?

Log in

No account? Create an account
pic#официальная

Стоит ли искать смысл там, где его нет?

Продолжение темы о ДУШЕВНОМ ЗДОРОВЬЕ
Пожалуйста, прежде чем комментировать, прошу, умоляю (!!!) - прочитайте начало
tag: Душевное здоровье - это что?

*****************************************************************************
Попросили написать продолжение о моей практической работе и с чем я в ней сталкиваюсь. Естественно, разговор пойдет в рамках нашей темы о Душевном Здоровье. А еще о том, что твориться у человека с системой  «мышление-эмоции», если эту систему не развивать специальным образом.

Последние годы почти перестала преподавать фотографам.  Неинтересно мне стало. Лет пять назад я стала замечать, что оснастка у фотографов стала богаче, а понимания сути фотографии все меньше.
Фотография это ведь искусство! А это значит, что фото (если оно не на паспорт и не с места происшествия типа убийства)  должно «быть говорящим»- то есть иметь и идею, и эмоциональный смысл. (В данном случае я говорю о профессионалах).
 Иногда после семинаров фотографический народ мне свои работы показывал. Я каждый раз предупреждала, что может не стоит, я ведь что думаю, то и скажу. Не – говорят, - мы ничего не боимся.
Бывали действительно интересные работы, честно говоря, редко и мало. В основном работы были какие-то … как бы это сказать… случайные… бессмысленные, из-за этого безликие. Я тогда отметила у фотографов интересные оговорки – «вот я тут наснимал, а вы уж найдите в этом какой-нибудь смысл».
Да какой же смысл можно найти, если его туда не закладывали? Как найти черную кошку в темной комнате, если ее там нет?

Раньше в Академии Классической Фотографии я семинаров вела много. Например, типология характера для фотографов давалась узконаправленно - мы проходили, как в портретной съемке подчеркнуть тот или иной характер цветом, деталями, позой.
Были еще семинары по метафоре в фотографии… Мы на нем развивали абстрактное мышление, отвечающее за «чтение» и понимание символов и метафор.
А еще я преподавала фотографам уникальный материал - по ракурсам и геометрии мизансцены. Это чисто режиссерские знания, нам их передавали их из рук в руки, литературы никакой не было ни тогда, ни сейчас, ну, а в наше время этого вообще уже нигде не проходят…
В конце каждого семинара мы смотрели специальную подборку фотографий разных великих мастеров и разбирали, что хотел сказать автор, используя  тот или иной ракурс.

Я очень люблю великого художника фотографии Анри Картье-Брессона. О, геометрия внутрикадрового пространства! О,  изысканные визуальные метафоры! О, утонченная поэзия художественной формы! В общем, у Картье-Брессона это всегда произведение искусства.
Для него самое интересное на свете были – люди. Люди это вам не цветочки, у каждого человека свой характер есть, и настроение меняется… Кстати, Картье-Брессон постановочных фотографий не делал, он любил «момент поймать» -  мгновение, отражающее душу человека, его характер, даже судьбу.

В общем, тогда же лет пять назад я увидела, что фотографы не улавливают эмоциональный смысл жанровых картин Картье-Брессона. То есть вообще ничего не понимают – про что он снимал, кого, зачем…

Помню, рассматриваем фотографию: на завалинке около простенького деревянного дома, на котором написано «rent»,  сидит пожилая толстая негритянка. Картье-Брессон ее так гениально снял, что ты сразу и про нее, и про ее жизнь очень многое понимаешь. 
Спрашиваю фотографов: что видим на фотографии? Ответ с большой паузой: негритянка. А что о ней сказать можем? Молчание. И встречный вопрос: «А что о ней сказать можно?»
Я начинаю: судя по одежде время 40 годов, глубинка какая-то. Кто знает, что происходило в Америке в это время? Молчат. Продолжаю: это время Великой Американской Депрессии, люди тогда бедно жили. На коленях у нее что? Молчат. Продолжаю: это журнал с комиксами, что, кстати, намекает нам на ее характер. А посмотрите, какая поза у нее расслабленная, абсолютно открытая,  и сама она какая вальяжная, улыбчивая…
А теперь представьте себе, что вы у этой негритянки комнату на несколько дней сняли. Наверное, это будет не богатое жилье, но уютное, с какими-нибудь собственноручно вязаными салфеточками. Думаю, что и готовит она, наверняка, замечательно – из ничего сделает конфетку. По всему видно, что общительная, вечером не иначе как пригласит вас на веранду лимонада попить, и уж конечно, будете вы до утра говорить с ней – немного о бизнесе и хозяйстве, а больше всего о любви…

Фотографы на меня смотрят с громадным удивлением, и спрашивают: «откуда вы это взяли?»  Я говорю: «Картье-Брессон нам все это рассказал, надо только увидеть». Дальше совсем интересные вопросы пошли:  «А про Американскую Депрессию откуда знаете? У вас история Америки - хобби, что ли?» Я говорю: «При чем тут хобби? Это же элементарные знания по истории. А как можно «читать» фотографию, если не понимаешь что за время, что за место, что за человек…» Ну, и дальше в том же духе.

В общем, когда наши семинары для фотографов стали напоминать первый класс средней  школы, где  для развития речи практикуются «рассказы по картинке», я из Академии Классической Фотографии ушла.
***
Ну, вот, подводим итоги. Мы немножко поговорили об уровне депутатов, журналистов, психологов, фотографовВедь это все люди, которым без развитых фибр души, в выбранной им профессии делать нечего. Оказывается, фигня все это - нормально работают, многие успешны. И никто (и они сами!) ничего не замечают…?!

Недавно услышала от умного человека: «в современном мире резко вырос допустимый уровень дикости». Как же мне понравилась эта фраза!

Продолжение следует

Comments

кому-то очень повезло, что вы его учили...
К сожалению, "учить" не значит научить. Кто-то действительно взял от наших уникальных семинаров по полной, а кто-то так ничего и не понял...

Самое интересное, что мне до сих пор регулярно поступают предложения о семинарах по "Человековедению" - от фотографов в частности. Я никому не отказываю, всегда предлагаю: наберите группу (на ракурсах и геометрии мизансцены мы немножко в театр "играем", чтобы почувствовать на себе мизансцены, поэтому нужна группа), организуйте любое помещение, мой час стоит столько-то, о времени сговоримся - я приеду и проведу вам семинар с упражнениями на выбранную вами тему...
Как правило, люди разочаровано пишут мне - это что, нам самим организовывать? Не, вы уж организуйте, а мы придем... На этом дело (с фотографами как правило) и кончается. Печально все это! Ведь за знаниями и специалистами высокого класса охотиться надо! Я всю жизнь охочусь.

Пример из жизни, как всегда.

"Ведь за знаниями и специалистами высокого класса охотиться надо! Я всю жизнь охочусь."

Сегодня в клинике расспрашивала персонал об особенностях процедуры-почему так, а не этак, как появилась, как реагируют люди, не пугаются ли и т.д. персонал недоумевал - большинство не спрашивает ни о чем, а покорно подчиняется указаниям, им все равно. Сетовали на то,что людям вообще стало все безразлично и неинтересно, включая то,что происходит в их жизни, даже когда эта жизнь порой висит на волоске. А вы говорите за знаниями охотиться....
Хочу просто сказать большое спасибо! Очень показательная эта история с фотографиями, и очень здорово расставлены акценты.
Как хорошо, что у меня получилось быть понятной! Честно говоря, боялась пустопорожних комментариев про "восприятие искусства, которое у каждого индивидуально..."
Дело в том, что на мой взгляд это очень яркая иллюстрация проблем профессионального творчества вообще, а не только, скажем, фотографии. Очень много сейчас можно встретить людей и в хореографии, и в музыке, которые не понимают важности содержания, эмоционального посыла. Очень много пустых работ, где делается много чисто внешнего. А если идет речь о чувствах, то подчас все опять уходит на внешний уровень по тупому принципу "сделаем серьезное лицо" или "веселое". Речь не идет о проживании и выражении эмоций, не говоря уж об истории. И люди даже не задумываются над тем, чтобы хоть попытаться научиться этому.
"...Речь не идет о проживании и выражении эмоций..."
Так ежели эмоциональная сфера бедная, что там проживать и выражать? Никто ведь при отборе в творческие ВУЗы этот аспект не учитывает, потому что предполагается, что эмоции всем даны от природы. Даны. Только в разном качестве и количестве, к тому же эту сферу надо развивать.
Столкнулась с этой проблемой, когда преподавала на режиссерском курсе в прославленной школе-студии МХТ - конкурс туда огромный, вроде ребят отбирали... а набор чувств у ВСЕХ на курсе (курс был 6 человек) - беднее бедного. Чувства подменяются псевдо философскими рассуждениями!
"Ну, вот, подводим итоги. Мы немножко поговорили об уровне депутатов, журналистов, психологов, фотографов…Ведь это все люди, которым без развитых фибр души, в выбранной им профессии делать нечего. Оказывается, фигня все это - нормально работают, многие успешны. И никто (и они сами!) ничего не замечают…?!"

Когда читала этот абзац, вспомнила про некогда слышанную метафору о "душевной слепоте". Другими словами - это равнодушие.
"Абсолютно равная Душа. Ровная". Никакая. Без оттенков и полутонов. А то,что не выделяется, заметить сложно, поэтому и не замечают -все сложилось в логичную картинку. Равнодушие правит миром...
«А про Американскую Депрессию откуда знаете? У вас история Америки - хобби, что ли?» Я говорю: «При чем тут хобби? Это же элементарные знания по истории. А как можно «читать» фотографию, если не понимаешь что за время, что за место, что за человек…» Ну, и дальше в том же духе.

В общем, когда наши семинары для фотографов стали напоминать первый класс средней школы, где для развития речи практикуются «рассказы по картинке», я из Академии Классической Фотографии ушла."
Ох, беда! Беда даже не столько с образованием (если хочешь что-то знать - будешь знать, вопреки всему!), сколько, ИМХО, с уходом любви к чтению из жизни людей. Чтобы знать историю, вовсе не обязательно как-то специально ее изучать, человек читающий не пропустил бы, например, книги Хэмингуэя или Стейнбека, где не просто о Депрессии упоминается- там люди, судьбы, трагедия каждого человека в отдельности на фоне трагедии страны в целом...
Так же, например,чтобы узнать о жизни американских индейцев, о быте и проблемах первых белых поселенцев, о периоде завоевания Америки не обязательно штудировать учебники!
Больше любого учебника дала мне в детстве, например, потрясающе-сильная книга: "Георг -Синяя Птица". Читая ее, попутно, можно буквально пройти "курс выживания в американском лесу". Какие полезные растения там произрастают,как добыть огонь,где взять соль, сахар, как ловить рыбу без современных снастей, как сажать правильный огород, из чего шить одежду, как согреться в зимнем лесу, сориентироваться и.т.д.
Если смотреть фильмы, которые молодежь предпочитает книгам - тоже кое-что узнаешь, но в десятки, если не в сотни раз меньше, чем из книги. Фильм беднее информационно, а для любящих книгу,так и бледнее, и примитивнее того, что может продуцировать наше воображение!
В общем, понятно, что ребятишки на семинаре в Академии, быть может, были совсем не глупы и не безнадежны, но с прискорбно низким уровнем эрудиции. Может быть, если б Вы показали им фото современной хозяйки маленького домика на побережье Крыма: такой улыбчивой толстушки в ямочках, c лучистыми глазами, с явно ощутимыми волнами тепла и уюта, от нее идущими...сидящей в плетеном кресле под виноградной лозой с книжкой Даррелла "Говорящий сверток" на коленях (книжечка, конечно, более интеллектуальна, чем комиксы, но еще и более смешна и тепла, и есть шанс, что эта книга молодежи знакома) - может ребятишки бы сориентировались в ситуации и характере лучше? Но есть ли современный фотограф, который снял нечто подобное, как подловил Картье-Брессон американку времен Великой Депрессии?
И уж, конечно, абсолютно неинтересно лихорадочно подстраиваться под стремительно мелеющий уровень эрудиции аудитории, как аквалангисту плескаться в лягушатнике.
Но... не перестрелять же теперь всех этих амбициозных и невежественных, но вовсе не безнадежных ослят?




Edited at 2013-05-26 09:26 (UTC)
"...ребятишки на семинаре в Академии..."
Как правило это взрослые, солидные люди - за 30, за 40.
"...быть может, были совсем не глупы и не безнадежны..."
Безнадежны. Все мои попытки говорить о фотографии с точки зрения психологии встречались с недоумением, переходящим в раздражение. А на типологии мне впрямую говорили: вы нам скажите, на каком фоне лучше снимать психастеника, а на каком эпилептоида, а больше ничего нам не надо. Потребности в развитии и новых знаниях там не было "ни разу" (данное словосочетание сперла у вас)

"...Может быть, если б Вы показали им фото современной хозяйки маленького домика на побережье Крыма........может ребятишки бы сориентировались в ситуации и характере лучше?..."
Не сориентировались бы. Вместо "негритянка" сказали бы: "блондинка". Если творческое воображение не развито, куда ж ориентироваться?

"...Но... не перестрелять же теперь всех этих амбициозных и невежественных, но вовсе не безнадежных ослят?..."
Перестрелять??? В голову никогда не приходило! Уничтожение не моя стихия, моя стихия - возрождение личности, и то не всякой, а кому это оооочень надо. Кстати, это еще вопрос, кто кого уничтожит... В моей книге "Секретики" есть страшное предсказание: "Только вообрази − по Земле растекается биомасса с «тьмой египетской» в голове. Не по злому умыслу, а просто так − задушит ростки любой Личности и даже не заметит!
А теперь представь себе, что это время – не надвигается, а уже пришло…"
Перестрелять - это я чересчур сильно выразилась... Я, вообще-то, пацифистка.:)))
Серая масса с "тьмой египетской в голове"- тупиковая ветвь эволюции. Она пожрет самое себя. Но хорошо бы,конечно, чтобы попутно не пообедала оппонентами.
Значит не ребятишки? Хм... а что, они не в курсе были, что идут изучать характерологию, хоть и для ее применения в конкретной, своей профессии? Странные люди.
"...а что, они не в курсе были, что идут изучать характерологию...?
В курсе. Очень популярный семинар был, народ в очередь записывался. А вопросы были ТОЛЬКО о конкретном применении - в какой позе (или на каком фоне) лучше снимать гипертима, (психастеника, истерика, и т.д.), чтобы ему фото понравилось и купили.
Помню я однажды не выдержала и сказала группе: снимайте лучше кошечек, людей вам снимать не надо, вы их не понимаете и они вам не интересны.
Они даже не обиделись. Только удивились, что люди, оказывается, могут быть кому-то интересны...
Надо же, я параллельно с Вами о том же написала!
"А на типологии мне впрямую говорили: вы нам скажите, на каком фоне лучше снимать психастеника, а на каком эпилептоида, а больше ничего нам не надо. Потребности в развитии и новых знаниях там не было "ни разу" (данное словосочетание сперла у вас)"
Дык... а Вы им не ответили, что прежде чем о фоне говорить, на котором снимать, неплохо бы определить суть человека, который перед тобой стоит?? Если не знаешь сути, о "фоне и атрибутике" гадать бесполезно, скорее всего попадешь пальцем в небо! И даже если определишь тип характера, то фон...да что фон-то? Как я поняла, слушатели Вашего курса, задавая вопрос о фоне, думали только о студийной, постановочной съемке, о том как угодить клиенту. Так?

А ведь, может быть, тот же эпилептоид вовсе не хочет на своем фото выглядеть подчеркнуто авторитарным и прямолинейным?:)))) Может быть он искренне считает себя белым и пушистым котенком, которому пойдут пастельные, мягкие полутона, потому как он всем хочет мира и счастья, (вот только придушить бы "вон того идиота" и еще "вот тех" и "вот этих", чтобы настроение не портили!
Вот и угоди такому клиенту!:))))
Нее... "на каком фоне снять" это ремесленничество с элементами угодничества. Сие с искусством "ловить суть" рядом не стояло и даже мимо не пробегало.
В общем, Вы, Евгения Петровна, толковали о Высоком! А народ о том, как, пардон, бабла срубить. Когнитивный диссонанс, однако.
"...может быть, тот же эпилептоид вовсе не хочет на своем фото выглядеть подчеркнуто авторитарным и прямолинейным?..."

Ах, Наташа, очень упрощенное представление и о фотографии и о типологии. Не знаю ни одного эпилептоида кроме Муссолини, который бы хотел выглядеть на фотографии подчеркнуто авторитарным. (И ни одного психастеника, который бы хотел выглядеть на фотографии сомневающимся...)
К тому же художественная фотография должна проникать в суть Личности, а это не только характер.

"...ремесленничество с элементами угодничества..." Очень точное выражение!
"...может быть, тот же эпилептоид вовсе не хочет на своем фото выглядеть подчеркнуто авторитарным и прямолинейным?..."

Ах, Наташа, очень упрощенное представление и о фотографии и о типологии. Не знаю ни одного эпилептоида кроме Муссолини, который бы хотел выглядеть на фотографии подчеркнуто авторитарным. (И ни одного психастеника, который бы хотел выглядеть на фотографии сомневающимся...) "

Дык, я именно об этом и пишу!:)))) Что просьба учащихся разъяснить, какой характер на каком фоне снимать, совершенно идиотская, пардон!

Психологи ...

Пользователь spiny_se сослался на вашу запись в записи «Психологи ...» в контексте: [...] 23. Стоит ли искать смысл там, где его нет? http://impressionante.livejournal.com/42085.html [...]