?

Log in

No account? Create an account
pic#интригующая

Что это было?? Школа-Студия МХТ...

Благодарю всех, кто пишет мне на личную почту ЖЖ! Есть очень интересные послания. В нескольких письмах меня спрашивают, почему с нашего сайта убрали всякие упоминания о Школе-Студии МХАТ, где я одно время преподавала. Приятно, что за нашей жизнью «следят». Рассказываю эту печальную историю.
Некоторое время назад меня пригласили вести семинары по типологии личности на режиссерский курс NN. Я очень ценю его, как режиссера, и для меня приглашение работать с его курсом, была большая честь.
Я хорошо преподаю типологию. Во-первых, владею материалом, во-вторых, многолетний опыт, в третьих, я ее читаю живо и темпераментно, даже артистично (это чтоб не заснули). Кто хочет, может убедиться - в Академии Классической Фотографии, 2-3 раза в год проводятся мои семинары по типологии.
Кому я только не читала типологию за эти годы! Врачам (от педиатров до психиатров), художникам, бизнесменам, музыкантам, педагогам, юристам, экономистам, фотографам, философам... С моей точки зрения, типология нужна абсолютно всем, кто работает с людьми. Но особенно режиссерам - вот уж кто должен уметь видеть, чувствовать и понимать людей!
Шла на первое занятие с большим волнением, расчувствовалась, вспоминая свою учебу на режиссерском. Прихожу, вся в трепете. Группа 6 человек, 5 мальчиков одна девушка. Представляюсь. Вдруг девушка обращается ко мне: «Женщина, что я в шапке, вам не мешает?» Я от этого трамвайного обращения «женщина» слегка опешила. - Нет, говорю, хоть в телогрейке. Начинаю рассказывать, что существуют накопленные в течение веков достоверные знания: что такое характер, какие характеры бывают, и т.д. Достоверные – значит подтвержденные научными исследованиями. Поэтому данная классификация не вымысел, не догадка. Это результат серьезных изысканий, которые показали, что один тип личности отличается от другого, как разные страны. И в каждой «стране» свой менталитет: язык, культура, ценности, представления о счастье. - Я буду вашим проводником в мире людей,- говорю я со счастливой улыбкой, - мы будем учиться наблюдать за людьми, подмечать нюансы каждого характера. Девушка опять поднимает на меня глаза и говорит: «Это хорошо. Вот и узнаем, стоит ли учиться у NN». Я в ступор впала. У нас к Мастеру курса было больше уважения. Продолжаю работать. Стараюсь развернуть каждый характер как можно ярче, иллюстрирую примерами из Достоевского, Толстого, Мопассана. По сонным глазам и нелепым вопросам понимаю, что им неинтересно. Оживляются, только когда я начинаю «в лицах» показывать тот или иной тип.

img_wxcg7

В перерыве присматриваюсь к ребятам – о чем говорят, как говорят. Складывается двоякое впечатление. Вполне образованны для нашего времени, работоспособные, хваткие, амбициозные, очень целеустремленные. Но что-то меня настораживает. Нет живого любопытства. Нет горения. Нет поиска. На 3-м или 4-м занятии до меня доходит: им люди и вообще и в частности неинтересны. Но ведь все искусство о людях и для людей, для кого они собираются ставить спектакли или снимать кино?
Вопросы: что такое талант, кто способен к творчеству, а кто нет, тревожат многих. Самый точный анализ природы творчества, с моей точки зрения, принадлежит выдающемуся ученому ХХ века Гансу Селье, в его книге «От мечты к открытию». Он сформулировал, какими качествами должен обладать человек, занимающийся творчеством, неважно, в науке или в искусстве: богатой фантазией, живым воображением, оригинальностью мышления, умением рассматривать идею, проблему, задачу с разных сторон. А еще, влюбленностью в свое дело, постоянным, не гаснущим Интересом к предмету любви, особого рода наблюдательностью, порожденной этой любовью.
(Как иллюстрацию, приведу в пример недавний разговор со знакомым, он занимается разработкой спортивного пневматического оружия. «Я, говорит, - с сияющими глазами, - вчера телевизор включил, а там каких-то рыб показывают, думаю, почему бы такой текучей формы не сделать приклад у винтовки?»)
Ну, а если говорить о способностях к режиссуре, то ко всему вышеперечисленному можно  добавить неистовое любопытство к миру, громадный интерес к людям, умение пристально
вглядываться в знакомые явления жизни, видеть их многогранность и неоднозначность. Так совпало, что у нас в то время проходила презентация наших занятий. И так как двое ребят выказали интерес, я их пригласила позаниматься. Бесплатно, разумеется. Какого же было мое потрясение, когда выяснилось, что наши упражнения студенты МХАТ не тянут, и театр (!!!) в том числе.
Я не знаю, по какому принципу отбирали этих ребят, ведь там конкурс громадный. Но могу предположить, что на собеседовании их рассуждения показались NN умными. А что таиться за фасадом, он мог сразу и не увидеть. Талантливый человек часто и других награждает скрытыми талантами. Возможно, NN кажется, что из любого семечка можно вырастить орхидею. Надо только удобрять и окучивать его специальным способом. А там всего лишь  одуванчики, зато жизнеспособные такие! К сожалению, мне так и не удалось обсудить это с Мастером. Он действительно очень занят, а жаль.
Может, думаю, ректору письмо написать, предложить им наши упражнения в ассоциациях? В подарок. Они при отборе в творческий вуз очень бы всем жизнь облегчили. Эти упражнения наше ноу-хау, апробированы в течение 20 лет. Они показывают, насколько мозг способен рождать нестандартные решения и оригинальные идеи, развиты ли механизмы «думанья», что с воображением. Чем хороши эти упражнения – с ними невозможно изобразить умственную деятельность, к ним невозможно подготовиться заранее, выучить ответ, списать. Показывают все, как есть – ей-богу, не хуже детектора лжи.
Письмо я ректору не написала - сначала застеснялась, потом замоталась, в общем, так и не собралась. Зато в последний день моего пребывания в МХАТе сделала группе это самое упражнение на творческое воображение. Мама рОдная! Одни штампы.....
Что с этими ребятами будет дальше? Я думаю, они начнут и закончат свою карьеру в телевидении. Будут ставить какой-нибудь Камеди Клаб или «Счастливы вместе».


Эпилог
Неужели это только беда МХАТа? Ничего подобного. В Гиттисе у меня «свои» люди, отмечают то же самое: студентам не хватает
воображения, интереса, горения, влюбленности в профессию. А тут еще позвонила подруга юности, она концертирующий музыкант, конечно, преподает, и не где-нибудь, а в Академии музыки. И вдруг она мне говорит, что преподавательскую деятельность оставила. Спрашиваю, почему. Говорит, неинтересно ей с нынешними студентами работать. Музыкальные данные могут быть лучше или хуже, а больше ничего нет. Ни желаний, ни стремлений, ни интереса к чему-либо, ни бога, ни дьявола…. Ничего.
Мы с ней еще долго говорили, пытались разгадать, что происходит. Вроде научно-технический прогресс движется семимильными шагами, а мир людей упрощается, опрощается. И как стремительно и необратимо это происходит...

img002


Comments

(Анонимно)

А нельзя ли привести пример хотя бы одного такого необыкновенного упражнения? С разбором и пояснениями?
К сожалению, нельзя. Когда эти упражнения объясняешь устно, уходит 15 минут, а если их описывать, да еще с разбором и пояснениями, это займет страниц 20. Простите, но у меня на это нет времени. И, главное - цель? Смысл?
А почему студентам было неинтересно вглядываться, вслушиваться, вообще разивать в себе способность "видеть" людей? Уверенность в том, что они уже от природы, от бога наделены особенным талантом, глубоким пониманием мира и человека?
Возможно. Хотя мне кажется, там даже вопроса не стоит о глубоком понимании мира и человека. Его просто нет, этого вопроса.
Кстати, я за всю жизнь не встречала ни одного Настоящего Профессионала, который был бы уверен, что в своей области уже все знает.
Отличный пример из жизни будущих "творческих" специалистов. Судя по динамике регистрации в АКФ на ваш уникальный семинар - фотографы (многие) так же считают что знание типологии им не нужно - зачем? "Я его слепила из того что было..." - зачем вглядываться в человека делая его портрет, зачем пытаться его понять, разгледеть и передать средствами фотографии черты его характера, когда можно "штамп" поставить.

Edited at 2010-11-15 10:56 (UTC)
А на сколько вообще сейчас студентам интересно то что они изучают? Во времена когда я мечтал стать космонавтом, кто-то мечтал стать геологом, он шёл этому учиться, овладевал профессией с горящими глазами и получал её, профессию, а не корочку из ВУЗа. А сколько сейчас таких? И неужели им реально можно что-то доказать, заинтересовать, увлечь?
Конечно же это тема без начала и конца, но полагаю что когда Ваши упражнения задумывались, 20 лет назад, они были расчитанны именно что бы в общей массе заинтересованных выявить наиболее лучших, а сейчас боюсь это реально будет интересно единицам. Я говорю про общюю массу студентов, которые пришли учиться не по зову сердца а по пристижности, крутости и всякое такое. Это очень печально но факт.
Совершенно согласна. Горящие глаза и горячие сердца трансформировались в горящие амбиции...
М-да... Ситуация-то аховая на самом деле. Подмечал подобное уже в студентах 90-х. А в 2000-х с людьми технических специальностей и вовсе поголовно. Но то, что происходит сейчас с помощью дибилятора и интернета иначе как катастрофой не назовешь. Вот к чему приводит мораль "всё для денег" и "мы ничего не решаем". На самом деле вопрос риторический. Видимо единственное, что мы можем - поправить то количество людей, которое можно осилить. Поправить в текущем контексте следует читать - заинтересовать.

э-э-э-э-х... Вот почему желания крайне редко совпадают с возможностями? А? Я бы с удовольствием послушал и попрактиковался в типологии. Люди вокруг пожалуй самое интересное явление. А еще, этакий оффтоп, было бы любопытно пройти сквозь тест. Полагаю, что он мог бы дать мне ответ на внутренний вопрос, который терзает меня уже довольно-таки давно...
Извините, поправочка маленькая, это не тест, а упражнения. А пройти сквозь них можно придя ко мне на семинар "Метафора и символ в фотографии", мы там как раз эти упражнения и делаем! Когда будет следующий семинар, не знаю, он совсем недавно прошел,было всего 8 человек...
Надо же!как две ветки дискуссии играют на контрасте. Людей, которым искренне интересно обсуждать тему поста, читать одно большое удовольствие. Спасибо!!
Скажите пожалуйста, когда будет ваш следующий семинар в академии классической фотографии?
.. очень заинтриговала тема )
Семинар по типологии будет в ближайшие выходные - 20, 21 ноября. Время лучше уточнить на сайте АКФ academyphotos.ru
Следующий семинар будет, скорее всего, в феврале.
Вы! как Вам не стыдно врать !!! я знаю "девушку в шапке " лично . Девушка из очень хорошей семьи , прекрасно воспитана . Она НИКОГДА бы так не обратилась к взрослому человеку , тем более к педагогу , вообще ни к кому . Я просто в бешенстве.Зачем так передергивать факты???
Все ,что Вы говорите - ложь и клевета .
Я , кстати , не аноним . Могу ответить за свои слова.
А вот это уровень ВГИКа...
Хотя, может быть , все объясняется вполне прозаическими причинами - плохой слух, плохая память , возраст критический, опять же...
Не вежливо это, марать страницы чужого Дневника постами хабальского характера. Вы и ваша подруга - «девушка в шапке», - как люди хорошо воспитанные, из прекрасных, интеллигентных семей, должны иметь об этом хотя бы скромное представление.
А называть молодых людей , творческих и ,как следствие, ранимых - "одуванчиками"( то есть , сорняками) и "хромым поколением" - это не хабальство? Решать за них - кто творческий, а кто- нет, у кого есть будущее, у кого нет - не хабальство?
На сколько я понимаю, эта статья написана грамотным русским языком. Понятие хабальство в нем(см.б.словарь Ушакова), означает – грубый и нахальный. А хабалка, если попросту - это базарная баба. Думаю, метафоры вроде «одуванчики» и «поколение хромая лошадь», этому понятию не свойственны. Зато хамство по отношению к человеку старше вас, которое вы себе позволяете, - чистой воды хабальство.
Читаю комментарии МХТ - волосы встают дыбом от ужаса.
Элементарное понятие о воспитании, вероятно, будущим "творческим светилам" не знакомо. Ссылаясь на "прекрасное воспитание" некой девушки как на аргумент, почему она "НИКОГДА бы так не обратилась к взрослому человеку", вы позволяете себе совершенно непорядочные комментарии по отношению к человеку,который,похоже,вдвое старше вас.Вы обвиняете во вранье, а сами кидаетесь лживыми оскорблениями.
Чем больше читаю комментарии, тем больше верю Евгении Беляковой - что люди МХАТовцам не интересны. Ведь можно много понять о человеке, который целый семестр читает вам предмет(если интересоваться людьми в принципе). Но ваши комментарии о Евгении Петровне выглядят столь однобокими и плоскими, что складывается впечатление - об этом человеке вы совсем ничего не узнали.

(Анонимно)

МХАТовцы! Странное дело...
Умный и СОСТОЯВШИЙСЯ человек делится своими переживаниями о том, что мир людей упрощается, а вы обижаетесь...

Недоуменное

Студентке МХТ. Я так понимаю, вы возмущены тем, что вас заподозрили в эдакой зощенковской народной простоте, которая хуже воровства. Мол, слово «женщина» не из моего лексикона, манеры не позволяют к преподавателю обращаться, как к продавщице из овощного, фи. При этом по поводу основной темы поста – о том, что будущие режиссеры людей не видят в упор и замечать ничего не желают, кроме себя любимых – ни слова. Простите, но судя по тому, что в посте вы заметили только свою шапку – я склонна больше верить Е. Беляковой.

Re: Недоуменное

И правда, основную мысль поста студенты МХТ совсем проигнорировали. Зато истинный уровень языка и мыслей стали наглядно видны)) Творческая интеллигенция дискредитировала себя сама.

(Анонимно)

Елена

Прошу прощения за анонимное вторжение в вашу полемику. Меня зовут Елена, я учусь в ГИТИСе на режиссерском.
Мне кажется, Евгения Белякова имеет полное право в СВОЕМ Живом журнале поделиться своими мыслями со своими читателями. В посте нет оскорблений, кои студенты вышеупомянутого вуза приняли на свой счет. Лично я увидела лишь скорбь по поводу уровня мышления современных людей. Мне это тоже близко и в описанных людях я узнала своих однокурсников... И увидела не оскорбления студентов, а лишь их типы. А использован пример МХАТовцев как повод для обобщения – для глобальной мысли, которую надлежит делать из каждого явления, с которым мы сталкиваемся.
Очень жаль, что студенты, которые затесались в эту полемику, не читают между строк. Впрочем, это только подтверждает слова Евгении Беляковой – об уровне творческого мышления...

(Анонимно)

Евгения Петровна, в Вашем юзеринфо написано, что Вы работаете в журнале "Психология на каждый день" - Сергей Степанов предложил Вам сотрудничество?

Так уж сложилось, что к журналу "Психология на каждый день" я имею непосредственное отношение. Евгении Петровне Беляковой сотрудничество предложила я, на правах главного редактора вышеназванного издания, коим я являлась с 2005 по 2009 год.
Те статьи, которые она написала для нашего издания были глубокими, яркими и неординарными. К сожалению их было немного, в связи с огромной занятостью Евгении Петровны.

(Анонимно)

наблюдатая со стороны

Однако же… сапоги свистят над головой.
Как вам не стыдно… Да нет, это как вам не стыдно…
Самое удивительное вот что: допустим, меня чем-то обидели. Нет, меня СТРАШНО обидели. Про меня написали гнусную лож (четыре предложения гнусной лжи). Оскорбление?... Да! Отмстить? Всенепременно!! Здесь и сейчас!
Постойте…но ведь я же из школы-студии МХАТ! С режиссерского факультета. Я хожу не в сельскохозяйственную академию, слушать лекцию про лук-севок. С умными людьми общаюсь. Прекрасное и высокое могу лепить из всего, пусть даже из ссоры. Даже если авоськой заехали в ухо - я про это так расскажу - чтоб плакали и смеялись. Властитель дум я, черт подери, или как?
А вот чего точно не буду делать - так это лупить оппонента по голове сковородой. И не потому, что сковородку жалко, а так… ввиду природной интеллигентности.

(Анонимно)

Re: наблюдатая со стороны

""... но ведь я же из школы-студии МХАТ! С режиссерского факультета. Я хожу не в сельскохозяйственную академию, слушать лекцию про лук-севок. С умными людьми общаюсь. Прекрасное и высокое могу лепить из всего, пусть даже из ссоры. Даже если авоськой заехали в ухо - я про это так расскажу - чтоб плакали и смеялись. Властитель дум я, черт подери, или как?
А вот чего точно не буду делать - так это лупить оппонента по голове сковородой. И не потому, что сковородку жалко, а так… ввиду природной интеллигентности.""

Какое интересное видение ситуации. Заодно, для пущей игры мысли, опустили еще и учащихся сельскохозяйственной академии. Хотя на фоне предыдущих слов по поводу целого поколения можно было уже не уточнять в каком именно вузе Вами не предполагается наличие "умных людей" (я так понимаю, что у Вас с Е.П. свое понимание этого слова). Мне кажется, что Вы как-то не так понимаете выражение "творческое мышление". Оно не про то, чтобы кого-то оригинально оскорблять.

(Анонимно)

Сегодня с коллегами - врачами в психиатрической больнице обсуждали : чем отличается ранимость, рефлексивность от чувствительности. оказалось, что РАНИМОСТЬ( приводящая к обидчивости) - это ЧРЕЗМЕРНАЯ РЕАКЦИЯ УЩЕРБНОЙ ПСИХИКИ НА ЖИЗНЬ, с которой она не справляется.
С тонкой же чувствительностью человек купается в оттенках и многообразии новых и новых событий...новых.
У МХАтовцев была возможность приобщиться к чему-то новому...

(Анонимно)

Уважаемый психиатр, Вы считаете, что творческая деятельности возможна без рефлексии?

(Анонимно)

Вы имеете ввиду,можно ли создавать что-то новое в не будучи зацикленным на себе? Да, только так и можно.
Кстати сегодня в больничке на группе мы сформулировали, что чувствующий человек способен почувствовать, что именно ему пытаются сказать на самом деле и где его обида неадекватна , а ранимый- нет.

(Анонимно)

Я очень четко сформулировала вопрос :) И осталась вполне удовлетворена ответом уважаемого психиатра :)

Кстати, рефлексия и обидчивость - это о разном :) Посмотрите в словаре значение слова рефлексия ;)
От коментариев студентов школы-студии загрустил я отчаянно.
Я не из творческой среды ... я можно сказать из потенциальных зрителей (театр, кино, шоу).
Что же выходит, прочитал человек лекции в престижном учебном заведении, и имея полное на то право, высказал свое впечатление, свои ощущения от студентов (неужели они и вправду считают, что поступление на курс Мастера делает их по определению гениями, неприкасаемыми) ...
Ведь это нормально когда психотерапевт с режисерским образованием дает обратную реакцию будующим режисерам... И Евгения совсем не виновата в том, что эти ощущения, мягко выражаясь, отрицательные... Тут бы задуматься студентам самое время. Ан нет! Судя по реакции будующих режисеров, Евгения права - культурой там не пахнет, а бескультурием воняет (по крайней мере на данном курсе). Это печально.

Ведь элементарно задать себе простой вопрос : "А вдруг она права?" Это же так просто ...


Я думаю, что обратную связь можно дать человеку и лично.
А вот зачем, скажите, рассказывать о своем отрицательном впечатлении о студентах, называя ВУЗ (ведь это то же самое, что назвать из поименно)
Если же вы загляните в посто студентки из той группы о первом занятии (http://chip-dail.livejournal.com/185629.html), то увидите там в комментариях, что ее даже просили назвать имя преподаватела. Что она ответила? Что не хочет делать "черный пиар" человеку, к тому же, не разобравшись. В том числе этой фразой она подчеркнула, что это ее субъективные мысли по отношению к преподавателю, в которых она хочет разобраться. И это может быть правдой, а может быть и нет.
Что же мы видим в посте из этого журнала? Нам рассказывают о якобы прозвучавших фразах студентов «Женщина, что я в шапке, вам не мешает?" (при этом, кстати, говорят, что эта фраза прозвучала просто так, на пустом месте. На самом деле мы (читатели - те, кто не был на этом уроке) не знаем, предшествовало ли этой фразе что-то со стороны преподавателя, или нет.
Еще нам в этом посте рассказывают непосредственно о студентах: "А там всего лишь одуванчики", "Одни штампы....."
И о будущем студентов: "Что с этими ребятами будет дальше? Я думаю, они начнут и закончат свою карьеру в телевидении. Будут ставить какой-нибудь Камеди Клаб или «Счастливы вместе»."
На реплику одного из комментаторов: “Насколько я поняла из всей полемики, речь идет не о ПРАВЕ писать свое мнение в собственном ЖЖ, а об ОБЯЗАННОСТИ каждого порядочного человека излагать события правдиво”
cледует такое ответ: “Оно правдиво. Кровью могу подписаться. Ни единого слова неправды. А зачем иначе???”
И вы правда считаете после этого, что студенты бескультурны , а автор этого дневника культурен?
Т.е. когда можно в культурных выражениях (не употребляя не одного некультурного слова) рассказывать про конкретных людей, что они посредственности (слово мое, конечно. Возможно, автор этого дневника имела в виду что-то другое, употребляя слова “одуванчики” и “штампы”) – это можно и это культурно?
Вы заканчиваете свой комментарий репликой: “Ведь элементарно задать себе простой вопрос : "А вдруг она права?" Это же так просто ... “ Вы можете, конечно, не отвечать, но у меня к вам вопрос. Представьте, что вы были бы в той группе. И читали бы сейчас про себя этот пост. “Одуванчик”, “Штамп”. Не возникло ли бы у вас вопроса, который любит, как мне кажется, задвать автор этого дневника: “Зачем?” “Зачем было об этом здесь писать” Не было ли бы больше пользы мне (вам), если бы она сказала бы это все мне (вам) глаза в глаза. Конечно, я (вы) хочу стать лучше, и благодарен за разумную критику глаза в глаза...

школа-студия МХТ

Евгения Петровна, к нашему с тобой последнему разговору. Читать комментарии студийцев - жуть берет, это при том, что часть удалена. Страшно? Да. Обосновано? Да. Не нужно им это. Вспомни синдром Василиска. Если, впервые увидев свое отражение в зеркале, испугались, то кого бьют? Зеркало. Следовательно, отражение было правильным. А бьют, потому что не нужно. Не хотят видеть. Ведь если разглядеть и задуматься, то получится по Булгакову. "Следовательно, разруха сидит не в клозетах, а в головах! Значит, когда эти баритоны кричат:"Бей разруху!", я смеюсь! Клянусь Вам, мне смешно! Это означает, что каждый из них должен лупить себя по затылку!" Улыбайтесь, Евгения Петровна, улыбайтесь!

Re: школа-студия МХТ

Не смешно мне, почему-то. Я ведь не про МХТ, я про уровень творческой интеллигенции...