?

Log in

No account? Create an account
pic#официальная

На чем "горят синим пламенем" отношения людей?

В рамках темы: «Что есть здоровое Мышление» продолжаем разбираться, как достичь Единомыслия.
Мы уже поняли, как связаны между собой Единомыслие и умение говорить. Без одного не бывает другого. А, значит, на чем горят, синим пламенем отношения супругов, детей и родителей, и т.д.? Правильно, на неумении разговаривать друг с другом. Разговаривать, обговаривать, выяснять, уславливаться, столковываться, договариваться...
Реплика в сторону: слово «договариваться» немедленно ассоциируется со словом «компромисс». А вот и не это я имела в виду! Я не против компромиссов, когда деваться некуда, но знаю, насколько они опасны для души человека, особенно в большом количестве - накопятся… и как рванут! Мало не покажется.

Любой кризис в отношениях людей можно решить тремя способами. Первый (встречается часто): проблему стараются в упор не замечать и, соответственно, не решать, в надежде, что оно само рассосется. А так как оно не рассасывается, а наоборот, усугубляется… тем больше приходиться прикладывать усилий, чтобы продолжать ее микшировать, замазывать, припудривать…
Второй (встречается еще чаще): кто-то берет на себя функцию Спасателя всех и Решателя за всех, и… давай выводить своих близких из кризиса одному ему известными способами и тропами. Не факт, что результат всех устроит – люди разные, и представления о добре и Земле Обетованной могут быть прямо противоположными.
Вывод: в обоих случаях люди друг с другом разговаривать не умеют и бояться.

Вариант номер три (самый редкий), встречается исключительно у людей, понимающих: чтобы решить сложную и неоднозначную жизненную ситуацию, необходимо вместе проанализиро­вать ее, рассмотреть с разных позиций и с разных сторон - «справа» и «слева», сверху и снизу, в микроскоп и в телескоп. Помимо этого надо уметь обсудить ее друг с другом, понять, кто и что хочет сказать, да еще и договориться о необходимых действиях.
Реплика в сторону: вот когда без живого, гибкого мышления – кранты! А без умения разговаривать - туши свет…

Как же много должно уметь наше мышление! И как же сложно его обучить всему этому! Это я все к чему веду? В двух десятках писем попросили меня как можно подробнее написать о риторике: как занятия протекают, какие задания, в общем, раскрыть «тайны кухни». Мне не жаль, хотя о риторике, ее цели и смысле в рамках психотерапии я писала в своей книге, во второй ее части, которая называется, как и мой живой журнал: «Личностью не рождаются». Там немного и задания объясняются, и примеры из нашей антологии интересные.

***
Реплика в сторону для новеньких – это продолжение темы о ДУШЕВНОМ ЗДОРОВЬЕ. Пожалуйста, прежде чем комментировать, прошу, умоляю (!!!) - прочитайте начало:
tag: Душевное здоровье - это что?

************************************
Начнем с того, что использование занятий риторикой для психотерапевтического ле­чения в специальной литературе нигде не освещено. То есть я одна-единственная на белом свете, кто сумел придумать специальный курс, когда обучение красноречию замечательно работает на Душевное здоровье.
Каким образом? Ох, не просто...
Лечение и, одновременно, развитие души, заключается в том, что человек выходит с бессознательного уровня на сознательный. Потому что пока мы живем на уровне бессознательных побуждений, с нами в жизни все случается. Это не мы выбираем – кого любить, чем заниматься, какой образ жизни вести - за нас выбирает Подсознание. А у него ведь могут быть свои цели…
Реплика в сторону: останавливаться на этом здесь не буду, есть фильм, записанный на московских семинарах, называется: «Из чего состоит человек», там довольно подробно о сознательном и бессознательном.

***
Единомыслие предполагает не только «единые мысли», но и (очевидно!) похожие убеждения и ценности – то есть мировоззрение. Прежде чем искать в окружающем мире людей со схожим мировоззрением, хорошо бы для начала разобраться в своем. (Что, собственно, мы и делаем на наших занятиях).
Ведь если человек не умеет, не может сформулировать своими словами, на основании своего опыта, что является счастьем именно для него, он будет тупо копировать предложенные его семьей или обществом варианты. Счастье по лекалу. Жизнь по шаблону. Шаг вправо, шаг влево... На самом деле счастье – штучка эксклюзивная, представление о нем формируется годами и оно глубоко индивидуально. Как, шутя говорил один старый психотерапевт: «Извините, но счастье для педофила в одном, а для некрофила совсем в другом…».

***
Чтобы сформулировать свое, надо иметь развитую Наблюдательность, дабы видеть, как еще бывает, кроме как в моем окружении. И боюсь, что сформулировать что бы то ни было по быстрому и нахрапом - нереально. Это возможно только в результате долгих и мучительных раздумий. Напоминаю, в одном из ранее публиковавшихся постов я писала: «для Человека Думающего характерно постоянное, так называемое, «передумывание» мысли с разных сторон - древние греки даже специальное слово для этого состояния выделили: «метанойя».
Древние греки знали, (а современный мир забыл?) что самое ценное, когда человек путем собственных рассуждений до неких мыслей дошел, дозрел, дорос. Это и есть – выстраданные ценности. А если они не выстраданные, то ценности ли это?

***
Итак, у нас на занятиях риторикой человек залезает в кладовые своей памяти и начинает прицельно разбираться, что его - в его жизни - задевало, трогало, волновало. Что его способно потрясти. Что для него есть горе и что есть радость.
Ох, сколько нам открытий чудных готовят эти занятия! Во-первых, обостряется эмоциональная память! Во-вторых, мы обнаруживаем, вернее, натыкаемся на удивительную вещь – некоторые события, которые мы считали незначительными, оказывается, являлись важнейшими поворотными точками нашей жизни…

***
Конечно, на занятиях мы проходим всяческие законы, приемы, и правила ораторского мастерства, но вся прелесть в том, что для занятий риторикой теоретических знаний маловато будет! Полученные приемы и правила должны быть отработаны на практике.

Из моей книги «Секретики. Записки психотерапевта»
Риторика оказалась сложнее, чем ей представлялось. Речь надо было не только придумать и написать, но и выучить наизусть, и поставить как театральный этюд. Но ей так хотелось достичь земли обетованной, где живут умные, свободные люди-полубоги!
В течение недели, пока Аня готовила речь, она очень старалась. Но что у нее получилось на самом деле, она не знала. Можно было сколько угодно думать, что мысли, рожденные тобою, умны и хороши, пока не приходило время выходить с ними на сцену. Проговоренные вслух, они немедленно обретали истинную цену, вес и значимость.
Бывало, что ее усердно сотканные умопостроения оказывались сложной, умненькой, но поделкой. Тогда у Ани возникало ощущение, что слова осыпаются вокруг нее с сухим, печальным шелестом фальшивых купюр.
Но случалось, что еще при подготовке речи она выходила на мысль, которая сильно, до боли, задевала ее. И если она не пугалась и шла на боль, как на маяк, ей будто приоткрывалась дверь в тот мир, где слова наделены особой властью и силой, ибо несут в себе не информацию, но Мысль. Перед выступлением она волновалась не меньше, но это было волнение другого уровня: она знала, ей есть что сказать.
И наступал момент, когда слова, тело и мысли сплетались в одно. Сцена становилась концентратом времени, где каждое мгновение весомо и упруго складывалось в минуты жизни, полноценно и полновесно прожитой, прочувствованной до каждого слова, жеста, поворота головы. Напряжение внутри и вокруг нее нарастало. Аню «искрило», и мы, слушавшие ее, замирали, подхваченные потоком ее харизмы. Это было как в детстве, когда катишься с высокой горы, и дух захватывает, и не можешь вздохнуть от встречного ветра, и только потом, внизу, хохочешь, сидя в снегу.

***
Но самое интересное, это придуманные мною темы речей (ох, сколько я с ними мучилась). Придумывала я их исходя из того, что курс у нас психотерапевтический, поэтому все темы должны быть глубоко личностные. Я была права. Выяснилось, что люди потрясающе быстро усваивают риторические законы, приемы и правила, если тема речи их внутренне задевает!
Кстати, во всех учебниках по риторике, которых я прочитала и просмотрела (уйму!), темы были убийственные. «Что вдохновляет политика»… «Мысли в связи со столетним юбилеем нашей школы»… «Этикет – безобидная причуда»… «Разумный семейный бюджет»… И все в таком роде! Безлико, отстраненно. Стоят ли эти темы метанойи?

О темах речей курса АСТ - в следующий раз.

Comments

спасибо! сохранила-вечером обязательно прочту.
Очень отзывается эта тема, Евгения Петровна! Умение изложить свою мысль письменно для меня представляет особую трудность. А изложить кому-то устно - вроде как и получается. Ну, если не очень получается, то можно руками домахать и мимикой чего-то там досказать. Перечитала статью, окунулась в прошлое, как вдруг поняла, что были в моей жизни ситуации, когда я что-то не сказала и это повлияло на течение моей жизни. Сейчас спохватываюсь, вот, скажи я тогда тому человеку что я думаю и чувствую, может быть...
Вспоминаю,что не было в родительской семье так, чтобы мы объяснялись друг с другом. Вот поорать, пообижаться - это пожалуйста. Мама когда хотела меня "повоспитывать", начинала молчать. День, два, один раз месяц со мной не разговаривала. До сих пор от этого поеживаюсь.
И еще для меня важно. Прежде чем изложить другому, нужно изложить самому себе. Стихосложение в этом плане сейчас очень необходимо. Мысль начинает удерживаться и все время вопрос самому себе: "а что именно я хочу сказать?" и "мне самой-то понятно?" Трудная кропотливая работа. Но оно того стоит.
Вспомнилось еще к "выяснилось, что люди потрясающе быстро усваивают риторические законы, приемы и правила, если тема речи их внутренне задевает!". Есть такой "секрет" у полиглотов: чтобы устойчивые выражения лучше запоминались - формулировать их от первого лица. Тогда сразу же возникает примерка на себя, а действительно ли "я люблю это", "я ношу это", "я знаю вот это". И тогда зубрежка не нужна, так как уже примерил "выражение" на себя, рассмотрел вблизи-вдали и voila - запомнил!
"занятий риторикой для психотерапевтического ле­чения в специальной литературе нигде не освещено."
Я встречала описание нарративного метода в психотерапии. Это письменные и устные речевые практики, направленнве на развитие восприятия, внимания, умения формулировать свои ощущения как для себя, так и для других.
"...письменные и устные речевые практики..." - это могут быть стихотворения в прозе, маленькие рассказы, эссе, и т.д. К риторике, которая является искусством ( а у каждого искусства свои законы, правила и приемы), никакого отношения не имеет. Так же, как рисование детьми на асфальте цветными мелками, не имеет отношения к искусству живописи.
Выполнила задание из предыдущей темы. Написала пост на форуме и поддерживала дискуссию. Сразу несколько человек заподозрили во мне пациентку психбольницы:)Сложное это дело - живое общение.
Спасибо за Ваши статьи, и за интересные задания.
я не умею аккумулировать,накапливать переживания. Я либо сублимирую как можно быстрее(спасибо балетному станку и боксерской груше за наше счастливое детство),либо "сливаю" через разговор тут же,не уходя из ситуации. Многие мнят меня слишком резкой, прямой и категоричной; с кем-то это сильно затрудняет общение, а скем-то,наоборот, делает его еще более живым и комфортным. А еще мне знакомые часто говорят на что-то - "не обращай внимания", "пропускай мимо ушей", "не придавай значения" и тд, а я как могу не обращать внимания или не придавать значения, когда вот она,проблема, прямо передо мной лежит как на тарелочке да на белой скатерти и светит прямо в глаз! Как ее не замечать-то!?
Мне очень важно,особенно в общении с близкими людьми, иметь возможность поговорить, обсудить, выяснить, а не молчать и накапливать, как парниковая пленка дождевую воду, в ожидании пока порвет.
О, так здорово описано это особое состояние в отрывке про Аню! Его еще называют "вдохновением", но это какое-то несколько отстраненное слово как по мне. Как будто о ком-то другом. Про себя я называю это переживание кратко "Огонь!" С большой эмоциональной буквы. И почему-то думаю, его многие так чувствуют. Ведь становится жарко, глаза горят, харизма искрит, в общем, - все эпитеты огня и света )

Бывает так, что пишешь некий текст на заказ или делаешь постановочный этюд-зарисовку. И довольно скучно это. Но ты делаешь, потому что надо учиться или текст сдавать. И вдруг!! Бах! Натыкаешься внутри этого скучного текста или этюда на золотую жилку. Она пульсирует и мгновенно вливает в тебя этот огонь. Причем, это может быть такая ерунда, вот что интересно! Например, видишь как можно положить тень от кувшина на столешницу - не так, как академически верно, а по-своему, с какой-то своей придумкой или бесшабашинкой. И все, дальше картина уже сама горит под руками.

Господи, а ведь речь о риторике, эк меня унесло в сторону...
Вас занесло в правильном направлении! Риторика (как и живопись) только способ, средство, предлог - ощутить внутри себя этот Божественный огонь, слаще которого нет!!
чувствую потребность отписаться. как раз в данный момент независимо пришла к мысли что не могу больше замалчивать проблемы, волнующие меня в отношениях. но при этом не знаю куда девать страх, который возникает от того.
в связи с этим - вопрос: всегда дли оправдана тактика честности и открытости в выяснении отношений. а вдруг полученная информация, окажется слишком невыносимой и болезненной?
Честности и открытости друг с другом люди долго (годами!) учатся.
готова учиться. уж больно нравится результат.
Учебников - нету...
а не помешали бы... приходится на ощупь

кое на что я у Вирджинии Сатир наткнулась, на что-то Леви меня натолкнул...
Правда, лучше уж фильмы смотреть.
Александра Шилова категорически не люблю. А вот "Крик" Мунка весьма выразителен. Не согласна, что это работа трехлетнего мальчика, у трехлетних детей нет в опыте подобных чувств!
Как-то совсем не то и не туда, возможно, потому, что из текста выхвачена даже не мысль, а отдельно взятая фраза, да и та понята в лоб. К тому же этот текст является продолжением предыдущих постов на тему: «Что есть душевное здоровье?» Может быть, стоит почитать эту серию постов сначала? Возможно, там найдутся ответы…

И, ох, простите меня великодушно, но у вас совсем каша в голове о Сознательном и Бессознательном. «…Разобравшись с подсознательными мотивами влечения, человек получает возможность оценить своё влечение как благоприятное или нет и принять решение: дать волю чувствам или подавить их…»
У вас Сознательное что-то типа горничной, наводящей порядок в захламленном шкафу – это выбросить, это оставить, это в ремонт…
«…может ли человек "решать, кого любить", то есть подчинить сознанию свои глубинные эмоции и побуждения?...»
Зачем подчинять сознанию свои глубинные эмоции??? Здесь Сознательное у вас выступает в роли контролера у турникета в метро, или полицейского, который регулирует движение на дороге…
Все наааамного интереснее в человеке, и боюсь, коротко объяснить вам сложнейшую систему построения души я здесь никак не смогу.
В фильме «Из чего состоит человек?», снятом на московском семинаре, о сознательном и бессознательном немного есть. Вообще же, если давать материал о Сознательном и Бессознательном развернуто – это часов на 6 чистого говорения!

P.S.
По поводу ваших извинений, что вы не психолог – психологи этого не проходят.
Мне ещё кажется, что один из способов достичь единомышлия — это, что называется, "гнуть свою линию". Не навязывать окружающим свои ценности и правила, но и самому не отступать от них. Продолжать любить и заниматься тем, что тебе дорого, отстаивать точку зрения и следовать собственным принципам. Когда люди видят, что человек твёрдо идёт по своему пути и его оттуда просто так не сбить, то они мало-помалу начинают проявлять интерес, уважение, а потом и понимание.
Могут просто смириться, без всякого понимания.

Психологи ...

Пользователь spiny_se сослался на вашу запись в записи «Психологи ...» в контексте: [...] «горят синим пламенем» отношения людей http://impressionante.livejournal.com/46979.html [...]

(Анонимно)

У меня периодически случаются какие-то вспышки воспоминаний прошлого... Как будто обдает волной, накрывает, а потом отступает... Это воспоминантя не конкретных ситуаций, это воспоминания меня! В последнее время очень часто случается. Вот сейчас я вспомнила, как я любила рефлексировать - в мыслях и вслух, размышлять... Как тщательно, ТЕРПЕЛИВО, подбирала слова... Как вдумывалась в поступки свои и чужие, как хотелось их обсуждать. Не импульсивно делать вывод о ком-то, не списывать его из круга интересных мне людей, если вдруг не получается донести мысль и человек не понимает меня, а обсудить изнутри ситуацию, залезть глубоко, напряч мозг, чтоб подобрать подходящие слова и донести мысль. Было не лень, было интересно думать! Размышления было приключением! Мне бы сейчас у той себя было чему поучиться.
Не помню в какой момент все это начало стираться... В какой-то момент я "забила" на все размышления. Я не помню, когда именно это стало угасать во мне... Но чётко помню, что это было!!! А сейчас даже не понятно, с какой стороны подступиться... Мыслей нет. Пустота какая-то! И дело не в том, что раньше дети начинали разговаривать в более раннем возрасте. Можно хоть родиться полиглотом, а потом все это скомкать и швырнуть в мусорный бак своими руками. Дело в желании развиваться и позволении себе несоответствовать ожиданиям окружающих. Думающих не любят, с ними сложно. Поэтому проще самому перестать думать, подстроиться, если пересилит желание быть с окружающими на одной волне. Только какие волны на болоте?
Дина, мне очень нравится то, что ты пишешь - в этом боль звучит, а значит не все потеряно!