?

Log in

No account? Create an account
pic#официальная

Не купишь, не украдешь, не выпросишь...

Продолжение темы о ДУШЕВНОМ ЗДОРОВЬЕ

Пожалуйста, прежде чем комментировать, прошу, умоляю (!!!) - прочитайте начало
tag: Душевное здоровье - это что?

***
Итак, мы уже выяснили, что мышление может быть собранным или, наоборот, неряшливым. Может быть живым и гибким, а может быть закосневшим.
Есть такое, всем известное  выражение: «косность ума» - имеется в виду как раз «железобетонное», тугоподвижное мышление. И количество знаний, если  человек не умеет ими оперировать, здесь никого не спасет!

А вся система образования (везде!) на чем стоит? Загрузить мозги и память человека самой разнообразной информацией, чем больше, тем лучше.
И мало кому в голову приходит, что это только первая ступень. На второй ступени надо бы развивать умение связывать полученную информацию между собой, сопоставлять факты, анализировать, взвешивать, делать выводы. А еще есть третья ступень  - развитие способностей присваивать эти знания, переносить на свою Жизнь.
Тогда, возможно, кто-то дойдет и до самой главной, четвертой ступени – у него сформируется, (выкуется, выработается) готовность изменять себя и свою жизнь. Понимаете, не останавливаться ни на каком достигнутом, а двигаться: с годами все  лучше понимать - и себя, и людей, становится умнее,  сложнее, тоньше.

Из-за того, что большинство знакомы только с первой ступенью (набором знаний) появляются вымыслы и домыслы, как «развивать ум».

Например, типичное заблуждение, что если заниматься математикой, то разовьется абстрактное мышление. Оно и правда разовьется – только сугубо математическое, к человеческим отношениям и загадкам бытия никакого касательства не имеющее.
И роль искусства и культуры в жизни человека мы тоже обсуждали в посте «Как добыть цветок папоротника?»
И выяснили, что оттого, что человек где-то что-то прочитал, посмотрел, послушал - это еще не значит, что он это понял (проникся, присвоил, взял на вооружение).
***
Что, совсем никто не знает об этих ступенях? Даже не догадываются? Догадываются. Ну и что толку?
Дело в том, что образовательные системы создавались в незапамятные  времена. О внутри психических процессах человека – как работает память, мышление, воля, эмоции - знали мало, посему их просто не учитывали.  А когда в ХХ веке Великая Наука Психология стала активно развиваться, и были получены замечательные данные…никто уже апробированную систему образования перестраивать не стал. Слишком глобальная перестройка бы понадобилась. Неподъемно. Вот и живет человечество по принципу - хочешь умнеть, ищи способы. Не хочешь – ешь что дают. И некоторые люди умнеют – вопреки окружению и системе образования, вопреки обстоятельствам…

Реплика в сторону: долгое время на западе весьма  серьезно занимались измерением интеллектуального коэффициента (англ. IQ — intelligence quotient, читается «ай кью»). Оно базировалось  на определении скорости решения разных задач, плюс сравнивался  уровень интеллекта данного индивидуума и уровень интеллекта среднестатистического человека такого же возраста. Последние годы эти измерения как-то сильно потеряли в доверии, цене и весе.
Оказалось, что деление людей на «средних», «отсталых» и «сверходаренных» по результатам тестирования вовсе не говорит о социальной ценности этих людей. Просто со временем выявился поразительный факт: ни один из имеющих повышенный коэффициент интеллекта (высокий ай кью) не стал ни Моцартом, ни Эйнштейном, ни Пикассо, да и вообще не оставил заметного следа в истории своей страны…
Хе, еще наш Пушкин говорил, что нельзя «алгеброй гармонию поверить».
***
Итак, в чем  же дело? Какие такие важные данные о мышлении до сих пор почему-то как-то не учитываются?
Открою страшную тайну: у мышления есть удивительная особенность – оно может хорошо работать в определенной сфере и совсем не работать в других.  Трудно себе это представить? Да ладно! Все мы встречали людей, которые, например, вполне успешно решают задачи бытового уровня. (О таких людях говорят, что у них есть «здравый смысл»); или в своей профессиональной деятельности у человека «котелок варит». При этом видишь, что по большому счету жизнь у него – дурацкая (нескладная, несуразная, несчастливая, и т.д. - нужное подчеркнуть).
Каковы симптомы дурацкой жизни? Ох, если можно не буду сейчас подробно – в своей книге «Секретики» я об этом много размышляю.  Могу сказать только, что со стороны это очень хорошо видно - в человеке нет душевного огня. То есть нет проблескивающей (даже сквозь усталость и обстоятельства) глубинной радости от осмысленности и полноценности собственного бытия. Наоборот - потухший взгляд, механическая активность, как у заводной игрушки, и печать - внутреннего одиночества…
О таких людях говорят (и человек о себе может также думать)  – вроде, неглупый, вроде, соображает, а жизнь не складывается.
Не складывается, потому что ее не умеют складывать. Вернее, ее складывают по простым лекалам.

«…Если будешь как следует стараться, у тебя будет все как следует: хорошее образование, качественные еда и лечение, и развлечения. Следуя темной логике высокой кухни, все, кроме самого главного − вкуса жизни.
Получалось, есть вещи, которые не купишь, не достанешь по блату, не украдешь, не отберешь, не выпросишь. Даже не заработаешь привычным способом…» «Секретики» Записки психотерапевта»

Большая удача, если человек, в конце концов, спохватывается, что простые лекала не работают и на него обрушивается то, что называется экзистенциальным кризисом - это когда человек спрашивает себя, что у него удалось в жизни, причем не по параметрам большинства, а по собственным ощущениям. И если у него хватает честности и мужества ответить на эти вопросы, у него еще, возможно, осталось  время, чтобы  поумнеть… А поумнев, что-то изменить.
***
В следующий раз поговорим о том, что же это такое - работа мышления в наилучшей «версии» и с точки зрения Душевного Здоровья.

Продолжение следует

Comments

Евгения Петровна, читая про мышление в этом посте, с отчетливым ужасом поняла, что пределом моих сил и мечтаний всегда была только вторая ступень... От этого так горько - столько прошло мимо, столько времени потрачено на приобретение знаний, которых накоплено немало, но куда они все? Зачем? Почему я их только копила, не пытаясь их присвоить, освоить, привнести в свою жизнь? Понятно, это вопросы только ко мне. А самое обидное, что я именно так и гадала, как описано в вашем посте: "Вроде много знаю, а жизнь-то почему не налаживается?", как будто кто-то должен это сделать за меня, совершенно забывая о том, что только я сама и могу наладить свою жизнь.
Прочитала несколько раз... и сижу в глубокой задумчивости.
Знаете, я, похоже, побывала на всех, перечисленных Вами ступенях. Но на некоторых только эпизодически. Кстати, у меня с самой первой ступенью проблема - я всегда стремилась, нахватавшись по верхам, скакнуть сразу на вторую и третью, частенько с позором возвращаясь доучивать элементарное ( так вот не терпелось, так моторчик внутри генерил, что, казалось, горы сверну!!). На третьей, тем не менее, жила длительно и с удовольствием! А вот на четвертую меня буквально выбрасывало экзистенциальными бурями, как того самого Робинзона! Хочешь выжить - меняйся, мать твою! Но спасательные корабли причаливали к острову гораздо быстрее, чем Робинзон успевал научиться выращивать пшеницу, строить корабли и медитировать в окружении коз, кошек и попугаев... Поумнеть Робинзон не успевал, так... начинал только... Да, изменения происходили, но...глубокие ли? Мдя...я до сих пор вовсе не фея своей мечты, а так... стыдно примазываться.

Edited at 2013-06-03 20:20 (UTC)
"...побывала на всех, перечисленных Вами ступенях..."
Не, Наташ, так не бывает. Я говорю о ступенях Развития Мышления. Невозможно это - занырнул на ступень, потом соскочил... выбросило экзистенциальной бурей...
"Развитие" и "выбросило" - две вещи несовместные!!! Выбросить может на вопросы, но происходит ли после этого развитие Личности?
Мне кажется, не поняли сути поста.
Знали бы Вы,какие у меня сестра, племянник,мои дети! ТЬфу, тьфу, тьфу, у них получается вот это самое восхождение по ступеням! Это у них те самые горящие глаза и счастье быть в ладу с чем-то самым сокровенным, важным, прекрасным!!! Одна я мечусь, как выродок какой-то.Ей-Богу, не понятно в кого.:(
Вот гляньте, я про старшенькую дочь пишу: http://nata-land.livejournal.com/23114.html

Edited at 2013-06-03 20:05 (UTC)
С удовольствием прочитала о вашей дочери... Увидела там Любовь к Делу, может быть даже Призвание - для меня это, как вы понимаете, очень ценные вещи! Наташ, только ступени глобального поумнения тут ни при чем!!!Развитие человека может ограничиться любимым делом (и видит Бог - это немало!), но до качественных изменений Личности дело может и не дойти.
Мне кажется, не поняли, что есть эти ступени...
Тупенькая я, Евгения Петровна! То есть я понимаю, что я чего-то не понимаю, но вот КАК ПОНЯТЬ-ТО все-таки?:(((
Напоминаю себе звериков из басни про квартет: "А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь". И так прочитала, и сяк прикинула - а ОНО не понимается.:((((
Тогда в следующем посте попробую привести простые примеры, как это - переводить все знания (и профессиональные) на свою ЖИЗНЬ.
Огромное спасибо! Буду ждать!
у Джима Моррисона был очень высокий АйКью. (Джим Моррисон, группа Дорз, американский музыкант и поэт). След оставил...
Пикассо, Моцарт и Эйнштейн - несколько другой масштаб... И след другого масштаба.
про АйКью Моцарта и Пикассо ничего же не известно?:) в тот период когда замерялся АйКью появились какие-нибудь вселенские гении (с низким Айкью)?
Согласна полностью, что сам по себе этот "уровень интеллекта" ничего в жизни не решает... просто наверное нельзя сказать, что все гении имели низкий Айкью.
Зато можно точно сказать, что высокий ай-кью не показатель гениальности...
Правда вся остальная жизнь у него не сложилась: умер в 27 лет от алкоголя, попутно разрушив несколько женских жизней... интересно, был ли у него вкус к жизни? его песни волшебные. а жизнь ужасна.
ох,помню я этот кризис в своей собственной жизни. Такого количества вопросов,ответы на которые надо, как трюфели, сначала вынюхивать-выискивать, а потом из-под земли выкапывать, в моей жизни до этого не было. И как,найдя лишь часть ответов, разворотила эту самую свою жизнь, как в глухом лесу деревья выкорчевывала,освобождая хоть какому-то свету дорогу в темную глушь, в которой до этого жила,подпитываямая иллюзиями жизни в заповеднике. И как потом,на образовавшемся светлом пространстве по камешку-кирпичику строила то,что есть сейчас... Всю дорогу было больно, как бужто кожу сняли, и страшно до ледяных рук. И никакое "бытовое мышление","здравый смысл" и прочие звери мне были не помошники нифига. Только мешали, утаскивая куда-то в дебри бытовухи и к странным понятиям житейской нормы.
Зато при поступлении в институт по тесту Айзенка коэффициент интеллекта у меня был один из самых высоких на потоке. Но только в жизни нифига мне это не помогло.

Вспомнила еще про здравый смысл,пока писала...

Почему меня передергивает от одного этого словосочетания...
У Клюева же есть дивная иллюстрация "правильной жизни" при здравом смысле:
"Здравый Смысл - деловитый и трезвый хозяин. В гости к нему не приходят ни в два часа ночи, ни в семь часов утра - приходят либо к обеду, либо к ужину. Не надевают канареечные шорты, полосатые гетры или купальник - надевают строгое платье или костюм-тройку. В гости к Здравому Смыслу не приносят попугая на плече или жабу на ладони - приносят букет цветов и торт.
В гостях у Здравого Смысла не валяются на полу и не повисают на люстре - там чинно сидят за столом или отдыхают в креслах. Не молчат как рыбы, не кричат "полундра!", не лают и не крякают, а ведут подобающие беседы. В гостях у Здравого Смысла не едят глину с битым стеклом или воздушные шарики - едят салат оливье и мясо в белом соусе. Там не запускают в дам тапочками или цветочными горшками, а говорят им любезные слова.

Из гостей от Здравого Смысла не выходят на руках и не выкатываются кубарем - в этом смысле все тоже происходит как положено. Оттуда не выносят платяной шкаф или жареную курицу за пазухой, а выносят приятное впечатление."

по-моему,это не жизнь, а ужасная, бессмысленная, бесцветная скукотища. Никогда, никогда в жизни я не хочу так жить!(простите за тавталогию)

К чему слова?

Пользователь dehtiar сослался на вашу запись в записи «К чему слова? » в контексте: [...] 24. Не купишь, не украдешь, не выпросишь... http://impressionante.livejournal.com/42409.html [...]

Психологи ...

Пользователь spiny_se сослался на вашу запись в записи «Психологи ...» в контексте: [...] 24. Не купишь, не украдешь, не выпросишь...http://impressionante.livejournal.com/42409.html [...]

нет душевного огня?

цитата: "Каковы симптомы дурацкой жизни? ... Могу сказать только, что со стороны это очень хорошо видно - в человеке нет душевного огня. То есть нет проблескивающей (даже сквозь усталость и обстоятельства) глубинной радости от осмысленности и полноценности собственного бытия. Наоборот - потухший взгляд, механическая активность, как у заводной игрушки, и печать - внутреннего одиночества… "
Да не в обиду незнакомым людям будет сказано: я по работе часто езжу по Мск и Пдмск в метро и на электричках. И весьма часто и регулярно встречаю таких персонажей, которые в подпитии или в краткий момент трезвости с подобными себе ооочень эмоционально, с горящими глазами, с потрясающей жестикуляцией и красноречием (правда, слов не хватает, на мат сбиваются часто - но это мелочи) обсуждают какие-то мелкие бытовые дела, истории, случаи. Да, суть там про бабу Нюру и зачуханного кота, который в тапки гадить приучился, но - какая подача, какая экспрессия! И ни о каком одиночестве речи близко нет - ведь собу... пардон, коллег хоть отбавляй, да и взаимопонимание присутствует! Может быть, в России именно так и надо жить - а то, если начать задумываться, как мы могли бы жить распрекрасно, если бы чиновники не воровали, если б милиционеры были адекватные, если б средства от продажи сырьевых ресурсов страны распределялись более-менее поровну, а не только топ-менеджерам корпораций, так лучше сразу застрелиться.

Re: нет душевного огня?

При чем тут пьяницы, чиновники, сырьевые ресурсы страны?????? По моему, вы не понимаете смысл текста!