?

Log in

No account? Create an account
pic#официальная

Как понять подноготную?

Продолжение темы о ДУШЕВНОМ ЗДОРОВЬЕ
Пожалуйста, прежде чем комментировать, прошу, умоляю (!!!) - прочитайте начало
tag: Душевное здоровье - это что?

---------------------------------------------------------------------------------------

Ух, как много писем пришло на личную почту с просьбой рассказать, каким образом
наши упражнения показывают всю «подноготную» человека.
Ну, не всю подноготную, конечно, но особенности эмоциональной сферы (ее бедность или богатство), работу мышления (или отсутствие оной работы), а также их взаимосвязь между собой - показывают.

Я попробую… Только, чур, как пишут в рекламе: «не пытайтесь повторить трюк» - на занятиях я долго и подробно объясняю условия и правила, без понимания которых правильно выполнить эти упражнения невозможно. Здесь это заняло бы слишком много времени.

Реплика в сторону: К тому же я имею печальный опыт - год назад предложила попробовать сделать простое упражнение в стихосложении из нашей учебной программы:"Стоит попробовать!"
И вроде я предупреждала, что это задание нельзя выполнять импульсивно-спонтанно-интуитивно – не получиться!  Что те стихи, которые я дала как пример, делались не за 15 минут, а целую НЕДЕЛЮ... Что имеет смысл делать стих качественно, то есть  медленно и тщательно подбирать каждое слово…
В результате я столкнулась с тем, что на меня посыпались  кое-как сляпанные поделки. Чуть не к каждому стихотворением мне пришлось писать в комментариях: Небрежно и неряшливо… Хаос без образов, без метафор, без смысла... Поток сознания. Анализу не поддается…
Что можно понять по неряшливому хаосу? Что в голове неряшливый хаос. Ну, что ж, тоже информация для размышления.
***
Итак, речь сегодня о "подноготной" человека.

 Есть у нас в программе курса такой предмет – «ассоциации». Упражнений там много и они разные. Есть ассоциации на музыку, есть «простые» (на самом деле вовсе  не простые), есть так называемые «направленные» (высший пилотаж!). В общем, это большой выстроенный комплекс упражнений, использующий символы, аллегории, ме­тафоры, образы.
В свое время еще Юнг утверждал, что образ «есть концентрированное вы­ражение общего психического состояния». Сегодня мы это знаем точно.
Эти упражнения – наше ноу-хау, апробированы в течение 25 лет. Помимо качества эмоций и мышления они показывают и насколько развиты механизмы «думанья», как обстоит дело с воображением,  способен ли  мозг рождать нестандартные решения, тем более, оригинальные идеи.
Чем хороши эти упражнения – к ним нельзя заранее подготовиться, выучить «правильный» ответ, в общем, невозможно изобразить умственную деятельность. Показывают всё, как есть – ей-богу, не хуже детектора лжи. На первых порах они работают как диагностические, в дальнейшем - как развивающие.

Из книги «Секретики»:
А еще были упражнения в ассоциациях. Странные, ни на что не похожие. На заданную тему надо было придумать несколько связанных по смыслу картинок. Вроде как ты снимаешь короткий, в три-четыре кадра, фильм.
В этом «кино» ничего не могло быть просто так. Все, что попадало в кадр, будь то кипящая кастрюля или извержение вулкана, бриллиантовая диадема или высохшее болото, цветущая поляна или грязная посуда − любой предмет, любая деталь должны были иметь з н а ч е н и е.
На первых порах картинки у нее получались одинаково бодрые, но с мертвящим, пластмассовым привкусом. Точно манекены в витрине магазина: один в теннисном костюме, другой в вечернем туалете − они не играли и не веселились, они демонстрировали наряд, в котором это можно и нужно делать.
Еще полгода назад Аня сама могла бы разразиться целой лекцией о символах, например, в литературе. Но теперь она растерялась….
В то время для Ани представить себе означало подождать, пока мозг выплюнет какую-нибудь картинку…

И далее
Отчего-то ей от своих ассоциаций становилось неловко. Будто она списала контрольную у соседа по парте, а оказалось, что все неправильно. Списала чужую двойку. В математике, если задача не получалась, это было не стыдно и не страшно, надо было посидеть, подумать, разобраться, найти алгоритм... Но здесь речь шла не о цифрах, а о собственном представлении о жизни. Выходило, никакого собственного представления у нее нет. А еще получалось, эти хитрые упражнения показывали, в каком режиме работают мозги и работают ли вообще. Аня пришла в ужас.
***
На первом этапе занятий мы делаем совсем простенькое упражнение – ассоциации на музыку.
Музыка только классическая, это маленькие отрывки (от полутора до трех минут) с ярко выраженной эмоцией: радости, отчаяния, горя, любви.
По «условиям игры» мы должны на музыку придумать картинки, вроде как кино снимаем. Не увидеть первое попавшееся,  что выкинет мозг, а именно придумать, то есть из потока сознания тщательно отобрать те картины-образы, которые передадут нам, о чем музыка.
Музыка – это вроде как  чувства в чистом виде. С другой стороны музыканты знают, что любое классическое произведение строиться по своим, но абсолютно железным законам логики. То есть на этом упражнении «проявляется» не только состояние эмоций, но и мышления.

Реплика в сторону: Для того чтобы сделать это упражнение, не надо быть компетентным в музыке и даже обладать музыкальным слухом. Да хоть медведь на ухо наступил! Музыкальный слух – это умение воспроизвести (например, напеть) услышанную мелодию.  К восприятию музыки фибрами души не имеет никакого отношения. Видела многих людей за свою жизнь, которые напеть ни одну мелодию не могли, а музыку любили, знали, понимали.
И вот ведь беда последнего времени – народ начинает от умозрительности накручивать на музыку что-то совсем далекое, в уверенности, что музыка это некое поле для фантазий, и он имеет право видеть свое. Пожалуйста, свое, но все-таки в рамках, обозначенных композитором - у него была некая идея, он ее зашифровал в ноты, в аккорды, в мелодию…

Как пример могу привести рассказ о своем  мастер-классе во Всероссийское обществе молодых психологов. Писала об этом: "Never more!"
Ассоциации на музыку (первую часть увертюры из «Кармен») у психологов были маловразумительные, типа: «Я вижу дерево…» На вопрос: «Какое, где?» - человек мнется и говорит: «Не знаю, просто дерево». Но когда одна дама (представившаяся консультирующим психологом с 20-летним стажем)  на эту же музыку увидела поле боя с трупами, я не выдержала. Говорю: «Там же в музыке – явный праздник!» А мне в ответ: «Это вы так думаете, а я имею право думать иначе». Я говорю: «Простите, а как же композитор? Автор-творец? Может, попытаться понять ЕГО замысел? Он же определенное настроение передавал».
Как все удивились! И посыпались мифы об искусстве, которые сводились к тому, что произведение искусства каждый волен трактовать по своему - один так воспримет, другой иначе, потому что все на свете относительно и условно
О том, что в произведении искусства может быть заложен автором исконный смысл, и что хорошо бы его понять, ни у кого и в мыслях не было.
***
Психологи тогда (ни один!) так и не смогли отличить тоску от радости, похоронную скорбь от восторга…
Мне, честно говоря, стало страшно -  если они не могут отличить явное, яркое, преподанное им композитором  «на блюдечке» настроение –  как они с людьми работают,  с их настроением, состоянием, часто путанным и неоднозначным? Это ведь посложнее музыки будет.

Хотя, догадываюсь, как – если мы чего-то не понимаем и не имеем мужества, честности (или ума) себе признаться в этом, мы начинаем придумывать, высасывать из пальца, причем исключительно в удобном, вернее, доступном нам направлении. В общем, вгонять в свою схему. Или прокрустово ложе.
К сожалению, последние годы я консультирующих психологов другого уровня не встречала. Прямо-таки опасная для жизни (их клиентов!) профессия.

Продолжение следует.


Comments

Знаете, если бы это были не консультирующие психологи, а компьютерщики "по железу", я так не возмущалась бы. Но здесь же полная профессиональная непригодность проявилась, а работают-то они не с железом, а с людьми!

Думаю, что дело не в свободном пространстве, а в неразвитой эмоциональной сфере (а мы в предыдущих постах уже выяснили с вами, что эмоциональная сфера это и есть "душа")

По поводу сбитых настроек компаса абсолютно согласна!!!

"...Удивительно, что еще есть люди, способные нормально воспринимать и мыслить..."
Есть. Но их все меньше.

Спасибо вам за глубокие размышления! Ради них, собственно, еще веду свой ЖЖ...

"...как может исцелиться человек, находясь в больном обществе..."
По моему опыту Человеком и Личность всегда становятся ВОПРЕКИ обстоятельствам, а не потому что повезло.

"...везде и всюду любой рабочий процесс держится на единицах, редких людях, которые хотят нормально делать свою работу...
Увы, в нашей стране это истина, уже не требующая доказательств.

Вы точно поняли мою мысль: человек рождается всего лишь с потенциалом, и будет ли он реализован, никому неизвестно. У большинства не реализуется, и возможно, они не очень страдают от этого. Реализуется у единиц. Иногда человеку надо попасть в волшебное место, где ему помогут реализоваться. Одним из таких мест я считаю наш курс. И действительно, могу назвать несколько десятков удивительно изменившихся судеб после нашего курса! Как будто загаженную, заваленную буреломом реку расчистили, и она стала полноводной, судоходной...
Когда я послала начало "Дамы с собачкой" Владимиру Леви, он радостно сказал: "ну, вот, будет красивая и достоверная реклама вашего уникального курса!" Он все переживает, что обо мне никто не знает.
Сначала "Дама с собачкой" заканчивалась первым финалом, и все плакали светлыми слезами... А потом мне в двери, в голову и в душу постучал второй финал. Не могла я его не написать, хотя это была уже антиреклама.
В этом году мне будет 59 лет. И чем дальше я живу, тем больше я понимаю, как мало я знаю о Мире, о его закономерностях, об истинных, скрытых от самого человека, его глубинных потребностях. Я до сих пор не знаю, почему испив из святого источника живых отношений, и даже оценив его вкус, люди, которым был дан Шанс, в конце концов выбирают болотную затхлую жижу. Но выбор - право каждого из нас.
Пыталась размышлять об этом во втором финале. Мне кажется, подошла к ответу достаточно близко. Помните:
"...Возможно, жизнь показалась ей слишком яркой, слишком громкой и переменчивой. Она требовала постоянного напряжения и удержания взятых высот. Она не прощала фальши.
Или Аня испугалась глобальных перемен, которые стали происходить в ее жизни? Я не знаю.
Или это был ее предел, и большего ей было не дано? Я не знаю…
Нам неведомо, по каким законам возникают и исчезают галактики.
Мы не знаем, почему создаются и рушатся империи.
И великая тайна, в каких глубинах человеческой души происходит главный выбор нашей жизни.
Аня его сделала и не заметила этого..."

А иногда мне кажется разгадкой и ключом описание спектакля (стр.259), где Бог создавал людей. "...Аню очень зацепила мысль про душу. Что он им душу дал, а они не взяли. Им не душа нужна была, а его поддержка. Чтобы их вели за руку и уговаривали не падать, и скакали вокруг них кузнечиком, козленком и кенгуренком..."
"...Жизнь разнообразна настолько, что допускает все варианты..."
Естественно!Я на своем веку видела не только отречение от подаренных тебе Шансов, но и ослепительной красоты обретение своей Судьбы... Как я писала в своей книге: "Не так часто у нас в практике это случается. И каждый раз это вызывает у меня, психотерапевта, бурю эмоций: благодарность, восхищение, уважение… До слез."
"...Возможно, жизнь показалась ей слишком яркой, слишком громкой и переменчивой. Она требовала постоянного напряжения и удержания взятых высот. Она не прощала фальши.
Или Аня испугалась глобальных перемен, которые стали происходить в ее жизни? Я не знаю..."

Только после третьего прочтения Вашего комментария поняла,что именно меня так зацепило в нем и не дает пройти мимо - этот отрывок.
До сих пор отчетливо помню момент, когда мне показалось,что моя изменившаяся отчасти жизнь меня убьет. Это,знаете, как бывает у глухих от рождения людей, внезапно получивших слух - звуки мира будто бьют по голове невидимым молотом, кажется,что тебя сейчас убьет или тебя поглощает безумие; свет слепит глаза, звуки стучат в глове, внутри - сплошная паника и ужас - КАК я теперь буду С ЭТИМ ЖИТЬ???!!! Где я? Что со мной?... Наверное, в этом может быть часть ответа на вопрос, почему человек снова возвращается в привычное болото - его съедает страх. Хотя, на самом деле, это как зрение в темноте - нужно подождать ,осмотреться и привыкнуть, и тогда открвывается новый, волшебный,невиданный ранее мир, полный чудес...Интересный и невероятно красивый.
Написала и как снова пережила. И уже совсем не так страшен черт... Сейчас совсем другая.
Спасибо за этот ваш комментарий...Удивительно, но иногда комментарии оказываются важнее и дороже самого поста.
А по-моему восприятие и понимание музыки-одно из самых трудных процессов.Этому тоже надо учить как-то.Уроки музыки в школе-большей частью абсолютно пустое место. Есть конечно исключения-моей дочке повезло с учительницей.После ее уроков она стала ходить с нами на концерты симфонической музыки.Я стала слушать и любить музыку уже в зрелом возрасте,когда стала с мужем ходить на концерты и он мне как-то объяснил что и как. И огромное удовольствие получала,когда с детьми ходила на детские концерты с лектором,который все объяснял и рассказывал. Виноградова(надеюсь вы помните такую замечательную актрису,музыканта,педагога ,все в одном лице) просто открывала для меня,довольно большой тетеньки,мир музыки. С азов.Пытаюсь как-то понять ,что хотел сказать композитор,не уверена,что делаю все это верно.
Светлану Виноградову очень хорошо помню - замечательным она была просветителем!
В Москве сейчас есть подобный живой и страстный музыковед Михаил Мугинштейн - он ведет клуб любителей оперы. Ах, как он об опере рассказывает! По-моему, часть ходит к нему не столько оперу слушать, сколько зарядиться от него Жизнью и Любовью. А собирается у него человек 30-40 - это на 15-миллионную Москву...
Мда…поле боя с трупами, как ассоциация на начало увертюры из Кармен - это неудачная шутка, быть может?:))))

Я допускаю различные нюансы трактовки авторского замысла, в зависимости от нюансов исполнения и оркестровки: вот, например, здесь писала об этом:
http://nata-land.livejournal.com/14184.html

Теперь даже самой интересно стало, опростоволосилась бы я на Ваших музыкальных ассоциациях или нет?
Всегда ли я ловлю авторский замысел?
Мы вот буквально неделю назад с сестрой делились: что она видит, слушая 2-й концерт Рахманинова, а что я. Естественно, вещь длинная, там жизнь целая... Но если брать, скажем, самое-самое начало 1-й части, пару минут после вступительных аккордов рояля, то я, чаще всего, вижу людей с прекрасными, мужественными лицами в круговерти вьюги. Тайга, тревожно и опасно кругом,на пути непролазные буреломы, а они идут, упрямо идут, закрываясь от ветра, помогая друг другу, превозмогая трудности и тащат сани с грузом, очень важным, туда, где этот груз очень ждут для спасения жизней... А сестра сказала, что представляет себе человека, который один поднимается в гору. Тоже ветер, снег, а у человека в руках свеча. Ему тоже трудно и тревожно, но он мужественно защищает свечу озябшими пальцами, закрывает всем своим телом - он должен донести ее до вершины, не дав ей погаснуть - это очень важно!
А потом мы решили, что, собственно, говорим об одном и том же. Что эти первые минуты, после вступительных аккордов, о мужестве, о преодолении себя, своей тревоги, сомнений и страхов, о победе духа человеческого над стихиями, в стремлении к благородной цели!
Как Вы считаете, наши ассоциации соответствуют замыслу автора?


Какая там шутка??? У них и живопись на эту же музыка была подобная (по заданию надо было сочетания цвета подобрать - вы об этом можете прочитать в моей методичке). У них все было грязное, неряшливое, какая-то бессмысленная возня с красками...

Наташа, мы же договорились, что здесь я упражнения в ассоциациях обсуждать не буду. Я когда делаю ввод в эти упражнения, у меня это занимает где-то минут 20 говорения. Переведите разговорные 20 минут в письменную речь - представляете, сколько страниц в ЖЖ мне надо исписать, чтобы дать ВСЕ условия этой задачи. Например, одно из условий - нельзя в этом кино показывать крупным планом лица людей... Почему - сейчас объяснять не буду, слишком долго. Там и еще много других условий.
Не права, каюсь!(((
Методичку потихоньку читаю, очень интересная, но, как Вы и предупреждали, ни разу не самоучитель...
"...Как все удивились! И посыпались мифы об искусстве, которые сводились к тому, что произведение искусства каждый волен трактовать по своему - один так воспримет, другой иначе, потому что все на свете относительно и условно…
О том, что в произведении искусства может быть заложен автором исконный смысл, и что хорошо бы его понять, ни у кого и в мыслях не было..."

Я ничего не пониманию в музыке, хотя в музыкальной школе, как полагалось всем "приличным" детям тех лет, училась, ненавидя ее лютой ненавистью. Но даже я знаю,что есть ритм,размер и тд, которые делают музыку такой, какая она есть и вкладывают в нее то содержание и тот смысл, который хочет передать автор. Примитивно даже совсем - я интуитивно включаю в плеере марш или произведение с "активной" темой, когда куда-то спешу - бодрый темп ускоряет шаг, или, любуясь закатом на набережной, слушаю красивый, мягкий женский вокал - спокойный и нежный... Торжество праздника и поле с трупами - это же абсолютно разный темп,ритм, настрой даже чисто интуитивно, без глубоких размышлений! КАК?! такое возможно?????????...
Маргарит, сдается мне, пришедшие на тот семинар психологи не ума набираться приходили, а повыпендриваться. Себя показать. Может быть неосознанно... Ты совершенно права, некоторые вещи совершенно невозможно спутать. Точнее... возможно, если думаешь не о музыке, а о себе и только о себе - зациклен на себе-единственном и неповторимом. И если в душе у бедной этой женщины сплошное поле боя с трупами - она его, на автомате, видит и слышит всюду. Даже там, где танцы, ликование, задор, и аж искрит от особых фейерверков, проскакивающих между мужчинами и женщинами!
Думаю, трудно ей жить на свете.
Наталь, самое жуткое,что такие люди как раз и не то,чтобы не думают о себе, а скорее упорно не замечают этого "поля боя с трупаками" внутри у себя же, более того, чаще всего сами же сей факт и отрицают - типа все у них зашибись, и до последней капли крови могут биться с тем, кто им об этом скажет за собственное право на свое мнение и право на иллюзию собственного благополучия и беспечности. И, как ни странно, жить им как раз не то,чтобы трудно, им так привычно...Я бы даже сказала,не с чем сравнить - ликования-то и не было никогда.
Маргарит, если внутри ТАКОЕ, разве это жизнь?
Б-р-р-р... мне все равно ее жаль. :(
Она же не нарочно такая?!
Конечно не нарочно! Но самое страшное. когда ты не нарочно такой, но и ничего иного не хочешь.
Я как-то читала в статье про Отца Александра Меня его слова про "нищих Духом". Это не те, у кого просто нет и не будет, а те, у кого нет,но они протягивают руку и просят,чтобы получить. Мы сейчас не в первобытном обществе живем и возможностей для развития,изменения - масса! Вокруг масса людей, которые могут дать, подсказать,помочь! Наука движется вперед на бешенной скорости! А многие все равно так и продолжаю сидеть на своем поле боя и горевать о неудавшейся судьбе.
Может я жестока,но мне не жалко. Они сами выбирают для себя такую жизнь. "Предоставьте право мертвым хоронить своих умерших..."

Edited at 2013-05-22 12:08 (UTC)
Позволю себе вмешаться. Подобного рода нелепые и мрачные ассоциации характерны для многолетней (и уже такой привычной!) депрессии. Человек в ней (и с ней) живет так давно, что действительно не представляет себе, что внутри может быть по другому. Знаю по опыту - какую бы музыку я на ассоциации не ставила, у подобных людей картинки всегда будут мимо музыки, всегда странные, и всегда что-то страшное.

Депрессия не вина человека, это его большая беда... Но! У меня немедленно возникают вопросы. Почему данный, душевно нездоровый человек (не секрет, что депрессия относится к душевным расстройствам) не "ищет помощи"? Он не знает о своей депрессии? Он не понимает, что с ним? А как он может консультировать людей в вопросах душевного здоровья?????

Мы уже не говорим об отсутствии творческого воображения и воображения вообще...

Ах, если бы это были единичные случаи! Но последние годы я НИЧЕГО ДРУГОГО в психологической среде не встречала...
"Депрессия не вина человека, это его большая беда... Но! У меня немедленно возникают вопросы. Почему данный, душевно нездоровый человек (не секрет, что депрессия относится к душевным расстройствам) не "ищет помощи"? Он не знает о своей депрессии? Он не понимает, что с ним? А как он может консультировать людей в вопросах душевного здоровья????? "

Так я вроде о том же самом,нет? 8-|
Конечно, и вы о том же самом! Просто я свои 5 копеек вставила.
Общаясь с людьми простыми, но не глупыми, слышал такую точку зрения: все психологи сами на голову ненормальные. Раньше я считал подобные слова признаком невежества людей. Потом чуть-чуть пожив и почитав этот ЖЖ, понял, что многие идут учиться на психолога, не чтобы научиться вправлять мозги нуждающимся, а чтобы вправить свои, и у них после выпуска из ВУЗа это все еще плохо получается. Преподаватель, которая учила меня психологии в университете, была тому наглядным примером.
Честно говоря, не люблю я таких простых обобщений! И очень не люблю слово: "ВСЕ".
"Все русские пьяницы, все американцы деловые"... "Все мужики сволочи, все бабы дуры"...
А что, не бывает американцев-пьяниц и деловых русских? Мужиков-дураков и баб сволочей? И почему ограничиваются только этими характеристиками?

Поверьте мне, не все психологи на голову ненормальные! Были не просто нормальные, но (извините) даже великие ученые, которые создали психологию, как науку!

Когда-то в психологи шли люди, мечтающие заниматься наукой - изучать, как работает память и какая она бывает... а мышление...оказывается оно разное!... а воля откуда берется... и т.д.
Собственно, тогда психология и занималась только наукой. А потом за занятия наукой стали платить копейки.И на писх.факи пошел другой контингент. Конкистадоры (см. в интернете). С одной стороны - всякие психологические тренинги - это сейчас хорошая кормушка. С другой - люди путают причину и следствие. На подсознательном уровне им кажется, что изучая психологию, они и себя изучат. С одной стороны в голове держится высокая цель: "помогать людям", с другой - никому из них в голову не приходит, что для того чтобы помогать, надо самому быть психически здоровым. И еще - ведь помогать надо УМЕТЬ! Одного желания мало!!!! И как я могу помочь человеку узнать, как это - "вкусно жить", если сам не знаю??!
Почему-то вопрос о психическом здоровье человека, собравшемуся "помогать людям" (сколько раз это сама слыхала от психологов) нигде и ни пред кем не стоит. В летчики тебя просто так не возьмут, а в психологи - можно.

"...понял, что многие идут учиться на психолога, не чтобы научиться вправлять мозги нуждающимся, а чтобы вправить свои..."
В программе псих.факов ничего подобного нет. И не проходят, и не изучают. Это народ себе чего-то придумал.
"Честно говоря, не люблю я таких простых обобщений!"
Я их тоже не люблю, но эти обобщения имеют под собой какую-то почву. И если они появляются, возникает вопрос: может с объектом обобщения что-то не то? Это не значит, что все плохо, однако есть над чем задуматься.

"Поверьте мне, не все психологи на голову ненормальные!"
Да я понимаю, даже не спорю с этим. Я привел мнение людей, которые “академиев не кончали”, просто как один из показателей состояния психологической отрасли.

"На подсознательном уровне им кажется, что изучая психологию, они и себя изучат. С одной стороны в голове держится высокая цель: "помогать людям", с другой - никому из них в голову не приходит, что для того чтобы помогать, надо самому быть психически здоровым."
Когда я писал про вправление мозгов самому себе, я как раз это и имел в виду.
Ну, я регулярно слышу от простого народа и что все психиатры "немного того", и все психотерапевты... при том, что как правило, данный человек не видит, не знает, не понимает разницы между этими профессиями. Не уверена, что человек, не "кончавший академиев" всегда видит самую суть и обладает особой мудростью.

"Когда я писал про вправление мозгов самому себе..."
Вправить мозги самому себе невозможно. Также, как залечить самому себе зуб - даже если вы стоматолог.
"Почему данный, душевно нездоровый человек (не секрет, что депрессия относится к душевным расстройствам) не "ищет помощи"? Он не знает о своей депрессии? Он не понимает, что с ним? А как он может консультировать людей в вопросах душевного здоровья????? "

Насколько я в курсе, у психологов, как и у психотерапевтов, должен быть супервизор, для регулярной санации собственных мозгов и души.
Или сие - чисто американский стандарт, российским специалистам не вмененный?
Окститесь, Наташа - система супервизии у нас не менее убогая, чем обучение! А в большинстве случаев супервизор такой же душевно нездоровый и также об этом не знает и знать не хочет.

На самом деле мало кто себе представляет масштаб беды с психологами...

К чему слова?

Пользователь dehtiar сослался на вашу запись в записи «К чему слова? » в контексте: [...] 22. Как понять подноготную человека? http://impressionante.livejournal.com/41892.html [...]

Психологи ...

Пользователь spiny_se сослался на вашу запись в записи «Психологи ...» в контексте: [...] 22. Как понять подноготную человека? http://impressionante.livejournal.com/41892.html [...]
сразу вспомнились коментарии к картинке персонажу из книги. в том числе и мои. вообще есть над чем задуматься: вроде же понимаю, где чужое, а где мое, но все равно смешиваю одно с другим зачем-то.