?

Log in

No account? Create an account
pic#официальная

Творить надо что? Уметь!

Прошу простить за длительную задержку со следующим постом о Душевном Здоровье, но я, наконец, оказалась на священном для меня острове Хииумаа, которому в моей книге «Секретики» посвящена целая глава. У кого нет книги, можно почитать здесь:
Остров, который "себе на уме"
Анютины глазки в дупле дерева
О свободе и земляничном варенье
и еще из летописи СМС:
Летопись смс. Эстония

Этот остров не только красивое место с подходящим мне климатом, это, главное для меня – люди, мои друзья. Я их за эти годы завоевала немало! Понятное дело, первые дни пребывания на острове ходила по гостям, и сердце мое пело - я видела, что мне искренне рады, что меня ждали. Как мне сказали в одном доме: «Жеееня, ты приехала, значит, лето началось»
Реплика в сторону: Интересно, можно привыкнуть к очень многому: к бедности и богатству, к холоду и жаре…лучше всего людям удается свыкнуться с какими-нибудь пакостями, типа одиночества или тоски… Но к чему, мне кажется, невозможно привыкнуть, так это к звенящей, поющей ниточке Любви – и к тебе, и в тебе. Для меня это всегда Чудо!

***
В последних постах мы говорили о «высшем пилотаже» мышления и остановились на творчестве.
Реплика в сторону для новеньких – это продолжение темы о ДУШЕВНОМ ЗДОРОВЬЕ. Пожалуйста, прежде чем комментировать, прошу, умоляю (!!!) - прочитайте начало:
tag: Душевное здоровье - это что?

******************************
Так с чего это вдруг мы заговорили о творчестве? Мы-то тут при чем, простые смертные?
А вдруг - при всем?
***
По В.И.Далю слово «творить» означает «давать бытие, сотворять, созидать, производить, рождать». Слово «творчество», как правило, ассоциативно связывают с наукой или искусством.
Реплика в сторону: как правило, это не значит всегда.

Самый точный анализ природы творчества, с моей точки зрения, принадлежит выдающемуся ученому ХХ века Гансу Селье, в его книге «От мечты к открытию». Он сформулировал, какими качествами должен обладать человек, способный творить.
На первое место Селье поставил живое Воображение, позволяющее рассматривать идею (проблему, задачу) с разных сторон. К этому прибавил Влюбленность в свое дело, постоянный, не гаснущий Интерес к предмету любви и особого рода Наблюдательность, порожденную этой Любовью. И - всегда сомнения, и всегда потребность знать больше, глубже.

А если на минутку представить себе, что вместо слов: «дело» и «профессия» мы подставим слово «Жизнь»? …рассматривать с разных сторон… не гаснущий интерес… потребность знать больше, глубже… Не правда ли, текст приобретает иное звучание и непривычный смысл?
Ну, да, Селье писал о людях, для которых творчество напрямую связано с их профессией. Вопрос на засыпку: но разве жизнь лю­бого человека с ее «зигзагами судьбы» не требует нестандартных подходов? Можно ли прожить свою жизнь по некоему шаблону? «Сначала помню детский сад, а дальше - как велели…» Или тогда это будет называться не жизнью, а существованием?
Может, не хреново бы нам всем развивать способности к творчеству, вне зависимости от нашей профессиональной деятельности? А заодно и уме­ние применять эти способности в решениях жизненно важных проблем? Может хаоса будет меньше, а Смысла больше? Но об этом позже…

***
Следующий вопрос вытекает из предыдущего – откуда «ноги растут» у этого самого воображения? Откуда берется потребность знать больше, глубже? Что это за почва, на которой произрастает способность творить? «Из какого сора рождаются стихи» и открытия?
Для тех, кто до сих пор занимается «расчлененкой» и противопоставлением ума и чувств - еще 50 лет назад институт Селье, на основе многолетних наблюдений, пришел к выводу, что «чем богаче эмоциональный опыт человека, чем ярче его впечатления и образы, чем более развиты ассоциативные связи - тем смелее его фантазии, живее воображение, острее интуиция - и тем шире его возможности в самореализации!»
А назвали всю эту красоту ассоциативно-образным мышлением.
Реплика в сторону: О. Вейнингер (кто это - см. в интернете) сравнивал ассоциативное мышление с чувствительной системой колоколов, «где достаточно зазвучать одному колоколу, как его звук немедленно от­зовется в других, постепенно приведя в движение все устройство».

***
Я немного рассказывала о наших упражнениях в ассоциациях (пост «Как понять подноготную?») Могу засвидетельствовать, что за последние годы уровень ассоциативно-образного мышления неуклонно и неумолимо ползет вниз. Раньше я давала эти упражнения прямо на занятии, и группа в 10 человек справлялась с ними за 15 минут. Сейчас я эти же задания даю «подумать» на неделю. И не факт, что все справятся.
Был бы Селье жив, написала бы я ему письмо, что вспоминаю его на каждом занятии.
Потому что все время сталкиваюсь с тем, что люди, ассоциативно-образное мышление которых не развито, как панцирем скованы традиционными пред­ставлениями. Они довольствуются стандарт­ными решениями и практически не способны к поиску нового... И хотели бы иначе, да не могут!
Реплика в сторону: Кстати, большинство считает, что у них отличное воображение. И творческое тоже. Еще не слыхала, чтобы на воображение жаловались. Зато на судьбу и обстоятельства – сколько угодно…

***
Ну, а на «закуску» речь о Творчестве из нашей антологии по риторике.

Мы все принадлежим к виду, называемому «Человек разумный». Человек разумный означает человек мыслящий. Мыслить возможно на разных уровнях. На уровне где достать поесть. На уровне как добыть денег, чтобы достать поесть. На уровне где получить образование, чтобы достать денег, чтобы достать поесть... Только какое это все имеет отношение к homo sapiens?
Творчество – вот уровень мышления, достойный человека! Он присущ только высокоразвитым личностям, к которым, принадлежим мы с вами. Творчество отличает нас от быдла, живущего в гибельном болоте духовного прозябания.
Почему творчество это высший уровень?
Ведь процесс творчества – это процесс Сотворения.
Музыкального произведения из семи всем известных нот.
Немеркнущей загадки Джоконды из яичного белка, сажи, глины и куска грубой тряпки.
Сказочно вкусного пирога из белого порошка, воды, плесени и травы, растущей в огороде.
Приносящее прибыль предприятие из раздолбанных корпусов и кусков искореженного металла.
Личности, в которой все прекрасно, из незрелого, некритичного существа.
Творить надо что? Уметь! Творить надо что? Любить! Творчество необходимо человеку как воздух. Я дышу – а значит, я творю! Я творю - а значит, я живу! Вот девиз человека Разумного.
Мария О.


Продолжение следует. Может быть.

Comments

Убирайте, пожалуйста, простыню текста под кат.
Простите, соскочило когда вешали!
Вообще-то я имела в виду - ЖизнеТВОРЧЕСТВО...
Жизнетворчество - это переход на ту самую третью ступень, о которой говорилось в посте: "Не купишь, не украдешь, не выпросишь..." http://impressionante.livejournal.com/42409.html

Жизнетворчество - это когда я могу придумывать и осуществлять придуманное не только на работе (если работа позволяет) или в каких-нибудь хобби, но во всей своей жизни.
Как портниха раскраивает материал или как повар придумывает новое блюдо - так человек может сотворять свой день, свои праздники и будни, свою профессию, которая станет его Призванием, свою личную жизнь... При условии, что творческое воображение развито,
и что есть умение рассматривать жизнь с разных сторон… иметь не гаснущий интерес к ней… потребность знать больше, глубже…
Жизнь дама капризная! Любит постоянное внимание к ней и категорически не прощает измен с Вялым Существованием. Но уж если она убедиться в вашей любви к ней, глядишь, ответит взаимностью...
Даже не верится, что так бывает...
Так должно быть!!! А иначе - зачем все?
Понимаю, что именно так и надо, но как подумаю, сколько для этого надо трудиться, и как мало людей (и, что самое важное, родителей) это понимают, так впадаю в отчаяние!
Читаю вас, и семинары смотрю, пытаюсь хоть куда-то выкарабкаться. Большое спасибо за всё, что вы делаете и чем делитесь.
А вот я часто расстраиваюсь из-за недостатка фантазии. Работая в науке, творческий подход необходим как воздух, чтобы не зацикливаться на применении полученных данных какой-то области исследования, а искать к какой же еще двери может подойти этот ключик. Вокруг меня много очень талантливых ученых у которых это замечательно получается, но очень сложно у них учиться, если с фантазией просто беда. А так хочется!!!!!
Понимаю. Сочувствую!
Если бы это было возможно, издала бы учебник по развитию творческого воображения - материл-то накоплен за эти годы ого-го! Жаль, что такой учебник невозможен, потому что та изысканная игра с воображением, которую я предлагаю на занятиях, возможна лишь "вживую", на занятиях, когда твои ассоциации дополняет и раскручивает вся группа (и я в том числе). Кстати, процесс не быстрый - только месяца через три воображение начинает (только начинает!)развиваться, и то по разному - у одних стремительно, у других с большим скрипом...
Что интересно, жизнь каждый день сама подкидывает людям идеи для творчества. Но основная масса людей, воспитанных в духе "не лезь, не трогай, сиди смирно" от этих возможностей бежит и боится их. Знаю по себе. Вот же оно, бери, подхватывай, окунись.. А внутри тебя сидит эдакий мрачный гном, который хватает тебя постоянно холодными руками страха перемен. Но зато когда получается эти руки скинуть..! Буквально вчера у меня это получилось. И я увидела вечерний Котор с высоты гор. И одной жемчужиной в моей сокровищнице воспоминаний стало больше..
"Творить можно не только музыку и картины, прибыль и пироги... Можно творить свою душу. Творить свою судьбу. Творить свою жизнь!"
Сейчас напишу путанно,но хочется поделиться...
И как-то очень отзывается вашим постам
сегодня был трудный день. И вдруг ночью,наевшись обезболивающих,сорвалась в зал,где за тридцать минут вдруг поставила сложную композицию с красивыми связками.. Выплеснула чувства,спустила пар-эмоции сделали свое дело,родили творческий продукт...
При этом я,например, не умею собирать паззлы.,не умею достраивать образ-серьезное нарушение, я знаю.
И вот точно также кусочки паззлов-свое творчество не умею вплетать в свою жизнь. как-то отдельно оно существует от основного. пар спустила-красивая вещь вышла, а куда ее приложить потом-непонятно....По-отдельности все красиво, а целостности нет нифига. Печаль.
Ах, Рита, мне все очень понятно, что вы написали!
Сложно это все...
Мы два года на группах вырабатываем ОТНОШЕНИЕ К ЖИЗНИ КАК К ИСКУССТВУ, ТРЕБУЮЩЕМУ ТВОРЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ - и не всегда и не у всех получается.
Понимаю,что сложно. Но ведь никто же и не обещал,что будет легко?

Я когда-то для себя сравнила жизнь с кубиком Рубика. Если подойти к ней с умом, творчески и логически одновременно,то все сложится так, как нужно. А если бездумно и механически крутить грани,то так и останется все нерешаемой бессмысленной суетой,сопровождаемой бесконечной потерей времени, скучной и однообразной...не нужной.
Для меня искусство и творчество - это бунт против однообразия и скучных шаблонов. И только этот бунт рождает что-то индивидуальное, красивое...И в жизни этот принцип тоже работает.
очень интересный пост. прошу прощения, что поздно до него добралась

к несчастью, лень правит миром. а чтобы творить (в любой сфере и в любом виде), нужно бороться с ленью и развивать свое творчество. сужу, конечно, по себе

мало того, даже те, кто про себя думают, что они творцы, часто бывают обычными графоманами. опять же - во всех сферах

для меня основной вопрос - как отделить графоманию от творчества

я даже не про поэзию или музыку (хотя, и в этих сферах тоже)
любой может считать, что проявляет фантазию и творчество в том, что делает (готовит, шьет, букет собирает, подарок упаковывает, одевается и т.п.), многие другие решат, что это банальный штамп
"...Сейчас столько людей без всякой судьбы, как носимые по морю щепки..."
Боже, как красиво! Спасибо!!!
Интересно, откуда взялось это дурацкое заблуждение, что эмоции мешают работе ума???

По своему скромному опыту могу судить, что только когда испытываешь страстный интерес, любовь, восторг к чему-то (делу, человеку, жизни) – только и тогда включаются мозги! Думаешь, что это, какое оно, на что похоже, ищешь информацию, добываешь её всеми возможными способами… А как шикарно начинают работать пресловутые ассоциативные связи – такое ощущение, как будто в мозгу кометами вспыхивают и высвечиваются общие законы и закономерности – и через них лучше понимаешь предмет интереса…

Честно говоря, у меня вообще есть сомнения, что ум работает без эмоций… Это и зажигание у двигателя, и топливо для работы!

Наверное, не отвечу ничего нового на вопрос: что надо, чтобы творить? Эмоции, интерес прежде всего! Без них ничего не заработает…
Творчество... Творчество в профессии, творчество в жизни... На Вашего поста книга про Микеланджело И.Стоуна, которую начала перечитывать, готовясь к поездке в Тоскану, открывается с новой стороны.
В этот раз она стала для меня не просто увлекательно изложенным собранием достоверных фактов, а историей о том, как это - любить свое дело, иметь постоянную потребность творить. Очень интересно посмотреть на нее и с этой, новой точки зрения - творчества в жизни.
Здесь как будто изнутри видишь, что значит быть творцом - в данном случае великих произведений искусства, но ведь можно и к жизни отнести то же! Тут есть и про наблюдательность, когда для создания образа в мраморе скульптор присматривается к десяткам, а может и сотням людей на улицах, изучает в мельчайших подробностях тело человека; и про потребность знать больше, великую ценность знаний - когда в течение месяцев под страхом смерти тайно вскрывает трупы в монастыре, потому что ему для скульптуры жизненно необходимо понять, как устроено тело человека. Все подчинено цели создания своего, уникального, но в то же время понятно, что без знаний о мире, без изучения опыта прошлых поколений, того, что было создано до тебя и не только в твоей области, своего мнения и отношения не сформируется, не получится создать что-то действительно стоящее. А без неугасающего интереса невозможен этот постоянный поиск. Читая эту книгу, можно попробовать подобных параллелей провести массу! Одно только мне не очень понятно, хоть это и немножко не из той оперы уже - как он мог с самого детства знать, чем должен заниматься??
"...как он мог с самого детства знать, чем должен заниматься?..."
Это НЕОБЫКНОВЕННАЯ редкость!

К чему слова?

Пользователь dehtiar сослался на вашу запись в записи «К чему слова? » в контексте: [...] 26. Творить надо что? Уметь! http://impressionante.livejournal.com/43054.html [...]

Психологи ...

Пользователь spiny_se сослался на вашу запись в записи «Психологи ...» в контексте: [...] 26. Творить надо что? Уметь! http://impressionante.livejournal.com/43054.html [...]
«Сначала помню детский сад, а дальше - как велели…» - это откуда?
Это из стихотворения одного из участников моих групп.