?

Log in

No account? Create an account
pic#официальная

Кому выгодно варварство? Варварам.

Продолжаем говорить о Душевном здоровье, о невежестве и его связи с душевным НЕздоровьем.

Анекдот: на днях узнала, что есть курс «построения Личности». По Интернету. Всего-то 9000 рублей за 8 занятий в месяц! Я-то дура набитая, всегда считала, что построение Личности требует сложной, кропотливой, практически «ювелирной» работы! А все оказывается так просто - сидишь дома и строишь Личность… по интернету. «Умереть, уснуть и проснуться в слезах!..»


Реплика в сторону для новеньких – это продолжение темы о ДУШЕВНОМ ЗДОРОВЬЕ. В предыдущих постах есть ответы на многие вопросы…
tag: Душевное здоровье - это что?

***
Каким образом словосочетание «высшее образование» в наше время оказалось лишенным своего значения? Его вывернули с точностью до наоборот. Опошлили.
Реплика в сторону: фишка пошлости в том, что ОНО прикидывается всем известным явлением, одновременно убивая в явлении то, что составляет его сокровенный смысл.
Так опустили понятие Любовь, когда любовью стали называть все подряд: от сексуального влечения до социальной установки «пора иметь семью».
Так низвели понятие Счастья, о котором в энциклопедическом словаре написано, что это «ощущение полноты и ОСМЫСЛЕННОСТИ жизни». В наше время «Щастьем» объявили сытый покой, как у животных в зоопарке.
Так же не быстро, но на удивление незаметно, было убито понятие «высшее образование»…

Реплика в сторону: Мой дед учился в высшем учебном заведении еще до революции. Он рассказывал, как сдавал вступительный экзамен по математике – 6 часов один на один с приемной комиссией. Ему предлагали задачу, и он тут же должен был решать ее на доске. Если видели, что он движется в правильном направлении, его прерывали и давали другую. Никаких подсказок, шпаргалок - все в открытую.

По аналогии вспомнилась книга моего детства «Жизнь и приключения Заморыша» - полудокументальная повесть о России начала ХХ века. Герой повести из совсем простой семьи. Поступает в педагогический институт в каком-то провинциальном городе. Там подробно описываются вступительные экзамены: сочинение (писали 8 часов), русский устный, математика, физика, естествознание, история, география. И каждого абитуриента гоняли по каждому предмету вдоль и поперек, по всему материалу.
Поступающих было больше 160 - поступили только 19…

Высшее образование в те времена не предполагало конвейера, это была штучная работа. И оно предполагало отбор и, соответственно, отсев.
Ну, да, высшее образование не всем было доступно… А вдруг это ПРАВИЛЬНО?
Откуда взялся миф, что накопленные веками драгоценные знания валяются, как камень на берегу, который любой прохожий может поднять? Кто эти страшные злодеи, которые его распространили?
И почему никто не обращает внимания, что сегодня «страсти по образованию» чаще всего ограничиваются вопросами доступности/стоимости? И резко притормаживают, когда дело касается его нынешнего качества? Об этом как-то стыдливо умалчивают.
Может, качество в наше время не главное? «Охота» ведь идет не за знаниями, а за справкой о высшем образовании…

***
Почему общество не бьет тревогу по этому поводу?
Почему к невежеству столь снисходительное отношение?
Почему общество снимает требования к образованию? (Интересно, почему не было демонстраций против введения ЕГЭ?)
Кто виноват в этом тотальном «обнищании духом»?
Может быть, научно технический прогресс, который настолько облегчил быт, что уже можно превращаться назад, в обезьяну? А что, обезьянам вполне доступно нажимать кнопки…
Может быть, средства массовой информации? Потому что мы или глупеем от увиденного, услышанного, прочитанного - или умнеем. Ну, да, существовала журналистика, поднимающая серьезные проблемы - ее расцвет приходился на годы перестройки. Сейчас востребована журналистика, радостно утверждающая, что жизнь проста и незатейлива, и журналисты, серьезные проблемы опускающие до тупенькой байки, пошлого анекдота. Пусть их? А вот не пусть! Подобная журналистика отнюдь не безопасна, она, как паленая водка - травит людям мозги.
Почему нет ток-шоу (программ, передач), где бы в открытую говорилось, как глупость и пошлость сказываются на развитии общества? Это никому неинтересно?
А может быть в этом виноваты и многочисленные защитники невежества, размахивающие идеей равенства? Как мне пишут в личную почту: «позвольте людям быть разными»… То-то и оно, что невежество разным не бывает, оно одинаковое. Оно сопровождается малоумием, и сожрет, и сметет все и всех, что будет отличаться от него.

«…Мне повезло, что я родилась тогда, когда родилась. Телевизор был скучный, компьютера и видео не было, зато кругом была советская власть, которая так агрессивно заставляла быть тупым, что очень хотелось наоборот. Иногда мне кажется, что наше поколение умнело назло. В то время в моем кругу очень много читали. Возможно, тоже назло. Книги были ценностью, достать их было сложно, многие авторы были запрещены. Книги давали почитать – хорошо если на неделю, а то дня на два или вообще на ночь.
Глупой советской власти не приходило в голову, что если все разрешить, мало того, сделать доступным, вот тогда-то цивилизация и кончится...»

«Секретики». Записки психотерапевта»

А может, оно каким-то образом выгодно всем – варварство? Или большинство в нем не видит особой опасности?

Продолжение следует

Comments

мой вступительный экзамен в ВУЗ на психфак состоял из банального теста Айзенка на интеллект, которым в то время не "развлекался" только ленивый и собеседования, состоящего из каких-то простейших вопросов(не помню уже, каких именно). Все. Вечернее отделение, государственный ВУЗ.

А сегодня меня, пытавшуюся объяснить,что лечение панических атак по интернету в скайпе-это бред сивой кобылы, выброс денег и испорченное здоровье плюс профанация, прямым текстом послали на х..й. Ну,да, я отсавшая от жизни, живущая в каменном веке, работающая не по профессии недопсихо.. и тд. В общем, интерпретаций не требует.
Обидно, грустно и печально до слез.

оф: про книгу вся информация будет после 9го числа-их офис на каникулах.
А ещё есть курсы коррекции судьбы :)))

И как получить то, что хочешь, визуализируя картинки :)

Самое страшное, что невежественные люди НЕ ПОНИМАЮТ всю степень своего невежества. А некоторые даже не понимают, что над ними смеются (а это ещё страшнее).
Вы отчего-то путаете общедоступное право на получение высшего образования (в данном случае не суть важно - за счет желающего или за счет государства) с той лицемерной "выдачей диплома за деньги", под которую нынче бОльшая часть образовательных учреждений и маскируется. Ведь даже желание "выучусь на доктора и буду богато жить", хотя и не отличается высотой цели, но является в нормальном обществе вполне логичным - человек выучится, научится, станет профессионалом и будет получать достойную оплату за свой труд. Сейчас же логика очень многих поступающих такова - "я _получу_ _корочки_ и буду богато жить".
к первому - моё "любимое" из этой тьмы - "тренинги личностного роста" и прочие подобные.


репостну к себе, если вы не против.
Самое смешное, что наличие корочек никак не гарантирует богатой жизни :) Многократно слышала треск от крушения надежд свежеиспеченных "специалистов", когда они узнавали, что с распростертыми объятиями их ждет разве что "Макдоналдс", а от должности директора мира и зарплаты в стопицот тысяч у.е. они после вуза так же далеки, как после окончания школы.
"выучусь на доктора и буду богато жить" - это не про нашу страну!!!

Кому выгодно варварство? Варварам.

Пользователь donna_hella сослался на вашу запись в записи «Кому выгодно варварство? Варварам. » в контексте: [...] Оригинал взят у в Кому выгодно варварство? Варварам. [...]

Кому выгодно варварство? Варварам.

Пользователь bashuka сослался на вашу запись в записи «Кому выгодно варварство? Варварам. » в контексте: [...] Оригинал взят у в Кому выгодно варварство? Варварам. [...]
«Каким образом словосочетание «высшее образование» в наше время оказалось лишенным своего значения?»
Мне видится, происходило это постепенно, и началось почти 100 лет назад, аккурат с революции. Кухаркины дети ДОЛЖНЫ БЫЛИ стать ВСЕМ. Соответственно, в ВУЗы массово приглашали революционных рабочих и чуть менее революционное крестьянство. Чем партийнее, тем желательнее. Другой момент, что царской закалки профессура все-таки имела право отделять зерна от плевел, но БЛАТ на получение высшего образования, как мне кажется, зародился именно тогда. Да, профессура в то время могла противостоять разрушительной тенденции. Принять-принимали, но потом принятым приходилось учиться. И сдавать экзамены принципиальным и неподкупным преподавателям. Так что поначалу доступность образования предполагала всего лишь привилегированное поступление в ВУЗы для людей, коим эта дорога в царские времена была заказана по низости происхождения и отсутствию средств на учебу.
Но дальше- больше. Высшее образование обещало работу, в основном, физически не трудную, уважаемую, в чистом кабинете, с перспективой выбиться в ученые или начальники. Оно привлекало буквально всех, поэтому государство взяло привлекательность ВО на заметку. ВО стали широко использовать как приманку, поощрение или рекламу социальной заботы. Льготы для людей, отслуживших в горячих точках (чтобы не косили от службы!), для детей военных, моряков, для детей работников северных регионов ( чтобы ради будущего детей не уезжали с северных строек), для инвалидов… В профильные ВУЗы поощряли брать детей по династическому признаку. Ты сын железнодорожника – есть льгота при поступлении в институт транспорта… Я сейчас уже не очень помню, какие и когда действовали льготы, да и не столь это важно, важно другое: в ВУЗы стали во все большем количестве попадать люди … мягко говоря, иного качества чем ранее. Государство начало! А администрации ВУЗов подхватили.
Вот конкретный пример:
Когда я поступила в МХТИ им Менделеева, в моей группе было всего три москвича. Остальные студенты (22 человека) были набраны выездной комиссией ВУЗа в Каменск-Шахтинске, градообразующим предприятием которого был гиганский химический комбинат, производивший пороха и ракетное топливо.
И, как рассказывали ребята, экзамены у них принимали… чуть ли не закрыв глаза. Списывали из шпор, с пронесенных учебников… выходили в туалет, где ждали родители с горой литературы… В общем, поступили все, кто хотел поступить.
С одной стороны, логика администрации Менделеевки была понятна: Каменск-Шахтинские вернутся в родной город и будут работать на родном заводе. С другой стороны, логика оказалась порочно противоречащей себе самой – территориально и династически правильно отобранные ребята с огромным трудом тянули учебу с двойки на тройку, а экзамены кое-как сдавали исключительно благодаря таланту использования шпор. Им бы в фокусники идти, ей-богу!:)))) Однако, к 3-ему курсу группа сократилась наполовину. Фокусы все-таки не всегда помогали, отсев шел каждую сессию, ибо внутри ВУЗа за честностью экзаменуемых следили по-драконовски, требования к уровню знаний были высочайшие, и горе было пойманному со шпорой.
Менделеевка все-таки держала марку.
Потом я ушла в другой ВУЗ. По сравнению с Менделеевкой все там было… много проще.:)))) И блатных не меньше. Но… откровенно покупающих корочки было мало. Об одном таком я как-то рассказывала:
http://nata-land.livejournal.com/18748.html
Значение высшего образования уничтожалось почти столетие. Начиная с малого, к которому добавлялись еще малости по чуть-чуть, понемногу… Зажмурятся дети, внуки и сторонние преемники царской профессуры, допустят послабление требуемое государством или договорятся со своей совестью...возьмут соблазнительную взятку за ОДНОГО (всего одного!)туповатого студента и….ждут-трясутся не ударит ли по башке. Потом за двух, за трех… И ведь ДОЛГО НЕ УДАРЯЛО. Удивительно долго!!!(((((Вот трястись и перестали.

А потом понеслось…
https://www.youtube.com/watch?v=xCPBUhycs9w

И ведь люди, торгующие дипломами остаются РУКОПОЖАТНЫМИ!!! Как это? Почему??? Не понимаю.((((
не согласна практически по всем пунктам.
Недавно случайно наткнулась на темы сочинений в начале ХХ века. Такая красота! Для младших классов – «О том, что видела птичка в дальних краях» «История постройки дома и разведения при нем сада», для старших гимназистов – «Почему жизнь сравнивают с путешествием?» «О скоротечности жизни». Такие сочинения не спишешь у соседа или из интернета. Для того чтобы их написать надо уметь думать, рассуждать и анализировать, иметь свое отношение. Далеко не каждый взрослый в современном мире сможет написать такое сочинение, а скорее всего, не сможет сформулировать даже тему.

Я не знаю кому и как выгодно тотальное упрощение культуры и образования, такое впечатление, что это какой-то замкнутый круг государства и общества. Причем начинается все с детского сада. Средняя группа, дети 4-5 лет, отстают в развитии на 1-2 года. Можно было бы эту задержку скомпенсировать, но государство, экономя бюджет, сокращает дефектологов и закрывает коррекционные сады. Но и сами родители не бьют тревогу, если ребенок в 4 года плохо говорит, не удерживает внимания даже 5-ти минут, мамочка машет рукой, оправдывая чадо, что он просто маленький. Но эта маленькая задержка тянет за собой целую цепочку. В школу он идет, к этой школе не готовый, время выбирать институт, а интереса ни к чему нет. Даже, если повезет и в институте попадется качественный преподаватель, скорее всего он эти знания не возьмет, они ему не нужны. А окончив институт, он со своим образованием пойдет работать, упрощая свою профессию.

(Анонимно)

как писали сочинения до революции

Свидетельство современника ;-)
(Влас Дорошевич "Русский язык")
"Нет ничего более притупляющего, как гимназические «сочинения по русскому языку».
В провинции у меня был добрый знакомый, видный общественный деятель и необыкновенно чадолюбивый родитель.
Когда его дети держали экзамен, экзамен держал весь город. Одни знакомые, — мой приятель был большой хлебосол, у него всегда бывал весь город, — одни знакомые летели хлопотать у попечителя, другие у директора, третьи разлетались по учителям.
Если кому-нибудь из детей задавали трудную задачу по алгебре, в решении ее принимали участие профессора математики местного университета. В дни «сочинений на дом» приглашались на помощь адвокаты и литераторы.
И вот старшему сыну задали задачу на тему:
— О пользе труда.
Была созвана консультация. Отец ходил, разводя руками:
— Черт знает, какие темы задают детям. Поистине не понимаю, какая такая польза труда! Труд, это проклятие. Бог, изгоняя из рая, проклял людей трудом!
Мы наперерыв старались изложить перед юношей все полезные стороны труда.
<...>
Но юноша качал головой:
— Нет, это не то! Это все не годится. Придется, папа, пригласить Семена Пуприкова!
Семен Пуприков был ученик другой гимназии, но «человек знающий».
— Он на сочинениях собаку съел.
<...>
Наше самолюбие было, черт возьми, задето! И на следующий день мы, и присяжные поверенные и литераторы, явились на обед с Семеном Пуприковым".

(Анонимно)

Каков запрос - таковы и предоставляемые услуги на образовательном рынке. А настоящее образование, на мой взгляд, - это интересное и увлекательное путешествие внутрь себя. К счастью, оно не имеет формальных статусов.
очень понимаю вашу боль и тревогу, но "времена не выбирают...", и нам досталось вот такое: тирания пошлости во всех аспектах и проявлениях.
Честно говоря, в предложенных условиях, мне больше всего импонирует позиция Чехова и его "доктрина" малых дел. Действовать не спеша, но настойчиво и последовательно. Это дает ощутимый эффект, и потом, так легче избежать профанаций.
Евгения Петровна, а какие вступительные были в ваше время, какой был формат сдачи?
Слышала, что в Самаре протестовали против ЕГЭ. У нас, в Беларуси, неустанно борются с централизованным тестированием (местный аналог), и учителя, и ученики, и родители. Огромная проблема - сейчас вопросами образования занимаются просто феноменальные невежи... Иначе как объяснить жуткую кашу в тестах (да и в школьной программе). В 3 классе задают на дом задачи по геометрии на построение - это явно рано. В гуманитарных науках, наоборот, чуть ли не "Золотую рыбку" в 11 классе изучают. Ай... Можно много говорить на эту тему.
Есть замечательная методика обучения детей математике, к сожалению забыла фамилию автора. С ее помощью деткам с 5-6 лет ставится "математическое мышление", логика, основы анализа и синтеза. Запретили учителям по ней работать ((

Поневоле во всемирный заговор поверишь
Идея всеобщей доступности образования (изначально - знаний), превратилась в идею всеобщей доступности приобретения социального статуса - "человек с высшим образованием". В вуз идут не за знаниями, а за этим статусом, и корочка об образовании уже давно совершенно не является гарантом образованности... Поэтому и обсуждаются только вопросы "доступности/стоимости" образования - в деле приобретения социальных благ именно они самые главные.
По-настоящему страшно за то, что это происходит. И самое страшное не только то, что постоянно снижается качество образования, но и то, что представление об этом качестве, мера его - уже давно размыты. По собственному горькому опыту знаю, что современным студентам очень сложно объяснить, что они не дотягивают до уровня, достойного называться высшим образованием, и абсолютно невозможно объяснить - почему. Они искренне не понимают, почему нельзя поставить оценку за работу, скаченную из интернета - они же ее скачали! И распечатали! Потратили на это время! Горьким рефреном звучат в этом контексте ваши слова про обезьян - кнопки-то нажимать они научились...

Edited at 2014-01-08 11:16 (UTC)
А началось это тогда,когда образование превратилось в "образовательную услугу".А услуга-она услуга и есть-"любой каприз за ваши деньги".
Извините за навязчивость, но все-таки началось это много раньше, когда в ВУЗы обязали принимать по социальному происхождению, факту службы в армии или наличию трудового стажа.
Я Вам выше привела пример: академик Лысенко. Только из него получилась не безобидная и бесполезная "обезьянка"... Иногда они вырастают в монстров.



(Анонимно)

Re-плика мимоходом

Эпоха глобализма наступила уважаемые, Впереди идущим производителям товаров не нужна КУЧА инженеров и пр. высшеобразованцев. Они со всего мира выбирают лучшие единицы, а остальных заменили компьютеры. Нужны работники всевозможных конвейеров, а не интелектуалы.
А сопутствующее глобализму общество потребления не заинтересовано в высокодуховном потребителе. Реклама всё разьяснит, что ему нужно потреблять и сколько.
В России всё это упало в удобренную почву - вот и прёт. Что посеяно...
С уважением Буданов.Б.

Re: Re-плика мимоходом

"Производителям товаров не нужны инженеры"-вот тут и противоречие. для производства нужны все-таки образованные инженеры. Не все можно поручить компьютеру. И комп может сломаться.
С интересом читаю. Спасибо!
http://anoushe.livejournal.com/188903.html?view=4385511#t4385511
Очень любопытные наблюдения.
Автор текста, находящегося по этой ссылке,закончила Университет на Украине, а теперь учится в Университете в Канаде. По-моему, из ее объяснений куда понятнее становится, отчего с нашим образованием приключилась такая...неприятная история, чтобы не сказать грубее.((((
Спасибо, Наташа, прочитала с огромным удовольствием!
Вообще, пост вызвал массу размышлений - что я ужасно люблю!!!
Конечно все это очень интересно.Но как такая система применима к изучению точных наук?У нас были преподаватели,которые на лекциях ставили проблему и в живой дискуссии помогали нам решить ее и понять смысл явления. Были и такие,кто просто читал курс,который надо было усвоить и уметь решать задачи. и я не скажу,что от вторых пользы было меньше.