эти чувства не идут из глубины души, а как будто присвоены извне и заучены: вот так надо реагировать в такой-то ситуации. Увидел ребенка – непременно должен испытать умиление, услышал «Родина» - автоматически почувствовать гордость. Почему-то возникла тоскливая ассоциация с рефлексами у собаки Павлова.
Мндаа... большое спасибо от бывшего диатезного ребенка. До такого феерического звиздеца, как описано, дело не дошло (может, потому что диатез был только до года, а потом куда-то волшебным образом самоликвидировался), да и имеющиеся на данный момент пять лет терапии делают свое дело... но все равно узнаваемого хватает.

"диатез убирает из психики Живой Интерес к Миру" - пытаюсь понять механизм процесса, пока не получается, объясните?
Упс! Прошу прощения за торопливость. Дочитала до начала, поняла, что речь идет о т.н. "психопатологическом диатезе". Сдается мне - в психосоматике я не очень, а вот по ранним нарушениям близости и идентичности у меня специализация - что одно с другим сильно связано.
"у Ани нет счастья исключительно оттого, что она не дура".
"по Аниному убеждению, любовь изначально была не жилец на этом свете".
Поскольку Аня, по её убеждению, не дура, то счастье ей не светит и любовь тоже, даже и пытаться не стоит. Да так ей и спокойней. Штампы вместо собственных мыслей, подобающее выражение лица вместо искренних чувств... Ощущение, как от робота с четко заданной кем-то программой. А человека вроде и нет...
Аня - героиня повести, собирательный образ. К чему, зачем ЕЕ обсуждать, объяснять?? ВАС что тронуло или задело?
Душно, затхло в этом Анином мирке, хочется вырваться, выйти на воздух, как из задымленного помещения. И вышел бы и бросил это чтение, но зацепило - увидел вдруг Аню среди своих близких. Хочется помочь обоим, но, к сожалению, в Анино спасение верится больше. Повернется сюжет и рядом с ней, понимаю, окажется профессиональный "Проводник", а рядом с мои близким человеком только я сам и никакой уверенности, что сам справлюсь.
Убило: "О своем муже она с почтительным презрением говорила шутливые гадости. Хотя он по всем показателям соответствовал ее требованиям".
Задело, конечно же, про любовь.
Вернее, задело то, что с понятия «любовь», которым ты привык обозначать объект привязанности, от колбасы до человека, сорвали маску возвышенности и ярлык доступности каждому.
Есть внутри представление, что любовь настолько естественное и уравнивающее всех чувство, как голод или жажда, поэтому: а) время от времени ее способны чувствовать все, б) все ее чувствуют одинаково, как симптомы насморка – общие для всех. И, как насморк, любовь представляется явлением временным, болезненным, но которое проходит при правильном «лечении» – появлением общего быта, например.
В статье намек, что такое представление о любви находится в одной плоскости с восприятием живописи, когда картина «красивая» и «с обоями красиво смотрится».

(Анонимно)

ну, я такая Аня.Но у меня хватает смелости понять и признать это.А многие здесь, судя по количеству штампов в постах,просто не догадываются, что тоже такие же.

(Анонимно)

"есть и другие формы жизни", только живут большинство как Аня.
Одни грустят по шаблону, другие веселятся по шаблону, одни Мопассана наизусть знают, другие Булгакова цитируют, только все одно диатезная примитивность лезет.
Я "даму с собачкой" распечатала и сложила по частям,перечитываю.Чем дальше,тем горше.

Идеальный электорат

Пользователь sirin_from_shrm сослался на вашу запись в своей записи «Идеальный электорат» в контексте: [...] Оригинал взят у в Идеальный электорат [...]