?

Log in

No account? Create an account
pic#официальная

«Мода на культуру»… Смешно!

«Мы изучили природу пара и электричества, овладели четырьмя стихиями,
пробили шахты к сердцу земли, летаем по воздуху,
а в душе нашей, как и прежде, растут дремучие леса».

Николай Бердяев, русский философ.

***
Наверное, пора уже заканчивать наш разговор о том, что неразвитая душа априори не может быть здоровой. Оно уже вроде все понятно. Непонятно только одно – что с этим делать? Как мне написали в недавнем приватном письме: «Вот вы все критикуете, а что предлагаете? Например, как надо принимать на псих.фак, чтобы изначально отсеивать профессионально непригодных?»

Правильная постановка вопроса! Критикуешь – предложи конкретику. Предложить то я могу, только, кто это меня слушать будет, кроме горстки (хоть и большой) моих читателей? Хотя, если помечтать…


Реплика в сторону для новеньких – это продолжение темы о ДУШЕВНОМ ЗДОРОВЬЕ. В предыдущих постах есть ответы на многие вопросы…
tag: Душевное здоровье - это что?

***
С подготовкой психологов все как раз просто. Я предлагаю ввести первым и главным экзаменом на псих.факах сочинение. На полусвободную тему. Например, проанализировать (со своей точки зрения!) взаимоотношения людей в книге, которую ты знаешь и любишь. Слово «любишь» здесь ключевое.
По строю фразы, по стилю изложения можно будет понять уровень культуры и масштаб личности, а также все особенности мышления: нарушено оно или нет, способен ли человек производить свои мысли или только повторяет чужие, способен ли мыслить нестандартно. Способен ли вообще мыслить!
Почему сочинение по книге? Потому что все, сколько-нибудь стоящие книги - о людях, об их радостях, страстях и горестях, об их взаимоотношениях. Если человек не читает, значит, ему люди не интересны. А тогда зачем он вообще идет в эту область?

Реплика в сторону: настоящий специалист в любой области получается только в одном случае - когда у человека к этому Делу лежит его душа. (Опять душа!? Так мы же о душевном ЗДОРОВЬЕ тут размышляем). Мальчик, который с детства любил машины, в дальнейшем делает это своей профессией - он идет чинить их или конструировать. Или человек становится энтомологом, потому что ему страшно интересны насекомые. Естественно предполагать, что человек идет в психологи, потому что ему интересны люди.
Предвосхищаю вопрос: зачем психологу уровень культуры и масштаб личности? Потому что без уровня и масштаба он в работе с людьми будет использовать исключительно штампованные советы - от построения взаимоотношений в семье и воспитания детей до ведения бизнеса. И за эту чепуху брать деньги. Я не против зарабатывания денег, но есть же менее варварские способы!

В своей книге «Секретики» я восторженно писала о работе Старой Гвардии, у которой училась психотерапии. «Ах, какая же это была умная, тонкая и красивая работа! Изысканная шахматная партия, где каждый ход рассчитан на несколько шагов вперед... Импровизация сродни джазовой, где за каждой верной нотой – громадный труд: накопленные годами знания, умения, опыт…»
Как я сейчас понимаю, дело было не только в опыте - это были люди высочайшего уровня образования и культуры. И знали они не только медицину, но и литературу, классическую музыку, живопись, философию... Это позволяло им в работе с человеком выводить его на более глубокий уровень восприятия жизни, видения мира.
Возможно, все беды человеческие и загубленные судьбы не только и не столько от обстоятельств, сколько от варварского уровня миропонимания?

***
Что будет с абитуриентами психологических факультетов? Наверное, сначала на псих.факах будет чудовищный недобор и отсев… Но потом-то высокие требования заставят людей шевелиться! Может, человек почувствует себя недоделанным, и это дискомфортное чувство поставит его перед необходимостью развиваться…
Или нет?

***
Сложнее и важнее вопрос, что должно произойти с высшим образованием в ближайшее время, если мы с вами не хотим жить среди варваров.
Начнем с того, что можно рекламные щиты на улицах городов поставить: «Невежество приводит к малоумию». А то про курение пишут всякие страсти, а про главное молчат. Ну, баннеры всякие по Интернету развешать – я берусь тексты придумать (на благо Отечества - бесплатно)

А еще нужно будет «ввести в моду» культуру.

О роли Культуры в развитии Души писала много и смачно:
Идеальный электорат
Сон разума рождает чудовищ
Как добыть цветок папоротника? Он сулит несметные богатства...
Только давайте попробуем не путать культуру с «окультуриванием». Боюсь, что «голое» умение отличать Мане от Моне и Баха от Оффенбаха к культуре не относится. Культура имеет смысл, лишь, когда она в тебя врастает, прорастает – тогда душа развивается, вследствие чего повышается культура человеческих взаимоотношений.
Реплика в сторону: Напоминаю, слово «культура» обозначает «высокий уровень чего-либо» (Ожегов).

Кстати, культура отношений к ритуалам («Здравствуйте», «до свидания», пальто даме подать и т.д.) касательства никакого не имеет. Культура взаимоотношений предполагает, что я понимаю себя, свои желания и поступки, и что я также понимаю других людей - слышу их, вижу, чувствую… мало того, люди мне интересны и являются ценностью!
И наоборот - чем огрубленнее психика, тем менее человек сведущ в человеческих взаимоотношениях. Тем ближе к инстинктам и природе. К простоте. К варварству.
Как психотерапевт я постоянно сталкиваюсь с тем, что в нашей стране культура отношений, например, семьи и воспитания детей - крайне низка. Возможно, это беда не только нашей страны, но я-то живу здесь!
А еще, чтобы «ввести в моду» Культуру и повлиять на атмосферу в стране нам надо будет перетянуть на свою сторону СМИ. Ведь нам понадобятся душевно-здоровые – то есть неравнодушные, образованные, умные журналисты, которые понимают: общество, которое мириться с происходящим, роет себе могилу. Стараясь не замечать надвигающегося варварства, мы даем согласие на его существование. Только оно ведь одним существованием не ограничиться, оно действовать начнет и мало никому не покажется!

В общем, это мой печальный стёб…

Продолжение следует.

-------------------------------------------------------
Реплика в сторону: «Секретики» можно теперь купить и в «Додо» (сеть книжных лавок Москвы). Причем покупать не вслепую, а нормально - полистать, посмотреть иллюстрации, почитать… а потом уже решать, нужна вам эта книга или нет.
Это их общий сайт www.dodospace.ru
А книга моя находиться по адресу: Солянка 1/2 строение 1. Вход через магазин "Олл гуд", второй этаж. На входе стоит банер-раскладушка с указателем.

Кстати, пиарщики «Додо» предлагают устроить мне встречу с читателями. И так как краем уха слышали, что занимаюсь я развитием творческого воображения, дали мне дивный совет: …сформулировать тему и анонс лекции так, чтобы тому, кто будет читать, будет очевидно, какую практическую пользу он извлечет из информации, которую узнает. Какие инструменты (пусть начальные и простые) получит, чтобы в дальнейшем с ними работать. Поможет ли ему это раскрыть собственный творческий потенциал, или хотя бы нащупать путь, как это можно сделать.
Да, да, а еще на входе будем выдавать самоучитель по написанию симфоний, а на выходе краткую инструкцию по управлению Боингом 767 - чтобы в дальнейшем на нем летать.
Чего же врать-то? Не получит человек за одну встречу никаких инструментов!
Предложила им несколько тем на выбор. Животрепещущие (с моей точки зрения) темы «Психотерапия. Тайны мастерства» и «Здоровая сексуальность - что это и зачем?» зарубили, сказали, народу это ничего не надо. Остановились пока на «Семейных сценариях». Так ведь тоже требуют от меня простых рецептов. Пыталась объяснить, что на самом деле это ликвидация безграмотности, и самое большее, на что можно рассчитывать, что человек познакомившись с этим материалом, может, хотя бы увидит, как все непросто и задумается!!! Меня не поняли…

Может быть, читатели моего журнала подскажут, что может быть интересно потенциальным читателям книги «Секретики»?

Comments

Если бы можно было хоть как-нибудь отбирать в вузы, кроме ЕГЭ... Если бы можно было отчислять всех, кого надо отчислить... Первое ни в какой обозримой перспективе невозможно в принципе (представить, что Минобраз вдруг "прозреет" и откажется от ЕГЭ, как-то даже не очень возможно). Второе чисто теоретически возможно. Но если начать отчислять, то факультет (или вуз) прикроют. При этом, естественно, об отчислениях задумываются там, где пытаются удержать хоть какую-то планку...

К чему я это?.. Наверное, к тому, что варварство и бескультурье массово насаждаются нынешней системой. И никакое системное, узаконенное, легализованное и организованное сопротивление ему невозможно...

Что возможно? Только личное усилие. Плюс взаимная поддержка и какая-никакая самоорганизация тех, кто в культуре, а не вне ее... И, наверное, понимание того, что живое и растущее в культуре появляется там, где есть личности. А личности могут вдруг оказаться в разных местах. Может быть, не всегда такого масштаба, как те, у кого Вам повезло учиться. И даже психфаки провинциальных вузов - тоже разные. Не везде все безнадежно...
"...варварство массово насаждается нынешней системой..."
А чего его насаждать? Оно востребовано народом.
Из этиков интуитов хорошие психологи получаются...

А как Вы относитесь к стереотипу, что "на психфак идет 90% неадекватных - решать свои проблемы"?

Декан психфака Питерского университета, в частной беседе, как-то так охарактеризовала своих студентов: "95% студентов - девушки. И они все - Дуры!"
Неадекватных везде хватает. Я довольно много преподаю людям искусства - там полно неадекватных! Другое дело, что человек искусства вреда столько нанести не может, сколько психолог, работающий с людьми.
Они не решать свои проблемы идут, они считают, что идут "помогать людям"!!! Там у большинства такое высокомерие прет!
То, что 95 процентов девушки наверное не самое страшное. А вот то, что дуры... - а почему их приняли в институт???
Готова вашему Питерскому декану психфака прочитать крошечный семинар о психопатологическом диатезе. По нашим, московским данным, нынче это основной контингент, поступающий на психологические факультеты. О психопатологическом диатезе в интернете данные разрознены и хаотичны, а я дам структурировано и лаконично, будет понятна общая картинка и общая беда.
Семинар для коллег - бесплатно.
Когда я училась в школе и поступала в институт,то мы писали и выпускное сочинение и вступительное. Так самым большим кошмаром для абитуриентов была отметка "не раскрыта тема"-неуд. Даже при отсутствии грамматических ошибок. Что-либо доказать на апелляции было очень трудно-только ткнув проверяющих в учебник,где было написано примерно то же,что и в сочинении. Поэтому все считали,что на вступительных нельзя писать свободную тему. Можно ли надеяться,что сочинения со свободным,личным взглядом на произведение будут заслужено оценены приемной комиссией психологического факультета?
Приемная комиссия ДОЛЖНА быть соответствующего уровня!!!
Мне кажется, что "неадекватные" люди в искусстве, это понятно и объяснимо как-то... Вот, например, Врубель, один из моих любимых художников, ведь полжизни в "психушке" провел... Какие душевные страдания и муки испытывал... А результат? Я могу по несколько часов стоять перед его картинами. Такую бурю они во мне вызывают! И слезы, и погружение в другой мир... Трудно описать словами.
Но вот неадекватные психологи - это конечно жуть жуткая)
Люди в искусстве далеко не все неадекватны! Кстати, душевное расстройство вовсе не признак таланта. А те гении в искусстве, кто имел душевные заболевания, состоялись в искусстве не благодаря ему, а ВОПРЕКИ - оно всегда дико, чудовищно мешает! И гении типа Врубеля или Ван Гога пробивались сквозь него.
Психолог неадекватным и психически нездоровым быть НЕ ИМЕЕТ ПРАВА, (как не имеет права быть подслеповатым водитель автобуса...)
Здравствуйте.
Я преподаю на факультете психологии (правда, в московском вузе) и могу со своей стороны сказать, что беда не в том, что студенты дураки или чего-то не знают - можно научить, беда в том, что им действительно совершенно не интересны люди! Строго говоря, им вообще ничего не интересно... И это очень страшно. Когда человеку ничего, вот совсем ничего не интересно, его ничему научить нельзя - он просто не воспринимает это.
И, Евгения Петровна, совершенно права - они все поголовно отвечают, что хотят помогать людям... Это совершенно дико слышать от людей абсолютно серых и ровных, как асфальт, которых вообще ничего не трогает и не цепляет.
И, опять же, справедливости ради хочу заметить, что такие студенты не только на психфаке - я читаю, например, и финансистам, и юристам - везде одна картина: все тот же ровным асфальт. Правда, финансисты и юристы не рвутся "помогать людям"...
Есть ли надежда,что они повзрослеют и поумнеют? все-таки 17-19 лет это не возраст мудрости,которая требуется от психолога.
Конечно, 17-19 лет не возраст мудрости, но это возраст, когда Интерес бьет ключом, это время экзистенциальных поисков и Рефлексии. А если ничего этого нет, то не повзрослеют и не поумнеют.

"...Когда человеку ничего, вот совсем ничего не интересно, его ничему научить нельзя - он просто не воспринимает это..."
Только оно ведь одним существованием не ограничитЬся, оно действовать начнет и мало никому не покажется!
Евгения Петровна, будет ли встреча с читателями?
Пиарщикам «Додо» хоть какая-то тема понравилась?
Не, им ничего не понравилось...

А еще они раскопали на меня "компромат" - злобную и безграмотную статью психологини-журналистки (помните скандал вокруг "Секретиков"?)
http://impressionante.livejournal.com/44743.html
http://impressionante.livejournal.com/44885.html

По этой статье решили, что я недостойна встречаться с читателями... Сами они в книгу даже не заглянули!

Что включают в себя способности к любви

Пользователь awalondia сослался на вашу запись в своей записи «Что включают в себя способности к любви» в контексте: [...] культуры и развитие способности любить писала: http://impressionante.livejournal.com/50463.html [...]

(Анонимно)

Сочинение абитуриента

Когда поступала на Психфак в РГСУ (бывшем тогда еще МГСУ), писала сочинение. Помню, писала про Пьера Безухова, что-то обратное, альтернативное, непохожее на расклады в подборках сочинений для школьников. Пыталась поставить себя на его место, пыталась рассуждать, почувствовать его.

Поставили три. Возмутилась, пришла оспаривать. Открыли мое сочинение - текст просто подчеркнут красной ручкой во многих местах. Что это, спрашиваю. Это у вас стилистические ошибки, отвечают. Объясните, требую! Оставьте, отвечают, а то сейчас боспоритесь до двойки.

Как-то так :)

Re: Сочинение абитуриента

Печально, как уровень преподавателей съехал вниз... В мое время ценились как раз нестандартные сочинения, со своими мыслями.

Что включают в себя способности к любви

Пользователь awalondia сослался на вашу запись в своей записи «Что включают в себя способности к любви» в контексте: [...] культуры и развитие способности любить писала: http://impressionante.livejournal.com/50463.html [...]